Проект: «Твори Добро»
( Организация деятельности классного коллектива по духовно- нравственному воспитанию )
С 2008 года по 2012 год был разработан и реализован данный проект. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности получить наилучший результат, так как имеет благодатную почву - ребенок – это «чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, все начинать намного лучше и эффективнее.
Цель: формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий, вовлечения в игровую и социально- значимую деятельностьУчительский проект "Твори добро"( организация деятельности классного коллектива по духовно- нравственному воспитанию), разработан учителем начальных классов Софроновой Л.В.
Софронова Людмила Васильевна
Идентификатор 209920 283
Проект: «Твори Добро»
( Организация деятельности классного коллектива по духовно нравственному
воспитанию )
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период 2020 года
сформулированы
у школьников
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности
к успешной
социализации в обществе.
важнейшие задачи воспитания: формирование
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных
конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость
восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия,
человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Нельзя
закрывать глаза на тот факт, что рядом с нами много детей, оставшихся без попечения
родителей, детейинвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников
тыла, престарелых людей.
В 2008 году я стала классным руководителем 1 класса, класс состоял из 7 девочек
и 3 мальчиков. После знакомства с коллективом класса мне, как классному
руководителю, выбрать тему работы на 4 года не составило большого труда. В классе 3
человека посещали воскресную школу и один ребенок – инвалид и 90% семей были или
многодетными или малообеспеченными, уровень образованности родителей был низкий.
Ребенок познает мир играя. Только через активное вовлечение в индивидуальную и
коллективную деятельность, а крайне важно, чтобы деятельность для младшего
школьника была значимой, вызывала интерес, ребенок мог увидеть свой рост и
результат. Именно этого подхода придерживается педагогический коллектив МОУ
СОШ №17.
Программа (проект) развития классного коллектива призвана обеспечить ценностно
смысловую определенность духовно нравственного, гражданского и патриотического
воспитания. За основу реализации была выбрана форма социально значимого проекта
« Дорогою Добра»».
С 2008 года по 2012 год был разработан и реализован данный проект. У учителя
начальных классов есть большая возможность
в формировании гражданского
самосознания и воспитания нравственности получить наилучший результат, так как
имеет благодатную почву ребенок – это «чистый лист». А с чистого листа, как давно
известно, все начинать намного лучше и эффективнее.
Цель: формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия, а
также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали,
нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему
воспитательных мероприятий, вовлечения в игровую и
социально значимую
деятельность
Задачи:
1. В области формирования личностной культуры:
1• организовать социальную активность детей, которая формирует способность к
духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебноигровой, предметно
продуктивной, социально ориентированной деятельности — «становиться лучше»;
2. В области формирования социальной культуры:
• формировать милосердие и толерантность, оказание помощи больным ровесникам,
поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о людях;
3.В области формирования семейной культуры:
• сформировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное,
заботливое отношение к старшим и младшим;
Основные приоритеты:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
1.
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
3. Воспитание отношения к семье как к основе жизни
Сроки реализации программы:
20082012 г.г ( 4 года)
Основные направления реализации программы
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде
5.
(экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Приоритетными направлениями в деятельности классного коллектива являются:
формирование
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Механизм реализации проекта.
Для успешной реализации функций воспитательной работы, я
как классный
руководитель избрала роль «проводника по стране нравственности» и помощников
«старшего товарища» (родителей). Они помогают мне, а также учащимся включиться в
различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы
их индивидуальноличностного развития. Ведущее место отводится организации и
проведению классных часов и КТД по изучению «законов добра и нравственности», им
отведена роль проводника в воспитании любви к ближним. Основным «местом жительства»
класса является кабинет начальных классов №10, в котором организуются внеклассные
мероприятия: классные часы, исследовательские и творческие работы, временные
выставки, например, «Дорога успеха» «Уголок русского быта», «Стена памяти и
скорби", «Природа родного края», участвуют в общешкольных и городских мероприятиях
в рамках фестиваля «Формула Успеха».
В практической части программы учащиеся осуществляют благотворительную помощь
старшим, участвуют в трудовых десантах, митингах, создают творческие работы о своих
родителях, о природе нашего края, знакомятся с теми видами деятельности человека,
которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение
окружающей природы. Воспитательная работа имеет достаточно широкие внутренние и
2внешние связи: экскурсии на производство, в природу, посещение библиотеки, музеев,
выставок и т.д.
Таким образом, в рамках данного проекта дети приобщаются быть активными
участниками всех дел, взаимодействовать с социумом и приносить пользу ближним и
своей малой родине.
Основные формы и методы реализации проекта: Учебная деятельность по
предметам.Система классных часов, информационных часов.Традиционные
общешкольные коллективно творческие дела.Участие в акциях. Шефство над
инвалидами и ветеранами войны и труда.Встречи с ветеранами войны и труда,
организация концертов.Проведение совместных с родителями, педагогами
дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением
общественности. Исследовательская работа.
