Умеете ли вы общаться?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие «общение» много обширнее, чем наше обычное «Привет! – Пока!». Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.
Иконка файла материала Умеете ли вы общаться.doc
Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время,   всем   известно,   что   понятие   «общение»   много   обширнее,   чем   наше обычное «Привет! – Пока!». Если   заглянуть   в   прошлое,   то   нам,   считающим   себя   людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI­XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся   перед   самими   собой,   мол   «бешеный   век,   нам   и   присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.  Хотя   речь   и   играет   огромную   роль   в   общении   людей,   но   ведь   все прекрасно   знают,   что,   например,   любящие,   не   нуждаются   в   словах,   чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт   имеет   свое   подтверждение   в   романе   Л.Толстого   «Анна   Каренина»  в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов,   составляющих   весьма   сложные   по   синтаксису   и   содержанию предложения. Также,   огромное   значение   в   общении   между   людьми   имеет   мимика собеседников.   Не   приходилось   ли   вам   самим   общаться   с   кем­нибудь   с помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.  Ко   всему   выше   указанному   нужно   еще   не   только   говорить   с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у вас и это получилось, то вам осталась самая малость:  чтобы собеседник понимал вас.  Ну   и,   наконец,   очень   важно   умение   слушать   собеседника.   Банальна истина,   что   это   является   важнейшим   условием   и   залогом   продуктивного общения. Иногда слушание понимают как пассивное поведение в разговоре, т. е. «неговорение». В таком случае в диалоге, пока один из партнеров говорит, другой лишь в лучшем  случае молча ожидает  перерыва  в его  речи и,  как только   тот   замолкает,   начинает   говорить   о   своих   проблемах,   а   в   худшем случае перебивает партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме, и вспомните чувство, которое возникало у   вас   в   этих   случаях.   Хотелось   ли   вам   продолжать   разговор   о   своих проблемах, особенно если эти проблемы для вас важны? Возникало ли у вас чувство доверительности общения и что вы нужны своему партнеру? Наверно, ответ   будет   отрицательным.   Почему   же   так   происходило?   Вспомните   и другие случаи, когда вас слушали таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало чувство облегчения, чувство своей значимости, нужности. Наверняка, всемзнакома и такая ситуация: собеседник что­то рассказывает, а вы «витаете в облаках», вместо того, чтобы внимательно слушать. И как бывает неприятно, когда   эту   невнимательность   подмечают.   И   что   еще   более   неприятно   – принимают это на свой счет. Я   часто   задумывалась,   почему   порой,   слушая   кого­либо,     я   боюсь пропустить слово, а в другой раз пропускаю все мимо ушей. И как не силюсь, не могу заставить себя действительно поддерживать контакт с собеседником. А ведь иногда информация бывает очень важная.  Тогда я твердо решила: пора учиться слушать.  Кстати, нужно отметить что «слушать» и «слышать» ­ не одно и то же. Слушание — это не только молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе  которого каким­то  образом устанавливаются   невидимые  связи между людьми,   возникает   то   ощущение   взаимопонимания,   которое   делает эффективным любое общение.