Уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие «общение» много обширнее, чем наше обычное «Привет! – Пока!».
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.
Умеете ли вы общаться?
Уверена, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит
это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже
время, всем известно, что понятие «общение» много обширнее, чем наше
обычное «Привет! – Пока!».
Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми
современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVIXVII
веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы
оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть
некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем
общаться на том же низком уровне.
Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все
прекрасно знают, что, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы
выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот
факт имеет свое подтверждение в романе Л.Толстого «Анна Каренина» в
сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут
мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы
слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию
предложения.
Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика
собеседников. Не приходилось ли вам самим общаться с кемнибудь с
помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если вы понимали друг
друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.
Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить с
собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы
слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у вас и это получилось, то вам
осталась самая малость: чтобы собеседник понимал вас.
Ну и, наконец, очень важно умение слушать собеседника. Банальна
истина, что это является важнейшим условием и залогом продуктивного
общения. Иногда слушание понимают как пассивное поведение в разговоре, т.
е. «неговорение». В таком случае в диалоге, пока один из партнеров говорит,
другой лишь в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и, как
только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах, а в худшем
случае перебивает партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение
происходило именно по этой схеме, и вспомните чувство, которое возникало
у вас в этих случаях. Хотелось ли вам продолжать разговор о своих
проблемах, особенно если эти проблемы для вас важны? Возникало ли у вас
чувство доверительности общения и что вы нужны своему партнеру? Наверно,
ответ будет отрицательным. Почему же так происходило? Вспомните и
другие случаи, когда вас слушали таким образом, что вам хотелось говорить с
этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало
чувство облегчения, чувство своей значимости, нужности. Наверняка, всемзнакома и такая ситуация: собеседник чтото рассказывает, а вы «витаете в
облаках», вместо того, чтобы внимательно слушать. И как бывает неприятно,
когда эту невнимательность подмечают. И что еще более неприятно –
принимают это на свой счет.
Я часто задумывалась, почему порой, слушая коголибо, я боюсь
пропустить слово, а в другой раз пропускаю все мимо ушей. И как не силюсь,
не могу заставить себя действительно поддерживать контакт с собеседником.
А ведь иногда информация бывает очень важная.
Тогда я твердо решила: пора учиться слушать.
Кстати, нужно отметить что «слушать» и «слышать» не одно и то же.
Слушание — это не только молчание, а процесс более сложный, активный, в
ходе которого какимто образом устанавливаются невидимые связи между
людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает
эффективным любое общение.