Открытый урок-игра «Удивительное электричество» (8 кл.)
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся об электрическом токе, сопротивлении, напряжении;
Развивающая: развивать познавательную активность и творчество учащихся, смекалку и находчивость, чувство юмора и наблюдательность;
Воспитательная: воспитывать у учащихся самостоятельность, формировать научное мировоззрение, чувство товарищества, сопереживания друзьям.
Оборудование: 3 комплекта сигнальных карточек с номерами от1 до 6, с помощью которых жюри и зрители получают информацию о выбранном ответе, рассмотренные в теме приборы с наклеенными на них номерами, секундомер или часы с секундной стрелкой, экран, проектор, компьютер, «чёрный ящик» для игры со зрителями, листы ватмана с чертежами схем, чистые листы бумаги участникам для записей, грамоты и призы для награждения, музыкальное сопровождение.
Правила и условия игры. В игре принимают участие 3 команды по 6 человек, остальные учащиеся – зрители. Для подсчёта баллов, набранных участниками, выбирается жюри. Задания к игре находятся в презентации, на магнитной доске схемами к доске закреплены магнитами листы ватмана. На стол выставляются приборы с номерами. Число предъявляемых в каждом этапе объектов всегда больше числа задаваемых вопросов. После объявления задания даётся 5 секунд на обдумывание ответа и по звуковому сигналу участники должны поднять сигнальную карточку с номером выбранного ответа. Игра состоит из 4-х туров, в каждом туре по 2-3 этапа. В перерывах между турами жюри подводит итоги. В конце игры подводятся итоги, награждаются команда-победительница, и самые активные зрители.
Ход игры
Слово учителя: Дорогие ребята, уважаемые зрители и гости! Я рада приветствовать вас на необычном уроке, уроке-игре, на котором мы с вами, я надеюсь, вспомним ещё раз всё то, что изучили по одной из тем. А что это за тема, я прошу вас догадаться, отгадав загадки. (читаю загадки). Молодцы, кончно же, тема сегодняшней игры -«Электрические явления», другими словами – «Удивительное электричество».За ходом игры будет следить компетентное и справедливое жюри. Это __Наши уважаемые гости_________________________________
До начала игры я прошу участников придумать название своей команды. Одно условие – название должно быть связано с темой игры – «Удивительное электричество». Даю вам на это 30 секунд. Время пошло!
Итак, названия придуманы. Прошу жюри занести их в экспертные листы.
Начнём мы с разминки, которая называется «Закончи фразу». Замечу, что уже на разминке команды могут открыть свой счёт, потому что за каждый верный ответ вы получите по баллу. Каждой команде я задам по 5 вопросов.
Вопросы команде №1 ______________
1.Направленное движение заряженных частиц называется ,,,,,,,,,,,,,,,,,
2. Единица электрического сопротивления …………
3.Сила тока обозначается буквой………
4. Сообщение телу эл.заряда называется……….
5.Переведите 0,5 кВ в Вольты……
Вопросы команде№2________________
1.Какое действие тока используется в обогревателях?...........
2. Единица силы электрического тока_______
3. Электрическое напряжение обозначается буквой…….
4.Закон, связывающий I, U, R для участка цепи носит название ….
5. Переведите 0,2 кОм в Омы…..
Вопросы команде№3_________________
1.Одноимённые заряды ………..
2. Единица измерения напряжения…..
3.Электрическое сопротивление обозначается буквой…..
4.При трении стекла о шёлк стекло заряжается …….
5.Переведите 500 мА в амперы……
Вопросы зрителям:
1. В Амперах измеряется ……
2. Буквой R, U, I обозначаются…
3.Единица измерения электрического заряда…….
Жюри подводит первые итоги по результатам разминки
I ТУР Этап № 1. «Знатоки терминов»
На экране появляются физические термины:
1) мощность тока, 2) сила тока, 3) напряжение, 4) диэлектрик, 5) аккумулятор, 6) протон. Необходимо назвать те из терминов, которые соответствуют приведённым определениям.
