Урок – сказка по теме:
«Умножение натуральных чисел»
Учебник: «Математика 5». Автор А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.
Тема урока: Умножение натуральных чисел. Переместительное свойство умножения.
Тип урока: обобщения и систематизации
Цели и задачи урока:
Образовательная: отработка вычислительных навыков умножение и переместительного свойства ;
Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету через игровую деятельность, наблюдательность, внимание; формировать потребность потребления знаний;
Воспитательная: воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство уважения к науке, как к математике.
Учебные действия, формируемые на уроке:
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: традиционные, презентация, карточки с заданиями.
Структура урока:
I. Мотивационно-ориентировочная часть (13 минут).
II. Операционно-познавательная часть (25 минут).
III. Рефлексивно-оценочная часть (2 минут).
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Поэтому постараемся быть активными. А еще какими? внимательными, познавательными и интеллектуальными.
Какую тему вы изучали на предыдущих уроках? - «Умножение натуральных чисел». Чему вы научились на предыдущих уроках? ( умножать натуральные числа, умножение на 0 и на 1, переместительное свойство и умножение на 10, 100 и 1000)
I. Мотивационно-ориентировочная часть .
Актуализация
- Ребята, а вы бы хотели попасть сегодня в сказку? (да)
Прежде, чем нам попасть в сказку необходимо открыть волшебные ворота, которые откроются, если вы правильно скажете ответ.
Вставьте пропущенные слова в предложение
1)Умножить число m на натуральное число n, не равное 1– значит найти сумму n слагаемых, каждое из которых равно m)
1) Как называют компоненты m и n в умножении?
(множители )
2) Как называют результат умножения?
(произведением)
Вставьте пропущенные слова в предложение
3) От перестановки множителей произведение не меняется
4)Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0
5)Если один из множителей равен й, то произведение равно другому множителю
Задание 1. При каких значениях a верно равенство: a*1=a (0 и 1)
Задание 2. Вычислите
1)26*2-2*10=
2) 18*2*5=
4. Сформулируйте свойство умножения натурального числа на множитель 10, 100, 1000 и т.д.?
(Чтобы умножить натуральное число на множитель 10, достаточно приписать к числу справа 1 нуль.
Чтобы умножить натуральное число на множитель 100, достаточно приписать к числу справа 2 нуля
Чтобы умножить натуральное число на множитель 1000 достаточно приписать к числу справа 3 нуля).
Задание 3. Вычислите
1)19500*10=
2)15660*100=
5)1000000*457=
Молодцы ребята!
Мотивация.
Для открывания волшебных ворот, нам необходимо всем вместе произнести слова : «Сказка ложь, да в ней намек, математике урок».
Вот мы и попали все вместе в сказку. Как думаете, чем мы будем заниматься в ней? (умножать устно и письменно, применять свойства умножения, решать задачи)
-Правильно, мы сегодня будем обобщать изученный материал в игровой форме.
II.Операционно-познавательная часть
У нас есть 3 команды: 1 ряд – команда « Ниф-ниф», 2 ряд – команда «Наф – наф», 3 ряд – команда «Нуф-нуф» .
-Как вы думаете герои какой сказки нас пригласили ? ( три поросенка)
-Правильно. Мы отправляется в сказку «Три поросенка».
«Жили на свете три поросенка. Первый поросенок играл на дудочке, второй - на скрипке, а третий поросенок любил петь и танцевать. Так бы они и жили, не зная забот, но натупали холода и жить на улице становилось невозможно.
«Давайте построим дом», - Предложил третий поросенок своим братцам и тут же принялся за дело.
- Ребята, а мы с вами поможем поросенку построить дом из кирпичей? (да)
-Каждый решенный пример будет кирпичом к новому дому.
Постройка дома:
Команда « Название» |
|
a=0 |
a=1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9 |
9 |
1) a*5=5 (1)
2) a*5=0 (0)
3) a*5=a (0)
4) a*1=1 (1)
5) 0*a=a (0)
6) a*1=0 (0)
7) 8*a=8 (1)
8) a*8=a (0)
9)1* a =1 (1)
Ответ:
-Молодцы, мы построили каркас дома.
«Но другим поросятам такая работа не понравилась. Они рассуждали, что лучше отдыхать с лесными друзьями. А вы хотите отдохнуть вместе с ними?
