Управление качеством образования в школе.

  • docx
  • 18.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала управление качеством образования в школе.docx

Управление качеством образования в школе

 

Коваленко Надежда Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципального общеобразовательного учреждения

 «Средняя школа № 49 города Макеевки»

 

Оглавление

1. Актуальность опыта. 3

2. Теоретические основы опыта. 4

3.  Технология опыта. 9

4. Анализ результативности. 11

5. Выводы. 14

 


 

 

1. Актуальность опыта

Образование есть то, что остается после того,

как забывается все, чему нас учили

 А. Эйнштейн

  В определении задач современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения качества. В последние годы проблема качества образования приобрела особую актуальность. Серьёзное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого заведения, а так же деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образования.

В настоящее время остро стоит  вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Вместе с тем, проблема управления качеством образованиясовременных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено, во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.

Реформирование деятельности современной школы в свете требований  Государственного Стандарта Донецкой Народной Республикивызывает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление.

Одной из проблем, с которыми столкнулась школа на пути достижения этой цели, является трудность оценки качества образования, которая состоит в динамизме, получении объективных оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных и своевременной коррекции работы с детьми.Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точного расчета, развернутого плана работы, научно - проверенных методов, точных календарных сроков. Каждый руководитель должен помнить и знать, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей. Эти данные подтверждены научно.

2. Теоретическиеосновы опыта

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитание гражданственности, трудолюбия,

уважения к правам и свободам человека,

любви к окружающей природе, Родине, семье.  

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

 Требования к результатам освоения основной образовательной программыначального и среднего общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося.

Требования  задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Объектами управления качеством являются:

-образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные;

-условия (ресурсы): материально-техническое и финансовое обеспечение, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние, программно-информационное обеспечение, научно-методическое обеспечение;

-реализация образовательного процесса: педагогические технологии, деятельность учителя на уроке, система управления школой, в том числе внутришкольный контроль.

Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процессанормативным требованиям,социальным и личностным ожиданиям.

Таким образом, управление качеством образования - это система управленческих действий, направленных на достижение и поддержание определенных характеристик образовательного процесса и результата, соответствующих потребностям субъектов, требованиям образовательных стандартов.

В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:

1 БЛОК.Качество основных видов деятельности

  Качество управления

  Качество профессиональной подготовки  педагога

  Качество педагогической деятельности

  Качество образования ученика

2 БЛОК.Качество результатов деятельности

  Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Составление мониторинговых карт по различным направлениям деятельности представляется приоритетным.

 

Критерии системы оценки качества образования для учителя

Внутренняя оценка педагогической деятельности учителя включает:

1. Результаты обучения

·        Степень и качество обученности;

·        Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах;

·        Успехи и достижения учащихся;

·        Реализация учебных возможностей учащихся;

·        Общественно-значимая деятельность учащихся.

2. Профессионализм и педагогическое мастерство

·        Эффективность урока;

·        Уровень педагогического мастерства;

·        Уровень профессионализма;

·        Информационная обеспеченность.

3. Организация образовательного процесса

·        Тематическое планирование;

·        Поурочное планирование;

·        Ведение журнала;

·        Ведение дневников;

·        Состояние ученических тетрадей;

·        Качество внеурочной деятельности;

·        Кабинет.

Внешняя оценка педагогической деятельности учителя это:

1. Результаты ГИА-9 и ГИА-11.

2. Результаты предметного мониторинга.

3. Результаты независимого городского контроля.

 

Система оценки качества образования для учителя

Критерии

Показатели для педагога

Профессионально-педагогическая поисковая и исследовательская активность

 

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д.

2. Разработка программ факультативов, элективных курсов с углубленным изучением предмета.

3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

 

Владение навыками инновационной деятельности

 

1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.).

2. Наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике.

3. Отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.

 

Дидактико-методическая компетентность

 

Адекватность методических приёмов образовательным задачам, адаптированность методических приёмов и средств в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей.

 

Коммуникативная компетентность

 

 Моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик)

 

Информационная компетентность

 

Готовность к работе с информацией:

умения отбирать необходимую информацию, систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи, использовать полученную информацию при планировании и реализации в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.

