«Я теперь пишу не роман,
а роман в стихах –
дьявольская разница.
Пишу его с упоением,
что уже давно со мной не
было…
Не знаю, пустят ли этого
бедного Онегина в небесное
царство печати.
Хотелось бы…»
(А.С.Пушкин П.Вяземскому
4 ноября 1823 года)
Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. В свет он выходил отдельными главами:1 глава - 1825 г., 2 глава - в 1826-м,3 глава - в 1827-м, 4 и 5 главы - в начале 1828 г.,6 глава - в марте 1828 г., 7 глава - в марте 1830 г., 8 глава - в 1832 г.
История создания романа
В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"
В Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина", которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит.
РОМАН (франц. roman) - литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.
РЕАЛИЗМ– литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
Жанр «Евгения Онегина – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна и Онегин – Ленский.
Жанр произведения
Почему жанр произведения – лироэпический?
Параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора).
Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).
Образ Автора
Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду».
Автор подчиняется только собственным
ощущениям и декларирует это:
И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол…
Композиция романа
1. Прием ЗЕРКАЛЬНОСТИ, т.е. симметрии:
- повторение одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах:
встреча – письмо – объяснение = два письма, две
встречи и два объяснения.
2. Прием ПАРАЛЛЕЛИЗМА:
- два письма, композиция которых параллельна:
ожидание ответа–реакция адресата–два объяснения.
Композиция романа
3. Прием АНТИТЕЗЫ, контраста:
а) Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга;
б) 1гл. – Петербург – жизнь Онегина,
2гл. – деревня – жизнь Татьяны.
4. Внутренняя СИМВОЛИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ СЦЕН:
- сон Татьяны и именины.
5. ПЕТЕРБУРГ играет ОБРАМЛЯЮЩУЮ РОЛЬ:
- появляется в 1 и 8 главах.
Система художественных образов
ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ
П Р Е Д С Т А В Л Я Ю Т О П Р Е Д Е Л Ё Н Н У Ю К А Т Е Г О Р И Ю
О Б Щ Е С Т В А
«ВЫСШИЙ СВЕТ» ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО
ДВОРЯНСТВО
ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦАМИ ОПРЕДЕЛЁННОГО НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА
«ЛИШНИЙ ИДЕАЛ «РОМАНТИЧЕСКОЕ
ЧЕЛОВЕК» «РУССКОЙ ДУШИ» СОЗНАНИЕ»
ОБЪЕДИНЯЮТСЯ АВТОРОМ = ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ
Композиция сюжета
Глава 1–развёрнутая экспозиция
Глава 2–завязка второй сюжетной
линии (знакомство Онегина
с Ленским)
Глава 3–завязка первой сюжетной
линии (знакомство Онегина
с Татьяной)
Глава 6–дуэль (кульминация и
развязка второй линии)
Глава 8–развязка первой линии
Сюжетно-композиционные особенности
I особенность
Сюжет (2 сюжетные линии)
1. Онегин и Татьяна:
Знакомство с Татьяной, «Пора пришла, она влюбилась…»,
Разговор с няней,
Письмо Татьяны к Онегину,
Объяснение в саду,
Сон Татьяны. Именины,
Посещение дома Онегина,
Отъезд в Москву,
Встреча на балу в Петербурге через 2 года,
Вечер у Татьяны, «Сомненья нет. Увы! Евгений в Татьяну, как дитя, влюблен…»,
Письмо к Татьяне (объяснение).
2. Онегин и Ленский:
- Знакомство в деревне, «Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали не разлучны…»
- Разговор после вечера у Лариных,
- Визит Ленского к Онегину,
- Именины Татьяны, «Онегин поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить»
Ленский: «Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его»
- Дуэль (Ленский погибает).
- Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева.
- Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина.
Ольга Ларина, её сестра — обобщённый образ
типичной героини популярного романа; красивый
внешне, но лишённый глубокого содержания.
Владимир Ленский — сам Пушкин или скорее его
идеализированный образ.
Няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева
Арина Родионовна, няня Пушкина.
Не названный в романе муж Татьяны Лариной,
«важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы
Автор произведения —
сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.
14
строк
Рифмы
Перекрестные
А б А б
Парные
В В г г
Опоясывающие
Д е е Д
Парные
ж ж
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Учёный малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм
«Онегинская» строфа
– 14 стихов четырех стопного ямба со строгой рифмовкой
АбАб ВВгг ДееД жж
заглавными буквами обозначены женские окончания,
строчными (обычными) – мужские.
- 14 строк: 4+4+4+2,
у каждого катрена своя система рифмовки:
перекрестная, парная, кольцевая
заканчивается строфа куплетом (двустишием).
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.
Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.
На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.