Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».
А1. Видом называется группа особей:
1. обитающих на общей территории
2. появившихся в результате эволюции
3. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
4. созданных человеком на основе отбора
А2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:1) человеку2) виду3) биоценозу4) окружающей среде
A3. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей - показатель:
1)ароморфоза 2) дегенерации
3) биологического прогресса 4) биологического регресса.
А4. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле
1) морфологический 2) генетический
3) географический 4) экологический
А5. Морфологический критерий вида - это:
1. область распространения
2. особенности процессов жизнедеятельности
3. особенности внешнего и внутреннего строения
4. определенный набор хромосом и генов
А6. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значение в настоящее время?
1. пространственная изоляция
2. наследственная изменчивость
3. комбинативная изменчивость
4. колебания численности в результате миграционных процессов
А7. Прямохождению у предков человека способствовало:
1. освобождение руки появление речи
2. развитие многокамерного сердца усиление обмена веществ
А8. Свойство приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление:
1. наследственности
2. борьбы за существование
3. индивидуального развития
4. изменчивости
А9. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию вида:
1) морфологическому 2) географическому
3) физиологическому 4) генетическому
А10. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:
1. распадения и расширения исходного ареала
2. искусственного отбора
3. сужения нормы реакции признаков
4. дрейфа генов
А11. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:
1. о биологическом прогрессе
2. о развитии по пути дегенерации
3. о биологическом регрессе
4. о развитии по пути ароморфоза
А12. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
1. существование травянистых и древесных форм
2. наличие их отпечатков и окаменелостей
3. их способ размножения
4. их современное разнообразие
A13. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:
1. общей дегенерацией
2. ароморфозом
3. идиоадаптацией
4. регенерацией
А14. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:
1. схождение признаков у неродственных видов
2. расхождение признаков у родственных видов
3. приобретение узкой специализации
4. образование гомологичных органов
А15. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:
1. появление спор
2. образование семени
3. образование плода
4. видоизменение листьев
А16. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:
1. освоить водную среду обитания
2. быстрее размножаться
3. выйти на сушу
4. питаться разнообразной пищей
А17. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является:
1. изменение климата
2. хозяйственная деятельность человека
3. изменение рельефа
4. увеличение численности хищников
В1. Результатом эволюции является:
1. дрейф генов
2. многообразие видов
3. мутационная изменчивость
4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
5. повышение организации живых существ
6. борьба за существование.
В2. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:
1. в наличии у большинства видов плавательного пузыря
2. в отсутствии плавательного пузыря
3. в хрящевой основе внутреннего скелета
4. в окостенении скелета
5. в формировании жаберных крышек
6. в отсутствии жаберных крышек
При выполнении задания В3-4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В3. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.
Признак Критерий вида
А) тело покрыто мантией 1) морфологический
Б) раковина имеет две створки 2) экологический
В)обитает в пресных водоемах
Г) кровеносная система незамкнутая
Д) питание водными микроорганизмами
Е) личинка развивается в воде.
В4. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.
Характеристика Направления эволюции
1. многообразие видов А) биологический прогресс
2. ограниченный ареал Б) биологический регресс
3. небольшое число видов
4. широкие экологические адаптации
5. широкий ареал
6. уменьшение числа популяций
При выполнении задания В5 установите правильную последовательность биологических процессов.
В5. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп:
А) Кишечнополостные
Б) Членистоногие
В) Кольчатые черви
Г) Колониальные жгутиковые
Д) Плоские черви
Часть 3(C)
Дайте полный развернутый ответ.
С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
С1. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.
Элементы ответа: Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.
1. От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.
2. Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.
Элементы ответа: 2 вариант
1. Ископаемые остатки и отпечатки.
2. Переходные формы.
3. Филогенетические ряды.
Критерии оценивания:
– ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок-3 балла;
- ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-2 балла;
Максимальный балл-3 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 19 баллов.
«5»-17-19 баллов
«4» - 14-16 баллов
«3»- 10-13 баллов
«2» - менее 10 баллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.