Кооперативная компетентность

 

Готовность к сотрудничеству с другими людьми: умения находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;

осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы;

действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;

 координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов;

осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

 

Проблемная компетентность

 

Готовность к решению проблем,  умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель,  выстраивать путь последовательного достижения цели;

 находить альтернативные пути и средства решения задач;

определять наиболее и наименее выигрышные из  них; 

реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;

доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешённости проблемы и характер  достигнутого продвижения.

 

Оценка качества образования для учащегося

Критерии

Показатели для учащихся

Ценностно-смысловая компетентность

1. Сформированность положительной мотивации.

2. Осознание своей роли и предназначения.

3. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков и принимать решения.

Общекультурная компетентность

 

1. Осведомлённость ученика в вопросах познания 2. Владение эффективными способами организации своего досуга.

3. Уровень воспитанности учащихся.

4. Овладение познанием и опытом деятельности.

 

Информационная компетентность

1. Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать её.

 2. Умение создавать мультимедийную презентацию.

 

Коммуникативная компетентность

 

1.                 Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность.

 2. Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации.

3. Сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе.

4. Умение представить себя.

 

Социально-трудовая компетентность

 

1. Сформированность навыков самоуправления.

2. Сформированность гражданских качеств.

3. Готовность к поликультурному общению.

4. Осведомлённость в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономикисемейных отношений, в вопросах экономики.

Компетентность личностного самосовершенствования

 

1. Знания и умения применить навыки здорового образа жизни.

2. Сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

 3. Степень комфортности школьника в образовательной среде.

 

Учебно-познавательная компетентность

 

1. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

 2. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности.

 

 

Возможности оценки сформированности УУД

Задания с межпредметным содержанием, требующие для выполнения помимо предметных и межпредметные умения (комплексные учебные задачи) – разрабатываются учителем-предметником и обсуждаются на школьном методическом объединении, оцениваются согласно анкете для учителя и бланке ответов учащихся (Приложение 1)

Программированные задания, в которых определяется не только правильность результата, но и точность выполнения последовательности действий.  Разрабатываются как учителем-предметником, так и предлагаются внешним источником.

Комплексные задания, для выполнения которых требуется проявить действия из всех трёх направлений – задаются внешним источником, поскольку требуют калибровки.

Процедуры оценки учебных достижений учащихся:

·        итоговая государственная аттестация выпускников 9-х, 11-х классов;

·        мониторинг качества образования: промежуточный и итоговый внешний контроль учебных достижений учащихся;

·        оценка текущей успеваемости;

·        международные системы тестирования.

 

3.  Технология опыта.

В нашей школе работает модель управления качеством образования. Это серьезный педагогический анализ всей учебно-воспитательной работы (годовой, четвертной, ежемесячный, еженедельный) - планирование - контроль - руководство.

Основная ответственность в обеспечении и развитии качества образования ложится на администрацию школы, которая должна создать все необходимые условия для реализации намеченных целей, осуществив для этого правильные и грамотные управленческие шаги:

  • вовлечение всех членов педагогического коллектива в реализацию программы развития;
  • повышение педагогического мастерства учителя;
  • анализ исходного состояния школы.

Качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения. Этоправильная кадровая политика, деятельность педагогического коллектива по сохранению и поддержанию здоровья детей, создание материально-технической базы школы.

В современных условиях на первом месте по степени важности для руководителя стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качественного обучения и воспитания. Сегодня наш педагогический коллектив - это 58 педагогов. Из них 14 педагогов  - специалисты высшей квалификационной категории, 28 - первой, 11 -второй.

 Повышение качества педагогического мастерства ведется средствами методической работы, которую возглавляет методический совет. В школе функционируют 7 предметных методических объединений и методическое объединение классных руководителей, через работу которых реализуется методическая тема школы. Каждое объединение имеет свои документы, тему, созвучную с темой школы, реализующую цели и задачи школы. На методических объединениях обсуждаются такие вопросы, как:

  • новые методы обучения;
  • информатизация образовательного процесса;
  • изучение педагогического опыта коллег-новаторов;
  • работа с одаренными детьми;
  • подготовка к ГИА;
  • здоровьесберегающие аспекты урока и др.

