Учим "видеть"
Оценка 5

Учим "видеть"

Оценка 5
pptx
24.10.2022
Учим  "видеть"
Учим «видеть».pptx

Учим «видеть»: приёмы развития читательского воображения при работе с текстом

Учим «видеть»: приёмы развития читательского воображения при работе с текстом

Учим «видеть»: приёмы развития читательского воображения при работе с текстом

Учитель должен ... • глубоко знать свой учебный предмет, быть в курсе всех новых достижений своей науки; • быть хорошим оратором и даже немного актёром;…

Учитель должен ... • глубоко знать свой учебный предмет, быть в курсе всех новых достижений своей науки; • быть хорошим оратором и даже немного актёром;…

Учитель должен... • глубоко знать свой учебный предмет, быть в курсе всех новых достижений своей науки; • быть хорошим оратором и даже немного актёром; • чувствовать «подводные камни», трудности каждой учебной темы и уметь их преодолевать; • учить школьников применять знания на практике; • систематически и оперативно проверять знания ребят, своевременно видеть недочёты каждого, быстро и чётко их устранять.
За всем этим стоит более общая, более важная цель: развивать мышление школьников, их способности... Для этого учитель должен: • знать, что такое мышление и как его развивать, каковы особенности мышления его учеников; …

С.М. Бондаренко. Мечта об учебнике //

С.М. Бондаренко. Мечта об учебнике //

• понимать, как работают у детей память, внимание, воображение; развивать речь детей; будить и постоянно поддерживать в них интерес к учебе, любовь к предмету, стремление к знаниям; • приобщать детей к богатствам духовной культуры человечества, оставшимся за пределами школьной программы, к миру прекрасного, развивать в детях эстетическое чутьё и художественный вкус. (С.М. Бондаренко. Мечта об учебнике // Знание – сила. 1976. Апрель)

Учитель должен… (продолжение)

Что такое воссоздающее воображение и почему им нужно заниматься на уроках русского языка(да и не только)?

Что такое воссоздающее воображение и почему им нужно заниматься на уроках русского языка(да и не только)?

• Что такое воссоздающее воображение и почему им нужно заниматься на уроках русского языка(да и не только)? Помогает ли этот вид воображения растить читателя и учить русскому языку?
• Какова связь воссоздающего воображения с пониманием и запоминанием текста?
• С помощью каких приёмов можно развивать воссоздающее читательское воображение?
• Как правильно подбирать тексты для работы по активизации воссоздающего воображения?
• Как развивать воображение разных модальностей (видов)?

Вопросы для обсуждения на семинаре

ВОССОЗДАЮЩЕЕ (создание образа по его описанию)- пустыня

ВОССОЗДАЮЩЕЕ (создание образа по его описанию)- пустыня

ВОССОЗДАЮЩЕЕ (создание образа по его описанию)- пустыня
ТВОРЧЕСКОЕ (создание принципиально новых образов)- пегас
НЕУПРАВЛЯЕМОЕ – это то, что называют «буйной фантазией».

Воссоздающее воображение – создание образов, соответствующих словесному описанию, карте, схеме, чертежу и т.п.

Виды воображения

ВВ актуально при чтении: • художественной литературы; • любых других текстов, содержащих те или иные образы (познавательная, учебная, мемуарная литература и т

ВВ актуально при чтении: • художественной литературы; • любых других текстов, содержащих те или иные образы (познавательная, учебная, мемуарная литература и т

ВВ актуально при чтении:
• художественной литературы;
• любых других текстов, содержащих те или иные образы (познавательная, учебная, мемуарная литература и т. п);
• учебный материал, выраженный в знаково-символической форме (в т. ч. работа с картами, чертежами, геометрическими фигурами и т. п.) !!! Незадействованность в процессе чтения ВВ может приводить к искаженному пониманию текста.

Воссоздающее воображение — ➢ умение воссоздавать зрительные, слуховые и иные образы на основе текста; видение описательных фрагментов текста, как можно более полно соответствующее авторскому описанию

Формула проста: «Автор соз дает образы, творит их — читатель вос создает»

Формула проста: «Автор соз дает образы, творит их — читатель вос создает»

Формула проста: «Автор создает образы, творит их — читатель воссоздает».

Предмет нашего внимания — воссоздающее читательское воображение

Изменения социокультурной ситуации в мире: • стремительное развитие цифровых технологий; • вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами; • усилившаяся визуализация (всюду готовые образы) — приводят к…

Изменения социокультурной ситуации в мире: • стремительное развитие цифровых технологий; • вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами; • усилившаяся визуализация (всюду готовые образы) — приводят к…

Изменения социокультурной ситуации в мире:
• стремительное развитие цифровых технологий;
• вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами;
• усилившаяся визуализация (всюду готовые образы) — приводят к снижению воссоздающего воображения у детей и подростков.