Физкультминутка.
Мы немного отвлечемся
И гимнастикой займемся.
С места не вставая,
Головой вращая
За поросятами
Дружно наблюдая.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
Раз, два, три, четыре, пять.
Представляя дом для поросят.
Глазки открываем и в сказку 5 б мы возвращаем.
Веселые поросята приготовили вам следующее задание по укреплению своего жилища.
Задание от Наф - нафа: . Но построенного каркаса не достаточно чтобы жить в нем.
Ребята, Наф – наф загадал вам загадку, попробуйте отгадать ее
Просто так в дом не войти,
Есть преграда на пути.
А в преграде той глазок,
Ручка и большой замок.
(дверь)
-поможет Наф – Нафу установить в доме дверь? (дааа)
-Каждый ученик группы получает пример на листочке (листочек необходимо подписать), пример необходимо вычислить на листочке, а ответ крупно написать на обратной стороне листочка и построить цепочку произведений в порядке возрастания.
206*781 = 160886
240*458= 109920
408*560= 228480
302*507= 153114
363*760=275880
504*329=165816
418*321=134178
2017*56=112952
507*360=182520
1099200; 112952; 134178; 153114; 160886; 165816; 182520; 228480; 275880
«Поросята так громко пели и радовались, что у них появилась дверь. Случайно ее закрыли и стало в доме темно, про что забыли поросята? ( про окно)
Задание от Нуф – Нуфа
- ребята, чтобы помочь поросятам вставить окно в новый дом вам необходимо показать свои знания в решении задач.
(работа в группах по парам)
1 группа: Стекольщик и его помощник должны вырезают стекла из прочного и тонкого стекла. Прочное стекло стоит на 300 рублей дороже 4 тонких стекол. Стоимость тонкого стекла составляет 300 рублей. Какая стоимость будет , если вырезать:
1) 2 Прочных стекла и 1 стекло тонкое?
2) 3 Прочных стекла и 4 стекла тонких?
3) 2 Прочных стекла и 2 стекла тонких?
4) 1 Прочное стекло и 3 стекла тонких?
Решение: 4*300=1200(р)- стоимость 4 тонких стекла
1200+300=1500(г)-стоимость 1толстого стекла
1)1500*2+300=3300(р) -стоимость 2 прочных и 1 тонкого стекла
2)1500*3+4*300=5700(р)- стоимость 3 прочных и 4 тонких стекла
3)1500*2+2*300=3600(р) - стоимость 2 прочное и 2 тонких стекла
4)1500+3*300=2400(р) - стоимость 1 толстого и 3 тонких стекла
2 группа: Столяр и его помощник делают рамы из осины и сосны. Рама из осины на 400 рублей дешевле 2 рам из сосны. Если стоимость 1 рамы из сосны составляет 600 рублей. Сколько составляет стоимость, если сделать:
1) 2 рамы из сосны и 1 рама из осины?
2) 1 рамы из сосны и 2 рамы из осины?
3) 3 рама из сосны и 3 рамы из осины?
4) 2 рама из сосны и 4 рамы из осины?
Решение: 2*600=1200(р)-стоимость 2 рам из сосны
1200-400=800(р)- стоимость 1 рамы из осины
1)1200+800=2000(р)- стоимость 2 рамы из сосны и 1 рама из осины
2)600+2*800=2200(р)- 1 рамы из сосны и 2 рамы из осины
3)600*3+3*800=4200(р) –3 рама из сосны и 3 рамы из осины
4)1200+4*800=44000(р) -2 рама из сосны и 4 рамы из осины
3 группа: Для покраски двери требуется 2 банки по 800 г белой краски, а для покраски окна на 400 г меньше. Сколько потребуется краски.
Чтобы покрасить:
1) 2 двери и 1 окно?
2) 3 двери и 1 окна?
3) 1 двери и 3 окон?
4) 2 двери и 2 окна?
Решение: 2*800=1600(г)-потребуется краски для покраски 1 двери
1600-400=1200(г)-потребуется краски для покраски 1 окна
1)1600*2+1200=4400(г)-краски потребуется для покраски 2 дверей и 1 окна
2)1600*3+1200=6000(г)-краски потребуется для покраски 3 дверей и 1 окна
3)1600+3*1200=5200(г) -краски потребуется для покраски 1 двери и 3 окон
4)2*1600+2*1200=5600(г) -краски потребуется для покраски 2 дверей и 2 окон
Задание от Ниф - Нифа .
