Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Основы социологии и политологии предназначен для студентов 1 курса специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Учебно-методический комплекс является частью федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям и включает рабочую программу, КТП, план лекций, содержание практических работ, план самостоятельной работы, контрольно оценочные средства по дисциплине.
УМК ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТОЛОГИИ.doc
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Система менеджмента качества
ФГОС СПО ППССЗ 09.02.05; 23.02.03
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
НД
Версия № 2
Введено с
« 01» сентябрь 2014г.
Количество листов: 36
профессиональной образовательной программы подготовки
квалифицированных специалистов среднего звена
__ _09.0.05 «Прикладная информатика в экономике»_
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
код, наименование специальности(ей) / профессии
1 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Информационные данные
2017
1. УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС разработал – преподаватель В.Г.Сафина.
2. УМК соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований к
построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. УМК является интеллектуальной собственностью ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или частично
воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ «Сахалинский
техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего руководства ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
Экз.№5
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Библиотека
Методический кабинет
ЭОР техникума
2 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
СОГЛАСОВАНО
Зам. по УР
_______ Л.С. Панькова
«__» __________ 201_ г.
УМК соответствует ФГОС СПО по
специальности/профессии 09.02.05
«Прикладная информатика в
экономике» 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Зам.директора по НМР
_________________В.Г.Сафина
«__» __________ 201_ г.
Разработчики:
____________Сафина В.Г, преподаватель_____________________
ФИО, должность
__________________________________________________________________
ФИО, должность
Рецензенты:
__________________________________________________________________
ФИО, должность внутреннего рецензента
__________________________________________________________________
ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации
3 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
АННОТАЦИЯ
Учебнометодический комплекс по учебной дисциплине/ Основы
студентов 1 курса
социологии и политологии предназначен для
специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Учебнометодический комплекс
является частью федерального
Государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в
экономике 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта и рассчитан на 64 часа учебного времени:
__ семестр
__ семестр
Обязательная
часть
Вариативная
часть
Обязательная
часть
Вариативная
часть
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Самостоятельная
работа студентов
48
24
Цели и задачи дисциплины:
усвоение базовых понятий философии, формирование культуры
мышления, развития творческих способностей будущих специалистов,
выработка навыков анализа и обобщения происходящих явлений и
процессов.
Задачи изучения дисциплины:
иметь представление о связи философских теорий прошлого с решением
современных проблем, уяснить методологическое значение философии для
развития естествознания, практического изменения действительности,
совершенствования личности.
Место дисциплины в структуре ППССЗ : Дисциплина Основы
социологии и политологии входит в общий социальногуманитарный и
экономический цикл дисциплин специальности 09.02.05 Прикладная
4 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
информатика (по отраслям)», 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная
внеаудиторная работа, включающая тесты, рефераты, эссе, презентации.
Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля)
разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.
По итогам изучения дисциплины проводится зачет.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативная и учебнопрограммная документация
1.1. Выписка из федерального государственного образовательного
стандарта
1.2. Рабочая программа дисциплины
1.3.
.Календарнотематический план дисциплины, профессионального
модуля.
2. Учебнометодическая документация
2.1. Основной комплект общеметодической документации
2.1.1. Планы лекционных занятий
2.1.2. Содержание практических занятий
2.1.3
2.1.4 Методические рекомендации для преподавателей по
План самостоятельной работы студентов
выполнению практических работ
2.1.4. Методические указания для студентов по выполнению
самостоятельных работ
2.1.5. Сборники задач и упражнений
2.3. Методический комплект для внеаудиторной самостоятельной
работы студентов
2.3.1. Перечень самостоятельных работ
2.3.2.
2.3.3. Список рекомендуемой литературы
Рекомендации по оформлению самостоятельных работ
3. Комплект контрольнооценочных средств по дисциплине
3.1. Оценочные средства для проведения входного контроля с целью
определения способностей обучающихся и его готовности к
восприятию и освоению учебного материала
3.2. Оценочные средства для проведения текущего контроля
3.4. Оценочные средства для проведения рубежного контроля
3.5. Оценочные средства для проведения итогового контроля
4. Лист внесения изменений и дополнений в УМК по дисциплине, модулю
5 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА О ТРЕБОВАНИЯХ К
СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ
Дисциплина: __Основы социологии и политологии_____________________
Специальность: _09.02.05 «Прикладная информатика в экономике, 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Квалификация выпускника: __________________________________________
Профиль подготовки (базовая, углубленная подготовка): базовая________
Дисциплина входит в
учебный цикл
Требование ФГОС СПО
Обучающийся должен:
1. понятийно категориальный аппарат, методологию,
структуру политической науки;
2. основные разновидности современных систем и режимов;
3. основные парадигмы политологии;
4. методологию познания политической реальности;
5. социокультурные аспекты политики;
6. сущность политических отношений и процессов;
7. типологию, основные источники возникновения и развития
массовых социальных движений, формы социальных
взаимодействий, факторы социального развития, типы и
структуры социальных организаций и уметь их
анализировать;
8. теоретические модели, объясняющие факты и явления
политической жизни.
