Учительский проект "Твори добро"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект: «Твори Добро» ( Организация деятельности классного коллектива по духовно- нравственному воспитанию ) С 2008 года по 2012 год был разработан и реализован данный проект. У учителя начальных классов есть большая возможность в формировании гражданского самосознания и воспитания нравственности получить наилучший результат, так как имеет благодатную почву - ребенок – это «чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, все начинать намного лучше и эффективнее. Цель: формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий, вовлечения в игровую и социально- значимую деятельностьУчительский проект "Твори добро"( организация деятельности классного коллектива по духовно- нравственному воспитанию), разработан учителем начальных классов Софроновой Л.В.
Иконка файла материала Проект Твори добро.DOC.doc
Софронова Людмила Васильевна Идентификатор ­  209­920­ 283 Проект: «Твори  Добро» ( Организация деятельности классного коллектива  по духовно­ нравственному  воспитанию )                                                           Пояснительная записка                  В Концепции модернизации   российского образования на период   2020 года сформулированы     у   школьников гражданской   ответственности   и   правового     самосознания,   духовности   и   культуры, инициативности,   самостоятельности,   толерантности,   способности     к   успешной социализации  в обществе.        важнейшие   задачи   воспитания:   формирование        Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления   утраченных   общечеловеческих   ценностей:   гуманизма   и   милосердия, человеколюбия   и   сострадания,   которые   должны   воспитываться   с   детства.   Нельзя закрывать глаза на тот факт, что рядом с нами много детей, оставшихся без попечения родителей,   детей­инвалидов,   ветеранов   Великой   Отечественной   войны   и   тружеников тыла, престарелых людей.       В  2008 году  я  стала классным руководителем  1 класса, класс состоял из 7 девочек и   3   мальчиков.   После   знакомства   с   коллективом   класса   мне,   как   классному руководителю,  выбрать тему работы на 4 года не составило большого труда. В классе 3 человека посещали воскресную школу и один ребенок – инвалид и 90% семей были или многодетными или малообеспеченными, уровень образованности родителей был низкий.       Ребенок  познает  мир играя. Только  через активное вовлечение  в индивидуальную и коллективную   деятельность,   а   крайне   важно,   чтобы   деятельность   для   младшего школьника   была   значимой,   вызывала   интерес,   ребенок   мог   увидеть   свой   рост   и результат.   Именно   этого   подхода   придерживается   педагогический   коллектив   МОУ СОШ №17. Программа (проект) развития классного коллектива призвана обеспечить   ценностно­ смысловую определенность духовно­ нравственного, гражданского  и  патриотического воспитания.  За  основу  реализации была выбрана форма социально­ значимого проекта « Дорогою Добра»».         С  2008 года  по 2012 год был разработан и реализован данный  проект. У учителя начальных   классов   есть   большая   возможность     в   формировании   гражданского самосознания и воспитания нравственности получить   наилучший   результат, так как имеет  благодатную почву ­  ребенок – это  «чистый лист». А с чистого листа, как давно известно, все начинать  намного лучше и  эффективнее. Цель:  формирование  у детей философии  гуманизма, справедливости,  милосердия,  а также   претворения   в   жизнь   идей   добра,   красоты   и   общечеловеческой   морали, нравственности,   посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных   мероприятий,   вовлечения   в   игровую   и     социально­   значимую деятельность Задачи:  1. В области формирования личностной культуры: 1•   организовать   социальную   активность   детей,   которая     формирует   способность   к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­ продуктивной, социально ориентированной деятельности — «становиться лучше»; 2. В области формирования социальной культуры: • формировать милосердие и толерантность,   оказание помощи больным ровесникам, поощрение их личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о людях; 3.В области формирования семейной культуры: •   сформировать   у   обучающегося   уважительное   отношение   к   родителям,   осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим; Основные приоритеты:  Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 1. 