Тщательному анализу подвергается работа каждого учителя по достижению базового уровня знаний учащихся, результаты итоговой аттестации, участие школьников в олимпиадах и различных конкурсах, самообразование учителя и его успешность, участие в различных творческих группах. Из числа творчески работающих педагогов формируются творческие и экспериментальные группы по разработке и внедрению новых методов работы со школьниками. Школьными методическими объединениями проделана большая работа по распространению педагогического опыта не только через публикации в СМИ, на муниципальных семинарах, но и на курсах повышения квалификации.

Внутренней оценке подвергаются параметры обученности учащихся:

·        процент усвоения учебного материала (определяется учителем);

·      индивидуальный балл учащегося за период обучения (четверть или учебный год) выставляется учителем по предмету на основании отметок текущей успеваемости и оценки степени освоения учебного материала. Индивидуальный балл определяется согласно Критериям  учебных достижений учащихся;

·      определение уровня развития универсальных учебных действий рассматриваются в рамках метапредметных результатов по направлениям: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 

4. Анализ результативности.

В решении проблемы управления качеством школьного образования в свете требований ГОС достигнуты такие результаты:

1.  Повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности.

2. Осознание значимости приобретённых учебных навыков для дальнейшего обучения.

3. Удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности.

4. Способность размышлять и находить способы решения возникающих учебных проблем.

5.  Формирование не только предметных теоретических знаний, но и   универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.

На базе школы создана республиканская экспериментальная площадка по внедрению Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики «Роль информационно-библиотечных центров в формировании читательской компетентности учащихся в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики».

Творческая группа учителей на республиканском уровне  принимала участие в апробации учебных и учебно-методических пособий для общеобразовательных организаций (Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций. Геометрия: 7-9 класс/сост. Федченко Л. Я.; Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Федченко Л. Я., Полищук И. В.).

Творческая группа учителей принимала участие на городском уровне в апробации методического пособия «Формирование метапредметного умения создавать, применять, преобразовывать опорные конспекты для решения учебных и познавательных задач».

В течение учебного года на базе каждого методического объединения работали проблемные лаборатории, где приняли участие 75% педагогов школы. Методическими объединениями разработаны 6 сборников продуктивных заданий по соответствующим предметам, 3 из которых утверждены на заседании городского методического совета. 10 педагогов школы имеют дипломы и сертификаты, подтверждающие международное сотрудничество в 2018-2019 учебном году. Повысился профессиональный уровень учительского коллектива. Курсовую подготовку прошли в 2018 году 12 человек, в 2019  - 8 человек. Успешно аттестованыс подтверждением квалификационных  категорий и педагогических званий 13 учителей. Многие педагоги используют в практике работы продуктивные педагогические технологии, совершенствуют навыки самоанализа профессиональной деятельности.

Реализуется проект «Аналитическая деятельность учителя».  На сайте «Аналитическая деятельность МОУ СШ № 49» педагоги школы систематически проводят по всем изучаемым предметам мониторинг сформированности у обучающихся 2-11 классов универсальных учебных действий с обязательным внесением данных в систему электронной отчётности.

Обобщён и внесён  в школьный банк данных актуальный педагогический опыт  13 учителей – предметников.

Каждый педагог работал по индивидуальной теме самообразовательной работы. Педагогами школы ведутся индивидуальные методические портфолио.

Успешно прошла в 2018-2019 учебном году аттестация педагогов. Членами аттестационной комиссии были посещены уроки, внеклассные мероприятия педагогических работников, которые аттестуются, изучена система работы учителей, предоставленные портфолио педагогов, демонстрирующие профессиональный рост в работе. По итогам аттестации трём педагогам был установлен  9 тарифный разряд; присвоена квалификация библиотекаря I категории, 11 тарифный разряд школьному библиотекарю; 1 педагогу присвоена квалификационная категория «специалист II категории»; 2-м педагогам присвоена квалификационная категории «специалист I категории».Семи педагогам аттестационной комиссией II уровня присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории» Педагогическое звание «учитель-методист» присвоено 4 учителям Педагогическое звание «старший учитель» присвоено учителю начальных классов.