Вопросы:
1. Вещество, не проводящее эл. ток (диэлектрик)
2.Количесвто заряда, проходящего через поперечное сечение проводника за время 1 с. (сила тока)
3.Работа тока, совершаемая за 1 с. (мощность тока)
4.Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд (протон)
5.Работа тока по перемещению заряда в 1Кулон (напряжение)
I ТУР Этап №2 «Знатоки формул»
На экране появляются формулы:
1. A = IUt
2. I = U/R
3. R = pl/S
4. U = I/R
5. Q = I2Rt
6. I = I1 + I2
Вопросы:
1.Какая формула выражает основной закон для участка цепи (2)
2.По какой формуле можно рассчитать работу электрического тока? (1)
3.Какая запись выражает закон распределения сил токов в параллельно соединённых проводниках? (6)
4.Какая формула даёт возможность рассчитать сопротивление проводника электрическому току без включения в цепь? (3)
5.Пользуясь какой формулой можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся в проводнике при прохождении по нему тока? (5)
I ТУР Этап №3 «Я знаю физиков в лицо!»
На экране появляются портреты известных физиков:
1.А .Вольта
2.Э.Ленца
3. А. Лодыгина
4.П. Яблочкова
5.Г. Ома
6.Ш.Кулона
7.А.Ампера
Вопросы:
1.Кто открыл закон теплового действия тока? (Э.Ленц)
2.Кто изобрёл электрическую лампу? (А.Лодыгин)
3.Кто создал первый гальванический элемент? (А.Вольта)
4.В 1876 г. улицы Парижа были впервые освещены с помощью электрических свечей. Парижане назвали их «русский свет». Кто автор этого изобретения? (П.Яблочков)
5. В честь какого физика названа единица измерения электрического заряда? (Ш.Кулон)
Вопрос зрителям:
Остались без вопросов портреты А.Ампера и Г. Ома. Что вы можете сказать о них?
II ТУР Этап № 1. «Знатоки приборов»
На столе стоят приборы:
1.Реостат
2. Вольтметр
3. Амперметр
4. Манометр
5. Аккумулятор
6.Электрометр
Вопросы: определите, какой прибор
1.Измеряет силу тока в цепи? (амперметр)
2.Определяет наличие и значение электрического заряда (электрометр)
3. Изменяет силу тока в цепи (реостат)
4. Измеряет электрическое напряжение в цепи (вольтметр)
5. Не применяется в электротехнике (манометр)
Найдите на столе названные вами приборы.
II ТУР Этап № 2. «Люблю задачи я!»
На экране появляется условие задачи и варианты ответов:
Спираль электроплитки рассчитана на мощность 440 Вт и напряжение 220 В. Какое сопротивление имеет спираль?
На решение даётся 30 секунд. Ответ – 110 Ом
Игра со зрителями
(пока команды решают задачу)
«Чёрный ящик»
III ТУР Этап № 1. «Знатоки схем»
На доске или на листах ватмана изображены схемы электрических цепей.
Вопросы:
1.В какой цепи можно изменять силу тока? (4)
2.Где можно измерить силу тока? (6)
3.В какой цепи лампочку можно включить из двух разных мест? (1)
4.В какой цепи лампочка горит постоянно? (2)
5.В какой цепи можно измерить напряжение (3)
Вопрос зрителям: Схема под №5 осталась без вопроса. Вопрос к вам: а)из каких элементов она состоит? б)будет ли гореть лампочка, если замкнуть только один из двух ключей?
III ТУР Этап № 2. «Да – нет!»
Верно ли утверждение? Команды отвечают поднятием карточек – зелёная – «да», красная –«нет».
1. Сила тока измеряется в вольтах (нет)
2.Одноимённые заряды притягиваются, а разноимённые отталкиваются (нет)
3.Сила тока на участке цепи зависит от приложенного напряжения и сопротивления проводника (да)
4.Чем больше потребителей включено в цепь параллельно, тем больше сопротивление цепи (нет)
5. Работа тока измеряется в Джоулях (да)
6. Чем толще проводник, тем больше его электрическое сопротивление (нет)
7. Электрический счетчик измеряет силу тока, протекающую в цепи (нет)
8. Нагревательный элемент утюга, электрообогревателя, фена делают из проволоки, обладающей большим удельным сопротивлением (да)
9.Электрический ток в цепи направлен от «+» к «- «
IV ТУР Этап № 1. « »
Из букв, образующих фразу «Вольтамперная характеристика», составить слова физического содержания, относящиеся к теме «Электричество». На работу даётся 30 секунд.
V ТУР Подведение итогов игры, награждение победителей
Пока жюри подводит итоги, участники игры составляют синквейн по теме сегоднящняя игра «Удивительное электричество»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.