6 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Уметь:
1 разбираться во взаимоотношениях различных субъектов
политики, в соотношении федеральных и региональных центров
принятия решения, специфике административно –
территориального устройства РФ;
2 анализировать высказывания, работы выдающихся
представителей политической мысли;
3 выделять теоретические и прикладные, аксиологические и
инструментальные компоненты политологического знания;
4 определить место политологии в системе социальных наук;
5 быть толерантным, научиться признавать право каждого на
политический и идеологический выбор;
6 аргументированно отстаивать свои политические идеалы и
ценности, понимать необходимость овладения
демократической, политической культурой.
Обладать компетенциями:
ОК 1 – Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5 Использовать информационнокоммуникационные
технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации;
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности;
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с
применением полученных профессиональных знаний (для
юношей).
7 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Учебнометодический комплекс по дисциплине «Основы социологии и политологии»
предназначен: для преподавателей и студентов ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса».
Организацияразработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса»
Разработчик:
Валентина Германовна Сафина– преподаватель ГБПОУ «СТОТиС»
Рецензенты:
8 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью курса является формирование у студентов общего
систематизированного представления о теории, методологии познания и
регулирования социальных и политических явлений и процессов;
политическая социализация студентов, обеспечение политического аспекта
подготовки студента на основе современной мировой и отечественной
политической мысли. Изменения, которые происходят в нашей стране и мире,
резкая политизация современного общества, требуют свободного владения
методологией анализа социальной и политической обстановки, умения
формировать мировоззренческие и аксиологические критерии оценки
текущих социальнополитических событий.
Предлагаемый учебнометодический комплекс содержит следующие разделы:
программа дисциплины;
Планы лекционных занятий
Планы практических и семинарских занятий
методические рекомендации к семинарским занятиям;
КОС (контрольнооценочные средства)
9 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
В рамках курса обучения студенты должны освоить понятийно
категориальный аппарат, знать историю развития социальных и политических
учений, современные социологические и политологические направления,
иметь представление о сущности и содержании дисциплины.
В ходе учебного процесса студенты должны приобрести навыки ведения
дискуссии и аргументированного отстаивания своей позиции,
ориентироваться в системе современных политических технологий, реально
оценивать геополитическую ситуацию.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Версия
№ 2
Система
менеджмента
качества
ФГОС СПО
ППССЗ
09.02.05;
23.02.03
Введен
о с
« 01»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых
технологий и сервиса»
________________ Д.А. Мартынов
«_____» ______________ 2017 г.
10 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
сентябрь 2017г.
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
НД
Количество листов: 36
специальности (специальностей) среднего профессионального образования
09.02.05 «Прикладная информатика в экономике»___
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
код, наименование специальности(ей) / профессии
11 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Информационные данные
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – заместителем директора по НМР В.Г.
Сафиной.
2. Программа соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований
к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
3. УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения программы в соответствии с требованиями СТ
СТОТиС 0612.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
является интеллектуальной собственностью ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»и не может быть полностью или
частично воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего
руководства ГБПОУ«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
Библиотека
Методический кабинет
12 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Рабочая программа
является частью основной профессиональной
образовательной программы, разработана на основе основной профессиональной
образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05
Прикладная информатика в экономике, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Организацияразработчик: ГБПОУ «СТОТиС»
Разработчики:
Сафина Валентина Германовна, зам.директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС»
13 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
17
21
14 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ__
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»
является частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика в
экономике, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» относится к циклу
общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин учебного плана
по специальности 09.02.05 Прикладная информатика в экономике, 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
методологически грамотно анализировать различные социальные
факты;
интерпретировать и использовать социологические данные;
анализировать различные социальные и политические процессы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
специфику социологического подхода к изучению общества,
культуры,
социальных общностей и групп,;
принципы и взаимодействия личности и общества,
основные законы солидарных и конфликтных социальных
отношений, механизма их регуляции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
15 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объе
Максимальная учебная нагрузка (всего)
м часов
48
32
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Итоговая аттестация в форме (указать) зачёт
16
16 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины__Основы социологии и политологии____
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем
часов
Уровень
освоения
наименование
(если предусмотрены)
2
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1.
Социология как наука
Тема 1.1.
Современная
социология и её роль в жизни
общества
Содержание учебного материала
1 Объект и предмет социологической науки, структура социологии, ее
функции. Цели и задачи изучения основ социологии студентами средних
специальных учебных заведений. Социологическая
Тема 1.2.
Социология личности.
Социальная детерминация
поведения
Тема 1.3
Девиантное поведение как
социальная проблема
Самостоятельная работа обучающихся по изучению темы Социология как
наука
Содержание учебного материала
1 Личность как объект социологии
2 Механизм социальной детерминации поведения личности в обществе
3 Психоаналитическая теория развития личности
4
5
Самостоятельная работа обучающихся по изучению темы «Социология
личности»
Содержание учебного материала
1
Теория Т.Парсонса – классификация роли личности
Теория Ч.Х.Кули «Я»
.Причины и типы девиантного поведения. Психологическое ,
социологическое объяснение.
