Управление качеством образования в школе
Коваленко Надежда Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 49 города Макеевки»
Оглавление
1. Актуальность опыта. 3
2. Теоретические основы опыта. 4
3. Технология опыта. 9
4. Анализ результативности. 11
5. Выводы. 14
Образование есть то, что остается после того,
как забывается все, чему нас учили
А. Эйнштейн
В определении задач современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения качества. В последние годы проблема качества образования приобрела особую актуальность. Серьёзное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого заведения, а так же деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образования.
В настоящее время остро стоит вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Вместе с тем, проблема управления качеством образованиясовременных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено, во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.
Реформирование деятельности современной школы в свете требований Государственного Стандарта Донецкой Народной Республикивызывает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление.
Одной из проблем, с которыми столкнулась школа на пути достижения этой цели, является трудность оценки качества образования, которая состоит в динамизме, получении объективных оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных и своевременной коррекции работы с детьми.Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точного расчета, развернутого плана работы, научно - проверенных методов, точных календарных сроков. Каждый руководитель должен помнить и знать, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей. Эти данные подтверждены научно.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье.
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Требования к результатам освоения основной образовательной программыначального и среднего общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Объектами управления качеством являются:
-образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные;
-условия (ресурсы): материально-техническое и финансовое обеспечение, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние, программно-информационное обеспечение, научно-методическое обеспечение;
-реализация образовательного процесса: педагогические технологии, деятельность учителя на уроке, система управления школой, в том числе внутришкольный контроль.
Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процессанормативным требованиям,социальным и личностным ожиданиям.
Таким образом, управление качеством образования - это система управленческих действий, направленных на достижение и поддержание определенных характеристик образовательного процесса и результата, соответствующих потребностям субъектов, требованиям образовательных стандартов.
В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:
1 БЛОК.Качество основных видов деятельности
— Качество управления
— Качество профессиональной подготовки педагога
— Качество педагогической деятельности
— Качество образования ученика
2 БЛОК.Качество результатов деятельности
— Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Составление мониторинговых карт по различным направлениям деятельности представляется приоритетным.
Критерии системы оценки качества образования для учителя
Внутренняя оценка педагогической деятельности учителя включает:
1. Результаты обучения
· Степень и качество обученности;
· Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах;
· Успехи и достижения учащихся;
· Реализация учебных возможностей учащихся;
· Общественно-значимая деятельность учащихся.
2. Профессионализм и педагогическое мастерство
· Эффективность урока;
· Уровень педагогического мастерства;
· Уровень профессионализма;
· Информационная обеспеченность.
3. Организация образовательного процесса
· Тематическое планирование;
· Поурочное планирование;
· Ведение журнала;
· Ведение дневников;
· Состояние ученических тетрадей;
· Качество внеурочной деятельности;
· Кабинет.
Внешняя оценка педагогической деятельности учителя это:
1. Результаты ГИА-9 и ГИА-11.
2. Результаты предметного мониторинга.
3. Результаты независимого городского контроля.
Система оценки качества образования для учителя
Критерии |
Показатели для педагога |
Профессионально-педагогическая поисковая и исследовательская активность
|
1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д. 2. Разработка программ факультативов, элективных курсов с углубленным изучением предмета. 3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
|
Владение навыками инновационной деятельности
|
1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.). 2. Наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике. 3. Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
|
Дидактико-методическая компетентность
|
Адекватность методических приёмов образовательным задачам, адаптированность методических приёмов и средств в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей.
|
Коммуникативная компетентность
|
Моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик)
|
Информационная компетентность
|
Готовность к работе с информацией: умения отбирать необходимую информацию, систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи, использовать полученную информацию при планировании и реализации в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации. |
Кооперативная компетентность
|
Готовность к сотрудничеству с другими людьми: умения находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
|
Проблемная компетентность
|
Готовность к решению проблем, умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель, выстраивать путь последовательного достижения цели; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения. |
Оценка качества образования для учащегося
Критерии |
Показатели для учащихся |
Ценностно-смысловая компетентность |
1. Сформированность положительной мотивации. 2. Осознание своей роли и предназначения. 3. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков и принимать решения. |
Общекультурная компетентность
|
1. Осведомлённость ученика в вопросах познания 2. Владение эффективными способами организации своего досуга. 3. Уровень воспитанности учащихся. 4. Овладение познанием и опытом деятельности.
|
Информационная компетентность |
1. Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать её. 2. Умение создавать мультимедийную презентацию.
|
Коммуникативная компетентность
|
1. Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность. 2. Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации. 3. Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе. 4. Умение представить себя.
