МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тазовская общеобразовательная средняя школа
Управленческий проект
"Эффективное образовательное пространство педагогов как необходимое условие повышения качества образования"
Разработчик:
Заместитель директора по УВР
МБОУ ТСОШ
Пархоменко Марина Анатольевна
п. Тазовский
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... |
3 |
|
8 |
|
9 |
|
16 |
|
20 |
|
20 |
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….. |
21 |
7. ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................... |
22 |
|
|
Введение.
Одним из важнейших приоритетов государственной политики в современной России является обеспечение высокого качества образования. Проблема повышения качества образования стала одной из приоритетных направлений российского образования. Установленные Федеральным государственным стандартом требования к результатам реализации основной образовательной программы основаны на принципах метапредметности, как условии достижения высокого качества образования. В основной образовательной программе начального общего образования оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формированием универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Профессиональный стандарт учителя определяет педагога, как создателя новых педагогических ситуаций, учебных задач, направленных на развитие метапредметных умений. Одними из таких умений является группа умений, связанных со смысловым чтением. Навык смыслового чтения имеет значение для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся. Текст является связующим звеном всех учебных предметов, и включение учащихся в деятельность по осмыслению, осознанию текста может повлиять в целом на качество образования.
МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа располагает основным комплектом учредительной, нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации. В школе созданы современные материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в условиях ФГОС: учебные кабинеты оснащены современным оборудованием. Каждый учитель имеет свое рабочее место. Все кабинеты подключены к сети Интернет, локальной школьной сети. Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной литературой, программами по всем учебным дисциплинам, учебно-методическим комплектом для педагогов и учащихся и иллюстративно-наглядным материалом, что позволяет создать условия для качественной реализации программ обучения.
Проблема: Достаточен ли уровень профессиональной компетентности учителей начальной школы для проектирования и реализации в урочной и внеурочной деятельности ситуаций, обеспечивающих формирование и развитие умений смыслового чтения.
Анализ проблемной ситуации:
В образовательной организации сформировано 27 классов-комплектов, в которых обучаются 613 учащихся начальной школы. Основной состав педагогического коллектива из 27 учителей начальных классов составляют учителя, имеющий большой педагогический опыт работы. Средний возраст педагогов составляет 40 лет. Высшее образование имеют 22 (81,5%) учителя начальных классов.
Ежегодно коллектив начальной школы пополняется молодыми педагогами. В 2022/2023 учебном году трое выпускниц педагогических колледжей начали свою трудовую деятельность в МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа.
Уровень квалификации учителей начальной школы представлен следующим образом: высшую категорию имеют 6 педагогов (22%), первую категорию – 13 педагогов (48%), соответствие – 1 (4%), не имеют категорию -7 педагогов (26%).
Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по актуальным проблемам образования и приоритетным направлениям.
Но наряду с этим остается проблема роста профессиональной компетентности педагогических кадров, обеспечивающих повышение качества образования.
За последние 3 года общая успеваемость учащихся начальных классов составляет в пределах 98-99%, качество знаний – от 61,2 до 64,6%
Независимая оценка качества образования учащихся начальных классов осуществляется на первом году обучения (внешняя оценка готовности первоклассников к обучению в школе, внешняя оценка образовательных достижений первоклассников по русскому языку, математике, литературному чтению) и Всероссийские проверочные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и окружающему миру. Внешняя оценка уровня сформированности читательской грамотности учащихся проводится с 5 класса. В последние годы читательские умения оцениваются как базовый навык функциональной грамотности.
Оценка уровня сформированности читательских умений по результатам внешней оценки читательской грамотности учащихся 7-х классов МБОУ ТСОШ в 2019/2020 учебном году показала, что более 43% семиклассников испытывают проблемы с пониманием текста и только 25% учащихся показали оптимальный уровень сформированности читательской грамотности.
Вызывает затруднения у учащихся 7-х классов умение интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) сообщения, содержащиеся в тексте (интерпретация). Интерпретация, как умение, сформировано на минимальном уровне только у 44% семиклассников.
В разряд затруднений попало и умение размышлять о сообщениях, содержащихся в тексте, и оценивать их с собственной точки зрения. Данное умение сформировано на минимальном уровне только у 40% учащихся.
В 2022 году учащиеся 5-х классов МБОУ ТСОШ принимали участие в оценке уровня функциональной грамотности 5-х, 7х классов (естественнонаучной, читательской, математической и финансовой). В оценке читательской грамотности приняли участие 89 учащихся 5-х классов МБОУ ТСОШ.