Коллектив школы работает над решением  проблемы здоровьесбережения учащихся, руководителей, педагогов. Инициативной группой педагогов разработана и внедряется карта контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм на уроке.

Одно из приоритетных направлений  в работе школы - воспитание высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству. Школа с этой целью работала над реализацией проекта «Патриотическое воспитание школьников». Учителями разработано методическое пособие «Интерактивные методы воспитательной работы».

Успешно решённые задачи:

·        Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;

·     Наряду с традиционными формами обучения широко используются инновационные технологии, построенные на педагогике сотрудничества;

·     Совершенствование профессионального  мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;

·        Организация сайта «Аналитическая деятельность» с целью регулярного диагностирования всей работы школы, ее прогнозирования и корректировки;

·        Организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.

Главным способом отслеживания качества обучения  и  аналитической компетентности учителяявляется  экспертиза реального учебного занятия.

Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещений и контроля уроков:

1.     Формы и методы, применяемые на уроках.

2.     Работа учителя со слабоуспевающими учащимися.

3.     Классно-обобщающий контроль.

4.     Самостоятельная работа учащихся, ее содержание и организация.

По итогам инспекционно-контрольной деятельности составлялся аналитический материал.  Методической службой осуществлён мониторинг качества обучения  и уровня усвоения  учащимися программного материала.

Еще одним способом оценки качества преподавания или качества педагогической деятельности в целом является самоанализ, или рефлек­сия, собственной деятельности. Каждый педагог раз в полугодие проводит самоанализ своей деятельности.

Анализ данных представлен на заседаниях педагогического, методического совета  и административных совещаниях.

С целью составления  плана повышения квалификации изучались образовательные потребности педагогов.

Для оценки эффективности и результативности работы педагогов по внедрению ГОС и администрации организована работа школьного сайта. В разделе «Аналитическая деятельность» учителя и классные руководители  систематически проводят по всем изучаемым предметам мониторинг сформированности у обучающихся 2 – 11 классов универсальных учебных действий. Авторы сайта и  координаторы работы   систематически размещают  на его страницах  полезную для учителей, учащихся и родителей информацию, что позволило улучшить информированность участников учебно-воспитательного процесса.

Каждый педагог работает по индивидуальной теме самообразовательной работы. Педагогами школы ведутся методические портфолио.

Повысилось качество образования по школе на 3%,  в Республиканском банке одарённых детей числится 71 учащийся, в Городском банке одарённых детей – 65 учащихся, в школьном банке одарённых детей  - 13 учащихся.

Учителя Мережко В. А., Мисюк А. В., Григоренко Ю. В. подготовили победителей и призёров заключительного этапа Республиканской олимпиады школьников.

Педагоги школы активно участвовали в городских конкурсах.

15 учителей  школы имеют дипломы 1, 2,3  степени за участие в международных конкурсах.

Активно работает «Школа молодого учителя», молодые учителя посещают уроки опытных коллег, к каждому молодому учителю прикреплён педагог-наставник.

5. Выводы.

На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.

Управление  качеством образования должно рассматриваться как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту- работнику школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Абдрахманова Г.С. Качество образования / Г.С. Абдрахманова // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003.- С. 253-254.

2. Бермус А.Г. Управление качеством образовательных процессов / А.Г. Бермус // Народное образование. 2003. - № 2 . - С .45- 46.

3. Бордовский Г.А. и др. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: Нева, 2001.-359 с.

4. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении /В.Г. Быкова // Завуч. 2004. - № 6, 7. - С.87-106.

5. Муратова В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся / В.К. Муратова. Саратов: Заволжье, 1994. -22 с.

6. Управление качеством / Ред. С.Д. Ильенкова. М., 2000 - 199 с.

7. Управление качеством образования / Ред. М.М. Поташник. М., 2000.-444 с.

8. Управление качеством образования / Сост. О.Е.Лебедев. М.: РОССПЭН, 2002. - 128 с.

9. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой Л.И. коллектив / Р.Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -207 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., 1999. - 354 с.

 

 

 

 

«___» ________ 2019 г                                           Н. Н. Коваленко

 


 

Скачано с www.znanio.ru