Учимся мыслить креативно для 2-4 классов6

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 6.docx

Занятие 2.2

 

Сочинение загадок по «признакам»

 

 

Оборудование: рисунок с изображением репки, рисунки с изображениями персонажей сказки «Репка», опорные схемы для сочинения загадки, рисунок с изображением баобаба.

 

1. Отгадывание загадки

 

Учитель демонстрирует текст загадки на доске и предлагает учащимся её отгадать.

 

                               Жёлтая, но не солнышко;

                               вкусная, но не морковка;

                               с хвостиком, но не мышка.

                               Что это?

 

Изображение репки демонстрируется на доске или на экране.

 

2. Упражнение «Как устроена загадка?»

 

Учитель предлагает учащимся сравнить данную загадку с загадками на прошлом занятии.

 

Затем учитель демонстрирует схему сочинения ассоциативной загадки и предлагает найти отличия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Желательно изменения записывать в схему рядом, таким образом, получается опорная таблица для сочинения загадок «по признакам»:

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможен вариант объяснения, когда после отгадывания загадки учитель преобразует записанный текст в таблицу и предлагает учащимся придумать названия столбцам:

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее следует обсудить последовательность сочинения загадки: выбрать объект, назвать признаки (заполнить левый столбец (ответить на вопрос «Какой?»), назвать предметы, обладающие такими же признаками (заполнить правый столбец (ответить на вопрос «Что такое же?»), добавить слова-связки «но не», прочитать полученную загадку.

 

3. Упражнение «Учимся сочинять загадки»

 

Учитель демонстрирует рисунок с изображением персонажей сказки «Репка» и предлагает учащимся придумать про них загадки. Каждая группа получает опорную схему для сочинения загадки, на которой указан один из персонажей сказки.

 

Затем каждая группа хором рассказывает свою загадку, а класс её отгадывает. Наиболее интересные загадки записываются в Летопись.

 

Примеры загадок, придуманные детьми:

 

                               Трудолюбивый, но не муравей;

                               седой, но не туман;

                               слабый, но не цыплёнок. (Дед)

 

                               Старая, но не черепаха;

                               добрая, но не Золушка;

                               заботливая, но не мама. (Бабка)

 

                               Красивая, но не принцесса;

                               весёлая, но не лев Бонифаций;

                               в красном, но не рак. (Внучка)

 

                               Грозная, но не тигр;

                               лохматая, но не медведь;

                               домашняя, но не конь. (Жучка)

 

                               Пушистая, но не шапка;

                               рыжая, но не лиса;

                               ласковая, но не мама. (Кошка)

 

                               Маленькая, но не колибри;

                               серая, но не кофта;

                               быстрая, но не ветер. (Мышка)

 

4. Решение проблемных ситуаций

 

Возможные вопросы для обсуждения:

 

– Вот как много персонажей помогли деду вытянуть репку, а если бы дед жил один и никого не мог позвать на помощь, что он мог бы придумать, как он сам мог бы вытянуть репку?

 

– … (Подкопать корень, разделить на части, обвязать верёвкой и др.)

 

– В сказке большую репку смогли вытащить благодаря помощи маленькой мышки. А может ли быть такое, чтобы мышка была больше репки? Попробуйте найти как можно больше различных вариантов.

 

Примеры ответов учащихся: если репка ещё не выросла; если это рисунки или игрушки; если это облака, напоминающие мышку и репку; если Репка и Мышка – это фамилии людей или клички животных и др.

 

5. Упражнение «Эрудитка»

 

Вначале учитель предлагает учащимся ответить, можно ли репку назвать деревом и почему, а затем предлагает ответить на вопросы о различных деревьях.

 

Упражнение желательно проводить в парах, чтобы дети шёпотом по очереди отвечали друг другу, после чего учитель называет правильные ответы.

 

Примеры вопросов для упражнения (количество и содержание – по выбору учителя):

 

– Как называется дерево с плодами – красными бусами? (Рябина)

 

– Как называется дерево с колючими плодами – ёжиками? (Каштан)

 

– Как называется дерево с белым стволом? (Берёза)

 

– Как называется дерево с мохнатым стволом? (Пальма)

 

– Как называется дерево, которое любят пчёлы? (Липа)

 

– Как называется дерево, которое всё время дрожит? (Осина)

 

– Как называется дерево с семенами-парашютиками? (Клён)

 

– Как называется дерево, от которого пух летит? (Тополь)

 

– Как называется самое высокое дерево европейских лесов? (Сосна)

 

– Как называется самое толстое дерево европейских лесов? (Дуб)

 

6. Упражнение «Сочиняем загадки про растения»

 

Учитель предлагает учащимся в парах или индивидуально придумать загадки про любые растения (деревья, кустарники, цветы). Самые интересные загадки записываются в Летопись.

 

7. Расширение кругозора

 

Учитель предлагает учащимся рассказать, что они знают о самом толстом дереве на земле (баобабе).

 

Учитель демонстрирует изображение баобаба и дополняет ответы учащихся интересными фактами, используя материалы энциклопедий и Интернета.

 

Возможен вариант занятия, когда вместо этапов «Эрудитка» и «Расширение кругозора» проводится устный журнал «Удивительные растения», во время которого учащиеся рассказывают о необычных растениях, о «рекордах» в растительном мире и т. п.

 

8. Упражнение «Сравниваем репку и баобаб»

 

Учащимся предлагается назвать, чем похожи и чем отличаются репка и баобаб, причём не только по внешним, но и по другим признакам.

 

9. Подведение итогов занятия

 

Рекомендуется коллективное сочинение загадки по признакам сразу про два объекта: репку и баобаб (опорные вопросы: «Какие?» и «Что может быть такими же?»).