"Удивительный мир птиц.." урок биологии в 7 классе
Оценка 4.6

"Удивительный мир птиц.." урок биологии в 7 классе

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
биология
7 кл
08.02.2017
"Удивительный мир птиц.." урок биологии в 7 классе
учебная презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
Удивительный мир птиц.docx

МАОУ ООШ №6 город Балаково

 

«Как прекрасен этот мир…»

 

 

 

 обобщающий урок в 7 классе по теме «Класс птиц»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель химии и биологии:

Резаева Л.Б.

 

 

 

2015год

 

Тема урока: «Как прекрасен этот мир…»

Цели:

ü   углубить  и обобщить знания учащихся по классу: «Птицы»;

ü  расширить представления о многообразии птиц.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.

Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки с изображением птиц, выставка книг: «Птицы – наши друзья», листы с тестами, карточки, «Красная книга Саратовской области», презентация.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок – путешествие)

Ход урока

I.                   Организационный момент

(Создание учителем положительного настроя на работу.)

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Вдохните в себя: свежесть весеннего дня , теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

(включается тихая музыка «Как прекрасен этот мир…»)

Слайд 1.Эпиграфом нашего урока будут слова из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

- А о каком мире пойдет речь на сегодняшнем уроке вы узнаете, ответив на  вопрос:

-Кто первым напоминает нам, что наступила весна? (ПТИЦЫ)

- Верно.

- Самые близкие друзья весны – это птицы. Мир пернатых является необычным миром природы. Он очень интересный и сложный, полный чудес и загадок.

      Слайд 2   2. Чтение стихотворения (на фоне голосов птиц)

Звенит и льётся птичий голос,

Узнай – о чем она поет.

Вот царство жизни и свободы

Здесь вечный блеск,

Здесь вечный пир.

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: прекрасен мир.

3. Объявление темы и цели урока

Слайд 3. – Тема нашего урока «Удивительный мир птиц» это  заключительный урок по теме: «Класс птицы».

      Мы обобщим знания о них, которые вы получили на предыдущих уроках. А чтобы выяснить и оценить уровень ваших знаний я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие в мир птиц. Пусть это путешествие закрепит и расширит ваши знания о птицах. Мы сегодня будем работать на доверии, и оценивать вы  себя будите сами в оценочных картах. За каждый правильный ответ вы ставите себе 1 балл.

     Мы пройдем несколько станций на каждой из которых вам предстоит справиться  разными заданиями, но прежде чем отправиться в путешествие мы проведём викторину, которая покажет вашу готовность к путешествию.

II.               Актуализация опорных знаний.

1.      Фронтальная работа (устный опрос)

МИНИ – ВИКТОРИНА

1.     – Как называется наука, изучающая птиц?(ОРНИТОЛОГИЯ)

2.      – Кто такие птицы?(ПТИЦЫ – это позвоночные животные, которые приспособились к полету и их тело покрыто перьями.

3.       -Кто был родоначальником птиц? (АРХЕОПТЕРИКС)

4.      – Какова температура тела птицы? (+40, 42)

5.      – Как называется искусственная наседка? (ИНКУБАТОР)

6.      – Самая крупная нелетающая птица? (СТРАУС)

7.      – Единственная железа у птиц? (КОПЧИКОВАЯ)

8.     Как вы объясните загадку? «В воде купался, а сух остался» (ПТИЦЫ смазывают свои перья секретом копчиковой железы, предохраняя от намокания)

9.     Дышит ли птенец в яйце? (ДА, воздух проходит через поры скарлупы)

10. Куда помещает яйцо пингвин при насаживании? (на лапы)

11.  – Огромное скопление птиц на островах? (БАЗАР)

12.    Какая курица была предком всех современных домашних кур? (БАНКИВСКАЯ ИЛИ КУСТАРНИКОВАЯ КУРИЦА)

Ребята, вы показали хорошие знания по пройденной теме. Мы можем смело отправиться в путешествие.

III. Основная часть : путешествие.

1.     Станция «Строение» - самостоятельная работа.

