Учебный проект по русскому языку "Слово "доброта" (2 класс, русский язык)

  • Работа в классе
  • doc
  • 09.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок исследование по русскому языку Тема- Слово «доброта».doc
Урок – исследование по русскому языку Тема: Слово «доброта». Цели:   Повторить   знания   о   существительном   как   части   речи,   грамматические   признаки   имен существительных,   синтаксический   разбор  предложений,   фонетический   и   словообразовательный разборы слов.  Познакомить   с   названиями   разделов   науки   о   языке,   что   они   изучают;   учить   распознавать конкретные и отвлеченные существительные.  Формировать представление о многозначности ИС и их роли в речи.  Продолжать знакомить детей с творческой деятельностью Д.С.Лихачева.   Вызвать у детей потребность совершать добрые поступки. Развивать речь детей, прививать навыки исследовательской работы, расширять кругозор. Оборудование:  1. Портреты  К.Д.Ушинского и Д.С. Лихачева. 2. Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке. 3. Рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц. 4. Буквы на цветных карточках со словом «доброта». 5. «Толковый словарь русского языка» (авт. Ожегов). 6. «Словарь русской фразеологии. Историко­этимологический справочник» (СПб., 2001)  7. «Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова.  8. Текст «Доброта» из книги Д.С.Лихачева «Заветное» (каждому ученику) Ход урока I.Организационный момент. II. Постановка темы и целей урока. ­ В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не   только   при   прощании   и   напутствии   на   какое­нибудь   важное   дело,   но   и   в   других   ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Так, поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на   поверье,   что   в   «добрый   час»   можно   говорить   все,   что   хочешь,   а   в   «худой   час»   лучше   всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем. Итак, простой вопрос: чему вы учитесь в школе? ( Читать, грамотно писать, считать и решать задачи) ­­ Все правильно, но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. (Показ портрета К.Д.Ушинского) ­­ Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели, нехристианская педагогика». Он напоминает нам, что мы должны не про­сто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается  солнышком, а душа – добротой».(На доске написано). Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Тема нашего исследования – СЛОВО. Но слово это не простое, а очень важное. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые окрашены в теплые цвета. Составьте из них слово. ( ДОБРОТА). ­­Одним из самых интересных и талантливых людей России минувшего века был Дмитрий Сергеевич Лихачев. Дмитрий Сергеевич Лихачев - российский ученый- литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель.Он оказал большое влияние на интеллигенцию нашей страны, во многом возродил понятие русского интеллигента. Его сила была в том, что он изучил и культуру, и духовную жизнь, быт, искусства русского человека на протяжении многих веков. Это бесценные знания, читать его книги – наслаждение: так ярко, просто, увлекательно они написаны. Они одинаково значимы и для ученого, и для школьника. (Даниил Гранин, писатель.) ДОБРОТА   –   исконно   русское   слово,   которое   люди   используют   с   незапамятных   времен.   Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка! III. Исследования по различным разделам языка. (На доску прикрепляю карточку Лексика) Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.  Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку.   Однако   не   всякие   звуки   будут   словом.   Вспомните   известное   стихотворение И.Токмаковой: А я придумал слово, простое слово «плим»… Вот прыгает и скачет плим, плим, плим И ничего не значит – плим, плим, плим. ­­« Плим»­ это слово?  (Нет). –Почему? ­­Не любые звуки, взятые вместе, будут словом. Помимо звуковой оболочки слово должно иметь лексическое значение, т.е. смысл. ­­Что же обозначает слово ДОБРОТА или прилагательное от этого слова – ДОБРЫЙ?  (Ответы детей) ­­Вы назвали несколько значений слова ДОБРЫЙ. Значит, это слово многозначное. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь несколько значений, а не одно называется  многозначностью,  а слово многозначным. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова, Даля найдите определения слова ДОБРОТА, ДОБРЫЙ. Приклейте их. ­­Какой смысл в слова ДОБРОТА?  