Теории объяснения девиантного поведения: культурологическая, теория
стигматизации, конфликтологическая теория, социологическая теория.
Типология девиации Р.Мертона
2
3
3
2
1
2
1
2
4
2
3
2
3
2
17 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
4 Социологический анализ устойчивых видов девиантного поведения
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа
«Подготовка к практической работе; проведение мини соц. исследований,
обработка данных и их анализ» 4ч.
Содержание учебного материала
1 Понятие «Социальный конфликт»
2 Типология социальных конфликтов
3 Стадии конфликта, причины, острота и длительность
4 Последствия социального конфликта
5 Способы разрешения социальных конфликтов
Самостоятельная работа обучающихся по изучению темы Социальные
конфликты.
Содержание учебного материала
1 Предпосылки возникновения конфликтов в современной России
2 Противоречия в социальных конфликтах на Западе
3 Методы разрешения конфликтов
Самостоятельная работа:
Ответить на вопросы: Какова сущность социального конфликта?
Каковы методы разрешения социальных конфликтов?
Содержание учебного материала
1 Определение понятия «общество». Основные признаки общества
2 Типология общества. Гражданское общество
3 Социальные институты
Самостоятельная работа:
Составить опорный конспект по проблеме Основания типологизации общества.
Различия между цивилизованным и формационным подходами к типологизации
общества.
Содержание учебного материала
1
2
1
2
1
2
1
2
Тема 2.1
Социальные конфликты и
способы их разрешения
Тема
Конфликты в современной
России
Тема
Общество как целостная
социокультурная система
Тема
3
2
3
3
3
18 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Социальные общности:
большие и малые группы
Тема. 3.1
Социализация личности.
Социальные статусы и роли
Тема. 3.2
Социальное действие и
взаимодействие
1 Понятие «Социальная общность»
2 Большие социальные общности
3 Этнические общности
4 Малые социальные общности
Самостоятельная работа: изучить проблему этнических общностей:
Понятие «этнос»
Национальная политика российского государства (перечислить острейшие
проблемы)
Начало формирования нации. (период образования централизованных
государств).
Содержание учебного материала
1 Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей
2 Процесс социализации: этапы и стадии. Социальная изоляция и феральные
люди
3 Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации.
4 Социализация и формирование личности. Возникновение “социального Я” .
Теория “зеркального Я” Ч. Кули.
Самостоятельная работа обучающихся по изучению темы Социализация и
социальный контроль
Содержание учебного материала
1 Социальное взаимодействие как динамическая характеристика. Понятие
социального статуса, его содержание, права и обязанности. Классификация
статусов.. Социальные нормы и социальные роли.
Роль как модель поведения. Ролевой набор. Социальная установка.
Идентификация с ролью и статусом. Межстатусная дистанция.
2
3 Типология социального взаимодействия: экономическая, политическая,
профессиональная и т.д.
1
2
1
2
2
3
3
2
2
19 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
4 Первичная и вторичные сферы социальных отношений. Социальные
движения и процессы. Классификация социальных движений и процессов
Тема
Социальные процессы
Тема
. Политика как общественное
явление
Тема 9.1
Политическая и власть.
Властные отношения
Тема
Виды социальных изменений
Самостоятельная работа обучающихся по изучению темы Типология
социального взаимодействия
Содержание учебного материала
1 Понятие социального процесса
2 Формы социальных процессов
3
Самостоятельная работа обучающихся «Работа с первоисточниками,
дополнительной литературой, энциклопедиями, в Интернет»
Содержание учебного материала
1 Причины возникновения политики
2 Понятие и сущность политики
3 Политика и мораль
4 Цели и средства в политике
Самостоятельная работа
Опорный конспект: Всегда ли существовали политика и государство.
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
6
Самостоятельная работа по изучению темы Политическая власть и властные
отношения..
Содержание учебного материала
1 Понятие политического режима
Понятие, структура и сущность власти.
Особенности политической власти
Легитимность политической власти
Соотношение законности и легитимности власти
Политическая власть и политическое господство
Принципы разделения власти. Структура политической власти в России.
1
2
1
2
1
2
2
1
2
3
2
3
2
2
3
2
20 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Политические режимы.
Современные концепции
демократии
Тема
Политические партии и
партийные системы
зачёт
2 Тоталитарный и авторитарный политические режимы
3 Демократический политический режим
4 Современные концепции демократии. Условия демократизации общества
Самостоятельная работа:
Содержание и структура политической системы. Разновидности политических
систем. Авторитаризм, тоталитаризм, демократия. Монархия и республика
Унитарное государство. Федерация, конфедерация. Политические партии,
однопартийные и многопартийные политические системы.
