Костанайский Государственный Педагогический Институт
Кафеда Естественных Наук
Естественно-математический факультет
Тема: Управление качеством образования в педагогическом коллективе в условиях модернизации школы
«Суть концепции управления качеством образование в книге М.М.Поташника «Управление качеством образования». М., Педагогическое сообщество России. 2001.»
Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой профессиональной образовательной организации, для каждого руководителя и педагога.
Понятие «качество образования» является важнейшей характеристикой управления образовательным процессом.
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Говоря о качестве образования, имеется в виду оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.
Управление качеством образования в школе - процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; это организация образовательного процесса и мотивация его участников на качественный труд; контроль как процесс выявления отклонений от целей и мониторинг–система отслеживания изменений в развитии; регулирование и анализ результатов.
Книга М.М. Поташника «Управление качеством образования» является первой в России практико-ориентированной монографией и первым методическим пособием, в которой рассмотрено управление качеством образования, где последнее не сводится только к обучению. Принципиально новой является и идея ценностного взгляда на качество образования (которое рассмотрено в разных парадигмах и разных образовательных практиках), а также на управление им. Подробно раскрыта система внутришкольного управления качеством с позиций современного менеджмента в ОУ различных видов, на разных ступенях и уровнях. Впервые представлены обоснование, методика и опыт управления качеством образования на основе новых информационных технологий.
Поташник М.М. управление качеством образования определил: « как особое управление, организованное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определённых, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причём цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития выпускника.»
Под управлением качеством образования мы будем понимать целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (профессиональные образовательные организации), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности потребителей образовательных услуг (учащихся, педагогов, родителей и др.) и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне профессиональной образовательной организации необходимо обладать надёжной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Достоверная информация может быть обеспечена оценкой качества образования по ряду критериев и индикаторов (показателей).
Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития обеспечивающих процессов. Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки.
Статистика показывает, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей.
Реализация задачи повышения качества образования требует нестандартных разработок, гибких и регулярно обновляемых. В этой связи в последние десятилетия огромный интерес педагогов вызвал технологический подход к процессу образования.
Там, где человек относится к окружающим его процессам активно и целенаправленно, где он стремится сознательно и планомерно изменить естественную или социальную среду, в принципе возможна технология.
В условиях общеобразовательной школы управление качеством образования решает следующие задачи:
а) моделирование желаемого уровня качества, что фактически означает построение мо-
делей выпускников школы;
б) обеспечение такого функционирования школы, которое обеспечивает достижение заданного уровня качества образования (что предполагает оперативное или даже опережающее реагирование управления на отклонения реального качества от требуемого);
в) обеспечение повышения качества, что означает смену требований к результатам образования и моделям выпускников, переход их в новое качество;
г) диагностированиеуровня качества образования.
Таким образом, качество образования складывается из качества целей, условий (образовательные программы; материально- техническое, методическое, информационное обеспечение), качества осуществления учебного процесса и подготовки его участников (здоровье, образованность, квалификация). Оно определяет меру достижения цели, хотя само по себе не может быть конечным результатом, а выступает лишь средством оценки соответствия образования существующему стандарту.
Приложение
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством образования на уровне профессиональной образовательной организации необходимо обладать надёжной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Достоверная информация может быть обеспечена оценкой качества образования по ряду критериев и индикаторов (показателей). Качество образования профессиональной образовательной организации принято обеспечивать качеством целей, качеством условий, качеством процесса и качеством результата.
В качество условий включены такие показатели как:
Ø Качество преподавательского состава,
Ø Качество структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ,
Ø Качество структуры и содержания профессионального обучения,
Ø Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию образовательных программ,
Ø Качество библиотечного обеспечения,
Ø Качество материально-технической базы,
Ø Инфраструктура.
Ø Физическая безопасность пребывания педагогических работников и обучающихся.
Качество процесса оценивается через:
Ø Качество образовательного процесса,
Ø Качество процесса воспитания,
Ø Социальная безопасность обучающихся,
Ø Качество системы социального партнёрства,
Ø Внеучебные достижения обучающихся.