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России.
Любовь и бережное отношение к родной природе.
Активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и
самореализации;
Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда,
осознание значимости труда.
Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и
требовательность к себе.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать:
1. Наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху.
2. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников
путем организации их практической деятельности.
Внутренний результат выражается:
в изменении духовно нравственных качеств личности, гражданского самосознания
учащихся, что можно зафиксировать через проведение мониторинга.
1. Формирование навыков и привычек нравственного поведения (по отношению к
людям, к деятельности, к вещам, отношению к самому себе, к природе)
2.Получение школьниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности,
ощущение собственной необходимости и полезности.
3.Повышение уровня сплоченности детского коллектива.
4.Снижение агрессивности в поведении школьников.
Отслеживание результатов воспитания
осуществляется путем: наблюдений,
анкетирования, собеседований, в фиксировании участия учащихся в коллективно
творческих делах, оформлении результатов учащихся в «Портфолио учащегося».
Участники проекта: учащиеся 14 класса МКОУ СОШ №17; классный руководитель;
педагоги дополнительного образования; родители;
Целевая группа: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, пожилые
люди, бабушки, дедушки
Социальные партнеры, участвующие в проекте
Поселковая библиотека. Совет ветеранов. Дом, школа. Жители поселка. Родители.
3Нормативно правовое обеспечение: Федеральный закон «Об образовании» от
10.12.2001г. «Национальная доктрина образования в РФ». «Концепция модернизации
образования в РФ». «Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования» от 06.10.2009г. №373. «Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа
развития МОУ СОШ №17 на 20112015 годы.«Основная образовательная программа
ОУ».
Этапы организации деятельности классного коллектива по духовно нравствен
ному воспитанию
Подготовительный
1 этап
Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся и их родителей
для планирования деятельности классного коллектива..
Разработка диагностических методик и внедрение их в практику.Анкетирование, опрос,
тестирование, педагогические наблюдения, беседы.
2 этап – Организационный 2009 год
Задача Создать комплекс условий для организации духовно нравственного
воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно
ориентированного индивидуального подхода в воспитании
Планирование мероприятий: 1. Планирование работы классного коллектива по
направлениям.2.Составление плана деятельности(сотрудничества) с социальными
партнерами; 3. Разработка тематики классных часов на основе программы курса
«Школа и нравственное воспитание личности»;
2008 год
Включение в деятельность – 2010 год и 2011 год
Результат1. Разработана программа «Дорогою Добра»
2. План с поселковой библиотекой.
3. План проведения экскурсий.
4.Разработанный план
3 этап –
Комплекс реализованных дел с учащимися класса по духовно нравственному
воспитанию
Направления деятельности Организация учебной деятельности по предметам:
Виды деятельности* Учебный курс «Урал. Человек. Истоки».(13 класс).
*Учебный курс « Основы православной культуры и светской этики».
* Проектная (исследовательская) деятельность.
Внеурочная деятельность по предметам (литература, окружающий мир, изо и
технология).
Форма, название мероприятий
* Участие в школьном и городском туре конкурса «Серебряное перышко» (сборник
работ «Живая книга любви»
* Участие в школьном и городском конкурсе сочинений « Мой учитель самый лучший»
* Участие в школьном и городском туре Областного конкурса «Ручейки добра»
* Защита проектов на классных часах
1 класс 1.« Мой папа защитник Отечества». 2. «Мама милее нет другого слова»
2 класс 1.«Герои войны живут рядом» 2. «Люблю тебя , мой край родной»
4Гордимся.
Наследуем»,«Лучики Добра»,«Подарок
3класс 1.«Мой прадед был на войне» 2.«Учитель перед именем твоим….»
4 класс 1.«История моей семьи в истории моего поселка » 2.«Традиции школы»
Проект « Живые цветы – для вас ветераны»
*Организация библиотечных уроков при поселковой библиотеке.
* Экскурсии в музеи и на производство.
*Участие в школьной и городской интеллектуально творческой игре «Экоколобок»
.* Участие в школьных и городских выставках
Направления деятельности:
Система проведения классных часов, информационных часов
Традиционные общешкольные коллективно творческие трудовые дела
Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Проведение
совместных с родителями, педагогами дополнительного образования, учителями
мероприятий, с привлечением общественности
Организация встреч с интересными людьми, ветеранами
Виды деятельности: Классные и информационные часы. Акции: «Помощь пернатым»,
«Милосердие.
«Живая нить»,«Помним.
ветерану»,«Рождественское чудо», «Дари людям радость»
Трудовая акция: «Яволонтер!», «Памяти павшим ,«Все работы хороши помогали от
души».Субботник. Трудовой десант!». Классные тематические вечера. Общешкольные
праздники. Организация совместных мероприятий с поселковой библиотекой.
