Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт ДемьяновоПодосиновский район Кировская область
Внутреннее строение человека
проект
Проект выполнил
Ученик10 класса
Опарин Константин
Руководитель Ногтева С.В.,
Учитель, биологии
пгт Демьяново, 2018
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
I.Описание литературных источников…………..………………………………4
1.1 Человек……..………………………….………………………………..4
1.2 Сравнение человека и животного…..…………………………………5
1.3 Внутреннее строение ………………………..………..……………….7
II. Исследование……………………………..…………………………………..13
III. Работа над продуктом………………………………………………...17
3.1 Первоначальные идеи…………………………………………….17
3.2 Дизайн продукта…………………………………………………..18
3.3 Анализ продукта…………………………………………………..19
3.4 Разработка продукта………………………………………………20
3.5 Готовый продукт……………………………………………….....21
IV. Самоанализ …………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………...23
Приложение № 1.………………………………………………………………..24
Приложение № 2…………………………………………………………………25
Приложение № 3…………………………………………………………………26
Приложение № 4…………………………………………………………………27
Введение
В наше время знание внутреннего строения человека играет большую роль в жизни. Но как же донести эти знание до окружающих ?
Передо мной возниклапроблема:хочу лучше знать внутреннее строение человека, но на данный момент не обладаю достаточным количеством информации (Приложение № 1).
Анализируя эту проблему, я вывел несколько способов решения:
1)Купить в магазине книгу по анатомии
2)Пройтись по магазинам в другом районе или городе
3)Узнать у друзей есть ли у них интересующая мне книга
4)Заказать книгу через интернет магазин
Для решения проблемы я выбрал для себя 1 способ, т.к он для меня самый подходящий и экономичный (Приложение № 2).
Если я изучу все составляющиеся внутреннего строения человека, то в будущем приобрету большой материал знаний. Мой проект одногодичный. Предположительно результатом моего проекта будет опорный конспект в виде схемы. В будущем моим проектом смогут воспользоваться другие люди для сдачи экзаменов по биологии. Во время проекта я получу информационные знания, а так же приобрету навыки в сфере анатомии.
Цель проекта:Разработать и составить опорные схемы по анатомии для подготовки к ЕГЭ (Приложение№ 3).
Задачи проекта:
1)Собрать и проанализировать информацию по внутреннему строению человека
2)Выделить главное из всей информации ключевые моменты всех частей человека
3)Разработать схему опорного конспекта
4)Разработать опорный конспект всех систем человека
5)Показать результат окружающим
I. Описание литературных источников
1.1 Человек
Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Возник на Земле в результате эволюционного процесса — антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.
Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создаёт культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными проблемами философии, религии, науки и искусства.
И. Т. Фролов и В. Г. Борзенков в «Новой философской энциклопедии» указывают, что можно выделить не менее четырёх подходов к определению понятия (термина) «человек»:
1. Человек в естественной систематике животных;
2. человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему;
3. человек в смысле «человеческий род»;
4. человек как индивид, личность.
1.2 Сравнение человека и животного
Наиболее массовый, развитый, умный, «привлекательный», агрессивный, захватнический и т.д. вид среди всех представителей животного царства это человек. Люди просто еще один вид животных, таким образом, существует очень много признаков, которые мы разделяем с животными для обсуждения сходства и различий. Тем не менее, человек существенно отличается от других видов животных.
Существуют миллионы видов животных, морфологически и физиологически они очень сильно отличаются от людей. У животных большое разнообразие между собой с точки зрения их внешнего вида. Есть животные, с и без конечностей, крыльев, глаз и т.д. Их размеры могут варьироваться от маленьких одноклеточных животных до гигантских голубых китов или слонов. Животные завоевали все экосистемы на нашей планете и показывают прекрасную адаптацию к любой соответствующей среде обитания, анатомически, физиологически, а иногда и умственно. Животные смогли выжить во всех эпохах с момента их появления на Земле. Земля постоянно меняется по геологической шкале времени: наводнения, засуха, холод, жара, атмосферные явления, солнечный свет, и другие факторы окружающей среды возникали и доминировали в разное время. Некоторые животные эволюционировали и адаптировались для выживания, а другие погибли и вымерли. У животных чистые и простые эмоции, и они не могут ненавидеть или любить друг друга. Животные пережили много различных массовых вымираний в разные эпохи и дожили до наших дней, несмотря на их менее развитый мозг, низкий уровень развития (сравнительно), а также бесчисленные различия в морфологии, анатомии и физиологии.
