Урок на тему "Социальные статусы и роли"
Информационный план-конспект.
Цели урока:
- обучающая: познакомить учащегося с социальной структурой общества, дать понятия о «социальных статусах» и «социальных ролях»; социальная позиция и социальная роль. Поиск собственного «я». Особенности социальной позиции в семье, группе, гендере.
- развивающая: развивать умение работать с историческими и обществоведческими документами, текстами, работать с таблицей; анализировать происходящие события, построение жизненных планов во временной перспективе;
- воспитательная: создать условия для формирования знаний, умений и ценностных установок, необходимых для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
Планируемые результаты:
- личностные: в умении выполнять познавательные и практические задания, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- предметные: знание основных обществоведческих понятий и терминов.
Коррекционно-развивающие цели: учащийся применяет знания, опыт и объясняет на примерах понятия и термины: социум, социальная роль, социальная группа, гендер, кризисная ситуация, дружба; формулирует выводы по теме..
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация имеющихся знаний
Притча (Слайд 1)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который Мастер не смог дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите: какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Он крепко держал в руках бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради демонстрации своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках.
Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль». Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности. Об этом и пойдет речь на уроке. Но сначала давай ответим на простой вопрос: Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе? Как меня воспринимают люди? Это вопрос ко всем людям. Давай попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.
Вот кто ты? Ты ученик 8 класса. Мальчик.. Ты спортсмен. Ты сын, внук. Ты гражданин ДНР и т.д. И так можно до бесконечности. У каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.
Та позиция, которую занимает человек, с вытекающими из нее правами и обязанностями, называется социальным статусом.
Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой-то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)
Об этом и пойдет речь на уроке.
Тема урока: "Социальные статусы и роли" (слайд 1)
План урока:
1. Социальная позиция человека в обществе
2. В поисках себя (многообразие социальных ролей в подростковом возрасте)
3. Отцы и дети
4. По признаку пола (гендерные различия)
3. Мотивационно-целевой этап
На прошлом уроке мы говорили о социальной структуре общества и о взаимосвязях между социальными группами. Вместе с тем социальная структура может быть представлена как совокупность социальных статусов и ролей. Рассмотрим пример статусной ситуации. Перед тобой одноклассник - подросток К., 13 лет. Перечисли его социальные позиции.
Как мы видим, социальных статусов большое количество и они зависят от многих факторов: семейного положения, профессии, возраста и т.д. Социальный статус охватывает целый набор позиций – это статусный набор. И из этих позиций всегда можно выбрать главную в данный период для человека. Так, для подростка главным статусом будет статус учащегося средней школы. (слайд 2).
4. Усвоение новых знаний. Запишем в тетрадь определения:
Социальный статус – положение человека в обществе или группе, наделяющее его определенными правами и обязанностями. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. (ребята делают запись)- (Слайд 3)
Социологи различают несколько видов социальных статусов. Открой, пожалуйста, учебник на стр.115 и выполни задание 1 в рабочем листе. Предлагается заполнить схему. (слайд 4 и 5)
Мы отметили, что социальный статус предполагает наличие определенных прав и обязанностей. На примере предложенных статусов можно определить права и обязанности данных людей. Посмотри, пожалуйста, на слайд и назови имена людей, чьи портреты ты видишь. Как они связаны с историей нашей школы и города Амвросиевка?
Какие социальные статусы они занимали. Проанализируй один из них и определи их права и обязанности. Рабочий лист задание 2. Слайд 7.
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.– слайд 8.
Ты ученик и я учитель. Какие социальные роли мы выполняют? (ответы учащегося) Таким, образом каждому статусу соответствует целый набор ролей. Это называется ролевой набор. (запись в тетрадь) Что же произойдет, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения? – (ответ) – Возникнет ролевой конфликт.
5. Психологическая пауза: Учащемуся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино и, обмакнув нос в чернильницу написать, тему урока «Социальные статусы и роли».
6. Первичное закрепление материала: практическая работа со схемой, выявление второй части темы урока. Возвращаемся к разговору о социальных ролях. Выполни задание в рабочем листе.. Общество, социальные группы воздействуют на личность с целью приведения её действий в соответствие с социальными нормами. Совокупность способов такого воздействия называется социальным контролем. Каждый из нас является объектом социального контроля. Перечисли социальные группы, организации, личностей, которые осуществляют социальный контроль по отношению к тебе.
Итак, назови тех, кто осуществляет социальный контроль над тобой. (Ученик отвечает на вопрос) Какими средствами они это делают? Общество, его различные группы и организации различными санкциями, т.е. мерами поощрения и наказания, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью. Запись в тетрадь определение понятия «Санкция» - слайд.10
7. Практическая работа с текстом. «В поисках себя» Прочитай текст учебника на стр.117-118 «В поисках себя» и выполни задание: заполни схему и проиллюстрируй её фотографиями из школьного музея. (Приложение 1)
«По признаку пола» Прочитай текст «По признаку пола» и выполни задание: заполни пропуски в тексте. (Приложение 3)
8. Проверка усвоения материала. Подведение итогов. Подведение итогов урока
Выполнение тестовых заданий.
9. Рефлексия - заполнение листа самооценки
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
На уроке я |
выполнил/ не выполнил все задания
|
||
Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
||
Моя оценка себе |
За поведение на уроке: |
||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.