Анализ результатов по определению уровня читательской грамотности показал, что у 31 (35%) пятиклассника читательские умения ниже пороговых значений.
Дефицитами при обучении у таких учащихся будет то, что при поиске ответа на вопрос ученики, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей, неточно интерпретируют художественные тексты, им трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Так как основные умения смыслового чтения как способа формирования читательской грамотности закладываются в начальной школе, то возникает необходимость внешнего (и внутришкольного) контроля уровня сформированности смыслового чтения на начальной ступени обучения.
Анализ посещенных уроков литературного чтения учителей начальных классов МБОУ ТСОШ показал, что не все педагоги могут создавать в системе такие учебные ситуации, которые были бы направлены на формирование и развитие умений смыслового чтения. В своей деятельности учителя недостаточно уделяют внимание процессу формирования умений смыслового чтения, делая упор не на способ выполнения задания, а на результат. Также было отмечено, что учителя испытывают затруднения при отборе текстов для учебных занятий, затруднения в преобразовании текста, составлении к нему заданий, которые обеспечат понимание текста. Учителя работают только с внешним оцениванием, не используя возможности внутреннего, формирующего оценивания. Некоторые педагоги работают над развитием смыслового чтения, то делают это скорее интуитивно, нежели создают систему.
Результаты внешней оценки образовательных достижений первоклассников, результаты Всероссийских проверочных работ учащихся 4х классов показали, что были получены правильные ответы на вопросы, в которых информация подавалась в явном виде. Если задание требовало переосмысления текстовой информации, то это вызывало значительные затруднения – ответов не было вовсе или они демонстрировали то, что ученик не понимал текст.
Возможность формировать читательские умения существует не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. В начальной классах МБОУ ТСОШ реализуются программы «Грамотный читатель», «Чтение. Работа с текстом», «Вдумчивое чтение», «Академия юного читателя». Не все учителя используют внеурочную деятельность как ресурс повышения качества образования обучающихся.
Результаты образовательной деятельности учащихся не связывались с результатами реализации программ внеурочной деятельности.
В образовательной организации функционируют методические объединения учителей 1-4 классов, но существующая модель методической работы недостаточно обеспечивает включенность учителей в процесс повышения профессионального мастерства как субъектов, не полностью реализуется принцип индивидуализации образования и принцип непрерывности образования, слабо обеспечивается связь с образовательным процессом.
Паспорт проекта
Направление реализации инновационного проекта (программы) |
Повышение качества образования |
Тема инновационного проекта (программы) |
Эффективное образовательное пространство педагогов как необходимое условие повышения качества образования |
Основная идея инновационного проекта (программы) |
Повышение качества образования через развитие педагогического мастерства учителей. |
Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе) |
Управление современной школой – это один из сложных процессов. Руководителю образовательного учреждения необходимы не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но практические и теоретические знания из области менеджмента. Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализма своих педагогов и призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уровне. Важной задачей школы является создание для педагогов условий для постоянного повышения уровня профессиональной квалификации (самообразование, внедрение новых стандартов образования, новых педагогических технологий). |
Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе |
Распространение инновационного опыта использования модели повышения уровня педагогического мастерства педагогических работников через управленческие решения обеспечивает: - достижение высокого качества образования, повышение конкурентоспособности педагогических работников на рынке труда; - совершенствование деятельности педагогических кадров в условиях внедрения ФГОС, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с детьми с особыми образовательными потребностями; - интенсификация и индивидуализация образования, реализацию современных образовательных технологий, в том числе и информационных, развитие у педагогов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля; - создание системы мониторинга и оценки качества образования, единого информационного пространства образования. |
Цели и задачи инновационного проекта (программы) |
Цель: создание образовательного пространства школы, в котором педагог с учетом своих потребностей и актуальных задач сможет развивать профессиональные умения, связанные со смысловым чтением. Задачи: 1.Разработать индивидуальные образовательные маршруты педагогов. 2. Создать внутреннюю систему оценки уровня сформированности читательской грамотности (умений смыслового чтения) учащихся 1-4 классов. 3.Организовать методическую мастерскую для совершенствования педагогического мастерства учителей в области смыслового чтения. |
Сроки реализации инновационного проекта (программы) |
20.05.2023 г. – 20.05.2027 г.