Люди (гомо сапиенс), считаются наиболее развитым видом животных. Люди — физиологически и морфологически сильно отличаются от других животных. Несмотря на свою уникальность среди животных, люди различны между собой, у них разные желания, привычки, идеи, навыки … и т.д. Люди отличаются по своей способности понимать, объяснить и использовать окружающую среду в науке, философии и религии. Люди являются социальными животными с сильными связями между собой. Современные люди в основном трех типов: европеоиды, негроиды и монголоиды. Обычно здоровый взрослый человек весит от 50 до 80 килограммов, а высота может варьироваться в пределах 1,5 и 1,8 метра, продолжительность жизни в среднем составляет около 67 лет. Хотя, люди эволюционировали достаточно долго, по мнению многих ученых, они не сталкивались ни с одним из основных климатических или географических изменений на Земле.
Различия между человеком и животными очевидны с морфологической и физиологической точки зрения. Одно из самых контрастных различий это подход к цели. Целью может быть либо питание, либо размножение. В большинстве случаев среди животных, физическая сила играет большую роль, в то время как у людей это умственная и душевная силы. Нет одного существенного различия между человеком и животными. Тем не менее, очевидные различия: использование сложных языков, технологий и многое другое.
1. Животные принадлежат ко множеству видов, тогда как люди принадлежат к HomoSapiens.
2. Большинство животных ходят на четырех ногах, в то время как люди являются двуногими.
3. Животные, как правило, либо травоядные либо плотоядные и придерживаются диеты своего вида в то время как люди всеядны.
4. Животные не могут общаться как люди.
5. Животные находятся под угрозой исчезновения в связи с антропогенным воздействием на окружающую среду.
6. В то время как животные просто выживают в своей среде, люди разработали технологии и науку, чтобы изменять свою среду.
1.3 Внутреннее строение
Каждый орган имеет свою локализацию, особенности строения, основную и вспомогательную функцию. Именно поэтому очень часто при сбое в работе одного органического элемента косвенно страдают и несколько других. Чтобы лучше чувствовать свой организм и своевременно помогать ему справляться с возникающими трудностями в виде заболеваний или травм, человеку необходимо досконально знать четкое расположение своих внутренних органов.
Организм мужчины и женщины включает в себя три основные зоны для комплектации определенной группы органов. Это грудной и брюшной отделы, а также область малого и большого таза. Одиночные внутренние органы, не имеющие группирования, расположены в промежутках между основными зонами.
Общее ознакомление с расположением органов внутри тела человека начинается со щитовидной железы, которая обосновалась ниже гортани в нижней передней части шеи. Этот важный элемент организма в течение жизни может незначительно сдвигаться вглубь или вниз, что является нормальным явлением. Еще один выраженные и не имеющий группового формирования житель тела человека – диафрагма, располагается между зонами грудного и брюшного отделов. Основная функция этого органа отвечает за свободное расширение области легких для беспрепятственного прохождение воздуха.
Постоянными и важными органами грудины являются сердце, легкие, бронхи и вилочковая железа.
· Главная мышца тела человека – сердце, внутренний орган расположенный над диафрагмальной зоной, между обоими легкими, со значительным сдвигом в левую часть. Основная задача, обеспечивающая жизнедеятельность организма человека в целом, заключена в прокачке кровеносной системы. Сердечная мышца очень часто индивидуализирована по своей форме, что связано с несколькими причинами. На визуальный вид сердца может влиять пол, возраст, образ жизни и состояние здоровья в целом.
