"Управление творческой деятельностью учащихся на уроках самопознания".

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель работы - организация учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности учителя с учениками. Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации, помогает найти путь к себе, раскрыть лучшие свои качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
Иконка файла материала Управление творческой деятельностью на уроках самопознания.doc
Тема:   "Управление   творческой   деятельностью   учащихся   на   уроках самопознания".  Цель:   организация   учебного   сотрудничества   в   процессе   совместной продуктивной и творческой деятельности. Задачи:                                       ­ раскрыть роль уроков Самопознания в развитии личности ребенка; ­ предложить специальный инструментарий – интерактивные методики;  ­ создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.                                                    Ход  мастер – класса Слайд 1 Уважаемые коллеги, здравствуйте!   АКТУАЛИЗАЦИЯ  МАСТЕР – КЛАССА. Слайд 2  ­ Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание.   Почувствуйте   на   своих   ладонях   тепло.   Сделайте   глубокий   вдох. Нарисуйте   руками   солнышко.   Пусть   оно   будет   символом   вашего   хорошего настроения.   А   теперь   нарисуйте   сердечко.   Пусть   оно   будет   символом доброжелательного отношения друг к другу.    Слайд 3   Уважаемые коллеги я расскажу вам одну легенду. Жил мастер на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мастер, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”    А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.  Мастер, подумав, ответил:  ­ Как вы  считаете, что ответил мудрец?   Слайд 4         “Всё в твоих руках”.                Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:      Любимым,                         нужным,  1а главное – успешным.    Успех, как известно, рождается в творческой деятельности.       Слайд 5  и   6            ­ Я рада видеть вас сегодня на мастер ­ классе, тема которого   "   Управление   творческой   деятельностью   учащихся   на   уроках самопознания ". Слайд 7       РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР ­ КЛАССА: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая           как можно меньше зла и как можно больше добра»    Л.Н.Толстой Слайд 8       Приоритетной целью современной образовательной концепции стало   развитие   личности,   готовой   к   самообразованию,   самовоспитанию   и саморазвитию. Хочется   процитировать слова автора проекта «Самопознание» Сары   Алпысовны   Назарбаевой:   «Нам   выпало   жить   в   эпоху   перемен,   стать свидетелями второго и начала третьего тысячелетия. Это редчайший повод для того, чтобы заглянуть внутрь самих себя, задуматься о своей жизненной миссии и предназначении».     Слайд 9  «само» и «познание»  ­ Сам или сама – так каждый из нас может сказать о себе. Познание – это  приобретение знаний о нравственных, то есть хороших качествах человека, об  окружающем мире, о ценностях. Ценности – то, что значимо для человека,  например: семья, Родина, природа, любовь.           В   этом   проекте   решается   задача   обучения   универсальным   или общечеловеческим   ценностям:   как   стать   Человеком,   как   жить   в   гармонии   с собой и быть успешным. А те основы нравственности, которые закладывает этот курс, те уроки любви, которыми переполнен этот курс — это на всю жизнь.        слайд 10         Главной   особенностью   на уроке самопознания является личностное общение учителя с  учениками, в процессе которого дети учатся говорить о себе, своих поступках, анализировать их, принимать людей такими, 2какие   они   есть,   проявляя   к   ним     доброжелательность   и   терпимость.   Уроки самопознания ­ это уроки творчества. Именно на этом уроке рождаются детские шедевры ­  рисунки, стихи, песни, рассказы и т.д  В творческой  деятельности  на уроках самопознания  учитель  узнает  много  о ребенке,   о   его   положительных   качествах   –   ответственности,   доброте, вежливости, честности, милосердии, дружелюбии. Эти качества помогают детям творить добрые дела, проявлять уважение  к людям  и окружающему миру. Дети учатся   размышлять   над   жизненными   ситуациями,   учатся   общению,   дружбе, взаимопониманию, учатся творить добро и быть честными.  