Качество результата оценивается посредством оценки:
Ø Качества приема на основные профессиональные образовательные программы,
Ø Качества обучающихся,
Ø Качества выпуска по основной профессиональной образовательной программе.
Качество целей определяются соотношением целей развития, сформулированными в программе развития профессиональной образовательной организации и достигнутыми результатами её реализации.
Ключевым вопросом проведения любой оценки является вопрос о том, для чего в последующем будут использованы ее результаты. Для анализа эффективности управления качеством образования необходимо сопоставление процессов управления качеством на входе и выходе.
Входы процессов управления включают:
Ø кадровый потенциал;
Ø материально-техническое обеспечение;
Ø финансовое обеспечение;
Ø информационное обеспечение;
Ø нормативно-правовое обеспечение;
Ø структуру управления;
Ø программно-методическое и научное обеспечение;
Ø мотивационное обеспечение.
К выходам процесса управления качеством относятся:
Ø удовлетворенность потребителей образовательными услугами;
Ø выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
Ø соответствие функций управления всем составляющим “входа” в управляемую систему;
Ø соответствие организационной структуры управления качеством образования структуре организации и возложенным функциям;
Ø системность процесса управления;
Ø результативность управления с точки зрения функционирования и развития образовательной системы.
При этом следует иметь в виду, что процессы и результаты достигнутые на выходе должны соответствовать как нормативным, так и маркетинговым целям образования . Вместе с тем, можно выделить ряд факторов, влияющих на эффективность управления и претендующих на роль универсальных для практически любой образовательной организации.
К числу таких факторов можно отнести:
Ø качество целеполагания;
Ø соответствие поставленных целей средствам их достижения;
Ø адекватность оценки текущего состояния;
Ø мотивация руководителя образовательной организации и персонала, направленная на достижение поставленных целей;
Ø квалификация и личные качества руководителя и персонала образовательной организации;
Ø объем и качество ресурсов, привлеченных для достижения поставленных целей;
Ø участие органов государственно-общественного управления, коллегиальных органов управления и органов, участвующих в управлении образовательной организации, в принятии управленческих решений.
Показателями для оценки эффективности управляющей системы могут выступать:
Ø соотношение управленцев и управляемых (доля управленцев в общей численности работников);
Ø количество работников на одного управленца (так называемая норма управляемости);
Ø долю расходов на управление в общей структуре расходов
Ø время принятия управленческого решения;
Ø своевременность принятия управленческого решения;
Ø квалификация управленческих работников;
Ø «текучесть» управленческих кадров.
Важной особенностью современного этапа управления качеством является то, что оно строится на основе определенной модели, принципами которой являются лидерство руководителя, ориентация на потребителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к управлению качеством, постоянное улучшение, принятие решения, основанного на фактах, взаимовыгодные условия с поставщиками. Эти восемь принципов улучшения качества образуют основу управления качеством.
Управление качеством образования можно считать результативным, если:
Ø организация достигла конечных результатов, в которых реализована ее общая цель (уровень достижения цели);
Ø конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровнем удовлетворения потребности);
Ø определена потенциальная потребность в результатах деятельности организации как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития организации;
Ø достигнута результативность по каждому виду функционального управления (уровень обеспечения соответствия функциональных результатов их целям.
Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов. Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки. Статистика показывает, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей .
Общие тенденции развития системы оценки качества профессионального образования характеризуются следующими чертами:
1) В современном обществе отмечается возрастающее внимание к качеству образования и образовательных услуг.
2) Качество образования определяется качеством управленческих решений, осуществляемых в рамках нормативного, стратегического и оперативного управления.
3) Управление качеством образования приобретает ярко выраженный демократический характер, что проявляется в расширение круга участников оценки, высокой ответственности и самостоятельности низовых звеньев управления, самоанализа деятельности на всех уровнях управления, учета особенностей управления качеством в двух режимах - функционирования и развития.
4) Условием повышения качества образования является возможность открытого доступа к информационным и аналитическим материалам научного, методического, правового характера на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий.
5) Важной функцией управления качеством является контроль, включающий не только государственную, но и общественную оценку и самооценку качества
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.