Содержание учебного материала
1 Политическая партия: понятие, сущность
2 История возникновения партий
3 Функции политической партии. Партийные системы
4 Российская партийная система
Самостоятельная работа
Особенности российской партийной системы
Всего:
1
2
1
2
48
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3
3
21 3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета
общих, социальногуманитарных дисциплин;
Оборудование учебного кабинета:
стол для преподавателя, доска, компьютер, экран;
комплекты учебной мебели для обучающихся;
комплект учебнометодической документации;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Основная литература
1. Демидов Н.М Основы социологии и политологии: учебник для студ.
Учреждений сред.проф.образования /Н.М.Демидов.13е изд., стер. М,;
Издательский центр «Академия», 2015, 201 с
2. Козырев Г.И.Основы социологии и политологии: учебник, М, ; ИД
«ФОРУМ»: ИНФРАМ, 209, 240 с – (Профессиональное образование).
.Дополнительная литература
Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие /Под ред. Г.В. Осипова,
Социология: Практикум. Составители и ответ.редакторы А.В. Миронов,
1.
Л.Н. Москвичева. М. 2006.
2.
Р.И. Руденко. – М., 20005.
3.
Фельдман Д.М. Политология конфликта. – М., 2008.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен уметь:
методологически грамотно анализировать
различные социальные
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Текущий контроль:
индивидуальный и фронтальный опрос в ходе
аудиторных занятий,
контроль выполнения индивидуальных заданий. ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
факты;
интерпретировать и использовать
социологические данные;
анализировать различные
социальные и политические процессы.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
специфику социологического
подхода к изучению общества,
культуры,
социальных общностей и групп,;
принципы и взаимодействия
личности и общества,
основные законы солидарных и
конфликтных социальных
отношений, механизма их
регуляции.
Разработчики:
Заместитель директора по УМР
ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
Итоговый контроль: зачёт
В.Г. Сафина
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
2 2 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
3 3 Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 2017_ г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 201_ г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 201_ г.
«Утверждаю»
Зам. директора по УР
__________ 201_ г.
Календарнотематический план
По дисциплине: ОГСВ 07. Основы социологии и политологии______________________________________________________________________________
По междисциплинарному курсу:______________________________________________________________________________________________________
Преподаватель(и): ___В.Г.Сафина________________________________________________________________________________________________
Специальность:_09.02.05 «Прикладная информатика в экономике»___Технология продукции общественного питания______________________
Форма обучения: ___Очная___________________________________________________________________________________________________________
На 2017/2018 учебный год _____ курс группы___________________________________________________________________________________
На 20__/20__ учебный год _____ курс группы __________________________________________________________________________________________
На 20__/20__учебный год _____ курс группы ___________________________________________________________________________________________
№
п\п
Обязательная
аудиторная
В том числе
Распределение учебного
времени
Теоретические
занятия
Практические и
лабораторные
Перезачтено
работа
нагрузка
Самостоятельная Максимальная
1
2
3
Всего часов по учебному
плану
Запланировано на 3 семестр
Запланировано на 4 семестр
32
32
32
16
16
48
48
Составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной в 2017 году.
Рассмотрен на заседании цикловой методической комиссии
Протокол № _____ от ____________________ 2017_ г.
Протокол № _____ от ____________________ 20 __ г.
Протокол № _____ от ____________________ 20 __ г.
Согласован: заведующий библиотекой ________________________________ от ____________________ 2017_ г
Согласован: заведующий библиотекой ________________________________ от ____________________ 20 __ г
Согласован: заведующий библиотекой ________________________________ от ____________________ 20 __ г
Председатель ЦМК___________________________________
Председатель ЦМК ___________________________________
Председатель ЦМК ___________________________________ ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
№
заня
тий
Наименование разделов, тем
занятий
Количество
часов
Календарные
сроки
изучения
(месяц)
4
Вид занятий
Наглядные пособия
Задания для
самостоятельной
работы студентов
Примечание
5
6
7
8
1
1
2
3
4
5
6
2
Современная социология и ее
роль в жизни общества
Социология личности.
Социальная детерминация
поведения.
Девиантное поведение как
социальная проблема
Социальные конфликты и
способы их разрешения
Конфликты в современной
России
Общество как целостная
социокультурная система
3
2
2
2
2
2
2
Раздел 1 Социология – наука об обществе (10ч)
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
сентябрь
октябрь
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
П/р
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа
Табл.: «Методы
социологии»
Д/з: п.1, стр.411
Схема «Социология
личности»
Презентация по теме
Модель Девиантное
поведение»
Презентация по теме
«Социальные
конфликты и способы
их разрешения»
рефераты
Учебник. Стр 8
Подготовить
вопросы по теме
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа
Презентация по теме
«Конфликты в
современной России»
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа
Презентация по теме
«Общество как
целостная
социокультурная
Подготовить
информацию по
теме «Конфликты в
современной
России»
Презентация по
теме «Общество как
целостная
социокультурная
2 2 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
5
6
7
8
9
10
11
12
36
Социальные общности: большие
и малые группы
Социализация личности.
