«УМКА» Курс внеурочной деятельности для учащихся 4 класса
Оценка 4.9

«УМКА» Курс внеурочной деятельности для учащихся 4 класса

Оценка 4.9
docx
23.05.2021
«УМКА» Курс внеурочной деятельности для  учащихся 4 класса
умка 4кл 2020-2021уч год.docx

 

                                                                                                     

 

Пояснительная записка

 

Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена Рабочая программа:

 

- Феде­ральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Россий­ской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

          - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10. 2009 г. (в ред. приказов № 1241 от 26.11.2010 г., № 2357 от 22.09.2011 г., № 1060 от 18.12.2012, № 1643 от 29.12.2014, № 507 от 18.05.2015, № 1576 от 31.12.2015 N 1576);

          - Основная образовательная программа начального общего образования школы;

- годовой календарный учебный график школы на текущий учебный год;

- учеб­ный план школы на текущий учебный год;

      - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018г. (с изменениями и дополнениями);

Примерная  программа внеурочной деятельности начального и основного общего образования [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Кочуровой Е.Э. факультатива «Занимательная математика».  Курс внеурочной деятельности ориентирован на учащихся 4 класса.

     Цель:   Совершенствование математических знаний, формирование приёмов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, активизации познавательного процесса к предмету - математики.

Задачи:

§  развивать  у  учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные   (гибкость мышления);

§  развивать у учащихся  способность вести  грамотные рассуждения   (логика рассуждений);

§  развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и  связях    (пространственное  воображение);

§  развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве,   почти  внезапном   (математическая  интуиция);

§  развивать у  учащихся  исследовательские умения, познавательную  и творческую  активность;

 

§  формировать  устойчивый  интерес  учащихся к предмету.

     Принципы программы:

Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

 

  Место кружка  в учебном плане.

 

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество часов за год составляет 68  часов .

 

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система (дистанционное (удаленное) обучение).
При реализации рабочей программы, предусмотрены виды учебной деятельности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, осуществляемые с учетом их индивидуальных особенностей.

 

Соответствует   курсу   «Математика»,   не   требует  от   учащихся дополнительных математических  знаний.

 

 Содержание учебного материала

   Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

   Что дала математика людям? Зачем её изучать? Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире.

Из истории математики. Старинные системы записи чисел. Из истории чисел и цифр. Как люди учились считать.

Удивительное рядом или старинные меры длины. Из истории математических открытий. Развитие познавательных способностей. Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции. Занимательная геометрия. Наглядная геометрия.  Олимпиадные задания по математике. Решение заданий международной игры «Кенгуру». Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности: на движение, переливание, противоречия,  на логику,  с дробями, с помощью уравнений. Решение нестандартных задач. Математические тренажёры, КВНы.   

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор воображению. Программа так же предусматривает несколько занятий с электронным оборудованием для начальных классов: датчиком содержания кислорода, датчиком частоты сердечных сокращений, микроскопом.

 

 Основные виды деятельности учащихся:

 - решение занимательных задач;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы;

- работа на платформе «Учи.ру».

 

Методы достижения цели:

1.      Словесные, наглядные, практические.

2.      Объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

3.      Стимулирование, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с задачей;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

— объяснять (доказывать) выбор действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

 

 

Режим занятий:  (дистанционный)      вторник,   пятница.  (WhatsApp)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

Календарно - тематическое планирование.

Наименование тем

Дата

 

1

Вводное занятие

4.09

2

Различные системы счисления

Греческая и римская нумерация.

8.09

 

3

Составные задачи на процессы  с двумя ситуациями

11.09

4

Составные задачи на процессы  с двумя ситуациями

15.09

5

Задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата.

18.09

6

Работа с оборудованием. Эксперимент «Экспедиция в прошлое Земли». Микроскоп.

22.09

7

Задачи на нахождение периметра и площади квадрата.

25.09

8

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

29.09

9

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

2.10

10

Простые и составные задачи на покупку товара.

6.10

11

Решение уравнений.

9.10

12  

Решение уравнений.

 

13.10

13

Решение уравнений с двумя действиями в левой части.