Словообразование Следующий раздел  науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, ­­это  словообразование. Это наука о языке, которая изучает   ЧТО? (  образование новых слов ). Напомните, из чего могут состоять слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Без какой части слово не может существовать? ­­ Разберите слово ДОБРОТА по составу. ( 1 ученик у доски) ­­ Какие слова называются родственными или однокоренными? Проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову.  (Работают самостоятельно, затем через 2 минуты проверяем) ­­ С помощью какой части слова образовано новое? Какие однокоренные слова нашли в тексте «Доброта» Д.С.Лихачева? ­­ В «Словообразовательном словаре русского языка»Л.Н.Тихонова более 100 слов с корнем – ДОБР­. Вот некоторые из них: добрейший добренький добряк предобрый добрячок добреть задобрить доброЭти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: (Говорит ученик, работавший со словарем заранее) Добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный. Фонетика ­ Отправимся дальше.   Фонетика  –  это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию. Посмотрите внимательно на слово ДОБРОТА и скажите, сколько звуков  ­о­ вы слышите? Сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав. Это однерочка, т.е. звуко­буквенный разбор. (Один ученик у доски) Д – д – сг. зв. тв. О – а – безуд. гл. Б – б – сг. зв. тв. Р – р – сг. зв. тв. О –а – безуд. гл. Т – т – сг. глух. тв. А – а – уд. гл. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 7 букв, 7 звуков ­­Сколько же звуков –о­ в слове?   Интересно, почему же мы не слышим  ни одного звука –о­ в слове, а пишем букву о в двух случаях? ­­Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно  написать слово?   Орфография.  Посмотрим на слово с точки зрения  ОРФОГРАФИИ.  – Что изучает этот раздел науки о языке? Орфография изучает правила написания слов. ­­ Среди однокоренных слов найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне. Выделите орфограмму. Какие слова являются проверочными? Почему? Подчеркните их по линейке. Морфология (3) ­ Что исследует раздел   МОРФОЛОГИЯ?  Это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов . Какой частью речи является слово ДОБРОТА? (Существительным) ­­ Откройте схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради.  (У доски 1 ученик). ДОБРОТА – сущ., предмет. 1. Н.ф.—(Что?) доброта. 2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1­е склонение. 3. Непостоянные признаки: ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, т.к. это отвлеченное имя существительное) Синтаксис (4) – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.  Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это вовсе не означает, что они глупее других. У каждого человека свои достоинства. Кому­то   прекрасно   дается   учеба.   У   кого­то   отлично   получается   ручная   работа.   Кто­то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто­то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали уже достаточно много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы   хотела, чтобы вы послушали короткую   легенду о старом плаще. (Рассказывает подготовленный ученик)Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто­то знать об этом.  Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой , наоборот,­­ тот кто… (помнит свое добро и забывает свои грехи.) ­­Запишите предложение, выполните синтаксический разбор (4). НА ДОСКЕ:  Доброго человека дела славят. (Один ученик работает у доски)    (Комментированный разбор: ­ главные члены предложения ­ второстепенные ­ схема предложения ­ словосочетания ­­ По цели высказывания предложение какое? ­­ По интонации? ­­ Объясните смысл этого предложения.  Фразеология) Фразеологизм  –   особое   сочетание   слов.   В   отличие   от   свободного   словосочетания   у фразеологизма  лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все сочетание в целом. В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и   фразеологизмах.   Много   их   в   приветствиях,   пожеланиях   при   встрече   или   расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались. ­­ Обратимся вновь к словарю. Статья «добрый». Фразеологизмы отмечаются вот таким значком:       . (Дети читают, объясняют).  В добрый путь! (2знач.)  В добрый час!  (2знач.)  Добро пожаловать!  Добрый молодец (из сказок)  Дать добро (соврем.)  Делать  добро (соврем.) ­­ Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. IV. Итог урока. ­ Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. С точки зрения каких наук? (Читаем) ­­ Чему учились на уроке?  ( Кроме прочего – доброте). Д.\з.: Подобрать и записать в тетрадь 3 пословицы о доброте. ­ Урок окончен. Спасибо за помощь.