Учитель Востока о Великом человеке Абу Насыр Аль Фараби
Оценка 4.6

Учитель Востока о Великом человеке Абу Насыр Аль Фараби

Оценка 4.6
docx
09.06.2020
Учитель Востока о Великом человеке Абу Насыр Аль Фараби
Учитель Востока.docx

 

 

                       Тема: Абу Насыр  аль-Фараби- Второй учитель мира

        «Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»                                            Н. А. Назарбаев.

Абу Насыр Аль-Фараби — Кипчак из Отрара.

На окраине ассирийского города Халеб, где проходит трасса Великого Шелкового пути, робко стоял одинокий, бедно одетый, пожилой человек, опираясь на свой посох. Его печальный взгляд был устремлен вслед удаляющемуся в сторону Сары-Арки каравану.

Временами он вытирал набегавшие на глаза слезы кончиком своей чалмы. Он спешил домой, потому что чувствовал приближение смерти и хотел напоследок посетить могилы предков, исполнить долг каждого правоверного.

Несмотря на преклонный возраст — ему перевалило уже за восемьдесят — собрался в далекий путь. Караван вышел из Дамаска неделю назад. Он еле поспевал за всеми и с трудом переводил дыхание на привале, утоляя голод лепешкой и жажду — зеленым чаем.

У города Халеб он понял, что не сможет продолжить путь. От собственного бессилия он заплакал. Старость — это дерево, корни которого сгнили, — говорят на Востоке.Силы покидали старца. Взяв слабой рукой домбру, он заиграл:

«Сейхун — глубоководная река

Не так уж от аула далека,

Как бы мне добраться…»

Его голос становился все тише и тише, голова его медленно клонилась… Звучание струн угасало…

Это был Абу Насыр аль-Фараби, величайший мыслитель средневековья, основоположник восточного рационализма, прозванный за свою ученость «Аристотелем» Востока.

Став скитальцем поневоле, он побывал во многих крупных городах Азии и Востока — Дженде, Бухаре, Согде, Хиве, Мерве, Каире, Багдаде, Дамаске…

Но в мыслях и мечтах своих он всегда возвращался в родные степи, в родной город Отрар.

Величие и красота Отрара затмевали славу многих городов того времени. Не случайно в арабских источниках его величают «Фараба» — то есть красивый, щедрый и зеленый. Город находился на пересечении дорог Великого Шелкового пути. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка, затем для распространения культурных растений — винограда, персика, дыни, перца… Наряду с золотом, шелк в то время был международной валютой — им одаривали царей, послов, выплачивали жалованье.

О личной жизни Аль-Фараби известно мало. Информация о нем взята из легенд. Источники, освещающие биографию ученого, появились в 7-8 веке. Авторы, обращавшиеся к жизнеописанию мыслителя позднее, не располагали достоверными данными.

Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки - полное имя Учителя Востока [1].

Слово "тархан" (сословие тюркской знати), которое есть в составе полного имени свидетельствует о его положении. Родился он в Васидже близ города Фараб  в 870(872) году, где река Арысь впадает в Сырдарью. Сегодняшним днем это место называется Отырарский район Туркестанской области. Он происходил из знатной семьи. Его отец был военачальником на службе у Саманидов(династия в Мавераннахре в Средней Азии, правившая в 875-999 гг.). Национальность мыслителя – предмет споров. Несмотря на происхождение, бытует версия о том, что философ имеет персидские корни.

В биографии Аль-Фараби отсутствует информация о годах детства. Осенью отец отвел Абу в мектеб, где мальчики заучивали Коран. Суры сменялись одна за другой: «Трапеза», «Преграды», «Добыча» и т. д. Абу пересказывал все стихи, не пропустив ни строчки. Учитель был потрясен и сказал: «В таком юном возрасте ты выучил всю книгу. Что я сам знал, ты все выучил. Я тебе ничем больше помочь не смогу. Тебе сюда не стоит приходить».

Жажда знаний привела юношу в медресе, где учились несколько лет. После окончания медресе он мог стать муллой, законоведом или богословом. Но Абу Насыра интересовали естественные и гуманитарные науки. И здесь ему на помощь пришли ученые — мудрецы. Особенно любил слушать он рассказы о планетах, звездах и небесных светилах.

Очень рано познавший грамоту, юноша часто посещал библиотеку, где находились бесчисленные сундуки с книгами. В одной комнате были книги только по математике, во второй — о путешествиях, в третьей — о небесных светилах, в четвертой — по истории.

После смерти отца в неравном бою, Абу Насыр по традиции занял его место. Но настоящим воином так и не стал. Книги все сильнее притягивали его своей мудростью и таинственными реалиями.

