Употребление наклонений глагола в речи

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Употребление наклонений.doc

Тема. Употребление наклонений глагола в речи

Цели урока.

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте.  

Воспитывающие: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

 Ход урока

1. Слово учителя.

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.

Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.

  Слайд 3. Великие мысли великих людей.

“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.

“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон.

“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров.

Что объединяет все высказывания?

В каких наклонениях употреблены глаголы?

Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?

 Слайд4. Тема урока. Запись темы урока.

 Слайд5. Творческая лаборатория. Задания:

Лингвистическая задача

Теоретическое

Грамматическое

«Заморочки из бочки»

Проба пера

Творческое задание

 2. Выполнение заданий.

1) Лингвистическая задача. Теоретические задания

- О каком наклонении идет речь?

 

«Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем».  (Слайд 6) 

 

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (Слайд 7)

 

«Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ». (Слайд 8)

 

Как образуются глаголы в условном наклонении? (Слайд№ 9,)

 

 «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем». (Слайд№ 10,)

 

Как образуются глаголы в повелительном наклонении? (Слайд №11)

 

3) Грамматическое задание. Слайд 12.

Учитель диктует предложения, в которых надо расставить знаки препинания, объяснить пунктограммы.

Братцы, что он про меня сочиняет?

Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда.

Луна освещала сад, дорожки, беседку.

   Работа над орфографией. (Выполняем на доске)

Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Слово выпуст..шь – так и вилами не втащ..шь. Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

Отреж(?)те, толкаеш(?)ся, береч(?), спряч(?)ся, встав(?)те, увелич(?), стрич(?)

4) «Заморочки из бочки»

1 этап.   Слайд 13

Перед вами предложения. Определите, какими формами

выражено побуждение к действию в приведенных ниже

предложениях.

1.   Не прыгать!

2.   Вести себя тихо!

3.   Послушали бы вы лучше.

4.   Не перебивали бы.

5.   Не прыгайте!

6.   Ведите себя тихо!

В каких предложениях побуждение к действию имеет оттенок категорического приказа, а в каких -оттенок совета, просьбы.

        Н.Ф.                 Усл.накл.            Пов.накл.

 

приказ просьба  приказ  просьба  приказ  просьба

2 этап.      Слайд 14.

Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении.

1.   Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели.

2.   Навестили бы орешник глубокою зимою, а зазябнет орешник, ослабнет орешник- укрыли бы полою.

Слайд 15

У вас получились отрывки из стихотворения В.Бокова. Ответьте на вопрос: для чего нам нужны в речи глаголы в условном и повелительном наклонении.

5) Проба пера.  Слайд 16.

Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи. (В зависимости от уровня подготовки учащихся берутся оба текста или только один по выбору учителя.)

 Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.    К.Г.Паустовский.

Проверка задания. Слайд 17

6) Творческое задание. Слайд 18.

Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”,

употребляя глаголы в повелительном наклонении.

3. Подведение итогов урока.

Какую роль играют глаголы в нашей речи?

Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

 Слайд 19

 “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”

Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?

4. Домашнее задание.  Слайд 20

 Написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.