Социальные статусы и роли
Социальные действия ,
взаимодействие
Социальные процессы
Политика как общественное
явление
Политическая власть и властные
отношения
Политические режимы.
Современные концепции
демократии
Политические партии и
партийные системы
зачёт
2
2
2
2
2
4
2
2
2
система»
Составить таблицу
Ответить на
вопросы
Социологический
практикум
Д/з: Гл.3, п.4,
стр.2628
Ответить на
вопросы
Политологический
практикум
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
Сообщение новых
знаний. П/р
система»
Схемы социальных
общностей
Модель
«Социализация
личности»
Таблица: «Виды
социальных
институтов»
РАЗДЕЛ II. Основы политологии ( 4 ч)
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
К/у: сообщение
новых знаний,
лекция, беседа.
Урок повторения
и обобщения
3 3
Модель «Политика
как общественное
явление»
Табл.: «Структура гос
ва», схема:
«Государственное
устройство России»
Схема. Политические
режимы
Презентация по теме
«Политические партии
и партийные системы» ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Примечание: Д/з по учебнику Козырева Г.И. _________
Литература: 1 Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М,: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ,2009
2 Демидов Н.М, Основы социологии и политологии М.: Издательский цент «Академия», 2015
4 4 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
2.УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет, роль и функции социологии
Цель лекции:
ознакомить с понятием социологии как науки о закономерностях становления и
развития социальных систем, общностей, групп, личностей.
Задачи лекции:
раскрыть сущность и причины формирования социологии;
показать структуру социологического знания;
раскрыть основные методы социологического исследования.
выделить основные функции;
План:
1. Сущность социологии, причины формирования.
2. Предметное определение и функции социологии.
3. Структура социологического знания
4. Понятие и основные методы социологического исследования.
Выводы:
1. Социология изучает сложные взаимоотношения между людьми и
обществом, в процессе которых люди создают и изменяют общество, а
общество формирует поведение людей и их представления о себе
2. Функциональная деятельность социологии направлена на изучение и
разработку
формирование
объяснение закономерности социального развития,
оптимальных моделей социальных общностей,
мировоззрения.
3. Социология систематизирует такие структурные элементы, как
макросоциология, микросоциология и теории среднего уровня.
Литература:
1. Социология. Учебник / Под ред. Батурина В.К. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –
2. Гидденс Э.
Социология.
487 с. (http://www.iprbookshop.ru/socziologiya.uchebnik.html)
2009.
УРСС,
(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/)
– М.:
– 632 с.
5 5 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
3. Горбунова М.Ю. Общая социология. Учебное пособие. – Саратов: Научная
книга, 2012. – 159 с. (http://www.iprbookshop.ru/obshhayasocziologiya.
uchebnoeposobie.html)
Тема 2. Общество: сущность, типология, законы развития
Цель лекции:
ознакомить с понятием общества как главной категорией социологического знания.
Задачи лекции:
раскрыть понятие и признаки общества;
показать ключевые парадигмы понимания общества;
раскрыть основные признаки информационного общества.
выделить типы общественного развития;
План:
1. Понятие общества.
2. Парадигмы понимания общества.
3. Признаки общества.
4. Общество как социальная система.
5. Типология общественного развития.
6. Признаки информационного общества.
Выводы:
1. Общество есть исторически сложившаяся совокупность всех видов
взаимодействия и форм объединения людей.
2. Общество рассматривается в контексте таких парадигм, как теория
социального действия, функционализм, конвенционализм.
3. Как социальная система, общество обладает следующими признаками:
информационность,
саморегуляция,
открытость,
иерархичность,
самоорганизация.
4. Э. Тоффлер выделил такие типы общественного развития, как
традиционный, индустриальный, постиндустриальный.
Литература:
1. Социология. Учебник / Под ред. Батурина В.К. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –
2. Гидденс Э.
487 с. (http://www.iprbookshop.ru/socziologiya.uchebnik.html)
2009.
УРСС,
(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/)
Социология.
– М.:
– 632 с.
6 6 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
3. Горбунова М.Ю. Общая социология. Учебное пособие. – Саратов: Научная
книга, 2012. – 159 с. (http://www.iprbookshop.ru/obshhayasocziologiya.
uchebnoeposobie.html)
Тема 3. Социальная структура общества
Цель лекции:
ознакомить с понятием социальной структуры общества как множества
взаимодействующих элементов социальной системы; как системы иерархического
распределения групп и классов, выделенных по определённому признаку.
Задачи лекции:
раскрыть проблематику определения социальной структуры;
показать основные отличия социальных общностей и групп;
раскрыть сущность социальной стратификации.
выделить подходы к формированию социальногрупповой структуры общества;
План:
1. Сущность политики, причины формирования.
2. Ключевые подходы к определению и функции политики.
3. Структура политики
4. Сущность и источники политической власти.
Выводы:
1. Общество как социальная система обладает целостностью, но не является
однородным.
2. В основе распределения социальных групп и общностей в иерархическом
порядке лежит социальное неравенство.