· Легочная система состоит из симметричного расположения легких, заполняющих собой большую часть плоскости грудной области от ключицы до диафрагмы. На фото схеме расположения внутри внешний облик элементов, ответственных за дыхательный аппарат, имеет конусовидный удлиненный вид, надежно защищенный ребрами.
· Бронхи сформированы в форме правильно разветвленного растения, основание – стебель которого выходит из трахеи и прорастает в обоих легких. Несмотря на одинаковую функциональность, визуализация бронхиальных веток не симметрична. Правосторонний орган несколько утолщен, в отличие от левого, и заметно укорочен. Внутри своей системы бронхи делятся на подвиды: долевые вне легочные, сегментарные вне легочные, суб сегментарные внутри легочные и бронхиолы, плавно перетекающие в альвеолы.
· Тимус – вилочковая железа, главный иммунолог организма человека, внутренний орган расположенный в верхней задней части грудины и имеющий вилкообразную форму.
Эту полость занимают такие элементы, как желудок, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь, почки, надпочечники, селезенка и кишечный тракт.
· Желудок– имеет эластичную мышечную ткань, позволяющую органу растягиваться по мере его заполнения. На схеме у человека расположение главного вместилища еды находится сразу под диафрагмой, смещаясь немножко влево. Хотя болевые ощущения при сбое в работе желудка чаще локализованы по центру. Основная функция этого органа — расщепить пищу с помощью желудочного сока на полезные и питательные вещества.
· Печень, как фильтрующий механизм, является многофункциональным и важнейшим элементом процесса пищеварения. Находится в правой подреберной области и имеет неравномерное двух долевое строение, с явным размерным преимуществом справа. Задача печеночной деятельности – обеспечение защиты организма от интоксикации, выработка холестерина и регуляция межклеточного обмена.
· Поджелудочная железа со своей способностью вырабатывать ферментативные вещества для переваривания пищи, находится по схеме внутренних органов человека в левой верхней части брюшины, позади желудка. Активно участвует в метаболических процессах и снабжении организма природным инсулином.
· Желчный пузырь – маленький, но довольно весомый для работы желудочно-кишечной системы орган. Вырабатывает необходимую организму желчь в правом среднем секторе брюшной полости. Несмотря на свои размеры и яйцевидную форму, играет огромную роль в пищеварении, сбои в работе которого вызывает не только дискомфорт в виде тошноты, рвоты и болевых ощущений справа, но и участвует в развитии язвенных болезней желудка и двенадцатиперстной кишки.
· Почкиявляютсяблизнецами в брюшной полости , играющие важнейшую роль в моче — выделительной системе. Имеют двустороннее расположение в задней и нижней части брюшины, с некоторой асимметрией посадки в силу незначительной разницы в размере. Левая почка несколько больше правой и расположена чуть выше. Своим видом визуально напоминают выгнутые бобовые плоды.
· Надпочечники, как спутники предыдущих парных органов, тоже находятся с обеих сторон брюшной полости человека и несут значительную функциональность гормональной и эндокринной системе. Вырабатывают и пускают в кровь более 25 гормонов, включая андрогены, кортикостероиды и адреналин. Получают импульсы нервной системы за счет компонентов мозгового и коркового вещества, наполняющих данные органы, что помогает корректировать процессы возбуждения и торможения при стрессах и расстройствах.
· Основа схемы кроветворения и иммунной системы – селезенка, нашла свое местоположение в левой верхней области брюшной плоскости в форме удлиненного овала. Защищает человеческий организм от различного рода инфекций, усиливает обмен веществ, регенерирует тромбоциты и эритроциты и очень редко дает болевые сигналы о неполадках в своей работе.
