"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
12.02.2017
Цель работы - организация учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности учителя с учениками. Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации, помогает найти путь к себе, раскрыть лучшие свои качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
Управление творческой деятельностью на уроках самопознания.doc
Тема: "Управление творческой деятельностью учащихся на уроках
самопознания".
Цель: организация учебного сотрудничества в процессе совместной
продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
раскрыть роль уроков Самопознания в развитии личности ребенка;
предложить специальный инструментарий – интерактивные методики;
создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и
участников мастер – класса.
Ход мастер – класса
Слайд 1 Уважаемые коллеги, здравствуйте!
АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
Слайд 2 Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями
вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите
дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох.
Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего
настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом
доброжелательного отношения друг к другу.
Слайд 3 Уважаемые коллеги я расскажу вам одну легенду. Жил мастер на
свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в
ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мастер, какая бабочка у меня в руках:
мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мастер, подумав, ответил: Как вы считаете, что ответил мудрец?
Слайд 4 “Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
Любимым, нужным,
1 а главное – успешным.
Успех, как известно, рождается в творческой деятельности.
Слайд 5 и 6 Я рада видеть вас сегодня на мастер классе, тема
которого " Управление творческой деятельностью учащихся на уроках
самопознания ".
Слайд 7 РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР КЛАССА:
«Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о
том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше
добра» Л.Н.Толстой
Слайд 8 Приоритетной целью современной образовательной концепции
стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и
саморазвитию. Хочется процитировать слова автора проекта «Самопознание»
Сары Алпысовны Назарбаевой: «Нам выпало жить в эпоху перемен, стать
свидетелями второго и начала третьего тысячелетия. Это редчайший повод для
того, чтобы заглянуть внутрь самих себя, задуматься о своей жизненной миссии
и предназначении».
Слайд 9 «само» и «познание»
Сам или сама – так каждый из нас может сказать о себе. Познание – это
приобретение знаний о нравственных, то есть хороших качествах человека, об
окружающем мире, о ценностях. Ценности – то, что значимо для человека,
например: семья, Родина, природа, любовь.
В этом проекте решается задача обучения универсальным или
общечеловеческим ценностям: как стать Человеком, как жить в гармонии с
собой и быть успешным. А те основы нравственности, которые закладывает этот
курс, те уроки любви, которыми переполнен этот курс — это на всю жизнь.
слайд 10 Главной особенностью на уроке самопознания является
личностное общение учителя с учениками, в процессе которого дети учатся
говорить о себе, своих поступках, анализировать их, принимать людей такими,
2 какие они есть, проявляя к ним доброжелательность и терпимость. Уроки
самопознания это уроки творчества. Именно на этом уроке рождаются детские
шедевры рисунки, стихи, песни, рассказы и т.д
В творческой деятельности на уроках самопознания учитель узнает много о
ребенке, о его положительных качествах – ответственности, доброте,
вежливости, честности, милосердии, дружелюбии. Эти качества помогают детям
творить добрые дела, проявлять уважение к людям и окружающему миру. Дети
учатся размышлять над жизненными ситуациями, учатся общению, дружбе,
взаимопониманию, учатся творить добро и быть честными.
Суть программы «Самопознание»
заключается во всесторонней
педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления
и социализации, помогает найти путь к себе, раскрыть лучшие свои качества,
свое высокое «Я» и всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ. Основные разделы
курса: «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир».
Слайд 11 Уроки самопознания есть продолжение жизни, и особый свет
души, возвращающий детям радость жизни.
Урок душевной красоты,
Он нужен, как глоток воды,
И пусть шагает по Земле,
Любовь, которая нужна тебе и мне. ( Приложение 1, 2)
Слайд 12 Уроки самопознания проходят в комфортной обстановке, где
нужно уметь слушать, слышать и прислушиваться к ученику. Для освоения
программы предложен специальный инструментарий – интерактивные
методики.
Слайд 13
«Круг Радости» (ритуал приветствия) – обязательный
методический прием, который является введением в занятие, воссоздает
своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая
3 ориентирует ребенка на доброжелательное, уважительное отношение к
окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы
ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг,
где он пользуется доверием и сам доверяет другим.