Однажды, проходя мимо караван-сарая, аль-Фараби услышал чарующие, нежные мелодии — это звучали персидские и туркменские музыкальные инструменты. Он приостановился. Красота и богатство звучания инструментов вдохновили его, он увлекся музыкой. Стал тайком мастерить себе музыкальный инструмент. Вскоре домбра была готова. Научившись виртуозно играть, он вызывал восторг и поклонение у своих слушателей исполнением кюев [2].

Сегодня Абу Насыр был печален, была годовщины смерти отца. Взяв домбру, он начал играть. Это была мелодия Коркыт-аты «Елим-ай». Вначале домбра звучала, как стремительный бег Тулпара, затем в музыке наачали проскальзывать звуки соловьиных трелей и заканчивался кюй звуками, напоминающими плач осиротевшего верблюжонка.

 Легенды гласуют ,что он самостоятельно отправился в Багдад для получения образования. В то время этот город был местом сосредоточения культуры, науки и искусства. Уровень жизни людей и социальное устройство описывают высказывания Аль-Фараби, уверявшего, что Багдад – «самый восхитительный и счастливый из невежественных городов». Здесь имелись все условия для творчества и развития философов, поэтов и ученых.

Первым учителем Фараби был христианин Йоханна ибн Хайлам. Здесь он изучал логику, грамматику, философию, музыку, математику и другие науки. Светским приемам подросток предпочитал знакомство с трудами Аристотеля и теориями Платона. Юноша жил в Самарканде, Ташкенте и Бухаре. Постепенно уровень знаний Аль-Фараби становился внушительным и приближался к энциклопедическому. Он изучал логику и естествознание, медицину и иностранные языки, увлекался музыкой.

По легенде в Багдаде Аль-Фараби  работал судьей, но спустя некоторое время сменил деятельность и стал преподавать. Взяв на хранение библиотеку друга, состоявшую из научных трудов, мужчина вдохновился после их прочтения и решил посвятить себя служению науке. Память и целеустремленность сопутствовали углублению знаний. Аль-Фараби легко давались языки. Современники знали философа как мудрого и талантливого человека, знатока идей Аристотеля.

К 932 году мыслитель покинул Багдад, снискав славу знаменитого ученого.В Иране распространено стойкое мнение о том, что Фараби был шиитом. На это косвенно указывает и тот факт, что в 941 г. он покинул Багдад и перебрался в Алеппо, где пользовался милостями государей из шиитской династии Хамданидов.

Этот великий философ отличался мистическим духом и глубокой религиозностью. Он жил очень просто и носил одеяние, напоминающее хирку суфия. Человек созерцательного склада, он избегал мирских радостей и наслаждений. Единственным удовольствием Фараби была музыка. Будучи отличным исполнителем, он любил участвовать в небольших "концертах". Его перу принадлежит большая книга о музыке, свидетельствующая о математических познаниях философа и оказавшая влияние на музыкальную теорию Средневековья. Философ-музыкант искал консонанс и в любомудрии, стремясь достичь согласия между учениями Платона и Аристотеля, между философией и пророческой религией.

Ученый не гнушался работы, способной прокормить его и помочь получить драгоценные знания. Обучаясь, он не переставал трудиться. Аль-Фараби работал садовым сторожем в Дамаске и вынужден был вести научную деятельность при свете дешевой свечи. Сейф уд-Давля Хамдани относился к нему с искренним уважением и глубоко почитал философа. Это уважение со стороны шиитов было неслучайным. Оно было вызвано "пророческой философией" Фараби, имевшей много общего с учением шиитских Имамов. После пребывания в Алеппо Фараби совершил еще несколько путешествий, съездил в Каир.В декабре 950 года в возрасте 80 лет «Второй учитель» умер. На похоронах ученого присутствовали 15 высших государственных чинов. Похоронен аль-Фараби в Дамаске за пределами района Bâbü's-Sagir (Малые ворота)[3].

Аль-Фараби – полиглот.

Будущий ученый, которого назвали  "вторым учителем после Аристотеля", читал философские и научные произведения в знаменитой Отырарской библиотеке. Это книгохранилище считалось вторым в мире по числу рукописей после знаменитой Александрийской библиотеки.

Аль-Фараби за всю свою жизнь овладел около 70 языками. Он в совершенстве владел тюркским, арабским, греческим, персидским языками – доказательством  тому служат  работы аль-Фараби. Он читал труды ученых в Бухаре, Самарканде, долгие годы провел в Багдаде. Кроме того, его долго рассматривали в качестве первого мусульманского философа.

Второй учитель  Востока.