3. Перемещение внутри социального пространства представляет собой
социальную мобильность.
Литература:
1. Социология. Учебник / Под ред. Батурина В.К. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –
487 с. (http://www.iprbookshop.ru/socziologiya.uchebnik.html)
7 7 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
2. Гидденс Э.
УРСС,
(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/)
Социология.
– М.:
2009.
– 632 с.
3. Горбунова М.Ю. Общая социология. Учебное пособие. – Саратов: Научная
книга, 2012. – 159 с. (http://www.iprbookshop.ru/obshhayasocziologiya.
uchebnoeposobie.html)
Тема 4. Личность и общество
Цель лекции:
ознакомить с понятием личности как носителем социальнотипических признаков того
общества, продуктом которого она является.
Задачи лекции:
раскрыть сущность и причины формирования личности;
показать основные теории личности;
раскрыть сущность процесса социализации;
выделить основные признаки девиантного поведения.
План:
1. Понятие личности.
2. Теории личности.
3. Процесс социализации.
4. Понятие и причины девиантного поведения..
Выводы:
1. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с
другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет
определенные функции, реализует в своей деятельности социально
значимые свойства и качества.
2. Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной
связи процесса формирования личности с функционированием и
развитием социальных общностей, на изучение социальных связей,
институтов и общностей.
8 8 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Литература:
1. Социология. Учебник / Под ред. Батурина В.К. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012. –
2. Гидденс Э.
Социология.
487 с. (http://www.iprbookshop.ru/socziologiya.uchebnik.html)
2009.
УРСС,
(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/)
– М.:
– 632 с.
3. Горбунова М.Ю. Общая социология. Учебное пособие. – Саратов: Научная
книга, 2012. – 159 с. (http://www.iprbookshop.ru/obshhayasocziologiya.
uchebnoeposobie.html)
Тема 5. Понятие, структура и функции политики
Цель лекции:
ознакомить с понятием политики как особой сфере жизнедеятельности людей,
направленной на обеспечение функционирования общества и взаимоотношений между
людьми, обществом и государством.
Задачи лекции:
раскрыть сущность и причины формирования политики;
показать ключевые подходы;
выделить основные функции;
раскрыть сущность политической власти.
План:
1. Сущность политики, причины формирования.
2. Ключевые подходы к определению и функции политики.
3. Структура политики
4. Сущность и источники политической власти.
Выводы:
1. Политика представляет собой связанную с властными отношениями, с
государственнополитической организацией общества и политическими
институтами особую сферу жизнедеятельности людей, целью которой
является обеспечение функционирования общества и взаимодействия
между людьми, гражданским обществом и государством.
9 9 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
2. Функциональная деятельность политики направлена на интеграцию
общественной жизни, обеспечение её целостности и стабильности путём
обнаружения и разрешения социальнополитических конфликтов
посредством выражения интересов социальных слоёв, социальных групп,
индивидов.
3. Политика систематизирует такие структурные элементы,
политический интерес,
организация, политическое сознание и политическая деятельность.
политические отношения,
как
политическая
Литература:
1. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.
2. Лучков Н.А. Политология. Учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа,
2011.
3. Барышева А.Д. Политология. – М.: ЭКЗАМЕН, 2009. – 400 с.
Тема 6. Политические институты
Цель лекции:
ознакомить с сущностью, видами, основными функциями политических институтов.
Задачи лекции:
показать основные виды политических институтов;
раскрыть роль политических институтов в политической системе.
План:
1. Сущность и виды политических институтов.
2. Государство как политический институт.
3. Избирательная система.
4. Институты представительства и согласования интересов.
Выводы:
1. Политический институт представляет собой устойчивую модель
взаимоотношений, основывающуюся на формальных и неформальных
правилах, регулирующих отношения между акторами в стандартных
ситуациях.
2. Государство представляет основной институт политической системы,
направляющий и контролирующий совместную
организующий,
деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.
1010 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
3. К институтам представительства и согласования интересов относятся
партии, группы давления или лоббизма, СМИ.
Литература:
1. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.
2. Лучков Н.А. Политология. Учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа,
2011.
3. Барышева А.Д. Политология. – М.: ЭКЗАМЕН, 2009. – 400 с.
Тема 7. Власть и гражданское общество
Цель лекции:
ознакомить с основными подходами к пониманию отношений между властью и
гражданским обществом.
Задачи лекции:
раскрыть сущность власти и её основные виды;
показать сущность гражданского общества.
1. Сущность власти, её виды и ресурсы.
2. Сущность гражданского общества.
3. Взаимосвязь между развитием государства и гражданского общества.
План:
Выводы:
1. Власть может быть экономической, культурной, информационной,
социальной.
1111 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
2. Используемые властью ресурсы характеризуют особенности
взаимоотношений между обществом и государством.
3. Гражданское общество представляет собой сферу реализации
защищённую законом от
повседневных интересов индивидов,
вмешательства государства.
4. Понятие «гражданин» предполагает обязательное политическое участие.