Какие факторы влияют на развитие воссоздающего воображения?

Зацепляющий крючок: «Что бы это значило?»

Зацепляющий крючок: «Что бы это значило?»

Зацепляющий крючок: «Что бы это значило?»

Анна Каренина: многообразие образов

Анна Каренина: многообразие образов

Анна Каренина: многообразие образов

Задачи учителя : • пробудить воссоздающее воображение у одних детей (у 90% школьников

Задачи учителя : • пробудить воссоздающее воображение у одних детей (у 90% школьников

Задачи учителя: • пробудить воссоздающее воображение у одних детей (у 90% школьников ВВ не работает);
• развить, не дать ему угаснуть у других (у оставшихся 10%).

Развитие воссоздающего воображения в процессе обучения русскому языку ...это субъективное поле видения, мысленный экран, можно развить до удивительной степени. Н.К. Рерих

Прочитайте два предложения из рассказа

Прочитайте два предложения из рассказа

Прочитайте два предложения из рассказа Чехова «Каштанка» и попробуйте пересказать этот отрывок, не заглядывая в книгу.
Когда мягкий пушистый снег совсем облепил её спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремоту, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала и ударила её по боку. Она вскочила.

Диагностическое задание на выявление уровня ВВ (5 кл.)

Если вы смогли пересказать этот отрывок близко к тексту, подумайте, почему вам удалось это сделать

Если вы смогли пересказать этот отрывок близко к тексту, подумайте, почему вам удалось это сделать

Если вы смогли пересказать этот отрывок близко к тексту, подумайте, почему вам удалось это сделать. Наверное, вы мысленно увидели описанную картину. Если вы не запомнили отрывок, прочитайте его ещё раз и постарайтесь мысленно нарисовать картину, которая в нём описана.

Отсутствие запоминания: «Когда снег…», «Мягкий пушистый снег…»

Отсутствие запоминания: «Когда снег…», «Мягкий пушистый снег…»

1. Отсутствие запоминания: «Когда снег…», «Мягкий пушистый снег…».
2. Непонимание текста: «Когда мягкий пушистый снег осыпал её голову и спину, она почувствовала лёгкое обморожение. Она вскочила»
3. Немотивированное фантазирование: «Когда дверь заскрипела и настал сильный снегопад, Каштанка ушла гулять далеко от подъезда. И снежинки падали ей на грудь, и она задремала. Ей снились звёзды»

Типичные ошибки

Свойства воссоздающего воображения «…задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление

Свойства воссоздающего воображения «…задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление

Свойства воссоздающего воображения «…задача заключается не просто в том, чтобы вызвать у себя какое-нибудь представление изучаемого предмета, а в том, чтобы создать правильное представление. Воссоздающее воображение должно быть не только живым, богатым и гибким, оно должно также быть верным, точным»

Б.М. Теплов, «Психология», 1953)

Понимание многих текстов требует от читателя формирования образов

Понимание многих текстов требует от читателя формирования образов

1. Понимание многих текстов требует от читателя формирования образов ВВ (Никифорова, 1972; Жабицкая, 1974; Маранцман, 1985…).
2. Также имеются доказательства того, что создание мысленных образов в процессе чтения — эффективная стратегия и для запоминания текста.
Воссоздающее воображение - понимание
Нет образов - нет понимания

Связь воссоздающего воображения с пониманием и запоминанием текста

Варианты формулировок заданий: •

Варианты формулировок заданий: •

Варианты формулировок заданий:
• Представьте, что всё, о чём вы читаете, вы видите на своём мысленном экране.
• Включите свой мысленный экран.
• Пусть поработает ваше воображение.
• Включите «волшебный фонарь» воображения.
• Постарайтесь мысленно увидеть созданную автором картину и т. п

Новый тип задания «Включите воображение»

Ввод в задание: Сейчас мы с вами проведем одну небольшую работу

Ввод в задание: Сейчас мы с вами проведем одну небольшую работу

• Ввод в задание: Сейчас мы с вами проведем одну небольшую работу. Вы будете слушать/читать предложение (текст) не совсем обычным способом, не так, как вы обычно это делаете, а используя особый прием – «Включите воображение».
По ходу слушания/чтения старайтесь мысленно представлять то, что описывается /о чём рассказывается/, как будто вы включили «мысленный экран».
Мотивация: Это поможет вам лучше понять и запомнить текст (стать настоящим читателем; научиться писать изложения…).
• Условия: текст читается только один раз, вы ничего не записываете. Можно закрыть глаза, поместив внутренний экран прямо перед собой. /Слушание/чтение текста/
• Задание: Запишите текст так, как запомнили. (Опишите увиденную вами картину как можно подробнее, своими словами.) — устно или письменно.