- дом достроен, поросята теперь могут жить, согласны ребята? Стены есть, Окно есть, дверь есть (нет, они не смогут жить у них нет крыши.)
-Поможем рассчитать поросятам количество материала необходимого для крыши? ( да):
(работа в группах по парам)
- Необходимо каждому в паре вычислить 1 пример на умножение, а к результату друг друга сложить. И потом внести в общую таблицу результат сложения.
(Для подсчета итоговой стоимости к доске вызывается 1 ученик от каждой группы.)
Материалы |
стоимость |
Шифер |
|
Гвозди |
|
Утеплитель |
|
Доски |
|
Итого: |
|
1) стоимость шифера на 1 сторону крыши - (290*162) 46980
стоимость шифера на 2 сторону крыши - (340*229) 77860
(290*162) + (340*229) = 46980+77860 =124840
2)стоимость гвоздей на потолок - (367*69) 25323
стоимость гвоздей на крышу - (589*46) 27094
(367*69) + (589*46) =25323 +27094 = 52417
3)стоимость утеплителя на потолок - (304*250) 76000
стоимость утеплителя на крышу – (548*170) 93160
304*250+548*170 = 76000+93160 = 169160
4)стоимость досок на крышу– (454*190) 86260
стоимость досок на потолок– (621*54) 33534
(454*190) + (621*54) = 86260+33534 = 119794
Материалы |
стоимость |
Шифер |
124840 |
Гвозди |
52417 |
Утеплитель |
169160 |
Доски |
119794 |
Итого: |
466211 |
III. Рефлексивно-оценочная часть (2 минут).
Подведение итогов
Ребята, 5 «б» очень прочно построили свои дома. Молодцы ребята. Но знаете, кто прочнее всех построил дом?( та команда, которая всех меньше сделала ошибок в заданиях от поросят)
4. Рефлексия:
Продолжите высказывания об уроке.
· Я научился (научилась) … .
· Мне понравилось … .
· Мне не понравилось … .
4.Домашнее задание.
§ 16, № 400 (2), 406, 411
Команда «Наф- Наф»
Материалы |
Стоимость |
Шифер |
|
Доски |
|
Утеплитель |
|
Гвозди |
|
Итого: |
|
Команда «Ниф-Ниф»
Материалы |
Стоимость |
Шифер |
|
Доски |
|
Утеплитель |
|
Гвозди |
|
Итого: |
|
Команда «Нуф - Нуф»
Материалы |
Стоимость |
Шифер |
|
Доски |
|
Утеплитель |
|
Гвозди |
|
Итого: |
|
Задание от Ниф – Нифа
Необходимо каждому в паре вычислить 1 пример на умножение, а к результату друг друга сложить. И потом внести в общую таблицу результат сложения.
1) стоимость шифера на 1 сторону крыши - (290*162)
стоимость шифера на 2 сторону крыши - (340*229)
2)стоимость гвоздей на потолок - (367*69)
стоимость гвоздей на крышу - (589*46)
3)стоимость утеплителя на потолок - (304*250)
стоимость утеплителя на крышу – (548*170)
4)стоимость досок на крышу– 454*190
стоимость досок на потолок– 621*54
Задание от Ниф – Нифа
Необходимо каждому в паре вычислить 1 пример на умножение, а к результату друг друга сложить. И потом внести в общую таблицу результат сложения.
1) стоимость шифера на 1 сторону крыши - (290*162)
стоимость шифера на 2 сторону крыши - (340*229)
2)стоимость гвоздей на потолок - (367*69)
стоимость гвоздей на крышу - (589*46)
3)стоимость утеплителя на потолок - (304*250)
стоимость утеплителя на крышу – (548*170)
4)стоимость досок на крышу– (454*190)
стоимость досок на потолок– (621*54)
Задание от Ниф – Нифа
Необходимо каждому в паре вычислить 1 пример на умножение, а к результату друг друга сложить. И потом внести в общую таблицу результат сложения.