Эта методика сразу нашла положительный отклик в душах ребят. Так мы
передавали и частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы; импульсы
удачи и успеха и многое другое. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал
круга радости. В нем было видно проявление личностных качеств детей.
1)Учащиеся образуют круг. Приветствие учителя:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
– Ребята! Наши уроки мы будем начинать, обращаясь с добрыми приветствиями
друг к другу, объединившись в круг – Круг радости! ∙ Как вы думаете, почему
он так называется?
– Поприветствуем друг друга так: хлопнем в ладоши, потом прикоснемся своей
правой ладошкой к ладошке своего соседа слева, улыбнемся и скажем ему:
«Здравствуй, это я, …».
(Учитель первым произносит приветствие, а учащиеся продолжают.)
2) Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику
и поприветствовать его, сопровождая слова движениями (приветствие также
можно пропеть):
– Доброе утро, Даша! (Улыбнуться и кивнуть головой)
.– Доброе утро, Ольга Николаевна! (Улыбнуться и кивнуть головой )
После приветствий все вместе произносят слова:
– Доброе утро, солнце! (Поднимают руки, затем опускают)
4 – Доброе утро, небо! (Поднимают руки, затем опускают)
– Доброе утро всем нам! (Разводят руки в стороны, затем опускают)
3)Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу.
Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.
– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в
каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные лучи
коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость,
доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу чтонибудь приятное,
например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе
прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших
друзей».
Круг радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой, например,
из произведений П.Чайковского.
4) Учитель предлагает учащимся встать в круг, поприветствовать друг друга и
произнести слова: Люблю, когда утро!
Я утро люблю!
Утром к ребятам навстречу бегу!
Вместе дорогою знаний идем.
Вместе играем, себя познаем!
5) Дорогие ребята, давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся,
возьмёмся за руки. Почувствуем дружеское тепло наших рук. Передадим
частичку своего хорошего настроения друг другу. От наших улыбок станет
уютнее и светлее в классе.
6) Учитель предлагает детям встать в круг и повторить хором строчки из
стихотворения К.Ильяшевой: Мы уже совсем большие –
Нам не лень трудиться!
Лишь хорошему всему
5 Будем мы учиться.
7) Учитель приглашает детей в круг и предлагает им, приложив руку к груди,
послушать своё сердце. Потом повернуться, прижаться друг к другу спиной и
послушать, как бьётся сердце друга.
– Кто услышал, как бьётся сердце вашего товарища?
– Слышали ли вы выражение «чуткое сердце»?
– Как вы его понимаете?
9) Дети вместе с учителем повторяют следующие слова: Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Закончи день дружбой.
Так надо жить –
Дружбой будем дорожить.
– Посмотрите друг на друга добрым взглядом.
– Улыбнитесь друг другу.
– Скажите друг другу добрые слова.
Элементы аутотренинга и мышечной релаксации
Слайд 14 «Минутка тишины», «Наедине с собой» – методический прием,
который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие
рефлективности в целом (релаксация), на развитие саморефлексивности ребенка
в процессе обращения внимания на свои ощущения, чувства, впечатления.
Поначалу не все дети восприняли правильно эту методику. Трудно было даже
закрыть глаза, а не то чтобы чтото увидеть и почувствовать. Но на уроке
самопознания у ребёнка есть право на свободу выбора делать или нет.
Минутка тишины
– Сядьте, пожалуйста, удобно, можно закрыть глаза. Проверьте, чтобы спина
была выпрямлена, а голова находилась в вертикальном положении.
Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к
6 своему дыханию. Представьте, что чистая, целебная энергия входит в ваше тело,
наполняя вас счастьем, любовью и покоем. Откройте глаза.
Минутка тишины
Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.
– Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к
близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело
общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А
теперь открываем глаза…
∙ Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?
Психогимнастика
Слайд 15 Наедине с собой
Учитель предлагает учащимся приложить руку к сердцу и послушать, как оно
бьется.
– Послушаем свое сердце и помолчим...
Учитель тоже прикладывает руку к сердцу.
– В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет
любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и
чутким.
В процессе проведения занятий используются
Традиционные приемы:
Слайд 16 «Чтение», «Рассказ учителя», «Побеседуем» – важный вид
и этап активизации речевой и мыслительной деятельности, которая создает
условия для коллективного прослушивания и чтения рассказов, сказок, притч с
последующим обсуждением и анализом.