|
Социально-трудовая компетентность
|
1. Сформированность навыков самоуправления. 2. Сформированность гражданских качеств. 3. Готовность к поликультурному общению. 4. Осведомлённость в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономикисемейных отношений, в вопросах экономики. |
Компетентность личностного самосовершенствования
|
1. Знания и умения применить навыки здорового образа жизни. 2. Сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 3. Степень комфортности школьника в образовательной среде.
|
Учебно-познавательная компетентность
|
1. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 2. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности.
|
Возможности оценки сформированности УУД
Задания с межпредметным содержанием, требующие для выполнения помимо предметных и межпредметные умения (комплексные учебные задачи) – разрабатываются учителем-предметником и обсуждаются на школьном методическом объединении, оцениваются согласно анкете для учителя и бланке ответов учащихся (Приложение 1)
Программированные задания, в которых определяется не только правильность результата, но и точность выполнения последовательности действий. Разрабатываются как учителем-предметником, так и предлагаются внешним источником.
Комплексные задания, для выполнения которых требуется проявить действия из всех трёх направлений – задаются внешним источником, поскольку требуют калибровки.
Процедуры оценки учебных достижений учащихся:
· итоговая государственная аттестация выпускников 9-х, 11-х классов;
· мониторинг качества образования: промежуточный и итоговый внешний контроль учебных достижений учащихся;
· оценка текущей успеваемости;
· международные системы тестирования.
В нашей школе работает модель управления качеством образования. Это серьезный педагогический анализ всей учебно-воспитательной работы (годовой, четвертной, ежемесячный, еженедельный) - планирование - контроль - руководство.
Основная ответственность в обеспечении и развитии качества образования ложится на администрацию школы, которая должна создать все необходимые условия для реализации намеченных целей, осуществив для этого правильные и грамотные управленческие шаги:
Качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения. Этоправильная кадровая политика, деятельность педагогического коллектива по сохранению и поддержанию здоровья детей, создание материально-технической базы школы.
В современных условиях на первом месте по степени важности для руководителя стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качественного обучения и воспитания. Сегодня наш педагогический коллектив - это 58 педагогов. Из них 14 педагогов - специалисты высшей квалификационной категории, 28 - первой, 11 -второй.
Повышение качества педагогического мастерства ведется средствами методической работы, которую возглавляет методический совет. В школе функционируют 7 предметных методических объединений и методическое объединение классных руководителей, через работу которых реализуется методическая тема школы. Каждое объединение имеет свои документы, тему, созвучную с темой школы, реализующую цели и задачи школы. На методических объединениях обсуждаются такие вопросы, как:
Тщательному анализу подвергается работа каждого учителя по достижению базового уровня знаний учащихся, результаты итоговой аттестации, участие школьников в олимпиадах и различных конкурсах, самообразование учителя и его успешность, участие в различных творческих группах. Из числа творчески работающих педагогов формируются творческие и экспериментальные группы по разработке и внедрению новых методов работы со школьниками. Школьными методическими объединениями проделана большая работа по распространению педагогического опыта не только через публикации в СМИ, на муниципальных семинарах, но и на курсах повышения квалификации.
Внутренней оценке подвергаются параметры обученности учащихся:
· процент усвоения учебного материала (определяется учителем);
· индивидуальный балл учащегося за период обучения (четверть или учебный год) выставляется учителем по предмету на основании отметок текущей успеваемости и оценки степени освоения учебного материала. Индивидуальный балл определяется согласно Критериям учебных достижений учащихся;
· определение уровня развития универсальных учебных действий рассматриваются в рамках метапредметных результатов по направлениям: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В решении проблемы управления качеством школьного образования в свете требований ГОС достигнуты такие результаты:
1. Повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности.
2. Осознание значимости приобретённых учебных навыков для дальнейшего обучения.
3. Удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности.
4. Способность размышлять и находить способы решения возникающих учебных проблем.
5. Формирование не только предметных теоретических знаний, но и универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.
На базе школы создана республиканская экспериментальная площадка по внедрению Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики «Роль информационно-библиотечных центров в формировании читательской компетентности учащихся в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики».
Творческая группа учителей на республиканском уровне принимала участие в апробации учебных и учебно-методических пособий для общеобразовательных организаций (Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций. Геометрия: 7-9 класс/сост. Федченко Л. Я.; Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Федченко Л. Я., Полищук И. В.).
Творческая группа учителей принимала участие на городском уровне в апробации методического пособия «Формирование метапредметного умения создавать, применять, преобразовывать опорные конспекты для решения учебных и познавательных задач».
В течение учебного года на базе каждого методического объединения работали проблемные лаборатории, где приняли участие 75% педагогов школы. Методическими объединениями разработаны 6 сборников продуктивных заданий по соответствующим предметам, 3 из которых утверждены на заседании городского методического совета. 10 педагогов школы имеют дипломы и сертификаты, подтверждающие международное сотрудничество в 2018-2019 учебном году. Повысился профессиональный уровень учительского коллектива. Курсовую подготовку прошли в 2018 году 12 человек, в 2019 - 8 человек. Успешно аттестованыс подтверждением квалификационных категорий и педагогических званий 13 учителей. Многие педагоги используют в практике работы продуктивные педагогические технологии, совершенствуют навыки самоанализа профессиональной деятельности.