|
Основные результаты реализации инновационного проекта (программы) |
1.Повышение уровня предметной и методической компетентности учителей начальных классов за счет управленческих решений. 2. Развитие механизмов управления качеством образования. |
Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы) |
Проект позволит: 1. На уровне управления школой: - оптимизировать выполнение всех видов управленческих действий направленных на повышение педагогического мастерства педагогов; - создать благоприятные условия для эффективной совместной деятельности учителей. 2. На уровне педагогов: - повысить профессиональный уровень педагогических работников; 3. Уровень управления образованием: - транслировать положительный опыт работы школы, работающей в сложных социальных контекстах. |
Раздел 1. Общие положения проекта
Наименование проекта |
«Эффективное образовательное пространство педагогов как необходимое условие повышения качества образования» |
Краткое наименование проекта |
"От самообразования к результатам" |
Предпосылки реализации проекта |
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 года № 1132-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями от 21 декабря 2021 года) Профессиональный стандарт педагога (новая редакция) Локальная нормативная база МБОУ Тазовская общеобразовательная школа |
Срок начала и окончания проекта |
май 2023 г. – май 2027г. |
Куратор проекта |
Пархоменко Марина Анатольевна, заместитель директора по УВР |
Функциональный заказчик |
Директор Борисова Ольга Николаевна |
Руководитель проекта |
Заместитель директора по УВР Пархоменко Марина Анатольевна |
Исполнители проекта |
Педагогический состав МБОУ Тазовская средняя общеобразовательная школа (учителя начальной школы) |
Разработчик паспорта проекта |
Пархоменко Марина Анатольевна |
Этапы реализации проекта
1 этап |
Подготовительный |
20.05-15.09. 2023 |
Проблемный анализ обеспечения качества образования через самообразование учителей начальных классов МБОУ ТСОШ. |
2 этап |
Основной |
16.09.2023- 30.04.2027 |
Работа учителей начальных классов МБОУ ТСОШ по реализации направлений проекта. Проведение мониторинга реализации задач проекта. |
3 этап |
Обобщающий |
01.05.2027 -20.05.2027 |
Анализ итогов реализации проекта, обобщение опыта, определение дальнейших перспектив.
|
Раздел 2. Содержание проекта
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, который достигается, в первую очередь, через самообразование педагога.
Данный проект направлен создание таких условий, которые способствовали каждому педагогу повышать уровень профессиональной компетенции в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Одном из задач данного проекта является организация системной работы учителей начальной школы в рамках своей педагогической деятельности, не перегружая педагогов дополнительной работой, создавая такое пространство, в котором происходит включенность всех учителей в процесс повышения профессионального мастерства, в реализацию принципа индивидуализации и непрерывности образования.
Цель проекта: создание образовательного пространства школы, в котором педагог с учетом своих потребностей и актуальных задач сможет развивать профессиональные умения, связанные со смысловым чтением.
Задачи:
1. Разработать индивидуальные образовательные маршруты педагогов.
2. Создать внутреннюю систему оценки уровня сформированности читательской грамотности (умений смыслового чтения) учащихся 1-4 классов.
3. Организовать методическую мастерскую для совершенствования педагогического мастерства учителей в области смыслового чтения.
Проектная идея заключается в создании образовательного пространства школы, в котором каждый педагог сможет решать проблемы реальной практики и актуальные задачи (связанные со смысловым чтением), повышать свой профессиональный уровень:
- с учетом потребностей учителей и следовательно индивидуализации процесса;
- через организацию целеполагания, как условия успешного результата;
-через создание мест для рефлексии, продуктивной коммуникации, проблематизации;
- через создание ситуаций успеха;
-через минимальное нормирование деятельности, чтобы исключить обязательность и давление.
Образовательное пространство школы, которое будет создано в результат реализации проекта, будет обладать некоторым важными признаками:
- ни один педагог, молодой специалист в том числе, не будет начинать работу в этом направлении с нуля (для эффективной организации профессионального взаимодействия во время реализации проекта это будет учитываться);
- учителя, которые демонстрируют высокие показатели по формированию умений смыслового чтения, умеют вводить в урок организованный диалог, работают над формированием у учащихся действий контроля и оценки, представят обобщенный опыт работы;
- учителя, умеющие проектировать свое профессиональное развитие, выделять проблемы и строить образовательный маршрут в данном проекте могут удерживать позицию тьютора, сопровождающего.
