Методические материалы для воспитательной работы
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: студенты техникума, возраст: 16 - 23 лет
Стресс
Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Формула стресса: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции»
К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце, проблемы со сном. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, чрезмерное употребление алкоголя или курение.
Причинами стресса могут быть:
§ организационные факторы (плохие условия работы, неинтересная работа, перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью, нововведения);
§ личностные факторы (смерть близкого, свадьба (развод), уход на пенсию, увольнение с работы, привлечение по суду).
Выделяют 5 разновидностей стресса:
1. физиологический стресс – вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим питанием;
2. психологический стресс – неблагоприятные отношения с окружающими;
3. эмоциональный стресс – вызывается слишком сильными чувствами (опасности, угрозы, событиями);
4. информационный стресс – вызывается из-за слишком малого или слишком большого количества информации;
5. управленческий стресс – возникает, если ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.
Процесс нарастания стресса можно разбить на 3 фазы, в каждой из которых наблюдаются различные психические реакции и поведение человека:
1) фаза мобилизации – ускорение реакции человека, оригинальность мышления;
2) фаза дезадаптации – неорганизованность, снижение работоспособности;
3) фаза дезорганизации – потеря контроля за ситуацией, растерянность, пассивность.
Различают 4 основные вида неверной реакции на стресс: бездействие («невинная жертва»), депрессия (подавленность, угнетенное состояние), отрицание (не признает серьезность положения), возмущение (обвинение во всем происходящем других).
По своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на 3 основные типа:
а) бессильные (беспомощные);
б) беспокойные (начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают, нервничают);
в) хладнокровные (мобилизируются, принимают быстрые решения и действуют).
Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников.
Существую следующие пути предупреждения стрессовых ситуаций:
· разумная организация труда, при которой работник не перегружается;
· делегирование полномочий;
· установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий;
· анализ стрессовых ситуаций;
· общение с работниками;
· перерывы на работе временные отпуска и т.д.
Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.