Уголок природы- зона экологического образования дошкольников.
Оценка 4.7

Уголок природы- зона экологического образования дошкольников.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
экология
10.10.2022
Уголок природы- зона экологического образования дошкольников.
План: 1. Воспитательно- образовательное значение уголка природы. 2. Размещение и оборудование уголка природы. 3. Общие требования к отбору обитателей уголка природы. 4. Особенности организации уголков природы в разных возрастных группах. 5. Растения уголка природы. 6. Организация дежурства.
экология уголок природы.docx

Тема: Уголок природы- зона экологического образования дошкольников.

План:

1.     Воспитательно- образовательное значение уголка природы.

2.     Размещение и оборудование уголка природы.

3.     Общие требования к отбору обитателей уголка природы.

4.     Особенности организации уголков природы в разных возрастных группах.

5.     Растения уголка природы.

6.     Организация дежурства.

 

 

 

 

 

1.Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. Ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Всё это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как  любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах  рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие.

 

2.Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош - растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Уголок природы должен быть правильно оборудован - без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда - это небольшой столик, на котором можно разместить  клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы. Столик может быть обычным, или откидным (по типу секретера), или выдвижным. Последние два варианта удобны для небольшого помещения. Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: сифон для очищения дна аквариума, резиновая трубка диаметром 0,5-1 см и длиной 80-120 см для переливания воды и очищения дна, губка для мытья стекол аквариума, плавающая кормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки (лучше навесные, закрытые), маленькие коробочки для выращивания зелени. Для содержания млекопитающих, сухопутной черепахи необходимы ведерко с опилками, небольшого размера совок и щетка для их смены., разделочная доска, безопасный нож, терка для приготовления овощного корма, коробочки для проращивания овса. Банки с любыми сухими кормами имеют плотные крышки и этикетки с изображением тех животных, для которых они предназначены. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), щёточки, тазы, клеёнка, тряпочки, палочки для рыхления земли,  фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате.

 

3.В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

-неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные -это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и.животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

 Требования к отбору обитателей уголка природы:

 1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

 3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

 4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

 5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

 6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

 

4. Минимальный состав уголка природы - комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах. В последнюю на непродолжительное время можно принести птицу в клетке или морскую свинку. Рыбки, помещенные в аквариумы младших групп, должны быть яркими, заметными, достаточно крупными, чтобы маленькие дети с еще плохо развитым восприятием могли их увидеть, сосредоточить на них свое неустойчивое внимание. Только в этом случае получатся содержательные наблюдения. Это могут быть любые разновидности золотых рыбок, крупные меченосцы, барбусы, скалярии, тетрагоноптерусы.

 

В состав уголка природы средней группы кроме аквариума и растений можно включить декоративную птицу и морскую свинку, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и способов ухода за живыми существами. Рыбки в аквариуме могут быть иными, чем в младшей группе, но тоже заметными. Из птиц больше всего подходят канарейки или амадины - типичные представители пернатых. Морская свинка в средней группе имеет особое значение: на ее примере дети учатся вступать в контакт с животными, общаться, активно заботиться о них.

 

Уголки природы старших групп включают аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь их наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам целесообразно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе. Для аквариума старшей группы подойдут золотые рыбки в сочетании с карасем - их диким предком. Это даст возможность показать хорошую приспособленность дикого животного и ее отсутствие у декоративной разновидности.

 

Для аквариума подготовительной к школе группы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды), сомики (донные рыбы), барбусы (обитатели средних слоев воды). Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с "естественным" оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5-7 лет. Из птиц предпочтительнее волнистые попугаи - на них можно показать маскировочную окраску, хорошую приспособленность к лазанию (что доступно и интересно и старшим дошкольникам).

Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями.

5. Комнатные растения - средообразующий экологический фактор в жизни людей

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. В этом случае имеют значение правильный подбор, расстановка и распределение их в пространстве помещения.

Важнейшим положительным психологическим фактором является красота растений: насыщенная окраска листьев, яркий рисунок на них, сочность и упругость стеблей и других частей растения, хорошая кустистость, облиственность, отсутствие голых участков, сухих листьев. Это одновременно является показателями хорошего состояния растений. Их самочувствие и красота находятся в прямой зависимости от условий, в которых они произрастают. В каждой возрастной группе могут находиться любые безопасные для детей растения, но обязательно в ухоженном состоянии. В этом случае обеспечиваются не только красота, но и наибольшая вероятность их зацветания, что в свою очередь делает их более привлекательными, повышает эстетику жизненного пространства.

Красота помещения создается не только внешним обликом, но и расположением растений, их рассредоточенностью в пространстве или объединением в композиции. Размещая растения в интерьере, следует иметь в виду несколько простых правил фитодизайна. Красивы все растения, поэтому их целесообразно ставить на некотором расстоянии друг от друга - в этом случае им легко дышать и расти, детям - легко наблюдать и ухаживать. Есть растения, которые особенно чувствительны к жизненному пространству - они хорошо себя чувствуют и красиво выглядят лишь в том случае, когда их ничто не стесняет, например бальзамин-недотрога. Поэтому на подоконнике может стоять несколько растений на значительном расстоянии друг от друга. К тому же занавески не должны свисать -это препятствует обмену воздуха, общению детей с растениями.

