Учебные проекты как способ повышения интереса к чтению художественной литературы.
В обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения большую роль играет книга. Но её влияние будет эффективным при условии, что ученики увлечённо читают произведение, эстетически его воспринимают, чувствуют красоту художественного слова. Бережное отношение к творческому труду писателей возможно только в том случае, если подросток захочет стать талантливым читателем, и задача учителя литературы – помочь ему в этом.
Интерес к книге, особенно к чтению классики, сегодня, к сожалению, падает. В лучшем случае дети знакомятся с произведениями, включёнными в школьную программу, ограничивая круг чтения тем, что задано к уроку. Современный ученик считает классическую литературу непонятной, скучной, а также безнадёжно устаревшей. Большинство школьников рассматривают книгу в качестве источника информации, при этом для удовольствия читают лишь некоторые. Поэтому необходимо уделять большое внимание формированию читательской грамотности, поощрять желание провести время с книгой не только в учебных целях, но и, как говорится, для души.
В качестве способа, повышающего интерес школьника к чтению, можно использовать учебное проектирование, дающее возможность расширить зону учебного материала в соответствии с читательскими интересами учеников, поскольку работа над проектом предполагает деятельность, направленную на решение самостоятельно сформулированной задачи. Известно, что общая цель всех проектов – освоение конкретных знаний для их практического применения. Цель, направленная на создание проекта по литературе, связана с формированием личной читательской мотивации учеников, поскольку современный школьник, участвуя в подобных проектах, определяет круг чтения, ориентируясь на собственные читательские потребности.
При изучении художественной литературы особенно уместно создание творческих проектов, потому что в основе его лежит развитие как познавательных, так и творческих умений учащихся, формирование умений не только самостоятельно получать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, но и оригинально оформлять конечный результат своей деятельности.
Возможны различные виды учебных проектов по литературе, выбор формы и темы зависит от уровня сложности учебного материала, целей учителя, которые он определяет при изучении программного произведения, и интересов учеников.
Первой попыткой организации проектной деятельности на уроке литературы в 5 классе явилось создание небольшого учебного проекта по Русским народным сказкам .
Учащимся, объединенным в 3-4 группы, дается задание: подготовить коллаж из рисунков-иллюстраций учащихся, выполненных дома, коллаж, который может стать обложкой книги “Русские народные сказки”. Кроме этого, школьники должны представить, защитить свой проект. Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведений, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.
Подобные задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме “ Русские народные сказки ”, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и учащихся, нуждающихся в поддержке учителя.
Следующий подобный проект теме “ Русские литературные сказки ”.
Результатом таких творческих проектов могут быть как презентации в формате Power Point , так и самодельные книжки.
Самодельная книжка – это продукт фантазии учащегося, его воображения. Создание книг повышает самооценку учащихся, появляется гордость за свой труд. Например, работая над проектом «Сказочные героини», девочки перечитывали знакомые с детства сказки. Кто-то создает своих героинь в соответствии с описанием, другие фантазируют и придумывают свой образ. С помощью бумаги, тканей, бижутерии девочки «одевают» своих золушек и принцесс, подбирают из текста цитаты о своих героинях. Работа кропотливая и над созданием книжек-раскладушек.
Используя проектную деятельность для вовлечения в чтение через создание самодельных книг, книжных закладок, читательских отзывов, рекомендательных указателей, можно таким образом влиять на литературное и читательское развитие детей, прививать интерес к чтению хорошей литературы, формировать литературный вкус, создавать привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей.
Интересным оказался для детей проект «Создание детского журнала», который позволил проявить творческие способности детей. Проект начался со знакомства с разными периодическими изданиями. Эта встреча под названием «Обо всём интересном на планете Читай в журнале и газете» заинтересовала детей, где всем ребятам было предложено принять участие в разработке и выпуске первого своего журнала. Создавая журнал, дети самостоятельно выбирают чему он будет посвящен. У данной проектной задачи нет единственного правильного варианта решения. Каждый создаёт свой «продукт», и у всех он разный. Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся. Результат, который должны получить дети: иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций представлен мир для детей их возраста.
В течение учебного года пятиклассники работали над различными проектами: «В гостях у басни», «Дети и война в художественных произведениях», «Природа в поэзии русских поэтов 19 века», «Природа в поэзии русских поэтов 20 века», «Портфель читателя».
«Портфель читателя» - макеты книг, которые они рекомендовали бы своим сверстникам для прочтения, с аннотациями). Здесь названия проектов могут быть разными. Это и Проект «Моя любимая книга», «Лучшая книга», «Реклама книге», «Книги – юбиляры 2019 года».
Ученики отбирают из детской литературы лучшие, по их мнению произведения, прочитывают их и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу. Итогом является презентация своего золотого списка книг в любой форме: газета, рекламный листок, электронная презентация по плану:
Об авторе.
Книги, написанные автором.
Сюжет ( краткое описание книги)
Герои, их характер, поступки.
Свои рисунки.
Викторина(5-6 вопросов)
Рекомендации: Мне нравится эта книга… Советую вам прочитать… Её герои научат вас….
Библиографические сведения (автор, название книги, издательство, год)
Книгу можно взять в библиотеке или купить в магазине.
А результатом этого проекта стала заинтересованность детей в прочтении понравившихся книг. Многие дети захотели прочитать понравившиеся книги и взяли их в библиотеке.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть концерты, видеофильмы, презентации, журнал ...
Такие творческие задания в 5-7 классах вызывают живой интерес учащихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Работа над различными проектами продолжается в следующих классах.
Учебный проект, предложенный учащимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием “История моей семьи в истории Родины”, выполнялся после изучения рассказа В. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Отправной точкой к созданию проекта явилась последняя фраза из рассказа: “Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история”. (презентация проекта)
Над проектом «Малая Родина в творчестве алтайских поэтов» работали в 8 классе после изучения темы «Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе».
В 9 классе самая значимая и объемная тема – “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта “Памятник А.С.Пушкину”. Работа над этим проектом подробно описана в журнале “Литература в школе” №6 за 1998 год (статья Р.Д.Мадер “Как мы создавали памятник Пушкину”). Реализация этого проекта помогла ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже “родным”.
В 10 классе, читая роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», учащиеся составляют различные словари: «Этимологический словарь», «Словарь имён собственных», «Топонимический словарь», «Толковый словарь ключевых слов», «Словарь христианских понятий», «Словарь сновидений», «Словарь символов романа».
Такая работа предполагает внимательное прочтение текста, потому что, например, при создании «Словаря символов» кроме известных христианских, числовых, цветовых символов нужно было обнаружить и другие. Конечно, работа по созданию такого рода словарей достаточно трудоёмка, и надо признать, что не все учащиеся подойдут к ней ответственно и основательно. Но есть учащиеся, которым это интересно.
В журнале «Литература в школе» №7 за 2016 год учителем русского языка и литературы лицея г.Барнаула Пичугиной Ольгой Юрьевной подробно описан проект «Я – издатель», направленного на приобщение школьников к поэтическому наследию замечательных русских лириков Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, на развитие творческих способностей учащихся. На примере этих поэтов можно выполнять проекты и по другим .
Таким образом,
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
защищаем его душу;
питаем ум и сердце;
побуждаем к самосознанию;
содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Если ученик хочет научиться получать удовольствие от общения с книгой, интеллектуально и духовно развиваться, познавать себя и самореализовываться, он должен научиться вести самостоятельный внутренний диалог с писателем, задавать вопросы, без ответа на которые человеческая жизнь станет биологическим существованием. Ведь именно литература определяет будущее человека – отнюдь не политика и не экономика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.