Учитель должен... • глубоко знать свой учебный предмет, быть в курсе всех новых достижений своей науки; • быть хорошим оратором и даже немного актёром; • чувствовать «подводные камни», трудности каждой учебной темы и уметь их преодолевать; • учить школьников применять знания на практике; • систематически и оперативно проверять знания ребят, своевременно видеть недочёты каждого, быстро и чётко их устранять.
За всем этим стоит более общая, более важная цель: развивать мышление школьников, их способности... Для этого учитель должен: • знать, что такое мышление и как его развивать, каковы особенности мышления его учеников; …
• понимать, как работают у детей память, внимание, воображение; развивать речь детей; будить и постоянно поддерживать в них интерес к учебе, любовь к предмету, стремление к знаниям; • приобщать детей к богатствам духовной культуры человечества, оставшимся за пределами школьной программы, к миру прекрасного, развивать в детях эстетическое чутьё и художественный вкус. (С.М. Бондаренко. Мечта об учебнике // Знание – сила. 1976. Апрель)
Учитель должен… (продолжение)
• Что такое воссоздающее воображение и почему им нужно заниматься на уроках русского языка(да и не только)? Помогает ли этот вид воображения растить читателя и учить русскому языку?
• Какова связь воссоздающего воображения с пониманием и запоминанием текста?
• С помощью каких приёмов можно развивать воссоздающее читательское воображение?
• Как правильно подбирать тексты для работы по активизации воссоздающего воображения?
• Как развивать воображение разных модальностей (видов)?
Вопросы для обсуждения на семинаре
ВОССОЗДАЮЩЕЕ (создание образа по его описанию)- пустыня
ТВОРЧЕСКОЕ (создание принципиально новых образов)- пегас
НЕУПРАВЛЯЕМОЕ – это то, что называют «буйной фантазией».
Воссоздающее воображение – создание образов, соответствующих словесному описанию, карте, схеме, чертежу и т.п.
Виды воображения
ВВ актуально при чтении:
• художественной литературы;
• любых других текстов, содержащих те или иные образы (познавательная, учебная, мемуарная литература и т. п);
• учебный материал, выраженный в знаково-символической форме (в т. ч. работа с картами, чертежами, геометрическими фигурами и т. п.) !!! Незадействованность в процессе чтения ВВ может приводить к искаженному пониманию текста.
Воссоздающее воображение — ➢ умение воссоздавать зрительные, слуховые и иные образы на основе текста; видение описательных фрагментов текста, как можно более полно соответствующее авторскому описанию
Изменения социокультурной ситуации в мире:
• стремительное развитие цифровых технологий;
• вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами;
• усилившаяся визуализация (всюду готовые образы) — приводят к снижению воссоздающего воображения у детей и подростков.
Какие факторы влияют на развитие воссоздающего воображения?
Задачи учителя: • пробудить воссоздающее воображение у одних детей (у 90% школьников ВВ не работает);
• развить, не дать ему угаснуть у других (у оставшихся 10%).
Развитие воссоздающего воображения в процессе обучения русскому языку ...это субъективное поле видения, мысленный экран, можно развить до удивительной степени. Н.К. Рерих
Прочитайте два предложения из рассказа Чехова «Каштанка» и попробуйте пересказать этот отрывок, не заглядывая в книгу.
Когда мягкий пушистый снег совсем облепил её спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремоту, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила.
Диагностическое задание на выявление уровня ВВ (5 кл.)
Если вы смогли пересказать этот отрывок близко к тексту, подумайте, почему вам удалось это сделать. Наверное, вы мысленно увидели описанную картину. Если вы не запомнили отрывок, прочитайте его ещё раз и постарайтесь мысленно нарисовать картину, которая в нём описана.
1. Отсутствие запоминания: «Когда снег…», «Мягкий пушистый снег…».
2. Непонимание текста: «Когда мягкий пушистый снег осыпал её голову и спину, она почувствовала лёгкое обморожение. Она вскочила»
3. Немотивированное фантазирование: «Когда дверь заскрипела и настал сильный снегопад, Каштанка ушла гулять далеко от подъезда. И снежинки падали ей на грудь, и она задремала. Ей снились звёзды»
Типичные ошибки
Свойства воссоздающего воображения «…задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным»
Б.М. Теплов, «Психология», 1953)
1. Понимание многих текстов требует от читателя формирования образов ВВ (Никифорова, 1972; Жабицкая, 1974; Маранцман, 1985…).
2. Также имеются доказательства того, что создание мысленных образов в процессе чтения — эффективная стратегия и для запоминания текста.