• Кишечная составляющая брюшины включает наличие толстой и тонкой кишки, а также аппендикса. Кишечник заполняет всю нижнюю часть живота человека, оставив над собой все остальные органы брюшной полости. На схеме расположения органов видно, что толстая кишка отличается от тонкой диаметром и расположением. Утолщенная, но значительно укороченная кишка, включающая отросток аппендикса, является завершающим отсеком, выводящим твердые отходы жизнедеятельности организма наружу, через анальное отверстие. Ее локализация более выпрямленная и огибает всю кишечную конструкцию. Впадающая в нее справа тонкая тезка заметно длиннее и запутаннее. Важная роль, отведенная кишечнику, показывает малейшие нарушения в питании и последующем переваривании пищи организмом. Недостаточность работы органов брюшной полости до попадания отходов в кишечник, чревата такими проявлениями как запоры или диарея, метеоризм и дискомфорт в нижней части живота. Перистальтика – мышечный тонус стенок кишечника, значительный показатель при развитии некоторых болезней.
Моче–половая система организма состоит из мочевого пузыря и половой системы, которая в женском организме содержит матку и яичники, а в мужском – семенные пузырьки и предстательную железу.
· Мочевой пузырь расположен в нижней тазовой части за лобковой костью. Основная функция этого органа имеет собирательный характер с периодическим избавлением от накопившейся мочи через мочеиспускательный канал. Имеет эластичную мышечную ткань, которая растягивается с наличием содержимого и сжимается после опорожнения. В пустом состоянии мочевой пузырь локализуется четко за лобком, а при наполнении мочой начинает расти вверх, значительно меняя свою форму на яйцевидную. Увеличение органа имеет индивидуальные границы, доходя иногда аж до пупковой точки. Когда мочевыводящая деятельность пузыря выходит из строя, импульсами этого могут быть болезненность при мочеиспускании и схваткообразные боли внизу живота.
· Матка располагается прямо над мочевым пузырем в области середины малого таза. Самый эластичный орган женского организма в спокойном состоянии имеет длину около 7 см, растягивая до значительных размеров в течение беременности. Достаточность свободного около маточного пространства внутри организма позволяет матке быть еще и самым подвижным органом, способным смещаться по причине наполняемости мочевого пузыря и кишечника. Форма в виде уплощенной груши округлена в нижней части, в области перехода в шейку матки. Основной задачей органа является продолжение рода человеческого. Резервуар для формирования и вынашивания ребеночка снабжен трехслойной структурой стенок, отвечающих за поступление питательных веществ, а также имеет защитные функции и достаточный мышечный тонус, необходимый для родового процесса.
· Яичники – парный орган исключительно женского организма, отвечающий за способность к деторождению. Помимо главной задачи, состоящей в формировании и созревании половых клеток, участвует в производстве половых и стероидных гормонов. Находятся на схеме внутренних органов по обеим сторонам от матки, располагаясь в отношении нее симметрично. Цикличность деятельности яичников показана менструальным процессом, характеризующим ежемесячное обновление клеточного комплекса, выработанного для оплодотворения.
· Семенные пузырьки – органы — близнецы исключительно мужского организма, размешенные в задней боковой области относительно мочевого пузыря. Обладают выделительной функцией, вырабатывая необходимый секрет для питания и продвижения сперматозоидов. Принимают активное участие в процессе семяизвержения.
· Предстательная железа находится в схеме расположения органов человека спереди в центральной нижней области малого таза мужчины, располагаясь под мочевым пузырем. Внешним видом по форме напоминает каштан, с бороздовым делением по центру. Основная задача простаты – выделение базовой в составе спермы секреторной жидкости, богатой иммуноглобулинами и ферментативными веществами. Вспомогательной функцией является перекрывание выхода мочеиспускательного канала в состоянии эрекции. Также предстательная железа участвует в процессе семяизвержения, благодаря своей способности к интенсивному сокращению мышечной ткани, и способствует разжижению консистенции спермы в целом для усиления подвижности и жизнедеятельности сперматозоидов.
