Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».
Учение ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с
возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний
становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей
деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу
более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и
воспитывают из нас культурных людей».
Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за
пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его
окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы
которых сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты
воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже
статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как
временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё
принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит
своё поведение , всё чаще находятся вне её.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в
юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,
учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих
выполняемым учителем функциям:
замена родителей;
власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
авторитетный источник знаний в определённой области4
старший товарищ и друг.
В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее
специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель,который отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением,
даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем
старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга,
причём уровень его требований к такой дружбе всегда высок.
Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного
увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может
быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь
существует с одним двумя учителями, и с возрастом этим отношения
становятся всё более избирательными.
Юношеский возраст не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно
важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап
жизненного пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или
же останутся в памяти старшеклассника как заполненные мелкими
конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, во много зависит от атмосферы,
царящей в школе, от его отношений с учителями.
Психологический последствия школьных конфликтов иногда очень
серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно. Поэтому
критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого
серьёзного к себе отношения.
Я сделал вывод, что родители и учителя, старшее поколение, более
взрослые опытные люди играют основную роль в развитии ребёнка, какими
были родители в детстве у ребёнка, их отношение к нему, таким человек
станет и в юношестве, с тем он и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя
таким же учителем будет он для своих детей. Взрослые влияют наформирование личности ребёнка, на становление его самооценки и
определение его личностного «Я».