Актуальность проекта:
Каждому из нас в начальной школе приходилось учить таблицу умножения. Но не многие знают её в совершенстве. Возникают трудности в заучивании таблицы, многие просто зубрят, не могут бегло и быстро применять. Особенно современным детям тяжело она дается, т.к. есть калькуляторы, различные гаджеты, на которых легко и быстро можно посчитать. И дети не понимают, зачем вообще ее запоминать?! Если ученик не сможет усвоить таблицу умножения сразу, то в будущем он может столкнуться с определенными сложностями в среднем и старшем звене. Это может привести к ошибке в экзамене.
Основополагающий вопрос:
Как же быстро и легко выучить таблицу умножения?
Гипотеза заключается в предположении, что мы не всё знаем о таблице умножения. Существуют простые и лёгкие способы запоминания таблицы умножения, которые не являются общеизвестными.
Предмет исследования: способы заучивания таблицы
Объект исследования: арифметическое действие - умножение.
Цель: выявление секретов таблицы умножения для быстрого запоминания
Задачи
Изучить историю возникновения таблицы умножения.
Провести анкетирование среди учащихся 4 классов.
Узнать, какие «загадки» таит в себе таблица умножения.
Рассказать о лёгких способах выучить таблицу с помощью «загадок».
История происхождения таблицы умножения
В Японии археологи нашли деревянную дощечку с фрагментом таблицы умножения, которую изготовили еще в 8 веке. Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры, напоминают китайское письмо, скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени. Не исключено, что именно там ее впервые и придумали.
Эту версию подтверждает находка, сделанная китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет. На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами проникла в Индию, а оттуда в страны Азии и Европу.
Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.
Хотя не исключено также и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям
История происхождения таблицы умножения
Никомах Герасский, который жил на рубеже I и II веков нашей эры, записал таблицу в привычном нам виде в своем сочинении «Введение в арифметику».
Ученый Викторий Аквитанский записал таблицу из 98 столбцов, которая представляла в римских числах результат перемножения чисел от 2 до 50.
А в 1820-м году шотландский физик и профессор математики Джон Лесли публиковал таблицу умножения до 99. И он же стал рекомендовать ученикам заучивать ее.
Известно, что впервые таблица умножения была введена в школах в средневековой Англии. Выглядела она, как система перемножения чисел до 12.
В Россию таблица попала благодаря математику Леонтию Филипповичу Магницкому, который издал в 1707 году первый учебник по математике «Арифметика». В этом учебнике были таблицы сложения и умножения.
Применение таблицы умножения в жизни человека
Каждый человек в своей жизни пользуется таблицей умножения, часто даже не замечая этого. В некоторых ситуациях приходится не только умножать, но и пользоваться обратным действием - делением.
Вот несколько примеров тех жизненных ситуаций, где человек использует таблицу умножения:
В изучении многих школьных предметов (математика, алгебра, геометрия, физика, химия, черчение и др.)
В профессиональной деятельности (инженер, плотник, столяр, продавец, учитель, строитель и т.д.)
В быту:
определение площадей комнат в квартире
расчет материалов для ремонта стен, потолков, полов (количество необходимого количества обоев, краски)
оплата коммунальных услуг
расчет стоимости покупки в магазине и т.д.
1. Практически весь класс знает таблицу умножения.
2. Больше половины не испытывали трудности при ее заучивании.
3. Больше всего трудность вызывали цифры 8 и 9.
4. Дети не знают легких способов ее заучивания и из этого можно сделать вывод они ее зубрят. Но всё же 4% ответили на этот вопрос так: а)складывать десятки б)считать по пальцам в) Каждый вечер перед сном, а также каждое утро надо повторять
Выводы в результате тестирования
Перейдём к числу 5:
Наблюдение: цифра в разряде десятков может быть получена представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых берем в десяток, если есть остаток, его надо отбросить.
1. Произведения заканчиваются цифрами 5 или 0.