Суть   программы   «Самопознание»  заключается   во  всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации, помогает найти путь к себе, раскрыть  лучшие свои качества, свое   высокое   «Я»   и   всегда   оставаться   ЧЕЛОВЕКОМ.  Основные   разделы курса: «Учимся общению», «Быть человеком», «Как прекрасен этот мир».   Слайд 11  Уроки   самопознания   есть   продолжение   жизни,  и   особый   свет души, возвращающий детям радость жизни.             Урок душевной красоты,  Он нужен,  как глоток воды,  И пусть шагает по Земле,  Любовь, которая нужна тебе и мне.              ( Приложение 1, 2) Слайд 12   Уроки самопознания проходят  в комфортной обстановке,  где нужно  уметь  слушать,  слышать  и прислушиваться  к  ученику.   Для  освоения программы   предложен   специальный   инструментарий  –   интерактивные методики.   Слайд   13    «Круг   Радости»   (ритуал   приветствия)  –   обязательный методический   прием,   который   является   введением   в   занятие,   воссоздает своеобразную психологическую установку, эмоциональную атмосферу, которая 3ориентирует   ребенка   на   доброжелательное,   уважительное   отношение   к окружающим. Педагогический смысл этого ритуала заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский круг, где он пользуется доверием и сам доверяет другим.    Эта   методика   сразу   нашла   положительный   отклик   в   душах   ребят.   Так   мы передавали и частичку своего тепла, добра, веселья, ласки, заботы; импульсы удачи и успеха и многое другое. В итоге ребята сами стали придумывать ритуал круга радости. В нем было видно проявление личностных качеств детей. 1)Учащиеся образуют круг. Приветствие учителя: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья!  Всех вас рада видеть я!  – Ребята! Наши уроки мы будем начинать, обращаясь с добрыми приветствиями друг к другу, объединившись в круг – Круг радости!  ∙  Как вы думаете, почему он так называется?  – Поприветствуем друг друга так: хлопнем в ладоши, потом прикоснемся своей правой   ладошкой   к   ладошке   своего   соседа   слева,   улыбнемся   и   скажем   ему: «Здравствуй, это я, …».  (Учитель первым произносит приветствие, а учащиеся продолжают.)  2) Учитель предлагает учащимся повернуться к рядом стоящему однокласснику и   поприветствовать   его,   сопровождая   слова   движениями   (приветствие   также можно пропеть): – Доброе утро, Даша!                        (Улыбнуться и кивнуть    головой) .– Доброе утро, Ольга Николаевна!      (Улыбнуться и кивнуть    головой  ) После приветствий все вместе произносят слова:  – Доброе утро, солнце!                         (Поднимают руки, затем опускают) 4– Доброе утро, небо!                              (Поднимают руки, затем опускают) – Доброе утро всем нам!       (Разводят руки в стороны, затем опускают) 3)Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу. Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.  – Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он проник в каждый   ее   уголок,  и   она   стала   веселой   и   приветливой.   Вот   солнечные   лучи коснулись   и   нас.   Представьте   себе,   что   солнечный   свет   дарит   нам   радость, доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что­нибудь приятное, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».  Круг радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой, например, из произведений П.Чайковского.  4) Учитель предлагает учащимся встать в круг, поприветствовать друг друга и произнести слова:  Люблю, когда утро! Я утро люблю! Утром к ребятам навстречу бегу! Вместе дорогою знаний идем. Вместе играем, себя познаем! 5)     ­   Дорогие   ребята,   давайте   посмотрим   друг   другу   в   глаза,   улыбнёмся, возьмёмся   за   руки.   Почувствуем   дружеское   тепло   наших   рук.   Передадим частичку   своего   хорошего   настроения   друг   другу.   От   наших   улыбок   станет уютнее и светлее в классе.  