Человеческий организм –
объект постоянных исследований и экспериментов. Сохранение и защита внутренних
органов – врожденный инстинкт любого живого существа. К сожалению, люди не
всегда с должным уважением относятся к своему организму. И это не обязательно
вредные привычки или нездоровый образ жизни. Тяжелый физический труд,
переохлаждение или иные непредвиденные ситуации могут вызвать сбой в работе
внутренних систем, поэтому четкое знание расположения своих жизненно — важных
органов поможет человеку определить причину дискомфорта и облегчить постановку
точного диагноза лечащему врачу.
II. Исследование
Цель: узнать у респондентов, их знание по анатомии.
Мною было опрошено 12 человек в возрасте 16-17 лет
На основе опроса (Приложение № 4) я сделал следующие выводы:
1)Что все двенадцать человек знают какие органы входят в внутреннюю систему человека
2)Из опрошенных больше всего выделяют органы такие как( печень, сердце, желудок, легкие)
3)Из опрошенных респондентов 8 человек посчитали что важным органом является сердце, а 4 человека посчитали что мозг.
4)Так же все знали какой орган обеспечивает движение крови.
5)Так же 6 человек подсчитали что желудок является топливным баком, 3 человека что это являются почки, 3 человека что это являются легкие.
6)Большая часть опрошенных задумывалась о том какова была бы их жизнь без какого либо внутреннего органа.
7)Из опрошенного класса, большинство хотели бы возможно узнать о внутреннем строении человека.
III.Работа над продуктом
3.1 Первоначальные идеи
Первоначальной идей моего продукта была презентация, но в процессе выполнения работы, я понял, что лучшим продуктом по моей теме будет опорный конспект в виде схемы. Я посчитал, что опорный конспект будет намного удобнее и проще понимать, в нём будет сосредоточена вся краткая информация по моему проекту. Также в будущем можно воспользоваться моими схемами, как помощником в сдаче ЕГЭ.
В моих схемах содержится следующая информация:
- схема про опорно-двигательную систему
- схема про кровеносную систему
- схема про мочевыделительную систему
- схема про дыхательную систему
3.2 Дизайн продукта
Я считаю, что мой продукт полностью выполняет следующие требования:
-полезность
-понятность
-оригинальность
-экономичность
-удобность
3.3 Анализ продукта
Идеи\Критерии |
Полезность (значимость) |
Понятность (доступность) |
Оригинальность |
Экономичность
|
Удобность |
Опорный конспект |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Буклет |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Стенд |
+ |
+- |
+ |
- |
+- |
Презентация |
+ |
+ |
- |
+ |
+- |
Вывод: моим будущим результатом проекта будет являться опорный конспект, потому что он соответствует всем заданным критериям
3.4 Разработка продукта
3.5 Готовый продукт
IV.Самоанализ
1)Да. Мой продукт выполняет своё назначение.
2)Мой результат удобен своей простотой и его можно применить на практике.
3)Да, мой продукт мне нравится.
4)Я считаю что мой продукт нельзя улучшить т.к в нём собрана вся полезная информация в доступном для понимания виде.
5)Дляэто не нужно делать ничего.
6)Да у меня есть желание сделать копию и даже не одну т.к мой продукт очень полезный.
7)В своём продукте я бы ни стал менять ничего т.к он полностью удовлетворяет мою задумку.
8)Я научился поиску и обработке информации.
9)Особенно хорошо у меня получился опорный конспект- мой продукт.
10)При выполнении проекта я столкнулся с такими трудностями как обработка информации.
11)Трудностей у меня было больше всего с документацией т.к сложность заключалась в диаграммах.
12)Я считаю, что нужно доверяться проверенным источникам, чтобы в будущем избежать трудностей
13)Я считаю,что мой проект заслуживает хорошей оценки т.к он полностью выполняет своё предназначение.
Вывод: результатом моего проекта стал опорный конспект несущий в себе краткость и полезность информации о внутреннем строении.
Вывод: за время проделанной работы я научился подбирать нужную информацию и обрабатывать её.
