Учим правилам безопасного пешехода
В современном мире никто не застрахован от различных опасных ситуаций. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности на дорогах.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов «Безопасность» входит в образовательную область «Познавательное развитие», для реализации которой предлагаются вариативные программы развития и воспитания детей.
Учим правилам безопасного пешехода
В современном мире никто не застрахован от различных опасных
ситуаций. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких
граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения
не только взрослых, но и малышей основам безопасности на дорогах.
С введением Федеральных государственных образовательных
стандартов «Безопасность» входит в образовательную область
«Познавательное развитие»,
вариативные программы развития и воспитания детей.
для реализации которой предлагаются
Особенно актуальным, на наш взгляд, является профилактика ДТТ. По
сведениям ГИБДД за последние 9 месяцев 2017 года на дорогах области
погибло 16 детей, 362 травмировано. Из них только в нашем городе – 5.
Поэтому одной из основных задач нашего дошкольного учреждения –
сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной
безопасности на дорогах и улицах города.
Целью данной работы является проблема раскрытия специфики
обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения безопасному
поведению на дороге.
Для достижения цели решаются следующие задач:
Оздоровительные:
повысить уровень культуры безопасного поведения и здорового образа
жизни детей, педагогов детского сада и родителей;
модифицировать учебный план, программы, технологии с перерас
пределением учебного материала (учитывая способы ориентации в познании
окружающего мира и познавательные возможности детей).
Обучающие:
преодолевать трудности зрительнопространственной ориентировки,
некоординированность двигательных актов с активным использованиемнарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (с использованием
специальных наглядных пособий);
обучать читать схемы пути и окружающего пространства;
обучать ориентироваться на звуковые, цветовые сигналы, находить
предметы с помощью зрения и тактильных ощущений;
обучать пользоваться сформированными навыками культурного
поведения в свободной практической деятельности, используя неречевые и
речевые средства общения.
Развивающие:
активизировать зрительные функции локализации, прослеживания и
аккомодации;
развивать психомоторные способности детей с нарушением зрения;
развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику в сочетании
с развитием всех сохранных анализаторов;
развивать зрительнодвигательную координацию и ориентировку в
пространстве;
формировать коммуникативные умения и навыки;
повысить непроизвольность и точность зрительной ориентировки в
пространстве;
развивать связную речь, используя пространственные термины:
«дальше, чем…», «ближе, чем…», «справа», «слева», «спереди», «между»,
«напротив», «рядом», «перед» и т.д.;
развивать пространственное мышление, эмоциональную память,
культуру и технику речи.
Воспитательные:
преодолевать недостатки развития личностных качеств,
обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность,
ощущение
неумение преодолевать трудности,
ранимость,
робость,
несостоятельности и др.; воспитывать уважительное, заботливое отношение друг к другу;
воспитывать у детей сопереживание, желание помогать, бережно
относиться ко всем живым существам нашего мира;
укреплять познавательное и созидательное отношение к миру.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ
безопасности осуществляются с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении
детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных
особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и
другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается
через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Основными формами и методами в работе с детьми, имеющими
нарушения зрения, выступают:
- наблюдение за деятельностью своих сверстников в группе и других
детей в детском саду;
- чтение художественных произведений;
- беседы с использованием неречевых средств общения;
- моделирование ситуаций (использование символов – схем лица, тела);
- дидактические игры;
- игры словесные, подвижные, имитационные и ролевые;
- рисование;
- рассматривание адаптированных рисунков и иллюстраций с
последующим обсуждением увиденного.При передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного
движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства мы
выделили следующие этапы:
I этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и
систематизировать их знания о правилах безопасности на дорогах;
II этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их
проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти
правила;
III этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно
овладеть реальными практическими действиями.
Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативности,
степени сформированности практических умений и навыков на I этапе
помогают беседы; сюжетноролевые, дидактические, развивающие, настольно
печатные игры; подвижные, игрыдраматизации, тренинги, разбор проблемных
ситуаций.