-организация мероприятий по проблематизации, осознании трудностей и сильных сторон педагога. Это процедуры самообследования, экспертная оценка, проблемные семинары.
Проект предусматривает проведение в самом начале так называемого привлекательного события, которое будет способствовать мотивации учителей для работы в этом направлении и большого творческого отчета, с различными формами предъявления образовательных достижений. Во время прохождения учителем своего образовательного маршрута он, по замыслу, должен как можно больше попадать в ситуацию успеха. Из всего перечисленного вытекают следующие формы:
- временная группа педагогов (образованные на основаниях- единство интереса по проблеме, компенсаторные возможности, психологическая совместимость и симпатия), та называемая группа взаимообоучения равных, она может иметь творческий характер – тогда в результате ее деятельности появится определенный продукт, прогнозируем, что будут востребованы группы по проблемам, выделенными группой разработчиков в ходе анализа реальной практики: организация формирующего оценивания, организация учебных ситуаций, способствующих формированию и развития умений смыслового чтения, создание дидактических материалов. Компенсаторный характер заключается в том, что потенциал у учителей различный, и педагог, имеющий больший потенциал в определенной области будет способствовать профессиональному росту педагога, у которого по этой теме потенциал не такой большой;
-диалогические пары - для постоянного и временного взаимодействия во время реализации проекта, когда не нужно коллективного обсуждения понимания, а необходима поддержка;
- ярмарка педагогических достижений - форма осознания педагогом своих достижений, предъявления их профессиональному сообществу для создания ситуации успеха для самого учителя и ситуации самоопределения, продуктивной коммуникации для других учителей.
- практико-ориентированные семинары, занятия;
- рефлексивно - аналитические семинары;
- проблемные семинары;
Чтобы пространство проекта было единым и в нем отражались результаты каждого педагога или группы педагогов, планируется использование официального сайта образовательной организации.
Минимальный уровень нормирования деятельности будет выражаться в том, что в план анализа и самоанализа урока будет внесен раздел, отражающий не просто условия для формирования и развития универсальных учебных действий, а именно умений смыслового чтения.
На институциональном уровне будет разработано Положение об оценке уровня сформированности читательской грамотности учащихся начальных классов, в котором в одним из показателей будет "Уровень сформированности у учащихся умений смыслового чтения" с учетом динамики.
Реализация проекта будет состоять из нескольких этапов. Для управления проектом будет создана команда. Ее функционал - обеспечение обратной связи в ходе реализации проекта, решение текущих организационных трудностей. Команда управления проектом наблюдает за ходом реализации проекта, улаживает конфликты. Кадровый ресурс является основным в реализации этого проекта. Педагоги школы в проекте должны будут удерживать различные позиции: от участника проекта до члена команды управления проектом. Кадровый ресурс будет востребован для обеспечения в проекте различных процессов: управление, организация продуктивной коммуникации, рефлексии. Для создания команды управления проектом учитывались, прежде всего, желание, а также способность людей организовывать межличностные отношения. Это люди, обладающие определенным авторитетом для других, имеющих способности принимать управленческие решения. Команда управления проектом включает в себя заместителя директора, педагогов, руководителей методических объединений.
Для обеспечения содержательной стороны процесса имеется ресурс учителей, которые владеют способом включения в урок организованного диалога, как средства реализации речевой фразы. Проект направлен на изменение структуры методической работы.
Информационное обеспечение проекта будет осуществляться через работу официального сайта школы, раздел «Проекты», страничка проекта "Создание эффективного образовательного пространства для педагогов".
Финансовая сторона проекта - это прежде всего, курсы повышения квалификации по направлению «Включение в урок организованного диалога», "Формирование функциональной (читательской грамотности) у обучающихся".
Анализ показывает, что запрос будет на обучение около 12 педагогов.
