Конспект урока развитие речи.
Тема: Учимся писать сочинение.
Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.
Планируемые результаты:
ü предметные: учиться строить план предстоящего сочинения; собирать и систематизировать материал к высказыванию, уточняя и расширяя при этом словарный запас за счет усвоения образных выражений и сравнений; учиться писать сочинение повествование на основе собственных наблюдений;
ü личностные: продолжать совершенствовать грамматический строй речи; развивать навыки общения, ведения диалога.
Тип урока: комбинированный
Учитель: Терентьева М.В.
| 
 Этапы Методы и приёмы  | 
 t, мин  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 УУД  | 
| 
 Орг. момент Словесный: слово учителя  | 
 8:00 – 8:01  | 
 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок развития речи. - А теперь тихонько сели девочки, и ещё тише мальчики. -Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте.  | 
 Приветствие. Положительный эмоциональный настрой  | 
 Л: самоорганизация  | 
| 
 Мотивационный этап Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация  | 
 8:01 – 8:04  | 
 Что бы узнать, о чём мы с Вами сегодня будем говорить, послушаем стихотворение (выразительное чтение стихотворения заранее подготовленного ученика): Покормите птиц зимой. 
 ü О чём это стихотворение? ü О чём мы сегодня мы с Вами будем говорить? (о птицах) ü Ребята, все ли птицы улетают зимой в тёплые края? (Есть птицы, которым холод нипочем, они круглый год находят на родине и не совершают перелетов) ü А какие птицы остаются? (воробьи, голуби, вороны, снегири, синицы, сороки) ü Почему некоторые птицы не улетают на юг? Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением, он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода, большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду. ü Что нам необходимо делать, что бы помочь тем птицам, которые не улетели на юг? 
  | 
 Слушают чтение стихотворения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Анализ содержательной части стихотворения; 
 работа по теме урока (беседа)  | 
 Л: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение 
 П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 
 К:формулировать собственное мнение и позицию  | 
| 
 Постановка темы и цели урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация  | 
 8:04 – 8:07  | 
 - Что бы сформулировать тему урока, разгадайте ребус (приложение 1) Сочинение. А что такое сочинение? Чем отличается сочинение от изложения? Какие отличительные черты? Тема нашего урока: Учимся писать сочинения В теперь поставим цели урока: - узнать больше про птиц - учиться составлять план сочинения - учится писать сочинения  | 
 отгадывают ребус; 
 отвечают на вопросы; 
 формулируют тему урока; формулируют цели урока.  | 
 Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане  | 
| 
 Основной этап Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов текста  | 
 8:07 – 8:19  | 
 Посмотрите на слайд, эти птицы вам хорошо знакомы. Мы с ними встречаемся каждый день на прогулке. Кто это? Правильно, это голуби. Голубь - крупная птица, не так пуглива, как другие птицы, поэтому их легко рассматривать, наблюдать за ними. - Голубь
  с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника
  более чем в 30 городах планеты. Эти удивительные птицы полны загадок и тайн,
  которые очень интересно раскрывать многим людям. Скажите, дети, что есть у голубя на голове? У голубя есть глаза - ими они видят все, что их окружает, видят корм, который им насыпают. Есть клюв - они им клюют крошки. А что голуби едят? (семенами, ягодами, зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др) Что еще есть у голубя? Да, у него есть ножки - они ходят и при каждом шаге кивают головой; они клювиком чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы разговаривая друг с другом. У голубя есть хвост, крылья - они летают. Чем покрыто тело голубя? Правильно, перьями. Перышки у голубей разные - разного цвета и разной величины. 
 Эту птичку вы узнали? Это воробей. ü Скажите, дети, а воробей - большая птица? (маленькая). ü А какие у него перышки? (коричневые). ü А ножки? (маленькие). Как воробей прыгает? ü А что они едят? § Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум! Так чирикают, что не слышно ничего вокруг. Гнездо строят оба родителя: и воробей, и воробьиха. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов. § Воробышки часто драчливы и задиристы. Они очень ловкие и юркие. Если кормить крошками голубей, всегда появится воробей, который будет выхватывать крошки из-под носа у неуклюжих птиц. 
 Как себя ведут воробьи и голуби, когда им дают корм? Кто из них чувствует себя хозяином? И почему? Кому больше достаётся корма и почему? 
 o Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст? (группа предложений связанных по смыслу) o Из каких частей состоит текст? (начало, основная часть, заключение) o Какие типы текстов вы знаете? - Вам предстоит работа в парах. Я выдам Вам карточки, посмотрите и сформулируйте задание (что необходимо выполнить?) Хорошо, приступайте к заданию (Приложение 2) - Задание выполнили, можем приступать к проверке. Назовите первый тип текста? Какие черты присущи данному типу текста? Назовите второй тип текста? Какие черты присущи данному типу текста? Молодцы!  | 
 Беседа по теме урока 
 узнают новую информацию 
 
 
 
 
 
 беседа по теме урока 
 узнают новую информацию 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 работа в парах по карточкам. 
 фронтальная проверка  | 
 П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, 
 
