Урок исследование по русскому языку Тема- Слово «доброта».doc
Урок – исследование по русскому языку
Тема: Слово «доброта».
Цели:
Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен
существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный
разборы слов.
Познакомить с названиями разделов науки о языке, что они изучают; учить распознавать
конкретные и отвлеченные существительные.
Формировать представление о многозначности ИС и их роли в речи.
Продолжать знакомить детей с творческой деятельностью Д.С.Лихачева.
Вызвать у детей потребность совершать добрые поступки.
Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор.
Оборудование:
1. Портреты К.Д.Ушинского и Д.С. Лихачева.
2. Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке.
3. Рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц.
4. Буквы на цветных карточках со словом «доброта».
5. «Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов).
6. «Словарь русской фразеологии. Историкоэтимологический справочник» (СПб., 2001)
7. «Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова.
8. Текст «Доброта» из книги Д.С.Лихачева «Заветное» (каждому ученику)
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось
не только при прощании и напутствии на какоенибудь важное дело, но и в других ситуациях,
требующих «сбережения» от злых сил и духов? Так, поговорка «В добрый час будь сказано!» основана
на поверье, что в «добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего
отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что
думаем.
Итак, простой вопрос: чему вы учитесь в школе? ( Читать, грамотно писать, считать и решать
задачи)
Все правильно, но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин
Дмитриевич Ушинский.
(Показ портрета К.Д.Ушинского)
Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели, нехристианская
педагогика». Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру.
Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой».(На доске написано).
Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Тема нашего исследования – СЛОВО. Но
слово это не простое, а очень важное.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и
выберите только те буквы, которые окрашены в теплые цвета. Составьте из них слово. ( ДОБРОТА).
Одним из самых интересных и талантливых людей России минувшего
века был Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Дмитрий Сергеевич Лихачев - российский ученый-
литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный
деятель. Он оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во
многом возродил понятие русского интеллигента. Его сила была в том, что
он изучил и культуру, и духовную жизнь, быт, искусства русского человека
на протяжении многих веков.
Это бесценные знания, читать его книги – наслаждение: так ярко,
просто, увлекательно они написаны. Они одинаково значимы и для
ученого, и для школьника.
(Даниил Гранин, писатель.)
ДОБРОТА – исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы
посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского
языка!
III. Исследования по различным разделам языка.
(На доску прикрепляю карточку Лексика)
Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую
оболочку. Однако не всякие звуки будут словом. Вспомните известное стихотворение
И.Токмаковой:
А я придумал слово, простое слово «плим»…
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим
И ничего не значит – плим, плим, плим.
« Плим» это слово? (Нет). –Почему?
Не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо звуковой оболочки слово должно
иметь лексическое значение, т.е. смысл.
Что же обозначает слово ДОБРОТА или прилагательное от этого слова – ДОБРЫЙ? (Ответы
детей)
Вы назвали несколько значений слова ДОБРЫЙ. Значит, это слово многозначное. Большинство
слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь несколько значений, а
не одно называется многозначностью, а слово многозначным. В «Толковом словаре русского
языка» Ожегова, Даля найдите определения слова ДОБРОТА, ДОБРЫЙ. Приклейте их.
Какой смысл в слова ДОБРОТА?
Словообразование
Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово,
это словообразование. Это наука о языке, которая изучает ЧТО? ( образование новых
слов ).
Напомните, из чего могут состоять слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Без какой
части слово не может существовать?
Разберите слово ДОБРОТА по составу. ( 1 ученик у доски)
Какие слова называются родственными или однокоренными?
Проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову. (Работают
самостоятельно, затем через 2 минуты проверяем)
С помощью какой части слова образовано новое? Какие однокоренные слова нашли в тексте
«Доброта» Д.С.Лихачева?
В «Словообразовательном словаре русского языка»Л.Н.Тихонова более 100 слов с корнем –
ДОБР. Вот некоторые из них:
добрейший
добренький добряк
предобрый
добрячок
добреть
задобрить
добро Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: (Говорит ученик,
работавший со словарем заранее)
Добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный,
добрососедский, доброжелательный.
Фонетика
Отправимся дальше. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая
изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
Посмотрите внимательно на слово ДОБРОТА и скажите, сколько звуков о вы слышите?
Сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав. Это однерочка, т.е. звукобуквенный
разбор. (Один ученик у доски)
Д – д – сг. зв. тв.
О – а – безуд. гл.
Б – б – сг. зв. тв.
Р – р – сг. зв. тв.
О –а – безуд. гл.
Т – т – сг. глух. тв.
А – а – уд. гл.
7 букв, 7 звуков
Сколько же звуков –о в слове? Интересно, почему же мы не слышим ни одного звука –о в
слове, а пишем букву о в двух случаях?
Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?
Орфография.
Посмотрим на слово с точки зрения ОРФОГРАФИИ. – Что изучает этот раздел науки о языке?
Орфография изучает правила написания слов.
Среди однокоренных слов найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Выделите
орфограмму. Какие слова являются проверочными? Почему? Подчеркните их по линейке.
Морфология (3)
Что исследует раздел МОРФОЛОГИЯ? Это раздел грамматики, изучающий грамматические
свойства слов . Какой частью речи является слово ДОБРОТА? (Существительным)
Откройте схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради. (У доски 1
ученик).
ДОБРОТА – сущ., предмет.
1. Н.ф.—(Что?) доброта.
2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1е склонение.
3. Непостоянные признаки: ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, т.к.
это отвлеченное имя существительное)
Синтаксис (4) – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с
другими словами в предложении.
Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные.
Но это вовсе не означает, что они глупее других. У каждого человека свои достоинства.
Комуто прекрасно дается учеба. У когото отлично получается ручная работа. Ктото
превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Ктото мудр своей
добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком
злословить. Вы прочитали уже достаточно много книг о добрых людях и добрых поступках.
Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще. (Рассказывает
подготовленный ученик) Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли ктото
знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а
злой , наоборот, тот кто… (помнит свое добро и забывает свои грехи.)
Запишите предложение, выполните синтаксический разбор (4).
НА ДОСКЕ: Доброго человека дела славят. (Один ученик работает у доски)
(Комментированный разбор: главные члены предложения
второстепенные
схема предложения
словосочетания
По цели высказывания предложение какое?
По интонации?
Объясните смысл этого предложения.
Фразеология)
Фразеологизм – особое сочетание слов. В отличие от свободного словосочетания у
фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в
целом.
В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом.
Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках
и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании.
Вспомните, с какими вы уже встречались.
Обратимся вновь к словарю. Статья «добрый». Фразеологизмы отмечаются вот таким
значком: . (Дети читают, объясняют).
В добрый путь! (2знач.)
В добрый час! (2знач.)
Добро пожаловать!
Добрый молодец (из сказок)
Дать добро (соврем.)
Делать добро (соврем.)
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
IV. Итог урока.
Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. С точки зрения каких
наук? (Читаем)
Чему учились на уроке? ( Кроме прочего – доброте).
Д.\з.: Подобрать и записать в тетрадь 3 пословицы о доброте.
Урок окончен. Спасибо за помощь.
Учебный проект по русскому языку "Слово "доброта" (2 класс, русский язык)
Учебный проект по русскому языку "Слово "доброта" (2 класс, русский язык)
Учебный проект по русскому языку "Слово "доброта" (2 класс, русский язык)
Учебный проект по русскому языку "Слово "доброта" (2 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.