Показатели проекта и их значение по годам
Показатель |
Тип показателя (основной, аналитический) |
Период, год |
||||
2023
|
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
||
Доля учителей начальных классов, создающие учебные ситуации, способствующие развитию умений смыслового чтения |
Основной |
50% |
60% |
70% |
80% |
100% |
Доля учителей начальных классов, включающих в образовательный процесс ситуации формирующего оценивания |
Основной |
50%
|
60% |
70% |
80% |
100% |
Доля учителей начальных классов МБОУ ТСОШ, имеющих первую и высшую категории |
Аналитический |
70%
|
75% |
80% |
85% |
90% |
Деятельность по реализации целей и задач проекта
Задачи |
Мероприятия |
Прогнозируемые результаты |
Разработать индивидуальные образовательные маршруты учителей начальных классов.
|
Проблемный семинар «Анализ деятельности учителей начальной школы за 2022/2023 учебный год» |
Проблематизация, осознание учителями трудности в профессиональной деятельности. Сформированы общие представления о содержании проекта, его предназначении и результатах. |
Создать команду из педагогов по реализации задач проекта; распределить ответственность, управление и координация усилий всех исполнителей, участвующих в проекте. |
Создана команда управления проектом. Разработана нормативно- правовая база проекта (приказ о создании команды управления проектом, дорожная карта). |
|
Ярмарка достижений |
Предъявление эффективного педагогического опыта по формированию у учащихся умений смыслового чтения. Повышение мотивации учителей для осуществления деятельности в направлении смыслового чтения |
|
Самообследование |
Определены уровни умений учителя, связанных со смысловым чтением (умение учителя работать с текстами, умение составлять дидактические материалы, используя имеющиеся ресурсы, умение формирующего оценивания) |
|
Экспертная оценка |
Определены уровни достижений учителя и трудности в организации учебных ситуаций, направленных на формирование смысловых умений у учащихся . |
|
Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива учителей начальной школы в рамках проекта" (1 этап) |
Определены востребованные формы повышения педагогического мастерства учителей с учетом их запросов и имеющихся ресурсов
|
|
Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива учителей начальной школы в рамках проекта" (2 этап) |
Уточнен перечень востребованных форм повышения педагогического мастерства учителей с учетом их запросов и имеющихся ресурсов |
|
Создать внутреннюю систему оценки уровня сформированности читательской грамотности (умений смыслового чтения) учащихся 1-4 классов. |
Разработка Положения об оценке уровня сформированности читательской грамотности учащихся начальных классов |
Сформирован инструментарий, критерии оценивания уровня сформированности читательской грамотности (умений смыслового чтения) учащихся начальных классов. |
Мониторинг уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся |
Определен уровень сформированности умений смыслового чтения у учащихся (динамика) |
|
Рефлексивно - аналитический семинар "Промежуточные результаты проекта" |
Произведен рефлексивный анализ результатов реализации проекта и при необходимости внесены коррективы в план работы. Произведен рефлексивный анализ деятельности педагога в рамках проекта, корректировка маршрутных листов |
|
Заседания координационного совета проекта |
Спланированы мероприятия, решены организационные вопросы |
|
Организовать методическую мастерскую для совершенствования педагогического мастерства учителей в области смыслового чтения.
|
Координация деятельности структур школьной методической службы с привлечением ресурса районного методического объединения учителей начальных классов. |
Спланирована работа методических объединений учителей начальных классов для организации практико-ориентированных семинаров с представлением положительного опыта учителей. |
Творческий отчет участников проекта |
Предъявлены образовательные достижения учителей, обобщен опыт |
|
Итоговый рефлексивно - аналитический семинар |
Подведены итоги реализации проекта, подготовлен отчет, достижение показателей проекта |
Дорожная карта проекта
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Проблемный семинар «Анализ деятельности учителей начальной школы за 2022/2023 учебный год» |
май 2023 г |
Директор, заместитель директора по УВР в начальной школе, руководители МО 1-4 классов. |
2. |
Разработка и утверждение нормативных документов, необходимых для внедрения комплекса управленческих мер по повышению педагогического мастерства учителей начальных классов. |
май 2023 г. |
Директор, заместитель директора по УВР в начальной школе |
3. |
Ярмарка достижений. |
Май-июнь 2023 |
Руководители МО учителей начальных классов, педагоги. |
4. |
Самообследование. |
Май-август 2023г |
Группа мониторинга, экспертная группа. |
5. |
Экспертная оценка. |
Август -сентябрь 2023г |
Экспертная группа. |
6. |
Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива школы в рамках проекта (1 этап) |
Сентябрь 2023 г |
Команда управления проектом |
7. |
Заседания координационного совета проекта. |
1 раз в 2 месяца |
Команда управления проектом |
8. |
Мониторинг уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся. |
Февраль 2024г Январь 2025г, 2026г 2027г |
Группа мониторинга |
9. |
Рефлексивно-аналитический семинар «Промежуточные результаты проекта» |
Май 2024г Май 2025г |
Команда управления проектом |
10. |
Мероприятия по реализации образовательных маршрутов учителей |
Сентябрь 2023г- Апрель 2027г |
Учителя начальных классов |
11. |
Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива школы в рамках проекта." 2 этап |
Январь 2025г |
Команда управления проектом |
12. |
Творческий отчет участников проекта |
Май 2024 |
Команда управления проектом |
13. |
Итоговый рефлексивно- аналитический семинар |
Май 2024г |
Команда управления проектом |
Раздел 3. Этапы и контрольные точки
№ |
Этап |
Мероприятия |
Срок |
Ожидаемый результат |
Индикаторы |
Ответственный |
1 |
Организационно – подготовительный |
Создание команды по реализации задач проекта: распределение ответственности, определение целей, результатов проекта.