- Я вам предлагаю тесты.

- Прочитайте внимательно задание и выполняйте его самостоятельно, отмечая в листках верные ответы.

                             ТЕСТ задание: Выбери правильный ответ, отметив признаки приспособления птиц к полету.

 

1.      Одной из черт приспособления птиц к полету является:

А) наличие передних конечностей

                        Б) обтекаемая форма (туловище легко обтекает воздухом при полете)

В) наличие туловища

2. Одной из черт приспособления птиц к полету является:

А) наличие головы

Б) Отсутствие зубов (делает голову легкой)

В) Наличие шеи

3. Почему у птиц такой легкий скелет?

А) в нем мало костей

Б) кости очень тонкие и маленькие

В) кости полые, заполненные воздухом (это делает скелет легким)

4.  Рулевые перья расположены:

А) на крыльях

Б) на хвосте(обеспечивая полёт)

В) на туловище                                                   

5.  Маховые перья

А) на крыльях(обеспечивают полет, сохраняют тело, защищают от механических повреждений)

Б) на хвосте

В) на груди

6.Зачем птицам киль?

А) для прикрепления мышц ( к килю прикрепляются мышцы)

Б) для придания устойчивости

В) для координации в полете

7. Сердце птиц:

А) двухкамерное

Б) трехкамерное

В) четырехкамерное (артериальная кровь отделена от венозной. Это лучше снабжает организм кислородом)

8. Координацию движений в полете осуществляет:

А) передний мозг

Б) средний мозг

В) мозжечок  (осуществляет координацию движений)

 

Слайд 4 2. проверка самостоятельной работы (выявление признаков приспособления птиц к полёту)

- Докажите это используя правильные ответы.

                        Станция №2 «Гнездование»

Фронтальная работа.

Задание: «Распредели птиц по гнездам»

- Сейчас я продемонстрирую вам фотографии различных типов гнёзд, а вы назовите их строителей, используя карточку №2

1. Крапивник,  2. Камышовка    3. Ласточка городская     4. Ласточка деревенская     

5. Жаворонок    6. Зяблик     7. Ремез/синица

Вопрос на эрудицию: - Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда?

(птицы их покинут , бросят)

Станция №3 «Миграции»

    1.Игра «Третий  лишний»

Задание: выявите лишнюю птицу и подчеркните, обоснуйте свой выбор при проверке на компьютере. (Обратите внимание на название станции)

(Работаем с карточкой  №3)

                                                      Карточка №3

 1.Кукушка, горихвостка(перелетные), ворон(оседлая)

 2.Снегирь(кочующий), удод, соловей(перелетные)

 3.Воробей, галка(оседлые), грач (кочующий)

 4.Сизый голубь (оседлая), клест, поползень(кочующие)

 5.Зяблик, иволга(перелетные), сорока (осёдлая)

Проверка: (на компьютере) – проверьте правильно ли вы подчеркнули. Обоснуйте свой выбор.

Вопрос на эрудицию: Единственная птица, которая питается мохнатыми гусеницами? (КУКУШКА)

V. Физминутка

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложим назад.

-Продолжаем  наше путешествие.

Станция № 4 «Узнай меня»

Задание «Узнай по описанию».

Я сейчас прочитаю три описания птиц, а вы отгадайте о какой птице, на ваш взгляд, идёт речь.

Описание первое:

«У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?» (Синица).

Описание второе:

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень)

Описание третье:

«Я работаю с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепиться сильными ногами и долбить крепким, как долото, клювом. Потом я запускаю в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринками язык, на который налипают и накалываются насекомые, и отправляю их в рот». (Дятел).

Станция № 5 «Экологические группы»

 

1.     Устная работа по картинкам

 Я буду показывать картинки  птиц, а вы должны назвать экологическую группу по способу питания:

1.     Снегирь – растительноядные

2.     Синица– насекомоядные

3.     Клёст – растительноядные

4.     Свиристель – растительноядные

5.     Кукушка – насекомоядные

6.     Соловей –насекомоядные

7.     Воробей – насекомоядные

8.     Дятел –насекомоядные

9.     Ворона – всеядные

10. Сорока –всеядные

Вопрос на эрудицию: - Какая птица выводит птенцов зимой ? (клест)

Станция № 6 «Птичий калейдоскоп»

Задание: Установите соответствие между биологическим явлением и положением птицы.