1) стоимость шифера на 1 сторону крыши - (290*162)
стоимость шифера на 2 сторону крыши - (340*229)
2)стоимость гвоздей на потолок - (367*69)
стоимость гвоздей на крышу - (589*46)
3)стоимость утеплителя на потолок - (304*250)
стоимость утеплителя на крышу – (548*170)
4)стоимость досок на крышу– (454*190)
стоимость досок на потолок– (621*54)
Задание от Нуф - Нуфа
1 группа: Стекольщик и его помощник должны вырезают стекла из Прочного и тонкого стекла. Прочное стекло стоит на 300 рублей дороже 4 тонких стекол. Стоимость тонкого стекла составляет 300 рублей. Сколько составляет стоимость, если вырезать:
1) 2 Прочных стекла и 1 стекло тонкое?
2) 3 Прочных стекла и 4 стекла тонких?
3) 2 Прочных стекла и 2 стекла тонких?
4) 1 Прочное стекло и 3 стекла тонких?
2 группа: Столяр и его помощник делают рамы из осины и сосны. Рама из осины на 400 рублей дешевле 2 рам из сосны. Если стоимость 1 рамы из сосны составляет 600 рублей.
Сколько составляет стоимость, если сделать:
1) 2 рамы из сосны и 1 раму из осины?
2) 1 раму из сосны и 2 рамы из осины?
3) 3 рама из сосны и 3 рамы из осины?
4) 2 рама из сосны и 4 рамы из осины?
3 группа: Для покраски двери требуется 2 банки по 800 г белой краски, а для покраски окна на 400 г меньше.
Сколько потребуется краски, чтобы покрасить:
1) 2 двери и 1 окно?
2) 3 двери и 1 окна?
3) 1 двери и 3 окон?
4) 2 двери и 2 окна?
Задание от Наф – Нафа
Решите равенство и в ответе обведите в кружок ( номер своего равенства в том столбце чему у вас равно число a
Команда « Ниф – ниф » |
|
a=0 |
a=1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
1) При каких значениях a верно равенство: a*5=5
2) При каких значениях a верно равенство: a*5=0
3) При каких значениях a верно равенство: a*5=a
4) При каких значениях a верно равенство: a*1=1
5) При каких значениях a верно равенство: 0*a=a
6) При каких значениях a верно равенство: a*1=0
7) При каких значениях a верно равенство: 8*a=8
8) При каких значениях a верно равенство: a*8=a
9) При каких значениях a верно равенство: 1* a =1
Задание от Наф – Нафа
Решите равенство и в ответе обведите в кружок номер своего равенства в том столбце чему у вас равно число a
Команда «Наф - Наф» |
|
a=0 |
a=1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
1) При каких значениях a верно равенство: a*5=5
1) При каких значениях a верно равенство: a*5=0
2) При каких значениях a верно равенство: a*5=a
3) При каких значениях a верно равенство: a*1=1
4) При каких значениях a верно равенство: 0*a=a
5) При каких значениях a верно равенство: a*1=0
6) При каких значениях a верно равенство: 8*a=8
7) При каких значениях a верно равенство: a*8=a
9) При каких значениях a верно равенство: 1* a =1
Задание от Наф - Нафа
Решите равенство и в ответе обведите в кружок номер своего равенства в том столбце чему у вас равно число a
Команда « Нуф - Нуф» |
|
a=0 |
a=1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
1) При каких значениях a верно равенство: a*5=5
2) При каких значениях a верно равенство: a*5=0
3) При каких значениях a верно равенство: a*5=a
4) При каких значениях a верно равенство: a*1=1
5) При каких значениях a верно равенство: 0*a=a
6) При каких значениях a верно равенство: a*1=0
7) При каких значениях a верно равенство: 8*a=8
8) При каких значениях a верно равенство: a*8=a
9) При каких значениях a верно равенство: 1* a =1
206*781 =
|
240*458=
|
408*560=
|
302*507=
|
363*760=
|
418*321=
|
507*360=
|
2017*56=
|
504*329=
|
Подведение итогов
Урок – сказка по теме «Умножение на натуральное число»
В таблицу заносится кол-во ошибок допущенных в каждом задании. Команда, которая допустила всех меньше ошибок, считается командой построившей самый прочный дом.
название |
Ниф-Ниф |
Наф - Наф |
Нуф - Нуф |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.