Управление стрессом

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические материалы для воспитательной работы
Иконка файла материала стресс.docx

Методические материалы для воспитательной работы

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: студенты техникума, возраст: 16 - 23 лет

 

Стресс

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. 

Формула стресса:  «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции»

   К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце, проблемы со сном. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, чрезмерное употребление алкоголя или курение.

 Причинами стресса могут быть:

§   организационные факторы (плохие условия работы, неинтересная работа, перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью, нововведения);

§   личностные факторы (смерть близкого, свадьба (развод), уход на пенсию, увольнение с работы, привлечение по суду).

 Выделяют 5 разновидностей стресса:

1.      физиологический стресс – вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим питанием;

2.      психологический стресс – неблагоприятные отношения с окружающими;

3.      эмоциональный стресс – вызывается слишком сильными чувствами (опасности, угрозы, событиями);

4.      информационный стресс – вызывается из-за слишком малого или слишком большого количества информации;

5.      управленческий стресс – возникает, если ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

 Процесс нарастания стресса можно разбить на 3 фазы, в каждой из которых наблюдаются различные психические реакции и поведение человека:

1)      фаза мобилизации – ускорение реакции человека, оригинальность мышления;

2)      фаза дезадаптации – неорганизованность, снижение работоспособности;

3)      фаза дезорганизации – потеря контроля за ситуацией, растерянность, пассивность.

 

Различают 4 основные вида неверной реакции на стресс: бездействие («невинная жертва»), депрессия (подавленность, угнетенное состояние), отрицание (не признает серьезность положения), возмущение (обвинение во всем происходящем других).

По своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на 3 основные типа:

а)      бессильные (беспомощные);

б)      беспокойные (начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают, нервничают);

в)      хладнокровные (мобилизируются, принимают быстрые решения и действуют).

 

 Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников.

Существую следующие пути предупреждения стрессовых ситуаций:

·          разумная организация труда, при которой работник не перегружается;

·          делегирование полномочий;

·          установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий;

·          анализ стрессовых ситуаций;

·          общение с работниками;

·          перерывы на работе временные отпуска и т.д.

Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов.