"Умники и умницы"

  • ppt
  • 04.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умники и Умницы.ppt

Разминка для эрудитов

Вначале было слово, или
Слово – дело великое…

1

Значки-помощники:


Проверить ответ

Вернуться к заданию

проверить


Подсказка

2

04.05.2020 3:37:33

Восстановите предложение: Любое предложение, разумная мысль, глубокая идея начинается с лексической молекулы –

слова.

буквы.
морфемы.
словосочетания.

проверить

3

04.05.2020 3:37:33

Восстановите предложение: Кроме того, совершенно понятно, что – _______ - основная грамматическая единица языка, кирпичик, с помощью которого построен целый системный организованный мир Грамматики русского языка.

буква

морфема
словосочетание

слово

проверить

4

04.05.2020 3:37:33

Восстановите предложение: В свою очередь слово - смысловая молекула, состоящая из группы атомов: приставок, корней, суффиксов, окончаний, - построено по точным законам русского __________________


словообразования.

произношения.

склонения.
правописания.

проверить

5

04.05.2020 3:37:33

Грамматическое значение слова определяется по его ___________

окончанию.

корню.
приставке.
синтаксической функции.

прверить


подсказка

6

04.05.2020 3:37:33

Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) крестьяне – сущ. в форме мн. ч., им.п.;
б) нигде – мест-наречие, неизменяемое;
в)в море – сущ. ср. р., 2скл, в форме ед. ч., пр.п.;
г) накануне – наречие, неизменяемое

а) крестьяне в)в море б) нигде г) накануне

проверить

7

04.05.2020 3:37:33

насекомое
поле

д) насекомое - сущ. ср.рода, 2скл., в форме ед.ч., им./вин.п.;
е) поле – сущ. ср.рода, 2скл., в форме ед.ч., им./вин.п.;

д)

е)

Укажите, какая из омонимичных форм использована в строке В.Маяковского Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

а) омоформы б) омографы

омофоны

проверить

8

04.05.2020 3:37:33

в)

Приставки в выделенных словах . . .


антонимичны

Перешагнула (через порог) – пересолила (суп)
Внёс (в дом) – вынес (за скобки)
Записал (предложение) – запел (громко)
Вскочить (на ходу) – соскочить (на ходу)

а) омонимичны б) синонимичны

http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.19

проверить

9

04.05.2020 3:37:33

в)

Найдите неправильную форму Р.п. мн. ч

помидоров

мандаринов

ботинок

чулок

носок

проверить

10

04.05.2020 3:37:33

носков

В каком ряду у всех слов словоизменительная форма является супплетивной?

просека, ожог, препирательство, лопата

скорость, минута, песок, фейерверк

туфля, плести, президент, препоны

претендент, ворота, винегрет, салат

человек, идти, мы, он, хорошо, быть, я

проверить

11

04.05.2020 3:37:33

подробнее

Сопоставьте слово и способ его образования. Назовите слово, способ его образования и щёлкните

переливчатый

взморье

наябедничать

(застудить) легкие

перенос

бессуффиксный

приставочный

суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

неморфологический

проверить

12

04.05.2020 3:37:34

проверить

проверить

проверить

проверить

проверить

Сопоставьте слово и способ его образования. Назовите слово, способ его образования и щёлкните:

восхищённый

бездорожье

заморозить

мороженое
(в стаканчике)

восход

бессуффиксный

приставочный

суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Неморфологический
(переход из одной части речи в др)

проверить

13

04.05.2020 3:37:34

проверить

проверить

проверить

проверить

проверить

"построили большую качель"


"Эта книга более интереснее".

"ихний дом"

"Он ни разу не ошибился"

"Мы с братом спиляем ёлку и украшиваем ее"

в конструировании видовой пары глагола

в образовании местоимений

в образовании форм существительных

в образовании форм прилагательных

в образовании глагола

Соотнесите грамматические ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова, проверяя себя после каждого ответа

14

04.05.2020 3:37:34

В каком ряду все слова не имеют грамматических ошибок,вызванных нарушением структуры слова?

совестливый, бессмертность, подскользнуться


заместо, танцеваться, ездиют, свободолюбимый

времяпрепровождение, беспощадство, надсмехаются

скрупулёзный, публицизм, поедь, оладьев

покамест, слаще, кореньев, оладий

Посоветуйся с соседом по парте

проверить

15

04.05.2020 3:37:34

Учиться не устану: Словарь открою снова – Поведает мне тайну Моё родное слово!

16

04.05.2020 3:37:34

Спасибо активную работу!


http://www.ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/bendersky.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.19

17

04.05.2020 3:37:34

Омофоны – это омонимы, возникшие вследствие действия фонетических законов русского языка: одинакового произношения некоторых гласных в безударном положении, а также оглушения звонких согласных в конце слова и в середине слова перед глухими: придел – предел, претворяться – притворяться, дужка – душка, прут – пруд .
Омоформы – слва, совпадающие в отдельных формах
стекло (сущ им.п ед ч) разбилось - молоко стекло (гл прош вр ед ч ср р) по столу.
Омографы – слова, совпадающие при написании, но отличающиеся при произношении: мука – мука, ирис - ирис.

Подсказка

18

04.05.2020 3:37:34

Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемрй (грамматическим показателем).

Подсказка

19

04.05.2020 3:37:34

Супплетивизм — образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом (часто — от другого корня и/или при помощи уникального чередования). Такая форма называется супплетивной формой или супплетивом.


http://ru.wikipedia.org/wiki/Супплетив

20

04.05.2020 3:37:34

Что такое грамматические ошибки?

Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматические ошибки могут быть двух видов: словообразовательные (нарушена структура слова) и морфологические (связанные с ненормативным образованием форм слова)

21

04.05.2020 3:37:34

04.05.2020 3:37:34

22

Супплетивные формы

Человек - люди
идти - шёл
мы - нас
он - его
хорошо - лучше
быть - есть
я - меня