6)   Учитель   предлагает   детям   встать   в   круг   и   повторить   хором   строчки   из стихотворения К.Ильяшевой:        Мы уже совсем большие – Нам не лень трудиться! Лишь хорошему всему 5Будем мы учиться. 7) Учитель приглашает детей в круг и предлагает им, приложив руку  к груди, послушать своё сердце. Потом повернуться, прижаться друг к другу спиной и послушать, как бьётся сердце друга. – Кто услышал, как бьётся сердце вашего товарища? – Слышали ли вы выражение «чуткое сердце»? – Как вы его понимаете? 9) Дети вместе с учителем повторяют следующие слова: Начни день с дружбы. Наполни день дружбой. Закончи день дружбой. Так надо жить – Дружбой будем дорожить. – Посмотрите друг на друга добрым взглядом. – Улыбнитесь друг другу. – Скажите друг другу добрые слова.    Элементы аутотренинга и мышечной релаксации Слайд 14     «Минутка тишины», «Наедине с собой»  – методический прием, который обращен на эффективное формирование эмоций, чувств, на развитие рефлективности в целом (релаксация), на развитие саморефлексивности ребенка в   процессе   обращения   внимания   на   свои   ощущения,   чувства,   впечатления. Поначалу не все дети восприняли правильно эту методику. Трудно было даже закрыть   глаза,   а   не   то   чтобы   что­то   увидеть   и   почувствовать.   Но   на   уроке самопознания у ребёнка есть право на свободу выбора делать или нет. Минутка тишины – Сядьте, пожалуйста, удобно, можно закрыть глаза. Проверьте, чтобы спина была   выпрямлена,   а   голова   находилась   в   вертикальном   положении. Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к 6своему дыханию. Представьте, что чистая, целебная энергия входит в ваше тело, наполняя вас счастьем, любовью и покоем. Откройте глаза. Минутка тишины  Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка. – Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза… ∙   Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?  Психогимнастика Слайд 15  Наедине с собой  Учитель предлагает учащимся приложить руку к сердцу и послушать, как оно бьется. – Послушаем свое сердце и помолчим...  Учитель тоже прикладывает руку к сердцу. – В моем сердце живет  любовь.  Я думаю, что  в  ваших сердцах тоже  живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть вежливым и чутким. В процессе проведения занятий используются    Традиционные приемы:   Слайд 16 «Чтение», «Рассказ учителя», «Побеседуем» – важный вид и   этап   активизации   речевой   и   мыслительной   деятельности,   которая   создает условия для коллективного прослушивания и чтения рассказов, сказок, притч с последующим обсуждением и анализом.   Слайд   17    «Цитата   урока»  ­   помогает   эмоционально,   образно воспринимать материал, обогащает речь учащихся мудростью предков. Вежливость открывает все двери. 7Русская народная пословица                Доброе дело добром отзовется.                  Русская народная пословица Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Михаил Пришвин, русский писатель  Слайд 18  «Игра», «Упражнение» – традиционные методы обучения, которые рекомендуются как для активизации познавательного интереса детей, так   и   для   создания   живой   и   непринужденной   атмосферы   на   занятии.   Через игровую   деятельность   воссоздается   модель   жизненной   ситуации,   происходит проекция   на   естественный   процесс   жизнедеятельности   ребенка,   на   его индивидуальный опыт. В игре дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, обогащают память знанием – пониманием ценности.   Игра­упражнение «Веер» На доске в виде веера расположены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны   ситуации.   При   помощи   считалки   (или   по   желанию)   выбирается водящий, который выходит и выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другой выход из ситуации, озвучивает его. В результате обсуждения дети принимают верное решение. Возможные ситуации: Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась… Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать … Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате… Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека… Вам в буфете дали сдачи больше, чем надо было… Обобщение  – Всегда ли легко поступать честно и справедливо? 