Знакомство с новым типом задания

Предтекстовый этап. Если задание дается впервые, то нужны ввод и мотивация 2

Предтекстовый этап. Если задание дается впервые, то нужны ввод и мотивация 2

1. Предтекстовый этап. Если задание дается впервые, то нужны ввод и мотивация
2. Текстовый этап: предъявление текста на слух или зрительно. Ученик, читая/слушая текст, одновременно представляет мысленно образы.
3. Послетекстовый этап: описание «увиденной» картинки. Продолжите предложение: «На своем мысленном экране я увидел(а): …».
NB! Помним о двух условиях: 1) описание картинки — своими словами (а не механическое запоминание);
2) ничего «своего» придумывать нельзя, не фантазировать!

Методика работы над воссоздающим воображением

Прочитайте несколько хокку японских поэтов

Прочитайте несколько хокку японских поэтов

Прочитайте несколько хокку японских поэтов. Постарайтесь увидеть на своём «мысленном экране» то, что можно увидеть.
1. Снова встают с земли,
Тускнея во мгле, хризантемы,
Прибитые сильным дождём. (Басё)
2. Падавший с вечера снег
Утром в дождь обратился?
Это вина весны! (Сампу)
NB! Иллюстраций к тексту нет!

1. Задание на развитие воображения (метапредметное задание).

По крышам и в саду мирно шумел тёплый дождь

По крышам и в саду мирно шумел тёплый дождь

По крышам и в саду мирно шумел тёплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях. Вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы. Под трубой в луже сидела маленькая лягушка. (К. Паустовский)

2. Прочитайте текст ещё раз и запишите так, как запомнили.

5 класс 1. Прочитайте текст. Позовите на помощь воображение. Как вы думаете, сколько картин можно нарисовать к этому тексту? Можно ли соединить их в кадры, как в фильме (мультфильме)?

Чёрное озеро названо так по цвету воды

Чёрное озеро названо так по цвету воды

1) Чёрное озеро названо так по цвету воды. Вода в нём чёрная и прозрачная. 2) Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. 3) Они устилают воду так густо, что чёлн* шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу. 4) Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде. (К. Паустовский)

Поработаем с текстом «Чёрное озеро»: разметка текста учителем

Вообразите картины, нарисованные автором»:

Вообразите картины, нарисованные автором»:

«Вообразите картины, нарисованные автором»: Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озера. (К. Паустовский)
• «Вообразите звуки»: Дождь шумел, гудел, хлюпал. (М. Шолохов)
• «Вообразите запахи»: В окно вливалась свежая струя ночного воздуха. Она несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав. (Д. Мамин-Сибиряк)
• «Вообразите прикосновение»: Иногда кусты загораживали дорогу и цепкие ветви больно задевали лицо. (А. Грин)

Развиваем воссоздающее воображение разных модальностей

Задание «Включите воображение» можно давать только к таким текстам, которые позволяют его включить (т

Задание «Включите воображение» можно давать только к таким текстам, которые позволяют его включить (т

• Задание «Включите воображение» можно давать только к таким текстам, которые позволяют его включить (т. е. содержат те или иные образы).
• Начинать работу нужно с 1—2 предложений. Предложения должны содержать не больше 2—3 элементов, которые можно вообразить: «На кустах и ёлочках блестели паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные водяные жемчужины». (В. Бианки);
• Вначале в текстах должны быть представлены только зрительные образы, затем надо подключать слуховые, обонятельные и др.
• Проводить работу нужно в системе, а не эпизодически! Только тогда можно надеяться на результаты.

О чем должен помнить учитель?

Изложенная стратегия (методика, технология) работы с текстом активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию и запоминанию текста, развитию образного мышления, речи

Изложенная стратегия (методика, технология) работы с текстом активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию и запоминанию текста, развитию образного мышления, речи

Изложенная стратегия (методика, технология) работы с текстом активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию и запоминанию текста, развитию образного мышления, речи.
• Заниматься развитием воссоздающего воображения нужно потому, что читать, «видеть» и «слышать» (одновременно) — часто и есть «понимать».
• Обучение данной читательской метапредметной стратегии следует непосредственно связать с обучением предмету (русскому языку). Принцип взаимодополнения — самый эффективный принцип в преподавании.

Некоторые выводы

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022