Форма, название мероприятий *Тематика проведения классных часов
1 класс «Мой дом – моя семья»
2 класс«Моя школа. Мой поселок»
3 класс «Город Алапаевск. Россия – родина моя»
4 класс« Свердловская область – частица России»
Изготовление кормушек, скворечников для птиц. Строительство школьного городка
ПДД) .Посадка овощей и уборка урожая на пришкольном участке. Уход за комнатными
растениями. Уборка территории школьного двора. Уборка территории парка у обелиска.
Изготовление цветов на 9 мая. Помощь пожилым бабушкам: уборка полисадника от
мусора, приносят воду, убирают снег. Участие в концертах, посвященных дню пожилых
людей. Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла
Сбор вещей, игрушек для приюта г.Алапаевска. Выездной концерт. Выращивание
комнатного цветка. Изготовление поздравительной открытки и подарка. Поздравление
ребенка – инвалида, учащегося нашего класса с праздниками. Поздравление
одноклассников с днем рождения.
Проведение совместного праздника для пап
«Солдат на страже отечества».Организация вечера «Поздравляем милых
мам».Виртуальная экскурсия в прошлое «День Победы». «Праздник осени»
«Новогодний карнавал» «Масленица». Митинг «Вечная память павшим
героям».Участники Недели детской книги. Акция «Книжкин день» (ремонт книг в
поселковой библиотеке). Участвуют в подготовке номеров худ. самодеятельности для
Клуба читателей. Подготовка учащихся к областному конкурсу « Сильные духом»
Проведены библиотечные уроки и выставки памяти « И стал разведчиком»
«Дорогами войны». «Дети войны» встреча с Карымовой И.Я« Он прошел всю войну и
остался жив» Прилуков И., «Война –жестокая война» Фатхутдинов И
54 этап –
Заключительный – 2012 год
Цель: подведение итогов реализации Проекта.
Подведение итогов участия в мероприятиях фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего
Урала. ( Приложение )
Открытое внеклассное занятие. Классный час «Твори добро» (социально значимая
деятельность учащихся) для родителей и общественности.
Предъявление результатов деятельности: «Портфолио» учащихся и «Портфолио»
класса на общешкольном празднике «Праздник Чести», для родителей на празднике
«Последний раз в 4 класс».
Отражение деятельности в школьной газете «Глаза и уши», СМИ,:
В рамках данного проекта представлено открытое внеклассное занятие
классный час «Твори добро», на котором еще раз проанализировали совершенные
поступки, сделанные добрые дела, которые делают человека добрее, а жизнь нашу
светлее и радостнее.
Продуктами данного занятия стали презентации учащихся и цветы, которые
будут посажены у обелиск в парке «Горняк» и на пришкольном участке, а также в
подарок ветеранам.
I.
Проект « Акция «Лучики добра» Плотникова Анастасия, 4 класс
Учащимся поручается написать письма, адресованные ребятам из приюта. Письма
оформляются ярко, красочно, несут заряд положительной энергии. В этих письмах
ребята высказывают свои пожелания, предложения, поздравления с праздниками. Эти
послания отправили, вместе с собранными игрушками и другими предметами и вещам в
приют. Эта акция дала возможность детям из детских домов почувствовать себя не
одинокими, нужными обществу. Учащиеся нашего класса вместе с другими ребятами
школы приготовили концерт для детей. В детских глазах искрились искорки счастья.
Одни чувствовали, что о них помнят. другие были счастливы, что доставили радость
другим
II. Проект «Акция «Рождественское чудо» Шмотьева Анастасия
Новогодние и рождественские праздники являются временем, когда детиинвалиды
особо остро чувствуют нехватку заботы и любви со стороны общества. Целью акции
«Рождественское чудо» является оказание помощи (новогодний сюрприз) детям
инвалидам и новогоднее поздравление для нашей одноклассницы. Она не ходит в
школу. Одноклассники изготавливают для нее подарки, приносят игрушки, книжки и
дарят ей в этот день, приглашая на Новогоднюю школьную елку..
III. Проект» Акция «Милосердие» Иконникова Анастасия, 4 класс
Помощь пожилым людям, своим бабушкам и дедушкам в уборке старой листвы,
прополка цветников и гряд, доставка воды , уборка снега..
IV. Проект «Акция «Живая нить» Штин Кирилл, 4 класс
Встречи с ветеранами войны и труда», общение с ними, организация и проведение
праздничных концертов, изготовление и поздравление подарков для пожилых людей. .
И другие проекты « Забота о пернатых» Гневанов Андрей.
« Подарок ветеранам» Самкова Ульяна
6« Я волонтер» Маркина Регина
Результативность проекта
повышение нравственной культуры участников проекта;
обогащение эмоционального мира участников чувством ответственности,
милосердия, сострадания;
осуществление помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.
Долгосрочность: проект рассчитан на реализацию в начальной школе в течение четырех
учебных лет.
Успешная реализация проекта позволяет модифицировать его и с успехом
реализовывать в дальнейшем.
7