Красота интерьера создается тем, что растения рассредоточиваются в вертикальном и горизонтальном пространстве. По горизонтали растения легко распределить при двустороннем естественном освещении помещения, учитывая при этом, что многие из них нуждаются в притенении, являются теневыносливыми. Их можно расположить в глубине помещения на расстоянии 1-1,5 метров от окна. Вертикальное распределение предусматривает устройство растений на однотонно окрашенных стенах, перпендикулярных окну, на подоконнике и на полу. Это красивые ампельные растения (сциндапсус, ройциссус, плющ и др.), расположенные на уровне глаз взрослого, человека (или несколько выше); напольные растения (китайский розан, фикус и др.), расположенные в спокойных и достаточно освещенных местах. В таком "зеленом садике" дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры. Дети привыкают к растениям, осторожно с ними обращаются, глаза их часто отдыхают на зелени, они чувствуют себя комфортно. Распределение растений в пространстве улучшает микроклимат в группе, сохраняет психическое здоровье детей и взрослых.

Достижением фитодизайна является создание композиций из растений, которые не боятся соседства друг с другом и нуждаются

в сходных условиях. Композиции могут быть созданы в торшерах, напольных или настольных ящиках, на декоративных столиках и подставках, настенных полочках. Их может объединять специально подготовленное небольшое бревно, группа пней или крупная красивая коряга. Привлекательность композиции создает сочетание растений, разных по форме и окраске: с прямостоячими и ползучими стеблями, с крупными и мелкими листьями, поднимающиеся вверх и свешивающиеся. Композиции из растений благотворно действуют на здоровье и эмоции человека: снимают стресс, вызывают радость, на них отдыхает взор. Рядом с напольной композицией неплохо поставить небольшое кресло, декоративную скамейку, на которые может присесть взрослый, куда можно посадить для успокоения (вместо наказания) разбаловавшегося ребенка. В книгах по комнатному цветоводству дается много примеров различных композиций, этими рекомендациями может воспользоваться любой воспитатель.

Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость - листья испаряют влагу, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу; очищают воздух от пыли (в помещении ее почти в 20 раз больше, чем под открытым небом). Это особенно значимо для детского сада. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом - именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

В последнее время специалисты обращают все больше внимания на медицинские параметры комнатных растений - лечебное значение соков, отваров, примочек и др., приготовленных из них. Всем известно, например, прекрасные лечебные свойства столетника (алоэ древовидного). Для группы детского сада имеют значение растения, выделяющие фитонциды - легкие органические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды повышают бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нем. Известно, что дети очень чувствительны к различной инфекции, часто являются носителями и распространителями бактерий (если кашляют или чихают). Растения, обладающие фитонцидными свойствами, позволяют улучшить воздушную среду помещения. К таким растениям относятся разные виды пеларгоний (герани), многие суккуленты (алоэ, толстянки), аукуба японская, антуриум величественный, колеус Блюме, пеперомии, туя восточная.

Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которых в настоящее время достаточным в каждом помещении - их выделяют разнообразные синтетические материалы, из которых сделаны предметы быта: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Все эти вещества вредны для здоровья, могут вызывать аллергию и другие заболевания. Наиболее подходящим для очищения воздуха комнатным растением является хлорофитумхлатый - неприхотливое растение, имеющееся в каждом детском саду. Для очистки воздуха помещения группы (достаточно большого) нужно не менее двух растений.

Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека - улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды. Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

Комнатные растения в детском саду:

Фиалка, кливия, рео, сансевьера, хамедорея,   бегония тигровая, зефирантес, аспарагус, фикус, герань, нефролепис, примула, бальзамин, хлорофитум, камнеломка, колеус, драцена, адиантум, спатифилиум, аспидистра.

6. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство, дневное, то есть в течение дня дежурство в уголке природы, 2-х, 3-х- дневное. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить,  как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

 

По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

 Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма для животных, их кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций. Воспитатель оказывает им помощь в организации работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в каком порядке должно быть сделано). Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведения животных. Ребята оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о взаимоотношениях между дежурными во время работы.

Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду   Текст   : Кн.для воспитателя дет. Сада / М.М. Марковская.-М.: Просвещение, 1989.-144с.: ил.

2.     Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду    Текст   : учеб. пособие/ П.Г. Саморукова.-М.: Просвещение, 1991.- 240с.

3.     Николаева, С.Н. Методика экологического образования дошкольников    

Текст    : учеб. пособие / С.Н. Николаева.- М.: Издат. центр « Академия», 2001.- 184с.              

 


 

Тема: Уголок природы- зона экологического образования дошкольников

Тема: Уголок природы- зона экологического образования дошкольников

На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому

На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому

Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки (лучше навесные, закрытые), маленькие коробочки…

Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки (лучше навесные, закрытые), маленькие коробочки…

Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы

Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы

Только в этом случае получатся содержательные наблюдения

Только в этом случае получатся содержательные наблюдения

Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с "естественным" оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5-7 лет

Сухопутная черепаха и золотистый хомячок, устроенные в просторных помещениях с "естественным" оформлением, обеспечивают богатое экологическое содержание познавательной деятельности детей 5-7 лет

Это одновременно является показателями хорошего состояния растений

Это одновременно является показателями хорошего состояния растений

В таком "зеленом садике" дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры

В таком "зеленом садике" дети могут отдыхать: сидеть в мягкой мебели, рисовать, рассматривать книги, играть в настольные игры

Это особенно значимо для детского сада

Это особенно значимо для детского сада

Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека - улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды

Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека - улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели

При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведения животных

При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведения животных

Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду

Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2022