1.       Опыление                                           1. Колибри на цветке                                          

2.      Красная Книга                                     2. Птица Аист чёрный

3.      Насиживание                                       3. Яйца в гнезде

4.      Выводковые                                         4. Птенец пушистый

5.      Ритуальное поведение                         5. Соловей поёт

 

Станция №7 « Экологическая»

Ответьте на вопрос: Почему птиц мы считаем своими друзьями? (Они приносят большую пользу природе и человеку).

Откройте свои  тетради, в заготовленную таблицу впишите значение птиц в природе и роль птиц в жизни человека:

Значение птиц в природе

Роль птиц в жизни человека

1.опыляют растения

1.промысловые и домашние птицы

2.распространяют семена

2. обеспечение пухом (гага)

3.санитары леса

3.птичий помёт- ценное органическое удобрение

4.корм для других животных

4.уничтожают вредителей с/х

5.ограничивают рост растений

5.эстетическое и научное значение

(устная проверка)

Станция №8 «Охрана птиц»

На станции «Охрана птиц» заканчивается наше путешествие.

 Мне хочется прочесть строки поэта Авилова: (музыка «Как прекрасен этот мир»)

Вы услышите сквозь грохот столетий,

Вашу кровлю минует беда,

Если новой весной на рассвете

Белый аист вернется сюда.

 - К сожалению  птицам грозит беда.

В настоящее время каждый второй вид находится под угрозой исчезновения.

- Каковы же причины исчезновения птиц?(записи в тетради)

1. вырубка леса

2. распашка степей

3. Осушение болот

4. Уничтожение другими животными.

27 видов птиц занесены в Красную книгу России и взяты под охрану.

 В Красную книгу Саратовской области занесено  23 вида птиц, вот некоторые из них:

1. Беркут   2. Дрофа    3. Полевой лунь      4. Змееяд     5. Скопа     7. Серый журавль  

8. Филин и др.

Какие же вы должны соблюдать меры по охране птиц? Подумайте и предложите свои меры по охране птиц: (дети отвечают)

ü  Не разорять гнезд

ü  Не кричать в лесу

ü  Не брать яйца птенцов из гнезда

ü  Устраивать кормушки, скворечники, дуплянки.

 

Завершить сегодняшнее путешествие мне хочется следующими строками: ( на фоне голосов птиц)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте их в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

IV. Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами закончили раздел класс «Птиц»

Давайте подведем итоги. Оценки.

V. Рефлексия.

Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Не забывайте, что мы тоже часть природы и наш долг сохранить ее многообразие и красоту для будущих потомков.

 

 


 

МАОУ ООШ №6 город Балаково «Как прекрасен этот мир…» обобщающий урок в 7 классе по теме «Класс птиц»

МАОУ ООШ №6 город Балаково «Как прекрасен этот мир…» обобщающий урок в 7 классе по теме «Класс птиц»

Тема урока: «Как прекрасен этот мир…»

Тема урока: «Как прекрасен этот мир…»

Здесь вечный пир. Пойми живой язык природы

Здесь вечный пир. Пойми живой язык природы

Б) обтекаемая форма (туловище легко обтекает воздухом при полете)

Б) обтекаемая форма (туловище легко обтекает воздухом при полете)

Станция №3 «Миграции» 1

Станция №3 «Миграции» 1

Люблю липовые орешки, крылатки клёна

Люблю липовые орешки, крылатки клёна

Станция №8 «Охрана птиц» На станции «Охрана птиц» заканчивается наше путешествие

Станция №8 «Охрана птиц» На станции «Охрана птиц» заканчивается наше путешествие

Не разорять гнезд ü Не кричать в лесу ü

Не разорять гнезд ü Не кричать в лесу ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017