Литература:
1. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.
2. Лучков Н.А. Политология. Учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа,
2011.
3. Барышева А.Д. Политология. – М.: ЭКЗАМЕН, 2009. – 400 с.
Тема 8. Политическое развитие и модернизация
Цель лекции:
ознакомить с понятием и основными направлениями политического развития и
модернизации.
Задачи лекции:
определить предпосылки и факторы политического развития;
раскрыть сущность, направления и типы политической модернизации.
1. Политическое развитие.
2. Политическая модернизация.
План:
Выводы:
1. Политическое развитие характеризуется возрастающей сложностью, специализацией и
дифференциацией политических институтов общества.
2. Политическая модернизация представляет собой процесс создания новых
политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга
социальноэкономических проблем.
Литература:
1. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.
2. Лучков Н.А. Политология. Учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа,
2011.
3. Барышева А.Д. Политология. – М.: ЭКЗАМЕН, 2009. – 400 с.
1212 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
1313 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система менеджмента качества
Версия № 2
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Введено с
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
«___»___________20____г.
НД
Количество листов: 36
Пояснительная записка
Настоящие методические указания предназначены для студентов очного
отделения по специальностям 23.02. 3«Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта», 19.02.10 «Технология продукции общественного
питания», 22.02.06 «Сварочное производство», 09.02.05 «Прикладная информатик
в экономике»
Они составлены на основе действующей рабочей программы по дисциплине
1414 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
«Основы социологии и политологии», разработанной в соответствии со
стандартами 3 поколения.
Выполнение практических работ позволяет логически завершать
теоретический курс, закреплять и углублять знания,
полученные на
теоретических занятиях, приобрести опыт использования полученной
информации.
Практическая работа выполняется студентом самостоятельно под
руководством преподавателя в соответствии с индивидуальным заданием
(приложение А).
Методика обучения студентов выполнению практических заданий требует
соблюдения определённой последовательности: полного и чёткого выяснения
условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может
быть решена поставленная задача; составления плана ответа.
Схема решения поставленной задачи может быть следующей:
1. Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления).
2. Что известно и в какой степени известное может помочь решению
поставленной задачи.
3. Гипотезы решения (научнообоснованные предположения).
4. Методы решения.
5. Выводы.
Структура методики проведения практических занятий в основном сводится к
следующему:
сообщение темы и цели работы;
актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной
работы над практическим заданием;
разработка алгоритма проведения практической деятельности;
непосредственное проведение практической работы;
обобщение и систематизация полученных результатов ( в виде таблиц, графиков,
например при выполнении практической работы №1 нужно проследить изменение
статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида, построив
график творческой карьеры).
подведение итогов занятия.
Эффективность практических занятий зависит в значительной степени от
того, как проинструктированы студенты о выполнении работы.
Важную роль на практических занятиях играет педагогическое руководство. На
начальных этапах изучения предмета большое значение имеет чёткая постановка
познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты
осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных
элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую
1515 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности,
которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на
самоконтроль.
Потребность в руководстве преподавателя многие студенты испытывают,
когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них
нужна помощь, корректировка действий, проверка промежуточных результатов.
Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло
ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность,
творческую активность, регулировать темп работы.
По структуре практическая работа состоит из:
названия;
целей работы;
основной части, которая представлена двумя разделами:
1)методические указания
2)задания
приложения
1616 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема . Социологический позитивизм и антипозитивизм.
Социологические методы исследования
1. Сущность, особенности и недостатки позитивизма. (О.Конт, Г. Спенсер)
2. Причины формирования антипозитивизма и его роль в современной
План:
социологии. (Рационализм М. Вебера, Г. Зиммель).
3. Методология социологических исследований. Качественные и количественные методы.
Задание 1.
Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
а) общество;
б) микросоциология;
в) междисциплинарная матрица социологии;
г) структурный подход;
д) макросоциология;
е) функциональное направление в социологии;
ж) конфликтный подход.
Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские
системы сформировались еще несколько тысячелетий назад, а социология
насчитывает не более 2х веков своей истории?
Заполните таблицу
Название теории
Теория
действия
Теория конфликтов
социального
Автор
М. Вебер
Э. Дюркгейм
Дж. Г. Мид
А. Шюц
1717
Характеристика теории
Взаимодействие
между
людьми происходит на
основе общих для них
символических систем
Чтобы понять человеческие
действия,
необходимо
изучить и типизировать
мотивы
модели
социального поведения
и ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Теория социального обмена
Структурный
функционализм
Т. Парсонс
Г. Гарфинкель
Исследует
смысл
человеческого поведения
эмпирического
путем
наблюдения
за
каждодневной практикой
людей
Тема. Социальная структура и социальная мобильность
Российского общества
План:
1. Теория стратификации П. Сорокина.
2. Социальная дифференциация и социальное неравенство.
3. Проблемы формирования среднего социального слоя.
4. Роль социальной мобильности в экономике и управлении.
Задание 3.
Упорядочьте перечисленные профессии по критериям – богатство, власть,
престиж – в возрастающем порядке: электросварщик, сталевар, шахтёр,
юрист, учитель, сантехник, повар, банкир, шофер, продавец, электромонтер,
доярка, мясник, депутат, владелец компании, водитель, врач, сторож.
Совпадают ли построенные вами шкалы?
Составьте статусный портрет российского общества в ХХ в. – 19001917 гг.,
1917 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2013 гг.
составьте статусный портрет известного человека по следующим параметрам
(см. таблицу):
Статусы
Пол
Национальность
Образование
Семейный
Экономический
Политический
Религиозный
Периоды жизни
017 лет
1860 лет
60 – 100 лет
1818 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
Здоровье
Примерами какой мобильности могут служить судьбы:
а) Золушки; б) Леди Макбет (Мценского уезда);
в) Н. Ростовой; г) Т. Лариной.
Заполните таблицу. Приведите примеры различных типов мобильности.
Индивидуальная
Групповая
Мобильность
Восходящая
Нисходящая
Горизонтальная
Тема. Социальные институты
План:
1. Понятие социального института. Причины и источники формирования социальных
институтов. Их типология и роль в общественной системе.
2. Сущность процесса институционализации. Структурные элементы социальных
институтов.
3. Функции социальных институтов.
4. Дисфункция и деперсонализация социального института. Причины и специфика
трансформации социальных институтов на разных стадиях общественного развития.
Задание 4.
Охарактеризуйте социальный институт: его историческую эволюцию,
функции в обществе, организации, в него входящие, а также традиции и
основные статусы: Семья, Образование, Материнство.
Назовите символы, нормы и процедуры следующих социальных институтов:
рынка, брака, науки.
Выявите явные и латентные функции социального института (образование,
семья).
Тема 13. Девиация и контроль
План:
1. Трансформация понятия девиации в информационном и инновационном обществе.
2. Сущность и методы социального и институционального контроля в информационном
обществе.
3. Понятие аномии. Специфика процесса аномии в российских условиях и западном
1919 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
Система менеджмента качества
ППССЗ 09.02.05 – ОГСЭ.01 2017
обществе.
4. Формальный и неформальный контроль.
Задание 5.
Укажите соответствие между понятиями и их определениями:
понятие
1) Девиантное
поведение
2) Делинквентно
е поведение
3) Аномия
4) Стигматизаци
я
Определение понятия
а) Рассогласование между целями, предлагаемыми данной
культурой, с одной стороны, и социально одобряемыми
способами достижения этих целей, с другой
б) Поведение, отклоняющееся от нормы
в) Определение человека как девианта
г) Поведение, связанное с нарушением норм и правил
Исходя из теории аномии Р. Мертона, определите к какому типу социального
поведения (инновация, ретретизм, ритуализм, бунт, конформизм) можно
отнести
а) алкоголизм;
б) проституцию;
в) бюрократизм;
г) участие в нелегальных антисоциальных движениях.
Т. Парсонс выделил следующие методы социального контроля:
1) изоляция;
2) обособление;
3) реабилитация.
2020 Какие из них могут быть применимы для противодействия к таким типам
социального поведения как:
а) Инновация; б) Ритуализм;
в) Ретретизм; г) Мятеж.
Попытайтесь объяснить феномен преступного поведения с точки зрения:
а) теории делинквентных субкультур;
б) теории аномии;
в) теории стигматизации;
г) социобиологических концепций
Тема: Стратификация. Метод измерения классовой принадлежности.
Цели:
1.Закрепление теоретических знаний по разделу «Социальная структура», и по
всему курсу «Основы социологии» на примере социальной стратификации.
2. Провести творческий социологический анализ классовой стратификации на
конкретных жизненных примерах и конкретных произведениях художественной
литературы.
Методические пояснения.
Ключевые мысли.
Основных классов, как бы их не называли, только три: богатые, зажиточные
и бедные.
Неосновные классы возникают за счёт добавления страт или слоёв, лежащих
внутри одного из основных классов.
Средний класс выполняет уникальную роль стабилизатора общества.
При выполнении первого задания опирайтесь на следующие критерии:
материальный доход, социальное положение (социальный статус), образование,
власть (определяют по количеству людей, находящихся в подчинении). Обратите
внимание, где делают покупки, на чём ездят, как и где отдыхают.
В качестве примера можно взять депутата Государственной Думы, банкира, мэра
города, профессора, адвоката, учителя, милиционера, пенсионера, многодетную
семью, разнорабочего, бомжа, беженца.
При выполнении второго задания вам нужно описать среду, в которой
постоянно находятся герои (высший, средний и низший классы). Возможно
рассмотрение и сравнение описания трёх классов у различных авторов.
Пример: Толстой Л.Н. «Война и мир» высший класс – салон мадам Шерер;
Тургенев И.С. «Отцы и дети» средний класс – семья Кирсановых;
Горький М. «На дне», Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» описание
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
УМК по основам социологии и политологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.