На средневековом Западе Фараби был удостоен почетного титула Magister secundus, т.е.Второй учитель. Первым учителем был Аристотель. Magister Secundus был убежден в том, что первыми обладателями мудрости были халдеи Месопотамии, от них знание перешло в Египет, затем в Грецию, где оно было зафиксировано письменно, и, что на его долю выпало вернуть это знание в страну, где оно зародилось. Его обширное наследие включает в себя утерянные комментарии к произведениям Аристотеля: "Органону", "Физике", "Метеорологии", "Метафизике", "Никомаховой этике". В числе других его произведений: большой трактат "О согласии между учениями двух мудрецов, Платона и Аристотеля"; трактат "Объект иследования различных книг Метафизики Аристотеля"; комментарии к Диалогам Платона; трактат "О том, что нужно знать прежде, чем изучать философию"; введение в философию Аристотеля; трактат "О науках" (Ихса аль-улум), имевший большое влияние на классификацию наук в западной схоластике; трактат "Об интеллекте и размышлении"; "Геммы мудрости" (Фосус аль-хикам), глубоко изучавшиеся на Востоке [4].

Отрарская библиотека являлась своеобразным центром научной мысли. Сюда приезжали ученые из Абиверда, Суяба, Дженда и даже из далеких Нисы, Гурганджа, Герата. Один раз в год правитель Отрара созывал Ученый Совет, где мог выступить любой желающий с научным сообщением или докладом.. На одном из таких Советов выступил Абу Насыр аль-Фараби с сообщением «Научные взгляды Аристотеля». Он говорил о том, что Земля и все небесные тела имеют форму шара, что Земля не является центром Вселенной, как пишет Аристотель, а вращается вокруг Солнца, как считает Аристарх Самосский. За такие смелые суждения имам Отрарской мечети изгнал аль-Фараби из города и предрек ему тяжелую судьбу. Абу Насыр ушел с караваном, направлявшимся в Бухару, вместе с бродячими музыкантами и дервишами в ветхих плащах.

Интересно, что в своей работе «Математические трактаты» он к математическим наукам относил не только арифметику, геометрию, оптику, но также и науку о звездах, музыку, науку о тяжестях и науку об искусных приемах.

Продолжать образование философ отправился в Багдад, крупный культурный центр Арабского халифата. Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и самостоятельную творческую активность. Наставниками Аль-Фараби в Багдаде оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта.

Вскоре Фараби стал известным ученым. В 941 году он перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой.

 Прогрессивные мыслители – Ибн Сина, Омар Хайям, Ибн Халдун и другие учёные средневековья критиковали алхимиков. Но первым, кто попытался выяснить достоверное и ложное в алхимии, отделить позитивное от ложного, ненаучного, был аль-Фараби. Аль-Фараби в трактате «О необходимости искусства химии» выделил два вида заблуждающихся в этом искусстве: первые отвергают и искажают его, вторые признают его, но превышают его «предел возможности». И те и другие ошибаются. Аль-Фараби считал, что люди, которые описывали это искусство, стремились вложить в него тайный смысл, с тем чтобы оно было понятно только мудрецу равной им степени. Согласно аль-Фараби, алхимию следует рассматривает как часть естествознания, имеющую определённый объект исследования, а не как волшебное искусство превращения дешёвых металлов в драгоценные. Естественная наука, или физика, согласно аль-Фараби, - это наука о природе, её основных принципах и частях, о всех тех акциденциях, которые присущи телам природы, о взаимоотношении и взаимодействии природных тел и элементов. Естественная наука состоит из 8 разделов: 1) изучение начал всех простых и сложных тел, т.е. вопросов, общих для всей природы; 2) изучение простых тел и тех частей и элементов, из которых образуются сложные тела; 3) изучение существования природных тел, их возникновения и уничтожения; 4) изучение свойств, акциденций и взаимовлияний составных частей сложных тел; 5) изучение сложных тел, характера и способа соединения различных частей; 6) изучение того, что объединяет сложные тела с однородными частями, а не с разнородными (например, минералы); Духовність особистості: методология, теория практика 5 (58)-2013 22 7) изучение растений, их общих свойств, разновидностей и характерных особенностей каждого из них; 8) изучение животных, их общих свойств, разновидностей, душевных сил и характерных особенностей каждого из них. Естественная наука по характеру изучаемого предмета объединяет 8 наук: прогностику, медицину, нигромантию, согласно физике, науку об образах, агрикультуру, навигацию, алхимию, оптику. Метафизику, занимавшую важное место в философской системе АльФараби, многие исследователи рассматривают как теологию. Аль-Фараби эту науку называет «божественной» (ал-илахи), но во многих местах в качестве разъяснения указывает на «Метафизику» Аристотеля – «Мо ба'даат-табийа а», т.е. на науку, изучающую то, что стоит выше, над природой, физикой. Под «метафизикой», а следовательно, и под «илм ал-илахи», прогрессивные философы средневекового Востока (аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд) понимали не теологию в обычном смысле этого слова, а науку об общих принципах и категориях бытия, т.е. метафизику в аристотелевском смысле. Метафизика состоит из трёх частей: 1) изучение принципов существующих предметов; 2) изучение начал и положений, служащих исходными принципами и доказательствами в конкретных теоретических науках, например, в логике и геометрии. Изучается, в частности, природа аксиом и постулатов, а также категории: точка, поверхность, единичность, частное, общее, множество и др.; 3) изучение существ бестелесных и находящихся вне тела. Исследуется, прежде всего, существуют ли вообще подобные существа, оторванные от материи и находящиеся вне материи. Здесь речь идёт о Боге как существе нетелесном, нематериальном и его деятельности. Несмотря на то, что аль-Фараби в понимании этого вопроса стоял на иной позиции, чем господствующая мусульманская теология, всё же он несколько отступает здесь от тех естественнонаучных и материалистических взглядов. Одной из наиболее развитых отраслей естественных наук этого периода была медицина – как наука и как «искусство врачевания» [5].