2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 3. Воспитание отношения к семье как к основе жизни Сроки реализации программы:           2008­2012 г.г ( 4 года) Основные направления реализации программы 1. Воспитание   гражданственности,   патриотизма,   уважения   к   правам,   свободам   и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде 5. (экологическое воспитание).   Воспитание   ценностного   отношения   к   прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Приоритетными направлениями в деятельности классного коллектива  являются:   формирование ­  Воспитание нравственных чувств и этического сознания. ­ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. ­   Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (экологическое воспитание). Механизм реализации проекта. Для   успешной   реализации   функций   воспитательной   работы,   я     как   классный руководитель   избрала   роль   «проводника   по   стране   нравственности»   и   помощников   ­ «старшего товарища» (родителей). Они  помогают мне, а также  учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их   индивидуально­личностного   развития.  Ведущее  место   отводится   организации   и проведению классных часов и КТД  по изучению «законов добра и нравственности», им отведена роль проводника в воспитании любви к ближним. Основным «местом жительства» класса является кабинет  начальных классов №10, в котором организуются внеклассные мероприятия:    классные   часы,   исследовательские   и     творческие   работы,   временные выставки,   например,   «Дорога   успеха»   «Уголок   русского   быта»,   «Стена   памяти   и скорби", «Природа родного края», участвуют в общешкольных и городских мероприятиях в рамках фестиваля «Формула Успеха».  В практической части программы учащиеся  осуществляют благотворительную  помощь старшим, участвуют в трудовых десантах, митингах, создают творческие работы о своих родителях, о природе нашего края,  знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей природы.  Воспитательная работа имеет достаточно широкие внутренние и 2внешние   связи:   экскурсии   на   производство,   в   природу,   посещение   библиотеки,   музеев, выставок и т.д. Таким   образом,   в   рамках   данного   проекта   дети   приобщаются   быть   активными участниками всех дел, взаимодействовать с социумом и приносить пользу ближним и своей малой родине. Основные формы и методы реализации проекта: Учебная деятельность по  предметам.Система классных часов, информационных часов.Традиционные  общешкольные коллективно творческие дела.Участие в акциях. Шефство над  инвалидами и ветеранами войны и труда.Встречи с ветеранами войны и труда,  организация концертов.Проведение  совместных с родителями, педагогами  дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением  общественности. Исследовательская  работа.  Ожидаемые результаты: ­ Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России. ­ Любовь и бережное отношение к родной природе. ­ Активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;  ­   Инициативность   и   творчество   в   труде,   бережное   отношение   к   результатам   труда, осознание значимости труда. Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям. ­ Самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.  Внешний  результат можно  увидеть и зафиксировать: 1. Наличие  устойчивого познавательного  интереса, стремление к успеху. 2.   Накопление   и   обогащение   опыта   нравственного   поведения   младших   школьников путем организации их практической деятельности. Внутренний  результат выражается:  в   изменении     духовно­   нравственных   качеств   личности,  гражданского   самосознания учащихся, что можно  зафиксировать через проведение мониторинга. 1.   Формирование   навыков   и   привычек   нравственного   поведения   (по   отно­шению   к людям,  к деятельности,  к вещам, отношению к  самому себе,  к природе) 2.Получение   школьниками   удовлетворения   от   результатов   и   процесса  деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности. 3.Повышение уровня сплоченности детского коллектива. 4.Снижение агрессивности в поведении школьников. Отслеживание   результатов  воспитания     осуществляется   путем:   наблюдений, анкетирования,   собеседований,   в   фиксировании   участия     учащихся   в   коллективно­ творческих делах, оформлении  результатов  учащихся в «Портфолио учащегося». Участники проекта: учащиеся 1­4 класса МКОУ СОШ №17; классный руководитель; педагоги дополнительного образования; родители; Целевая группа:  ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, пожилые люди, бабушки, дедушки  Социальные партнеры, участвующие в проекте Поселковая библиотека. Совет ветеранов. Дом, школа. Жители  поселка. Родители. 