 
 П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач  | 
| 
 Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: составление плана сочинения; устный анализ по содержанию текста  | 
 8:19 – 8:25  | 
 Сейчас я прочитаю Вам свое сочинение. Приготовьтесь внимательно слушать! И догадайтесь, какой тип текста в этом сочинении (приложение 3) - Давайте перечислим, какие интересные случаи мы можем описать в сочинении: 1. как птицы добывают еду 2. как ведёт себя голубь (воробей) с другими птицами 3. как ведёт себя голубь (воробей) с людьми 
 - Вспомните какой – либо интересный или забавный случай с этими птицами. Расскажите о нём соседу… Составим план, по которому будем писать сочинение: 1. Вступление (что это за птица (воробей, голубь)?) 2. Как выглядит? (окрас) 3. Где мы можем эту птицу встретить? Я часто наблюдаю в своём дворе (возле школы, возле дома), как ….. 4. Какие повадки у птицы? (они плетут гнёзда, не летают стаями, голубь не пуглив (воробей – хитрый)…) 5. Итог. Чем закончилось? - Сейчас, кто желает по нашему плану устно рассказать интересный случай с этими птицами … Хорошо. Анализ устного сочинения. - О чём этот текст (тема)? Можно ли мы так озаглавить текст? - А если текст про голубей? (какое название)  | 
 Слушают сочинение учителя. Угадывают тип текста. составляют варианты сюжета в сочинении 
 
 
 
 пробное действие в составления сочинения устно (в парах) 
 составление плана сочинения по наводящим вопросам учителя; слушание устного сочинения по плану 
 
 анализ сочинения определение темы сочинения (заглавия)  | 
 К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание. 
 Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен) умение действовать по плану и планировать свою деятельность  | 
| 
 Физминутка Наглядный: ТСО Практический: выполнение физических упражнений  | 
 8:25 – 8:27  | 
 Сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Молодцы, присаживайтесь. Продолжим урок.  | 
 выполнение физических упражнений  | 
 
  | 
| 
 Словесный: слово учителя Практический: написание письменного сочинения по плану  | 
 8:27 – 8:37  | 
 - А теперь переходим к написанию Вашего сочинения в тетради. Открыли тетрадь, записали число (сегодня 15 декабря), классная работа, сочинение (ниже тему сочинения). Планом вы можете пользоваться (на доске). Соблюдайте все правила, не забывайте про орфограммы русского языка. - Приступайте к работе.  | 
 по составленному плану пишут сочинение, опираясь на собственные наблюдения  | 
 Л: мысленное воспроизведение ситуации; Р:контролировать процесс и результаты своей деятельности  | 
| 
 Словесный: слово учителя;чтение сочинений Практический: устный анализ содержания текста  | 
 8:36 – 8:42  | 
 Закончили работу. Кто желает прочитать своё сочинение вслух? Анализ прочитанных сочинений (соответствие заявленной теме, соответствие пунктам плана, логика построение сочинения).  | 
 анализируют прочитанные сочинения совместно с учителем по выделенным ориентирам  | 
 Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен); умение действовать по плану и планировать свою деятельность; контроль, коррекция действий.  | 
| 
 Итог урока Словесный: слово учителя; учебный диалог  | 
 8:42 – 8:43  | 
 Наш урок подходит к концу, подведём итог. - вспомните, какие цели мы ставили в начале урока Достигли ли мы целей?  | 
 подводят итог урока совместно с учителем;  | 
 Л: учувствовать в подведении итогов урока  | 
| 
 Рефлексия Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния  | 
 8:43 – 8:45  | 
 Сейчас я раздам вам смайлики, ваша задача дорисовать у него улыбку веселую – если вам понравилась работа на уроке и у вас веселое настроение и грустную – если на уроке что - то не получилось и настроение грустное. Молодцы, покажите Ваши смайлики. Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Урок закончен.  | 
 проводят самооценку своей деятельности  | 
 П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности  | 
Приложение 1


Сочинение
Приложение 2
| 
 
 
 ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ …………………………………………… ..……………………………………………… ……………………………….. ..………………………………………….. ……………………………………………….. .……………………………….. ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………….. 1) описывает что-то или кого-то; 2) рассказывает о событиях; 3) больше слов-названий признаков; 4) больше слов-названий действий.  | 
 
 
 ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………….. ..……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………… ……………………………….. 1) описывает что-то или кого-то; 2) рассказывает о событиях; 3) больше слов-названий признаков; 4) больше слов-названий действий.  | 
Приложение 3
Путешествие смелого Воробья
Однажды солнечным весенним днём появился на свет Воробей. Он был такой маленький, беззащитный, но каждый день он мечтал взлететь, попутешествовать. Воробьиха-мать всегда говорила ему о том, чтобы он не выглядывал из своего гнёздышка. Воробей был послушный и отходил от края.
Наступило тёплое лето. Солнышко каждое утро ласково выглядывало из-за леса, играло своими лучами. И вот озорные лучики добрались до маленького гнёздышка, в котором жил Воробей. А Воробей уже вырос, окреп, и теперь мог самостоятельно летать там, где ему вздумается, правда недалеко и не очень высоко. Каждый день он выпрыгивал из гнезда, садился на ветку, приветствовал Солнышко и дразнил кота своим неугомонным чириканьем.
Но вот однажды Воробей выпрыгнул из гнезда и не заметил опасность: кот кинулся на маленького Воробья, хотел лапой его поймать, но Воробышек успел отскочить назад, свалился с ветки, а кот за ним. Воробей успел взлететь над землёй и лететь так быстро, как мог.
Смелый путешественник очень быстро полетел вперёд навстречу Солнцу. Он очень обрадовался, что смог самостоятельно добраться до своего дома. Воробышек рассказал маме о своём необычайном путешествии. Мама ласково погладила его своим крылышком и сказала:
- Какой ты у меня смелый путешественник, молодец!
А Воробьишка чувствовал себя так спокойно возле своей доброй мамы. Вот так прошёл необыкновенный день маленького Воробья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.