|
30.05. 2023г |
Создана команда управления проектом. Сформированы общие представления о содержании проекта, его предназначении результатах. Разработана нормативно- правовая база проекта. |
1. Издан приказ о создании команды управления проектом. 2. Утверждена дорожная карта проекта. |
Заместитель директора по УВР в начальной школе |
2
|
Информационно-аналитический |
Анализ работы начальной школы за 2022/2023 учебный год; Изучение информационных источников в рамках проекта; Анализ методической работы учителей 1-4 классов.
|
30.05. 2023г
|
Проанализированы ресурсы; определены этапы реализации проекта; произошло согласование по позициям и самоопределение педагогов. |
Сформирован банк компетенций, необходимых для реализации проекта. |
Команда управления проектом |
3. |
Практический |
Самообследование. |
30.08. 2023г |
Определены уровни умений педагогов, связанные со смысловым чтением (работа с текстом, умение составлять дидактические материалы, используя имеющиеся ресурсы). Определены уровни сформированности умений смыслового чтения у учащихся. |
Разработан пакет диагностических материалов. |
Группа мониторинга |
Экспертная оценка |
01.09. 2023г |
Определены уровни достижений педагогов и трудности в организации учебных ситуаций, направленных на формирование смысловых умений у учащихся. |
Сформирован банк заданий и критерий оценивания |
Экспертная группа |
||
Реализация образовательных маршрутов педагогов |
20.12. 2023г 20.12. 2024г
|
Выполнение мероприятий образовательных маршрутов педагогов.
|
Проведена экспертиза учебных занятий. Разработано дидактическое содержание учебных занятий (тексты и задания различного формата) |
Экспертная группа
Группа мониторинга |
||
Мониторинг уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся. |
24.01. 2025г
23.01. 2027г
|
Определена динамика уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся.
|
Достигнута положительная динамика уровня сформированности умений смыслового чтения (не менее 10%) |
Команда управления проектом Группа мониторинга |
||
4 |
Аналитический |
Итоговый рефлексивно-аналитический семинар.
|
25.05. 2027г |
Предъявлены образовательные достижения учителей. Подведены итоги реализации проекта. |
Подготовлен отчет по результатам достижения целей проекта. Представлено информационное сопровождение на сайте школы. |
Команда управления проектом |
Творческие отчеты педагогов |
01.04. - 20.05. 2027 |
Обобщение опыта учителей представление его педагогическому сообществу на различных уровнях. |
Получены сертификаты, отзывы, удостоверения |
Команда управления проектом, участники проекта |
Критерии эффективности реализации проекта
Результаты |
Что оценивается по ходу реализации проекта |
Индикаторы измерения |
Типы диагностики |
Механизмы оценки эффективности проекта |
Разработка нормативной основы реализации проекта |
Изменения в перечне вопросов для анализа и самоанализа учебного занятия. Разработка Положения об оценке уровня сформированности читательской грамотности (умений смыслового чтения) |
Карта анализа и самоанализа учебного занятия.
Приказы. Мониторинг уровня сформированности читательской грамотности учащихся начальных классов. |
Проверка наличия.
Критерии для определения уровня сформированности смыслового чтения. |
Положительная динамика уровня сформированности умений смыслового чтения (не менее 10-20%) |
Включенность учителей в реализацию проекта |
Создание образовательных маршрутов педагогов. |
Образовательные маршруты созданы.
|
Собеседование.