Гиппократ и Гален были авторами работ и по медицине, и по философии, и по логике. В наследии Фараби имеются трактаты по общим вопросам медицины, которые указывают на глубокое знание мыслителем теоретических основ этой науки и на его основательное знакомство с её историей. Эта сторона научной деятельности Фараби до последних лет оставалась неизвестной научной общественности, и впервые в работах учёных было указано на необходимость изучения медико-биологических идей аль-Фараби. Трактат «Об органах человеческого тела» был впервые упомянут в научной литературе учёным, известным фарабиеводом М. М. Хайруллаевым. В своих исследованиях он подчёркивал необходимость изучения биологических воззрений аль-Фараби, нашедших отражение и в вышеназванном трактате и в его сочинениях «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела» и «Об органах тела животного, их функциях и потенциях». Трактат аль-Фараби «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», как и все другие его трактаты, характеризуют его как учёного, стремящегося исходить в построении теории из сознательных методологических установок. Аль-Фараби показывает сложность любого процесса познания, особенно познания, связанного с изучением болезней и практическим их лечением, и считает, что Аристотель и Гален с разных сторон освещают одну и ту же проблему. Трактаты «Об органах человеческого тела…» и «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем…» интересны не только тем, что они ещё раз доказывают наличие телесной связи философских и естественнонаучных идей Фараби с достижениями древнегреческой науки, но и тем, что свидетельствуют о борьбе Абу Насра за чистоту и аутентичность учения Аристотеля. Аль-Фараби не однократно возвращается к задачам, целям и функциям медицины как практического искусства: «Медицинские действия направлены либо на то, чтобы поддерживать здоровье того, кто им обладает, либо на то, чтобы посредством этих действий возвращать здоровье тому, кто поражён каким-либо недугом». Духовность особистость: методология, теория и практика 5 (58)-2013 24.  Медицина же, по определению аль-Фараби, есть практическое искусство, основанное на достоверных данных, задачей которого является изучение причин болезней, средств сохранения здоровья человеческого организма, его отдельных органов и устранения болезней. Согласно аль-Фараби, медицинское искусство состоит из семи частей: 1) анатомия, 2) физиология, 3) патология, 4)диагностика, 5) прогноз, 6) диететика и 7) фармакология. Каждый из этих методов опирается на истинные общие и частные правила, известные как достоверное знание («достоверное знание» - это то, на что указывается в книге «Аподейктика»), и на соблюдение определённых условий в познании вещи и причин её существования. Значительное внимание в трактатах Фараби уделяется анализу причин возникновения болезней, которые рассматриваются на основе их причинной связи с внешними воздействиями. Фараби указывает на роль внешней среды, пищи и лекарств для сохранения здоровья и устранения недуга. Особо подчёркнуты знания и опыт врача, использование различных медицинских инструментов для достижения цели, стоящей перед врачеванием. Различая задачи естествоиспытателя и врача в изучении человеческого тела, аль-Фараби подчёркивает, что врачу необходимо знать: а) болезни, которыми когут бать поражены органы тела и их причины; б) внешние и внутренние обстоятельства, воздействующие на эти органы; в) средства, при помощи которых врач осуществляет своё искусство, т.е. простые и сложные лекарства, их состав и первоэлементы, из которых они образуются; г) инструменты, с помощью которых он устраняет болезнь. Кроме того, врач должен хорошо владеть искусством использовать эти инструменты. Большой интерес представляют требования, предъявляемые Фараби к медицине как практическому искусству. Он утверждает: «Всякое действенное искусство связано сознанием объекта труда и действий, посредством которых оно достигает своих целей». Вещи, благодаря которым врачебное искусство становится совершенным, определяются семью обстоятельствами: 1) познанием каждого органа человека; 2) познанием того, что представляет собой каждый из видов здоровья и познанием присущих каждому из них функций; 3) познанием видов болезней, их причин; 4) познанием того, как можно использовать симптомы и причины болезней и здоровья в качестве признаков здоровья и болезни или признаков той или иной болезни, поражающей всё тело либо те или иные органы; 5) познанием видов пищи, простых и сложных лекарств и других средств, используемых этим искусством; 6) познанием законов, управлящих теми действиями, которые направлены на сохранение здоровья в телах и органах, обладающих им; 7) познанием тех законов,которые действуют для возвращения здоровья тем телам и органам, которые его утратили. Всё это говорит о том, что в понимании предмета, задач и целей медицины Фараби стоял на правильной позиции и в этом отношении был непосредственным предшественником выдающегося медика средневековья, автора многотомного «Канона врачебной науки» - Абу Али Ибн Сины. Из начальных разделов первого тома «Канона» видно, что Ибн Сина в понимании и изложении теории медицины следовал за альФараби, восприняв основные его идеи. Об этом свидетельсвует и определение едицины как науки, данное Ибн Синой: «Я утверждаю: медицина – это наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено». Таким образом, цели врача – изучение вещей и учитывание их отношения к действиям, благодаря которым у человека поддерживается здоровье и устраняется болезнь, - не совпадают с целями естествоиспытателя. Замечательные рассуждения аль-Фараби о связи теории и практики, теоретического и эмпирического сыграли большую роль в истории науки [6].

