Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент,
академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
УЧИТЕЛЬ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ
(АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ)
План:
1. Характеристика педагогической деятельности.
2. Требования к личности современного учителя.
3. Педагогическое мастерство и его структура.
4. Ступени профессионального роста учителя: умелость, мастерство, творчество, новаторство.
1. В учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая.
Д и а г н о с т и ч е с к а я деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.
О р и е н т а ц и о н н о - п р о г н о с т и ч е с к а я деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной работы, её конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов pro ‘вперед’ + gnosis знание) её результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он стремится получить.
К о н с т р у к т и в н о - п р о е к т и р о в о ч н а я деятельность предполагает умение планировать содержание воспитательной работы, выбирать её оптимальные формы. Для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности.
О р г а н и з а т о р с к а я деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания, поручения, руководить ходом той или иной деятельности.
И н ф о р м а ц и о н н о - о б ъ я с н и т е л ь н а я деятельность предполагает, что учитель выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно- эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность.От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся.
К о м м у н и к а т и в н о - с т и м у л и р у ю щ а я деятельность прямо связана с тем большим влиянием учителя, которое он оказывает на учеников, его умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.
А н а л и т и к о - о ц е н о ч н а я деятельность предполагает анализ учителем хода обучения и воспитания, выявление положительных сторон и недостатков, сравнение достигнутых результатов с запланированными, а также своей работы с опытом коллег. Она помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, т.е., непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.
Элементы и с с л е д о в а т е л ь с к о - т в о р ч е с к о й деятельности присутствуют в работе каждого учителя. Применение педагогической теории требует от него постоянного творчества, осмысления и творческого развития того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.
2. По данным Международного института развития (2021) современный педагог – это самостоятельный, целеустремленный человек, который владеет ИКТ, интерактивными методами обучения, технологиями проектирования урока, управляет мотивацией учения, занимает активную жизненную позицию, открыт инновациям, постоянно учится, умеет строить партнерские отношения со своими учениками. Он выполняет разные профессиональные роли: учитель- предметник, воспитатель, модератор, тьютор, консультант, психолог, социальный педагог, игропедагог, педагог дополнительного образования.
Профессионально значимые качества личности учителя существенно влияют на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. В табл. 1 представлены профессиональные и личностные качества, необходимые учителю в педагогической деятельности.
Т а б л и ц а 1 Основные профессиональные и личностные качества учителя
Профессиональные |
Личностные |
Компетентность |
Любовь к детям |
Интерес к профессии |
Гуманность |
Эрудированность |
Ответственность |
Организованность |
Дисциплинированность |
Коммуникативность |
Доброжелательность |
Окончание таблицы 1
Креативность |
Толерантность |
Наблюдательность |
Эмоциональная устойчивость |
Изобретательность |
Объективность |
Мобильность |
Тактичность |
Требовательность |
Аккуратность |
Умение объяснить |
Хорошие манеры, грамотная речь |
Еще одной популярной классификацией в педагогике является выделение четырёх групп качеств личности учителя: доминантные, периферийные, негативные, профессионально недопустимые.
Д о м и н а н т н ы м и называются такие качества, когда отсутствие одного из них приводит к снижению эффективности педагогической деятельности. К доминантным качествам относятся: высокий уровень владения предметом, требовательность, целеустремленность, принципиальность, любовь к профессии, уравновешенность, честность, искренность в общении, толерантность, справедливость, беспристрастность, современность, общая эрудиция, доброжелательность, педагогический такт, хорошая дикция, трудолюбие, работоспособность, организованность, добросовестность в работе и др.
П е р и ф е р и й н ы м и называются такие качества, которые не оказывают решающего воздействия на эффективность деятельности, однако, влияют на её успешность и отражаются на авторитете педагога. К периферийным качествам относятся: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость, внешняя привлекательность и др.
Н е г а т и в н ы м и являются качества, вызывающие снижение эффективности педагогической деятельности. Они включают: вспыльчивость, высокомерие, прямолинейность, резкость, пристрастность, неуравновешенность, педантизм, сухость, навязывание своего мнения, мстительность, обидчивость, неорганизованность, рассеянность, забывчивость недостатки в преподавании и др.
П р о ф е с с и о н а л ь н о н е д о п у с т и м ы е качества дают основание говорить о профессиональной непригодности педагога. Профессионально недопустимыми качествами являются: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и т.п.), нравственная нечистоплотность, безответственность, грубость в общении, рукоприкладство, беспринципность, некомпетентность в вопросах воспитания и обучения.
Знание своих личностных качеств и стремление к их совершенствованию поможет педагогу в профессиональной деятельности и, в конечном счёте, приведет к качественным изменениям педагогического процесса.
3. Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Критериями педагогического мастерства могут выступать:
· целесообразность педагогической деятельности (по направленности);
· продуктивность, определяемая по результату педагогической деятельности – уровню знаний, воспитанности школьников;
· оптимальность педагогической деятельности (в выборе средств), позволяющая добиться нужного результата с минимальными затратами времени, сил, средств;
· педагогическое творчество (по содержанию деятельности).
Важнейшим показателем педагогического мастерства должен быть высокий уровень образованности, воспитанности и самостоятельности школьников, их единство. Понятие педагогическое мастерство определяется исследователями по-разному. Так, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина в его структуре выделяют такие взаимосвязанные элементы, как гуманистическая направленность личности учителя, профессиональные знания, базовые педагогические способности, педагогическая техника.
Г у м а н и с т и ч е с к а я н а п р а в л е н н о с т ь л и ч н о с т и у ч и - т е л я – это идеалы, интересы, ценностные ориентации, сквозь призму которых учитель подходит к своей работе и детям. Её составляют ценностные ориентации, направленные 1) на себя (самоутверждение); 2) на средства педагогического воздействия; 3) на школьника, детский коллектив; 4) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.
П р о ф е с с и о н а л ь н ы е з н а н и я – это фундамент становления педагогического мастерства. Их содержание составляют знания по преподаваемому предмету, методике его преподавания, знания в области возрастной, педагогической, общей психологии и педагогики. Они предполагают научное решение сложных вопросов теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на основе знания закономерностей процесса формирования личности школьника. Психолого-педагогическая эрудиция – первооснова высокого профессионализма, недооценка или игнорирование ее приводит некоторых учителей к ремесленничеству, штампам, примитивизму, рутине. Скорость приобретения мастерства не регламентируется жёстко ростом профессионального знания. Есть индивидуальные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы профессионального роста – это способности.
Б а з о в ы е п е д а г о г и ч е с к и е с п о с о б н о с т и . В психологии способностями называют такие психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Выделяются следующие виды с п о с о б н о с т е й личности к педагогической деятельности: дидактические (умения излагать материал учащимся доступно, интересно, чётко, ясно), организаторские (способность организовать учащихся, вовлечь их в различные виды общественно полезной деятельности, создать ученический коллектив, организовать свою собственную деятельность и поведение), коммуникативные (способности, позволяющие устанавливать правильные межличностные взаимоотношения с учащимися, родителями, другими учителями), перцептивные (способности, лежащие в основе умения проникнуть во внутренний мир ребенка), суггестивные (способности внушать, добиваться нужного результата воздействия), научно-познавательные (академические) способности (умения поиска и овладение информацией, знаниями из соответствующей области науки), конструктивные (умения определить стратегическую линию преподавания и воспитания, решать повседневные
задачи с учетом общих целей).
Следует отметить, что педагогические способности проявляются и действуют не изолированно, они тесно связаны между собой и дополняют друг друга, что порождает возможность компенсации отсутствующих или слаборазвитых способностей другими качествами личности и особенностями психических процессов.
П е д а г о г и ч е с к а я т е х н и к а – это комплекс умений, которые помогают учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. По мере развития теории и методики обучения и воспитания содержание педагогической техники менялось. Однако в любом случае сохраняется её устойчивое ядро, которое включает умения педагогического общения; технику и культуру речи учителя (голос, дыхание, дикция, грамотность, интонационная окраска и т.д.); выражение чувств и отношений (мимика, пантомимика, внешний облик учителя); профессиональную саморегуляцию своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.д.).
4. Учитель в своем профессиональном росте проходит через следующие ступени: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
П е д а г о г и ч е с к а я у м е л о с т ь предполагает такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что, в своей совокупности, позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний,проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д.
П е д а г о г и ч е с к о е м а с т е р с т в о как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
П е д а г о г и ч е с к о е т в о р ч е с т в о учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса – больше субъективное творчество (открытие для себя), чем объективное.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является п е д а г о г и ч е с к о е н о в а т о р с т в о , которое предполагает внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приёмов в процесс обучения и воспитания, что значительно изменяет и повышает их качество.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите основные виды педагогической деятельности, раскройте их сущность и значение.
2. Какими основными профессиональными и личностными качествами должен обладать современный учитель?
3. Охарактеризуйте ступени профессионального роста учителя.
Основная литература
1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова.– М. : Гардарики, 2009. – 528 с.
2. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высш. образование, 2008. – 430 с.
3. Сластёнин В. А. Общая педагогика: учеб. пособие : в 2 ч. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002. – Ч. 1.
Дополнительная литература
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонаш вили.– М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
2. Журавлёв, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлёв. – М.: Педагогика, 1990. – 164 с.
3. Ильина, Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. – М.: Педагогика, 1984. – 495 с.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 512 с.
5. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. – М.: Пед. общество России, 2000. – 415 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.