Экспертная оценка. |
100% участников проекта |
Включение педагогов в процесс рефлексии и продуктивной коммуникации, определение проблемы своей практики. |
Обеспечена потребность в развитии своего педагогического мастерства в области смыслового чтения |
|||
Развитие умений создавать учебные ситуации, способствующие развитию у учащихся умений смыслового чтения |
Осуществление профессиональных проб учебных ситуаций.
|
Теоретические знания: Основы теории И.Р. Гальперина, технология смыслового чтения; Сметанникова Н.Н. "Описание стратегий смыслового чтения" |
Деловая игра. Экспертиза учебных занятий. |
100% участников проекта |
Обобщение и представление своего педагогического опыта. |
Сертификаты, удостоверения, отзывы |
70% участников проекта |
||
Развитие умения формирующего оценивания умений смыслового чтения |
Разработка дидактического содержания учебного занятия (тексты разного формата), используя интернет - ресурсы, соблюдая правило безопасности и в соответствии с возрастными особенностями учащихся. |
Банк дидактических материалов по предметам и классам. |
Наличие. |
100% участников проекта |
Включение в образовательный процесс ситуаций формирующего оценивания |
|
Экспертиза учебных занятий. |
100% участников проекта |
|
Повышение уровня сформированности умений смыслового учения у обучающихся |
Уровень сформированности смыслового чтения у обучающихся |
Учащиеся демонстрируют динамику в уровне сформированности умений, связанных со смысловым чтением |
Мониторинг |
Положительная динамика 10-20% |
Улучшение образовательных результатов обучающихся |
Анализ результатов внутренней и внешней оценки качества образования |
Повышение качества образования на 10% |
Раздел 4. Бюджет проекта
№ |
Наименование статьи расходов |
Цена (руб.) |
Количество |
Стоимость (руб.) |
Источники финансирования |
1. |
Курсы повышения квалификации |
4 000 |
В течении всего срока реализации проекта |
48 000 |
Средства регионального и муниципального бюджета |
2. |
Приобретение современной научно-педагогической литературы |
1 000 |
В течении всего срока реализации проекта |
10 000 |
Средства бюджета организации |
3. |
Итого: |
|
|
58 000 |
|
Раздел 5. Ключевые риски и возможности
Наименование риска/возможности |
Действия по преодолению риска/реализации возможности |
Организационный (школа работает в 2 смены, с превышением количества обучающихся, задействованы в учебный процесс площади всех учебных кабинетов, выбор времени для работы в группах, коллективных обсуждений) |
Реализации мероприятий проекта с учетом загруженности педагогов (использовать каникулярное время, время проведения совещаний, включая проблемные вопросы проекта). Использование дистанционных форм коммуникации для обсуждения вопросов в диалогических парах. Привлечение к сетевому взаимодействию педагогов. |
Недостаточный уровень мотивации для участия в проекте. |
Организация мер стимулирования участия педагогов в реализации проекта (при наличии, средствами стимулирующих выплат; создание ситуации успеха, сопровождение педагогов в период аттестации) |
Этап реализации проекта прописан до выбора учителями образовательных маршрутов и форм их реализации. |
После составления педагогами образовательных маршрутов и форм их реализации, если возникнет необходимость, добавить в план деятельности дополнительные мероприятия. |
Дефицит ответственности у группы педагогических кадров, инертность, низкий уровень аналитической культуры |
Убеждение в необходимости перемен и их популяризация и стимулирование. Систематичный объективный контроль. |
Литература:
1. Cметанникова Н.Н.Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности I Н.Н. Сметанникова. - М.: ШБ, 2005.
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н.
Сметанникова. - М.: Баласс, 2011. - 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. I Н.Н. СметанниковаIIHomoLegens. - 3 - М.: ШБ, 2006.
4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения».
[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
5. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии
6. Учебное пособие IК. :Академвидав. - 2004. - 352 с. Технология развивающего обучения Л. Занкова.
[ Электронный ресурс] / - Режим flocTyna: http://banauka.ru/2450.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Ф.И.О педагога____________________________________________
Образовательная организация_________________________________
Должность_______________________________________________
Образование_____________________________________________
Дата аттестации_____________________________________
Квалификационная категория____________________________________
Дата прохождения программ повышения квалификации_____________________
Педагогический стаж______________________________________________________
Профессиональные дефициты/ Задачи на предстоящий период |
Образовательные задачи |
Действия, мероприятия по реализации образовательных задач |
Примерное время, разбитое на этапы (указать даты, месяцы, год) |
Форма предоставления результата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.