Ученики Аль-Фараби.

Мы знаем лишь небольшое количество учеников Фараби. Прежде всего, необходимо упомянуть Абу Закарию Яхья ибн Ади (ум. в 974 г.), христианского философа-яковита, переводившего работы Аристотеля. Сохранилась интересная философская переписка между Яхьей ибн Ади и еврейским философом из Мосула Ибн Аби Саидом Мавсили. Ученик Яхьи ибн Ади Абу Сулейман Мухаммед Седжестани (ум. в 981 г., не путать с исмаилитом Абу Якубом Седжестани) собрал вокруг себя в Багдаде во второй половине X в. кружок, проводивший культурные и философские собрания. О нем известно из книги ученика Абу Сулеймана Абу Хайана Тавхиди (ум. в 1009 г.), содержащей массу интересных сведений (Китаб аль-мукабасат). Дискуссии о логике Фараби здесь приняли характер разговорного философствования. На этих собраниях говорилось много вещей, которые нельзя принимать всерьез (например, Абу Сулейман утверждал, что именно он написал работы, приписываемые Джабиру ибн Хайану). Настоящим же духовным учеником Фараби был Авиценна, признававший его в качестве своего учителя. В Андалузии идеи Фараби повлияли на Ибн Бахью, в Иране - на Сухраварди и всех Ишракийун вплоть до Муллы Садра Ширази

Трактаты  великого мыслителя.

Исследователи считают, что количество работ и трактатов, составляющих наследие мыслителя, исчисляется в пределах от 80 до 130 произведений. Среди них следующие книги:

«Слово о субстанции»

«Существо вопросов»

«Книга о законах»

«Книга о постоянстве движения вселенной»

«О смысле разума»

«Книга о разуме юных»

«Большая сокращенная книга по логике»

«Книга введения в логику»

«Книга доказательства»

«Книга об условиях силлогизма»

«Трактат о сущности души»

«Слово о сновидениях»

«Трактат о взглядах жителей добродетельного города»

«Книга об определении и классификации наук»

«Книга о смысле философии»[7].

Во «Вводном разделе в логику» ал-Фараби раскрывает три главные  основы логики: 1) логика — мыслительная сила человека, благодаря которой он отличается от прочих живых созданий, и мыслительной категории, с помощью которых человек познает науки и искусства; 2) логика — речь, сосредоточенная в душе; 3) логика — речь, выведенная наружу посредством голоса.

Группа трактатов, которые можно условно объединить в корпус "политической философии" Фараби, прежде всего, "Трактат о мнениях граждан совершенного Города" (идеального Города); "Книга об управлении Городом"; "Книга об обретении счастья"; комментарий к "Законам" Платона.

Нужно особо остановиться на "Геммах мудрости". Нет никаких серьезных причин для того, чтобы ставить под сомнение авторство Фараби данной книги. Недавний выход в Каире сборника, в котором часть данного трактата помещена под другим заголовком и под именем Авиценны, не выдерживает никакой критики. Пауль Краус полагал, что Фараби обладал антимистическим настроем, а стиль и содержание "Гемм" не согласуется с его остальными произведениями, что его теория пророчества носит исключительно "политический" характер.

Человеческий интеллект подразделяется на интеллект теоретический или созерцательный и интеллект практический. Теоретический интеллект проходит через три стадии: интеллект возможный или потенциальный по отношению к знанию; актуальный интеллект, когда он познает что-либо; достигнутый интеллект, когда знание достигнуто. Это разделение привносит нечто новое в гносеологию Фараби. Достигнутый интеллект не тождествен Нус эпиктетос Александра Афродисийского, являющемуся промежуточным состоянием между потенциальным и актуальным интеллектом. Для Фараби это высшее состояние человеческого ума, состояние, в котором он может с помощью интуиции и озарения постигать Формы, распространяемые активным Интеллектом, не прибегая к помощи чувств. Короче говоря, понятия активного Интеллекта и достигнутого интеллекта отличают теорию Фараби от чистого аристотелизма и отмечают проникновение в его учение неоплатонических элементов, возможно через посредство "Теологии" псевдо-Аристотеля.