 

16.10

14

Работа с оборудованием. Эксперимент «Кожа – «защитный скафандр» нашего организма». Микроскоп.

20.10

15

Задачи на нахождение периметра треугольника.

23.10

16

Задачи на нахождение периметра n- угольников.

10.11

17

Числовые головоломки.

13.11

18

Числовые ребусы.

 

17.11

19

Числовые ребусы.

20

Знакомство с  числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. Судоку.

20.11

 

21

Работа с оборудованием. Эксперимент «Как работает сердце». Датчик частоты сердечных сокращений.

24.11

22

Решение простых задач составлением уравнения.

27.11

23

Решение простых задач составлением уравнения.

01.12

24

Решение задач с помощью уравнения.

04.12

25

 

Решение задач с помощью уравнения.

08.12

26

Простые задачи с дробями (к условию ставится один вопрос).

11.12

27

Простые задачи с дробями (к условию ставится один вопрос).

15.12

28

Составные задачи с сюжетом «было – изменение – стало».  

18.12

 

29

Составные задачи с сюжетом «было – изменение – стало».  

 

30

Работа с оборудованием. Эксперимент «Изменение содержания кислорода в классной комнате». Датчик содержания  О2.

 

22.12

31

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению.

25.12

32

Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата).

12.01

33

Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата).

15.01

34

Занимательное моделирование.  Моделирование геометрических фигур.

19.01

 

35

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

22.01

36

Простые задачи с геометрическим содержанием.

26.01

37

Простые  задачи с геометрическим содержанием.

29.01

38

Составные задачи с геометрическим содержанием.

2.02

39

Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же».

5.02

40

Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же».

9.02

41

Задачи на движение

12.02

42

     Задачи на движение

16.02

43

Задачи на переливание

19.02

44

    Задачи на переливание

23.02

45

Олимпиадные задания по математике 4 класс.

 

26.02

46

Олимпиадные задания по математике 4 класс.

2.03

47

Решение заданий  международной игры "Кенгуру"

5.03

48

Решение заданий  международной игры "Кенгуру"

9.03

49

Задачи с многовариантными решениями

12.03

50

Задачи с многовариантными решениями

16.03

51

Решение составных задач повышенной сложности.

19.03

52

Решение составных задач повышенной сложности.

30.03

53

Задачи на логику

2.04

54

Задачи на логику

6.04

55

Математический КВН.

9.04

56

Математический КВН (продолжение и подведение итогов)

13.04

57

Математические тесты

16.04

58

Математические тесты

20.04

59

Решение старинных задач

23.04

60

Решение нестандартных задач.

27.04

61

Мир занимательных задач

30.04

62

Турнир юных математиков.

4.05

63

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

7.05

64

Учимся разрешать задачи на противоречия.

11.05

65

Задачи на противоречия.

14.05

66

Математические игры и соревнования.

18.05

67

Занятие – обобщение « Математика вокруг нас»

21.05

68

Круглый стол «Подведем итоги»

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые результаты.

      Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть различными способами решения задач;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

 

Итоговый контроль (аттестация) осуществляется в формах:

-тестирование;                                                                                                                                                                                                 - практические работы;                                                                                                                                                                                          - творческие работы учащихся;                                                                                                                                                                        - контрольные задания;                                                                                                                                                                     - создание индивидуального портфолио.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Интернет-ресурсы

1.      http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.      http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3.      http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4.      http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5.      http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6.      http://festival.1september.ru/articles/

7.  http://pedsovet.su/load/

8.  https://mathkang.ru/

 9. https://www.logozavr.ru/648/


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена

Пояснительная записка Нормативные документы и материалы, на основе которых составлена

Принципы программы: - Актуальность

Принципы программы: - Актуальность

Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении

Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка

Календарно - тематическое планирование

Календарно - тематическое планирование

Работа с оборудованием. Эксперимент «Кожа – «защитный скафандр» нашего организма»

Работа с оборудованием. Эксперимент «Кожа – «защитный скафандр» нашего организма»

Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата)

Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата)

Задачи на логику 6.04 55

Задачи на логику 6.04 55

Предполагаемые результаты.

Предполагаемые результаты.

Интернет-ресурсы 1. http://www

Интернет-ресурсы 1. http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021