Список литературы
1.Внутренние органы
человека [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://sovets.net/15012-anatomiya-cheloveka.html
2.Сердце [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://fitfan.ru/phyzio/anatomiya/4681-serdce.html
3.Печень [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://nashapechen.com/anatomiya/stroenie
4.Легкие [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://www.neboleem.net/legkie.php
5.Головной мозг[Электронный ресурс]
Режим доступа:http://www.neboleem.net/golovnoj-mozg.php
Приложение №1
Выведение проблемы
Желаемая ситуация: Реальная ситуация:
Признаки
Правильно рассказать материал
Комфортное общение
Ежедневноеобщение с собеседником
Добросовестное изучение внутренних органов
Не всегда правильно рассказываю материал
Суетливое, непостоянно сложное общение
Отсутствие желаемого собеседника
Безответственное отношение к изучению внутренних органов человека
1)Хочу правильно рассказать материал, но пока не удаётся
2)Хочется комфортно общаться, но пока что это не получается
3)Хочется ежедневного общения с собеседниками, но пока такое общение отсутствует
Проблема: хочу хорошо знать особенности внутренних органов
Приложение №2
Анализ способов решения
Способы решения |
Положительные |
Отрицательные |
1)Поиск информации |
•Быстрое решение проблемы •Знания •Меньше затрат |
Время |
2)Проконсультироваться
|
•Знания •Навыки |
•Затраты •Время |
3)Провести опрос |
•Знания |
•Время •Изучение мысли |
4)Самостоятельное изучение |
•Знания •Меньше затрат •Свои мысли |
•Время |
Вывод: из всех предложенных способов решения я останавливаюсь на способе №1, этот номер более подходящий.
Вид деятельности: информационный
Вид проекта: информационный
Результат: опорные схемы по анатомии
Тема: Внутренний вид человека
Приложение №3
Планирование деятельности
Цель |
Задачи |
Шаги |
Ресурсы |
Сроки |
Разработать и составить опорные схемы по анатомии, для подготовки ЕГЭ |
1)Собрать и проанализировать информацию по внутреннему строению человека |
1.1Сходить в библиотеку или купить книгу об анатомии 1.2 Сайт(любой об анатомии) |
Трудовой Интеллектуальный Информационный Финансовый
|
Ноябрь |
|
2)Выделить главное из всей информации ключевые моменты |
2.1 Посмотреть в интернете |
Трудовой Информационный |
Декабрь |
|
3)Разработать схему опорного конспекта |
3.1Собрать всю информацию 3.2Упорядочить её
|
Интеллектуальный Информационный
|
Декабрь
|
|
4)Разработать опорный конспекты всем системам человека |
4.1Всю информацию записать на листок тем самым создать опорный конспект |
Трудовой Информационный |
Январь |
|
5)Показать результат окружающим |
|
|
|
Приложение №4
Опрос
1.Знаете ли
вы какие органы входят в внутреннюю систему человека?
Да (100%)
Нет ( 0%)
2.Перечислите органы, входящую в внутреннюю
систему человека (ваше мнение)
*Печень,почки, желудок,кишечниктолстый,тонкий,
лёгкие, сердце, половые органы
*Легкие, печень, почки, сердце, желудок, толстая
кишка, тонкая кишка, мозг
*лёгкие,желудок,печень,сердце,почки,селезёнка,мочевой
пузырь
*Почки, печень, сердце, легкие
*Сердце, почки, печень, желудок, пищевод,мочевой
пузырь
*Сердце, легкие, печень, желудок
*Сердце,печень,легкие,желудок
3.Какой орган является самым важным?
Сердце (75%)
Мозг(15%)
Печень (0%)
4.Какой орган обеспечивает движение крови по
сосудам?
Сердце (100%)
5.«Топливный бак человека» – это … Что?
Желудок (50%)
Почки(25%)
Легкие(25%)
6.Вы когда нибудь задумывались над тем,что бы
было если у вас не было какого-нибудь внутреннего органа?
Да(64%)
Нет(36%)
7.Хотели бы вы больше узнать о внутренних
органах человека?
Да(8 %)
Нет(25%)
Возможно(67%)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.