Воссоздающее воображение - понимание
Нет образов - нет понимания
Связь воссоздающего воображения с пониманием и запоминанием текста
Варианты формулировок заданий:
• Представьте, что всё, о чём вы читаете, вы видите на своём мысленном экране.
• Включите свой мысленный экран.
• Пусть поработает ваше воображение.
• Включите «волшебный фонарь» воображения.
• Постарайтесь мысленно увидеть созданную автором картину и т. п
Новый тип задания «Включите воображение»
• Ввод в задание: Сейчас мы с вами проведем одну небольшую работу. Вы будете слушать/читать предложение (текст) не совсем обычным способом, не так, как вы обычно это делаете, а используя особый прием – «Включите воображение».
По ходу слушания/чтения старайтесь мысленно представлять то, что описывается /о чём рассказывается/, как будто вы включили «мысленный экран».
• Мотивация: Это поможет вам лучше понять и запомнить текст (стать настоящим читателем; научиться писать изложения…).
• Условия: текст читается только один раз, вы ничего не записываете. Можно закрыть глаза, поместив внутренний экран прямо перед собой. /Слушание/чтение текста/
• Задание: Запишите текст так, как запомнили. (Опишите увиденную вами картину как можно подробнее, своими словами.) — устно или письменно.
Знакомство с новым типом задания
1. Предтекстовый этап. Если задание дается впервые, то нужны ввод и мотивация
2. Текстовый этап: предъявление текста на слух или зрительно. Ученик, читая/слушая текст, одновременно представляет мысленно образы.
3. Послетекстовый этап: описание «увиденной» картинки. Продолжите предложение: «На своем мысленном экране я увидел(а): …».
NB! Помним о двух условиях: 1) описание картинки — своими словами (а не механическое запоминание);
2) ничего «своего» придумывать нельзя, не фантазировать!
Методика работы над воссоздающим воображением
Прочитайте несколько хокку японских поэтов. Постарайтесь увидеть на своём «мысленном экране» то, что можно увидеть.
1. Снова встают с земли,
Тускнея во мгле, хризантемы,
Прибитые сильным дождём. (Басё)
2. Падавший с вечера снег
Утром в дождь обратился?
Это вина весны! (Сампу)
NB! Иллюстраций к тексту нет!
1. Задание на развитие воображения (метапредметное задание).
По крышам и в саду мирно шумел тёплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях. Вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы. Под трубой в луже сидела маленькая лягушка. (К. Паустовский)
2. Прочитайте текст ещё раз и запишите так, как запомнили.
5 класс 1. Прочитайте текст. Позовите на помощь воображение. Как вы думаете, сколько картин можно нарисовать к этому тексту? Можно ли соединить их в кадры, как в фильме (мультфильме)?
1) Чёрное озеро названо так по цвету воды. Вода в нём чёрная и прозрачная. 2) Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. 3) Они устилают воду так густо, что чёлн* шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу. 4) Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде. (К. Паустовский)
Поработаем с текстом «Чёрное озеро»: разметка текста учителем
«Вообразите картины, нарисованные автором»: Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озера. (К. Паустовский)
• «Вообразите звуки»: Дождь шумел, гудел, хлюпал. (М. Шолохов)
• «Вообразите запахи»: В окно вливалась свежая струя ночного воздуха. Она несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав. (Д. Мамин-Сибиряк)
• «Вообразите прикосновение»: Иногда кусты загораживали дорогу и цепкие ветви больно задевали лицо. (А. Грин)
Развиваем воссоздающее воображение разных модальностей
• Задание «Включите воображение» можно давать только к таким текстам, которые позволяют его включить (т. е. содержат те или иные образы).
• Начинать работу нужно с 1—2 предложений. Предложения должны содержать не больше 2—3 элементов, которые можно вообразить: «На кустах и ёлочках блестели паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные водяные жемчужины». (В. Бианки);
• Вначале в текстах должны быть представлены только зрительные образы, затем надо подключать слуховые, обонятельные и др.
• Проводить работу нужно в системе, а не эпизодически! Только тогда можно надеяться на результаты.
О чем должен помнить учитель?
• Изложенная стратегия (методика, технология) работы с текстом активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию и запоминанию текста, развитию образного мышления, речи.
• Заниматься развитием воссоздающего воображения нужно потому, что читать, «видеть» и «слышать» (одновременно) — часто и есть «понимать».
• Обучение данной читательской метапредметной стратегии следует непосредственно связать с обучением предмету (русскому языку). Принцип взаимодополнения — самый эффективный принцип в преподавании.
Некоторые выводы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.