Реализуется проект «Аналитическая деятельность учителя». На сайте «Аналитическая деятельность МОУ СШ № 49» педагоги школы систематически проводят по всем изучаемым предметам мониторинг сформированности у обучающихся 2-11 классов универсальных учебных действий с обязательным внесением данных в систему электронной отчётности.
Обобщён и внесён в школьный банк данных актуальный педагогический опыт 13 учителей – предметников.
Каждый педагог работал по индивидуальной теме самообразовательной работы. Педагогами школы ведутся индивидуальные методические портфолио.
Успешно прошла в 2018-2019 учебном году аттестация педагогов. Членами аттестационной комиссии были посещены уроки, внеклассные мероприятия педагогических работников, которые аттестуются, изучена система работы учителей, предоставленные портфолио педагогов, демонстрирующие профессиональный рост в работе. По итогам аттестации трём педагогам был установлен 9 тарифный разряд; присвоена квалификация библиотекаря I категории, 11 тарифный разряд школьному библиотекарю; 1 педагогу присвоена квалификационная категория «специалист II категории»; 2-м педагогам присвоена квалификационная категории «специалист I категории».Семи педагогам аттестационной комиссией II уровня присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории» Педагогическое звание «учитель-методист» присвоено 4 учителям Педагогическое звание «старший учитель» присвоено учителю начальных классов.
Коллектив школы работает над решением проблемы здоровьесбережения учащихся, руководителей, педагогов. Инициативной группой педагогов разработана и внедряется карта контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм на уроке.
Одно из приоритетных направлений в работе школы - воспитание высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству. Школа с этой целью работала над реализацией проекта «Патриотическое воспитание школьников». Учителями разработано методическое пособие «Интерактивные методы воспитательной работы».
Успешно решённые задачи:
· Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
· Наряду с традиционными формами обучения широко используются инновационные технологии, построенные на педагогике сотрудничества;
· Совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;
· Организация сайта «Аналитическая деятельность» с целью регулярного диагностирования всей работы школы, ее прогнозирования и корректировки;
· Организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.
Главным способом отслеживания качества обучения и аналитической компетентности учителяявляется экспертиза реального учебного занятия.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещений и контроля уроков:
1. Формы и методы, применяемые на уроках.
2. Работа учителя со слабоуспевающими учащимися.
3. Классно-обобщающий контроль.
4. Самостоятельная работа учащихся, ее содержание и организация.
По итогам инспекционно-контрольной деятельности составлялся аналитический материал. Методической службой осуществлён мониторинг качества обучения и уровня усвоения учащимися программного материала.
Еще одним способом оценки качества преподавания или качества педагогической деятельности в целом является самоанализ, или рефлексия, собственной деятельности. Каждый педагог раз в полугодие проводит самоанализ своей деятельности.
Анализ данных представлен на заседаниях педагогического, методического совета и административных совещаниях.
С целью составления плана повышения квалификации изучались образовательные потребности педагогов.
Для оценки эффективности и результативности работы педагогов по внедрению ГОС и администрации организована работа школьного сайта. В разделе «Аналитическая деятельность» учителя и классные руководители систематически проводят по всем изучаемым предметам мониторинг сформированности у обучающихся 2 – 11 классов универсальных учебных действий. Авторы сайта и координаторы работы систематически размещают на его страницах полезную для учителей, учащихся и родителей информацию, что позволило улучшить информированность участников учебно-воспитательного процесса.
Каждый педагог работает по индивидуальной теме самообразовательной работы. Педагогами школы ведутся методические портфолио.
Повысилось качество образования по школе на 3%, в Республиканском банке одарённых детей числится 71 учащийся, в Городском банке одарённых детей – 65 учащихся, в школьном банке одарённых детей - 13 учащихся.
Учителя Мережко В. А., Мисюк А. В., Григоренко Ю. В. подготовили победителей и призёров заключительного этапа Республиканской олимпиады школьников.
Педагоги школы активно участвовали в городских конкурсах.
15 учителей школы имеют дипломы 1, 2,3 степени за участие в международных конкурсах.
Активно работает «Школа молодого учителя», молодые учителя посещают уроки опытных коллег, к каждому молодому учителю прикреплён педагог-наставник.
На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.
Управление качеством образования должно рассматриваться как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.
1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.
2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С .45- 46.
3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.
4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.
5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.
6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.
7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.
8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.
9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.
10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.
«___» ________ 2019 г Н. Н. Коваленко
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.