Его учение об "идеальном Городе" носит греческий отпечаток, т.к. вдохновлено работами Платона, но отвечает философским и мистическим чаяниям мусульманина. О ней часто говорят как о "политологии" Фараби. На самом деле, Фараби никогда не был, как сейчас принято выражаться "человеком действия"; он никогда не участвовал в политических делах.

У Фараби Имам-пророк, правитель идеального Города, должен иметь доступ к высшей степени человеческого счастья, состоящей в единении с активным Интеллектом. Из этого союза вытекает пророческое откровение и всякое вдохновение. Как мы уже упоминали, речь не идет об объединяющем слиянии или идентификации (иттихад), но о достижении и совпадении (иттисаль). Важно понять, что в противоположность Мудрецу Платона, который должен спуститься от созерцания интеллигибельного мира на грешную землю для занятий общественными делами, Мудрец Фараби должен соединиться с духовными сущностями. Его главная обязанность состоит в том, чтобы увлечь этой целью и своих сограждан, потому что такое соединение и есть абсолютное счастье.. Выше уже было отмечено, каким образом пророческая философия шиизма вызвала к жизни теорию Воображения, придав ценность образному знанию и миру, постигаемому при ее помощи. У Фараби теория Воображения также занимает значительное место. Интересно, что теория пророчества у Фараби повлияла как на еврейскую схоластику (у Маймонида), так и на пророческую философию шиизма (в трудах Муллы Садра посеянные ею семена пышно расцвели) [8].

Шиитская гносеология основывается на различении степеней видения или слушания Ангела в состоянии сна, бодрствования или в промежуточном состоянии. По Фараби, Мудрец соединяется с активным Интеллектом с помощью спекулятивного размышления, а пророк соединяется с ним с помощью Воображения, являющегося источником его откровений. Этот процесс возможен только благодаря мухаммедову архангелу Джебраилу, Святому Духу, отождествляемому с активным Интеллектом. Как уже было отмечено, это ни в коем случае не рационализация Святого Духа. Идентификация Ангела Знания с Ангелом Откровения дает смысл всей пророческой философии. Все учение Фараби ориентировано в этом ключе. Вот почему недостаточно говорить о том, что он философски обосновал Откровение, так же как неточно говорить о том, что он ставил философа выше пророка. Это было бы непониманием пророческой философии. Философ и пророк соединяются с одним и тем же Интеллектом-Святым Духом. Случай Фараби помогает нам лучше понять уже описанную ситуацию. Может быть, между законническим Исламом и философией существует неразрешимое противоречие. Но существует и неразрывное родство между философией и эзотерическим Исламом. Говоря о роли философии в Исламе, нужно выбирать между первым и вторым[9].

Идеальный Город, предлагаемый Фараби, - это город "святых последних дней"; он соответствует положению вещей, которое согласно шиитской эсхатологии наступит во время пришествия Имама-Махди, готовящего Воскресение. Можно ли назвать все это "политикой" в современном смысле этого слова?

Напротив, "принца" Фараби, обладающего всеми человеческими и философскими добродетелями можно назвать "Платоном, одетым в плащ пророка Мухаммада". Или выражаясь точнее, можно сказать вместе с Фараби, что союз с активным Интеллектом может быть осуществлен с помощью интеллекта человеческого. Это случай философа, т.к. данный союз есть источник всех философских знаний. Этот союз может быть осуществлен и с помощью воображения, являющегося источником откровений, вдохновения и пророческих снов. Идеальный Город, каким бы совершенным он ни был, не является самоцелью для Фараби. Он - средство для того, чтобы привести людей к неземному счастью. Когда они проходят через врата смерти, когорты живых соединяются с когортами тех, кто опередил их, оказавшись по ту сторону, "и они мысленно объединяются с ними, каждый на свой манер". Посредством этого соединения души с душой сладость и благоухание ушедших первыми возрастают. Это видение очень близко к эсхатологическим ожиданиям исмаилитов, описанных в объединении световых Форм, сооружающих Храм Света Имамата.

В XII-XIII веках труды аль-Фараби начали переводить на латынь и иврит, а в 1930-1932 годах в Париже вышел в свет перевод на французский язык первой части "Большой книги о музыке". Фараби написал комментарии к таким трудам Аристотеля, как "Категория", "Герменевтика", "Софистика", "Риторика", "Логика" и "Поэтика", а также "Введение в философию" Порфирия и других мыслителей. Из оригинальных работ наиболее известны трактат "Жемчужины премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и "Философские трактаты" .В "Трактате о взглядах для жителей добродетельного города" автор дает осознать связи общества с государством и полагает, что цель человеческой деятельности – счастье. Достигнуть его, по мнению аль-Фараби, можно при помощи разумного познания.  В трактате "О классификации наук" аль-Фараби перечислил в строгом порядке науки своего времен и определил предмет исследования каждой. В тригонометрических главах "Книги приложений к "Алмагесту" он изложил основные понятия о тригонометрических линиях и принципы составления тригонометрических таблиц [10].