2. Если второй множитель четный, то произведения заканчиваются на 0.
3. Если второй множитель нечетный, то произведения заканчиваются цифрой 5.
4. А цифра в разряде десятков может быть получена представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых берем в десяток, если есть остаток, его надо отбросить.
5*4=20 4 = 2 +2 5*7=35 7 = 3+3+1
5*8=40 8 = 4+4 5*9=45 9 = 4+4+1
Запомни!!!
3=1+1+1 4=2+2 7=3+3+1 8=4+4
5=2+2+1 6=3+3 9=4+4+1
Секреты таблицы умножения числа 3.
3 * 1 = 3 3 * 4 = 12 3 * 7 = 21
3 * 2 = 6 “0” 3 * 5 = 15 “1” 3 * 8 = 24 “2”
3 * 3 = 9 3 * 6 = 18 3 * 9 = 27
1.) В первых трех произведениях в разряде десятков - “0”.
В следующих трех произведениях в разряде десятков - “1”.
В следующей “тройке” в разряде десятков - “2”.
2.) В разряде единиц чередуются четные и нечетные числа.
3.) Если сложить цифры, стоящие в разряде десятков и единиц, то все время получается 3, 6, 9.
3 * 4 = 12 1 + 2 = 3
3 * 5 = 15 1 + 5 = 63 * 6 = 18 1 + 8 = 93 * 7 = 21 2 + 1 = 33 * 8 = 24 2 + 4 = 63 * 9 = 27 2 + 7 = 9
стихи
Лучше усвоить таблицу умножения помогут стихи, способ отлично подходит тем школьникам, которые их легко запоминают. Стихи можно придумывать самим или находить их в интернете.
В стихах может не быть смысла, они могут быть какими угодно глупыми, их основная цель заключается в упрощении процесса запоминания. Например:
Сколько стоит апельсин?Семь на три – двадцать один.Устаем мы забывать,Пятью девять — сорок пять.
Таблица умножения в игре
Игра «Бинго»(или лото).Перед участниками игры находятся квадраты шесть на шесть клеточек. Каждый заполняет свой квадрат любыми числами из таблицы. Водящий называет пример, «5х7». Если у участника игры есть число 35 на карточке, то он зачеркивает его. Игра продолжается, пока кто-нибудь не зачеркнет все числа на своей карточке.
На каждой из карточек должно быть написано действие умножение без ответа. Участники игры вытягивают из общей колоды по одной карточке по очереди и дают ответ. Если ответ верный, ответивший карточку кладет в свою колоду, если неверный - карточка возвращается в колоду. Побеждает тот, чья колода окажется больше.
Заключение
Учить таблицу умножения, зная ее секреты, гораздо быстрее и интереснее.
В ходе эксперимента были получены положительные результаты, доказывающие эффективность данного способа заучивания таблицы умножения.
В целях распространения положительного опыта планируется создать брошюру “ Загадки таблицы умножения”, помогающую детям (во 2 классе) прочно запомнить таблицу умножения.
Мы убедились, что таблица умножения содержит в себе много секретов и её можно выучить легко и с интересом без зубрёжки.
Дальнейшее применение проекта.
Мы планируете провести мастер-класс в начальной школе, показать ребятам, как легче запомнить таблицу умножения.
Изготовить и раздать буклеты учащимся начальной школы с приемами быстрого запоминания таблицы умножения
Продемонстрировать загадки быстрого овладения таблицей умножения в 8-а классе.
Используемые материалы:
“Уроки математики во 2-3 классах” автора Пансковой Г.В.
“Математика. 2 класс”; Александровой Э.И.
https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2013/10/22/issledovatelskaya-rabota-sekrety-tablitsy
https://tablica-umnozhenia.ru/stati/istoriya-sozdaniya-tablitsy-umnozheniya-2/ .
https://multiurok.ru/files/proekt-po-teme-sekrety-tablitsy-umnozheniia.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.