Слайд 17
«Цитата урока» помогает эмоционально, образно
воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков.
Вежливость открывает все двери.
7 Русская народная пословица
Доброе дело добром отзовется.
Русская народная пословица
Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Михаил Пришвин, русский писатель
Слайд 18 «Игра», «Упражнение» – традиционные методы обучения,
которые рекомендуются как для активизации познавательного интереса детей,
так и для создания живой и непринужденной атмосферы на занятии. Через
игровую деятельность воссоздается модель жизненной ситуации, происходит
проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка, на его
индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со
сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.
Играупражнение «Веер»
На доске в виде веера расположены разноцветные полоски бумаги, на которых
описаны ситуации. При помощи считалки (или по желанию) выбирается
водящий, который выходит и выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает
решение. Тот, кто нашел другой выход из ситуации, озвучивает его. В результате
обсуждения дети принимают верное решение.
Возможные ситуации:
Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…
Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать …
Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести
порядок в комнате…
Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом
другого человека…
Вам в буфете дали сдачи больше, чем надо было…
Обобщение – Всегда ли легко поступать честно и справедливо?
8
Игровые ситуации
Игра «Я добрый великан»
– В этом волшебном сундучке помещены интересные задачиситуации, из
которых надо найти правильный выход. Ответ следует начинать словами: «Я
добрый великан, поэтому…».
Например, играющему досталась карточка, на которой напечатано:
1. Поймаю бабочку, посажу ее в коробочку и буду с ней играть.
Решение: Я добрый великан, поэтому не буду этого делать.
2. Малыш в траве потерял игрушку.
Решение: Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.
Ролевая игра
«Тропа путешествий»
По условиям игры класс делится на две группы. Каждой группе предлагается
сюжет для разыгрывания ситуаций.
1. Ослик встретил медвежонка, который нес полную корзинку малины и бочонок
меда.
Представьте, что произошло дальше?
2. Возвращаясь домой, Ослик проходил мимо двора, в котором трудились
дедушка с внуком, ухаживая за растениями или животными.
Представьте, что произошло дальше с Осликом?
Слайд 19
«Творческая работа» важная часть групповой
деятельности детей, которая включает в себя: ролевые игры и упражнения,
рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов.
Дети раскрывают свои творческие возможности, выражают свое «Я» через
создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность
способствует развитию таких качеств, как сотрудничество, терпимость,
внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение
9 другого, формирует уверенность в своих силах, воспитывает чувство
ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.
Учитель готовит карточки«кирпичики» для строительства дома
Дружбы. Дети делятся на две группы. Каждая группа строит дом
Дружбы на столе (на полу, на доске), выбирая нужные детали из набора.
Примерный набор деталей:
Общие интересы,
увлечения, хобби
Взаимная
польза
Честность
Забота о
других
Теплота
Сочувствия
Чуткое
отношение
друг к другу
Обида,
ссора,
драка
Грубость
Справед
ливость
Умение
прощать
Доверие
друг к другу
Преданность,
верность
Жадность
Умение
видеть
хорошее
Взаимо
понимание
Радость и
улыбка
Щедрость,
доброта
Дружба
настояща
я
– Давайте построим – дом «Дружбы». Вспомните, из каких частей состоит
дом?
– Что составляет основу, фундамент дружбы? Какой фундамент вы заложите
для постройки своего дома «Дружбы»?
– Какие кирпичики выберете для прочных стен Дома дружбы?
– Расскажите, что такое настоящая дружба.
Слайд 21
«Размышление над ситуацией», «Просмотр
видеоматериалов» учат детей рассуждать, анализировать и синтезировать
увиденные в жизни ситуации.
Размышление над ситуацией
Учитель предлагает поразмышлять над следующей ситуацией и ответить на
вопросы.
– Однажды, когда Марина с братом шли из магазина, у идущего впереди
мальчика порвался пакет, и апельсины рассыпались по асфальту. Брат Марины
10 предложил мальчику свой пакет и стал помогать ему собирать фрукты. Один
апельсин оказался около Марины. Она подняла его и спрятала в карман. Никто,
кроме брата, этого не заметил. Когда мальчик ушел, Марина спросила брата:
– Хочешь, дам половину?