В "Комментариях к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида" аль-Фараби рассмотрел основные понятия геометрии и раскритиковал порядок изложения этих понятий Евклида с точки зрения философии Аристототеля.Аль-Фараби составил комментарии к сочинениям Евклида и Птолемея. Ему принадлежат работы по арифметике и астрономии:«Руководство по геометрическим построениям», «Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд».

По естественные наукам:

«Слово о пустоте» (возможно, первая в истории работа о вакууме)

«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»

«О необходимости искусства химии»

«Об органах животных»

«Об органах человека»

Опираясь на лучшие образцы древнегреческой гуманистической мысли, аль-Фараби подверг критическому осмыслению ряда ее положений, особенно социально-политическое учение Платона. В отличие от древнегреческих философов он не ограничивал понятие "человек" этническими рамками. Аль-Фараби утверждал, что возможность приобщения людей к знанию не зависит от национальной, расовой, социальной, религиозной принадлежности.

На протяжении всей эпохи средневековья сочинения аль-Фараби пользовались большой популярностью в Западной Европе и способствовали развитию гуманизма Возрождения.

Философия о мировозрении  великого учителя.

Работы философа условно подразделяются на две категории. Первые посвящены законам мироздания, человеческому существованию и миропознанию. Математику, астрономию и геометрию Аль-Фараби относил к числу наук, которые способны помочь в толковании вопросов, относящихся к этим областям. Ученый исследовал материю и ее свойства, а также размышлял над понятиями времени и пространства. Ко второй категории трудов относятся работы, посвященные живой природе и законам ее существования. В них освещаются химия, биология, медицина, оптика и физика.

Первопричиной всего сущего Аль-Фараби считал Бога, цельного и единого. На втором месте по степени важности планеты и небесные тела, отличные от земных форм и материй. По его теории материя вечна и тесно связана с формой. Последняя существует только неразрывно с материей, будучи наполненной ею. Отдельно ученый рассматривал и космический разум. Мудрец верил, что под его защитой находится живая природа.

Бога философ представлял в научном, а не религиозном формате. Аль-Фараби разделял Всевышнего и материальный мир. Предполагал, что человек имеет свободу воли. Мусульманин, живший по законам ислама, он не предавал законов религии, но пытался познать Бога, ища обоснование всему[11].

Труд Фараби «Книга об определении и классификации наук» имеет большое значение с точки зрения философии и методологии, а также как отражение мировоззрения ученого. В данном труде в ту далекую эпоху аль-Фараби разделил на категории научные знания, дал определения этим категориям, описал теоритический аспект и практические методы каждой из них, тем самым внеся большой вклад в преподавание и изучение наук. К этим категориям аль-Фараби ссылается и в других своих работах. Всю науку ученый поделил на основные 5 категорий:

1.Язык

2.Логика

3.Математика и ее базовые элементы – арифметика, геометрия, оптика, астрономия, музыка, механика

4.Физика и метафизика

5.Так называемые науки цивилизации – нравственность, политика, право и богословие

Однако самый большой вклад Аль-Фараби внес в области логики. В каждом своем трактате он опирался на правила логики, разработанные Аристотелем.

Цитаты мыслителя

«Лечащий тела – врач, а лечащий души – государственный деятель, называемый правителем».

«Мудрость есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших причин вещей, имеющих причины».

«Всякая вещь является благом, только когда она полезна для достижения счастья».

«Искусство, цель которого – достижение прекрасного, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью».

 

                 Аннотация (заключение)

 В Казахстане источники о изучения наследия аль-Фараби появились только к концу второй половины ХХ века.

15 октября 1960 года академик Акжан Машанов (Машани) написал письмо президенту Академии наук Казахской ССР - академику Канышу Сатпаеву. Его просьба заключалась в поддержке исследований наследия аль-Фараби.

В 1970 году к 1100-летию аль-Фараби в Алматы, Москве и Багдаде провели международные конференции по наследию аль-Фараби. Организаторами были Акжан Машани и Агын Касымжанов.

В 2007 году правительства Казахстана и Сирии договорились о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра и мавзолея аль-Фараби, реставрации мавзолея Султана Аз-Захира Бейбарса в сирийской столице. Казахстан профинансировал строительство музея-мавзолея и этнокультурного центра на месте захоронения Абу Насра аль-Фараби. Передать объект Сирии в свое время не удалось в связи с военным положением, введенным в стране. До 2016 года охрану объекта обеспечивала казахстанская сторона. Все же предполагается, что историко-культурный центр и мавзолей аль-Фараби и Султана Бейбарса в Дамаске перейдет на баланс Сирии.

В Казахстане именем аль-Фараби названо крупнейшее учебное заведение – Казахский национальный университет-КазНУ, на его территории есть библиотека, также названная в честь великого философа. В Шымкенте педагогический институт культуры тоже носит имя Аль-Фараби. В многих городах Казахстана есть улицы, названные в его честь. В городах Алма-Ата, Шымкент и Туркестан установлены памятники.

В августе 2019 года в Стамбуле был открыт этнографический дом-музей аль-Фараби. Открытие этнографического дома-музея приурочено к празднованию 1150-летия аль-Фараби. В ведущих университетах Турции, Иордании, Италии, Китая, Египта, Болгарии и других стран открыты и успешно действуют научно-образовательные центры Аль-Фараби.

В 2020 году по поручению президента Касым-Жомарта Токаева высоком организационном и содержательном уровне намечается  отпраздновать  1150-летний юбилей Абу Насра аль-Фараби. В стране создана государственная комиссия по подготовке и проведению юбилея.

2020 году  1150-летие Аль-Фараби будет отмечаться под эгидой ЮНЕСКО в международном масштабе[12].

 

Литература :

1.Библиотека аль-Фараби (Казахский национальный университет имени аль-Фараби)

2.Аль-Фараби. Математические трактаты. Издательство "НАУКА" Казахской ССР, Алма-Ата, 1972год.

3. Сатыбекова С. К. - Гуманизм аль-Фараби.

4. Хайруллаев М. М.Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975

5. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy

6. https://e-history.kz/ru/contents/view/3757e-history.kz

7. https://ru.sputniknews.kz/spravka/20190907/11465968/uchitel-vostok-al-farabi.html

8. http://elib.kaznu.kz/ 

9. (http://elibrary.kaznu.kz/ru/node/83

10. http://elibrary.kaznu.kz/ru/node/82)

11. https://e-history.kz/ru/contents/view/3757

12. inform.kz https://www.inform.kz/ru/vtoroy-uchitel-k-1150-letiyu-uchenogo-filosofa-al-farabi_a3561411

 

 

 

 

 

Заявка

 

         ФИО

Серикбаева Гулбану Ержанбайкызы

Район

Толебийский

Школа 

ОСШ Бірінші мамыр

Предмет

Биология

Тема

Абу Насыр  аль-Фараби- Второй учитель мира

 

Конт.тел

87054868321

Эл.почта

b[email protected]

 

Секция  № 2 – учитель биологии и химии,«Аль-Фараби - великий Восточный мыслитель» областная научно-практическая конференция .

           Намечается   12 марта 2020 г.  к  1150-летию со дня рождения Абу Насыра  Аль-Фараби


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема : Абу Насыр аль-Фараби-

Тема : Абу Насыр аль-Фараби-

О личной жизни Аль-Фараби известно мало

О личной жизни Аль-Фараби известно мало

Легенды гласуют ,что он самостоятельно отправился в

Легенды гласуют ,что он самостоятельно отправился в

Похоронен аль-Фараби в Дамаске за пределами района

Похоронен аль-Фараби в Дамаске за пределами района

Продолжать образование философ отправился в

Продолжать образование философ отправился в

Метафизику» Аристотеля – «Мо ба'даат-табийа а», т

Метафизику» Аристотеля – «Мо ба'даат-табийа а», т

Абу Насра за чистоту и аутентичность учения

Абу Насра за чистоту и аутентичность учения

Всё это говорит о том, что в понимании предмета, задач и целей медицины

Всё это говорит о том, что в понимании предмета, задач и целей медицины

Книга введения в логику» «Книга доказательства» «Книга об условиях силлогизма» «Трактат о сущности души» «Слово о сновидениях» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» «Книга об…

Книга введения в логику» «Книга доказательства» «Книга об условиях силлогизма» «Трактат о сущности души» «Слово о сновидениях» «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» «Книга об…

Фараби никогда не был, как сейчас принято выражаться "человеком действия"; он никогда не участвовал в политических делах

Фараби никогда не был, как сейчас принято выражаться "человеком действия"; он никогда не участвовал в политических делах

Мухаммада". Или выражаясь точнее, можно сказать вместе с

Мухаммада". Или выражаясь точнее, можно сказать вместе с

Платона. В отличие от древнегреческих философов он не ограничивал понятие "человек" этническими рамками

Платона. В отличие от древнегреческих философов он не ограничивал понятие "человек" этническими рамками

Однако самый большой вклад Аль-Фараби внес в области логики

Однако самый большой вклад Аль-Фараби внес в области логики

В 2020 году по поручению президента

В 2020 году по поручению президента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020