3Нормативно­   правовое   обеспечение:  Федеральный   закон   «Об   образовании»   от 10.12.2001г.  «Национальная  доктрина  образования   в  РФ».  «Концепция  модернизации образования   в   РФ».   «Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального   общего   образования»   от   06.10.2009г.   №373.   «Концепция   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России».  Программа развития МОУ СОШ №17 на 2011­2015 годы.«Основная образовательная   программа ОУ».  Этапы организации деятельности классного коллектива по духовно­ нравствен­ ному воспитанию  Подготовительный ­     1 этап ­     Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся и их родителей  для планирования деятельности классного коллектива.. Разработка диагностических методик и внедрение  их в практику.Анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы. 2 этап –   Организационный  ­ 2009 год Задача  Создать       комплекс     условий   для   организации   духовно­   нравственного воспитания     учащихся  с  учетом  их  возрастных  особенностей     на основе  личностно­ ориентированного индивидуального подхода в воспитании Планирование   мероприятий:   1.  Планирование   работы   классного   коллектива   по направлениям.2.Составление   плана     деятельности(сотрудничества)   с   социальными партнерами; 3. Разработка тематики классных часов на основе программы курса  «Школа и  нравственное воспитание личности»;  2008 год  Включение в деятельность – 2010 год  и   2011 год Результат1. Разработана программа «Дорогою Добра» 2. План  с поселковой библиотекой. 3. План проведения экскурсий. 4.Разработанный план  3 этап –    Комплекс    реализованных  дел   с  учащимися   класса   по  духовно­  нравственному воспитанию   Направления деятельности    ­    Организация учебной  деятельности по предметам: Виды деятельности* Учебный курс «Урал. Человек. Истоки».(1­3 класс).  *Учебный курс  « Основы православной культуры и светской этики». * Проектная (исследовательская) деятельность. Внеурочная деятельность по предметам         (литература, окружающий мир, изо и  технология). Форма, название мероприятий * Участие в школьном и городском туре конкурса «Серебряное перышко» (сборник  работ «Живая книга любви» * Участие в школьном и городском конкурсе сочинений « Мой учитель самый лучший» * Участие в школьном и городском туре   Областного конкурса «Ручейки добра» *  Защита проектов на классных часах 1 класс  1.« Мой папа защитник Отечества». 2. «Мама ­ милее нет другого слова»  2 класс  1.«Герои войны живут рядом»  2. «Люблю тебя , мой край родной»   4Гордимся.   Наследуем»,«Лучики   Добра»,«Подарок 3класс  1.«Мой прадед был на войне»   2.«Учитель перед именем твоим….» 4 класс  1.«История моей семьи в истории моего поселка » 2.«Традиции школы»  Проект « Живые цветы – для вас ветераны»  *Организация  библиотечных уроков при поселковой библиотеке.  * Экскурсии в музеи и на производство. *Участие в школьной и городской интеллектуально­ творческой игре «Экоколобок» .* Участие в школьных и городских выставках Направления деятельности:  Система проведения классных часов, информационных часов Традиционные общешкольные коллективно ­творческие трудовые дела Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Проведение совместных   с   родителями,   педагогами   дополнительного   образования,   учителями мероприятий, с привлечением общественности Организация встреч с интересными людьми, ветеранами  Виды деятельности:  Классные и информационные часы. Акции: «Помощь пернатым», «Милосердие. «Живая   нить»,«Помним. ветерану»,«Рождественское чудо», «Дари людям радость» Трудовая акция: «Я­волонтер!», «Памяти павшим ,«Все работы хороши­ помогали от  души».Субботник. Трудовой десант!». Классные тематические вечера. Общешкольные  праздники. Организация совместных мероприятий с поселковой библиотекой. Форма, название мероприятий   *Тематика проведения классных часов 1 класс «Мой дом – моя семья» 2 класс«Моя школа. Мой поселок» 3 класс            «Город Алапаевск. Россия – родина моя» 4 класс« Свердловская область  – частица России» Изготовление кормушек, скворечников для птиц. Строительство  школьного   городка ПДД) .Посадка овощей и уборка урожая на пришкольном участке. Уход за комнатными растениями. Уборка территории школьного двора. Уборка территории парка у обелиска. Изготовление цветов на 9 мая. Помощь пожилым бабушкам: уборка полисадника  от мусора, приносят воду, убирают снег. Участие в концертах, посвященных дню пожилых людей. Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла Сбор   вещей,   игрушек   для   приюта   г.Алапаевска.   Выездной   концерт.   Выращивание комнатного цветка. Изготовление поздравительной открытки и подарка. Поздравление ребенка   –   инвалида,   учащегося   нашего   класса   с   праздниками.   Поздравление одноклассников   с   днем   рождения.  Проведение   совместного   праздника   для   пап «Солдат   на   страже   отечества».Организация   вечера   «Поздравляем   милых мам».Виртуальная   экскурсия   в   прошлое   «День   Победы».   «Праздник   осени» «Новогодний карнавал»                       «Масленица». Митинг «Вечная память павшим героям».Участники   Недели   детской   книги.   Акция   «Книжкин   день»   (ремонт   книг   в поселковой библиотеке). Участвуют в подготовке номеров худ. самодеятельности для Клуба читателей. Подготовка учащихся к областному конкурсу « Сильные духом»   Проведены   библиотечные   уроки   и   выставки   памяти   «   И   стал   разведчиком» «Дорогами войны». «Дети войны»­ встреча с Карымовой И.Я« Он прошел всю войну и остался жив» ­Прилуков  И.,  «Война –жестокая война» ­ Фатхутдинов И 54 этап –          Заключительный – 2012 год Цель: подведение итогов реализации Проекта. Подведение итогов участия в мероприятиях фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала. ( Приложение ) Открытое внеклассное занятие. Классный час «Твори добро»      (социально­ значимая деятельность учащихся) для родителей и общественности. Предъявление   результатов   деятельности:   «Портфолио»   учащихся   и   «Портфолио» класса на общешкольном празднике   «Праздник Чести», для родителей на   празднике «Последний раз в 4 класс».  Отражение деятельности  в школьной газете «Глаза и уши», СМИ,:               В рамках данного проекта   представлено открытое внеклассное занятие ­ классный час «Твори добро», на котором еще раз проанализировали совершенные поступки, сделанные добрые дела, которые делают человека добрее, а жизнь нашу светлее и радостнее. Продуктами данного занятия стали презентации учащихся и цветы,  которые будут посажены у  обелиск в парке «Горняк» и на пришкольном участке, а также в подарок ветеранам. I. Проект « Акция «Лучики добра» ­ Плотникова Анастасия, 4 класс   Учащимся     поручается   написать   письма,   адресованные   ребятам   из   приюта.  Письма оформляются ярко, красочно, несут заряд положительной  энергии. В   этих письмах ребята высказывают свои пожелания, предложения, поздравления с праздниками. Эти послания отправили, вместе с собранными игрушками и другими предметами и вещам  в приют. Эта акция дала возможность детям из детских домов почувствовать себя не одинокими, нужными обществу. Учащиеся нашего класса вместе с другими ребятами школы приготовили концерт для детей. В детских глазах искрились искорки счастья. Одни чувствовали, что о них помнят. другие были счастливы, что доставили радость другим  II.  Проект «Акция «Рождественское чудо»­  Шмотьева Анастасия Новогодние   и   рождественские   праздники   являются   временем,   когда   дети­инвалиды особо остро чувствуют нехватку заботы и любви со стороны общества. Целью акции «Рождественское   чудо»   является   оказание     помощи   (новогодний   сюрприз)   детям­ инвалидам   и     новогоднее   поздравление   для   нашей   одноклассницы.   Она   не   ходит   в школу. Одноклассники изготавливают для нее подарки, приносят игрушки, книжки и дарят ей в этот день, приглашая на Новогоднюю школьную елку..  III. Проект» Акция «Милосердие» ­ Иконникова Анастасия, 4 класс        Помощь пожилым людям, своим бабушкам и дедушкам в уборке старой листвы, прополка цветников и гряд, доставка воды , уборка снега.. IV.  Проект «Акция «Живая нить» ­ Штин Кирилл, 4 класс Встречи  с ветеранами    войны   и труда»,  общение  с  ними,  организация  и  проведение праздничных концертов, изготовление и поздравление подарков для пожилых людей. .  И другие проекты « Забота о пернатых» ­ Гневанов Андрей.                              « Подарок ветеранам» ­  Самкова Ульяна 6« Я­ волонтер»       ­ Маркина Регина     Результативность проекта   повышение нравственной культуры участников проекта;  обогащение   эмоционального   мира   участников   чувством   ответственности, милосердия, сострадания;  осуществление помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке. Долгосрочность: проект рассчитан на реализацию в начальной школе в течение четырех учебных лет. Успешная   реализация   проекта   позволяет   модифицировать   его   и   с   успехом реализовывать в дальнейшем. 7