Брат помолчал, потом ответил:
– Спасибо, не хочу. Боюсь, что этот апельсин будет мне не по вкусу.
– Почему? – насторожилась Марина.
– Ну, просто не по вкусу…
∙ Как вы думаете, почему брат отказался от апельсина?
∙ А может, зря брат отказался?
∙ Как бы вы поступили на месте Марины и ее брата? (Ответы учащихся).
Слайд 2126 Драматизация ( Приложение 3)
Слайд 27 Заключительный этап – «Круг «От сердца к сердцу»
эмоциональный «финал» учебного занятия, который предусматривает обмен
впечатлениями, формулирование пожеланий друг другу и выступает
диагностическим барометром для педагога.
1)– Как приятно видеть улыбки друзей, чувствовать их рукопожатия.
Давайте возьмемся за руки и дружно скажем: На части не делится солнце
лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого,
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
2) Ответственным быть очень нужно любому.
Важно это и в школе, и дома!
Забыл, что ответственен, – будет беда!
Ты помни все время, дружочек, об этом!
С другим поделись этим важным секретом!
11 3) – Мы!
– Звонче слова в мире нет!
– Мы!
– Это песня и рассвет!
– Мы!
– Это значит ты и я!
– Мы!
– Значит встретились друзья!
Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М.Танича, муз.
В.Шаинского).
Слайд 28 ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При достойной организации занятий уже через 23 недели дети более
спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более
миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения
определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом, в
детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой
для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.
Стало ясно, что самопознание дает положительные результаты не только в
духовно – нравственном воспитании школьников, но и в УВП. По результатам
анкетирования «Самопознание» единогласно стал самым любимым предметом.
Повысился уровень воспитанности в классе.
Самопознание вышло за рамки одного предмета и стало постепенно
переходить на учебные предметы и внеурочную деятельность. Проводились
открытые внеклассные занятия для коллег по познанию мира, на которых дети
были открытыми для общения, свободными в высказываниях и мыслях. Это
были не просто занятия, а совместная деятельность и творчество, где учителю
было необходимо активно слушать, слышать, искать возможные варианты
12 решения и разрешения проблемных ситуаций. Коллеги единогласно признавали
занятия лучшими, удивлялись умению детей выражать свои мысли, свободе,
активности, творчеству, воображению. Они получили моральное удовлетворение
от проведенных занятий и рефлексии учащихся. После этого возникла идея
ознакомления с предметом «Самопознание».
Слайд 29 Проведя исследование «Отношение к учению», мы увидели
100% интерес к изучаемому предмету, высокий процент активного отношения к
учению и высокий процент качества знаний
Качество знаний за 2 триместр в 3 классе
Математика
80%
Русский язык
Литература100%
80%
Окружающий мир
100%
Слайд 30 Отследить духовнонравственные качества личности нелегко, а
личностный рост ученика наглядно виден в учебной оценке и участием в
интеллектуальных марафонах. Первые результаты мы увидели в 3 классе, когда
независимо от качества знаний дети принимали активное участие в конкурсах
«Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Английский бульдог».
Слайд 31 Целью моей работы было формирование активной личности,
способной к взаимодействию с окружающими, проявляющей о них заботу и
внимание, ведущей здоровый образ жизни и понимающий важность сохранения
природной среды. Мы приняли участие в конкурсе «Методическая копилка» с
игровой программой «В стране дорожных знаков», в агитбригаде «Неотложка» в
конкурсе «Мы за здоровый образ жизни», в районном конкурсе шоу – программ
«Творчество юных за безопасность дорожного движения», участвуем во всех
школьных мероприятиях.
13 Не у всех есть призовые места, но все не боятся пробовать свои силы, искать
свой путь развития и самосовершенствования и это главное!
Слайд 32 РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА
А в заключение мастеркласса, я бы хотела провести рефлексию.
Прием « Все в ваших руках»
Поднимите правую руку для меня было важным и интересным;
Левую руку по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;
Похлопайте если данный мастер класс был для вас познавателен;
Пальцы в «Замочек» мне было трудно (мне не понравилось):
Слайд 33 Ну а закончить свое выступление я бы хотела такими строками:
Учись у времени, в котором ты живешь!
Тебе откроются познания вершины.
Ты много интересного найдешь.
Для грусти пусть не будет никогда причины.
14
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.