8 Игровые ситуации Игра «Я добрый великан» –   В   этом   волшебном   сундучке   помещены   интересные   задачи­ситуации,   из которых надо найти правильный выход. Ответ следует начинать словами: «Я добрый великан, поэтому…». Например, играющему досталась карточка, на которой напечатано: 1. Поймаю бабочку, посажу ее в коробочку и буду с ней играть. Решение: Я добрый великан, поэтому не буду этого делать. 2. Малыш в траве потерял игрушку. Решение: Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.  Ролевая игра  «Тропа путешествий»  По условиям игры класс делится на две группы. Каждой группе предлагается сюжет для разыгрывания ситуаций.  1. Ослик встретил медвежонка, который нес полную корзинку малины и бочонок меда.  Представьте, что произошло дальше? 2.   Возвращаясь   домой,   Ослик   проходил   мимо   двора,   в   котором   трудились дедушка с внуком, ухаживая за растениями или животными. Представьте, что произошло дальше с Осликом?  Слайд   19    «Творческая   работа»  ­   важная   часть   групповой деятельности   детей,   которая   включает   в   себя:   ролевые   игры   и   упражнения, рисование и театрализованные представления, изготовление макетов, плакатов. Дети   раскрывают   свои   творческие   возможности,   выражают   свое   «Я»   через создаваемые и воспроизводимые образы. Совместная творческая деятельность способствует   развитию   таких   качеств,   как   сотрудничество,   терпимость, внимательность,   умение   высказывать   собственное   мнение   и   уважать   мнение 9другого,   формирует   уверенность   в   своих   силах,   воспитывает   чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.  Учитель   готовит   карточки­«кирпичики»   для   строительства   дома Дружбы.   Дети   делятся   на   две   группы.     Каждая   группа   строит   дом Дружбы на столе (на полу, на доске), выбирая нужные детали из набора. Примерный набор деталей: Общие интересы, увлечения, хобби Взаимная польза Честность Забота о других Теплота Сочувствия Чуткое отношение друг к другу Обида, ссора, драка Грубость Справед­ ливость Умение прощать Доверие друг к другу Преданность, верность Жадность Умение видеть хорошее Взаимо­ понимание Радость и улыбка Щедрость, доброта Дружба  настояща я – Давайте построим  – дом «Дружбы». Вспомните, из каких частей состоит дом? – Что составляет основу, фундамент дружбы? Какой фундамент вы заложите для постройки своего дома «Дружбы»? – Какие кирпичики выберете для прочных стен Дома дружбы? – Расскажите, что такое настоящая дружба.  Слайд   21      «Размышление   над   ситуацией»,   «Просмотр видеоматериалов»  учат   детей   рассуждать,   анализировать   и   синтезировать увиденные в жизни ситуации. Размышление над ситуацией Учитель   предлагает   поразмышлять   над   следующей   ситуацией   и   ответить   на вопросы. –   Однажды,   когда   Марина   с   братом   шли   из   магазина,   у   идущего   впереди мальчика порвался пакет, и апельсины рассыпались по асфальту. Брат Марины 10предложил мальчику свой пакет и стал помогать ему собирать фрукты. Один апельсин оказался около Марины. Она подняла его и спрятала в карман. Никто, кроме брата, этого не заметил. Когда мальчик ушел, Марина спросила брата: – Хочешь, дам половину? Брат помолчал, потом ответил: – Спасибо, не хочу. Боюсь, что этот апельсин будет мне не по вкусу. – Почему? – насторожилась Марина. – Ну, просто не по вкусу… ∙  Как вы думаете, почему брат отказался от апельсина? ∙  А может, зря брат отказался?  ∙  Как бы вы поступили на месте Марины и ее брата? (Ответы учащихся).  Слайд 21­26   Драматизация                        ( Приложение 3)  Слайд 27   Заключительный этап – «Круг «От сердца к сердцу»  ­ эмоциональный   «финал»   учебного   занятия,   который   предусматривает   обмен впечатлениями,   формулирование   пожеланий   друг   другу   и   выступает диагностическим барометром для педагога.  1)–   Как   приятно   видеть   улыбки   друзей,   чувствовать   их     рукопожатия. Давайте возьмемся за руки и дружно скажем:   На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья – луча серебристого, ­ Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. 2) Ответственным быть очень нужно любому. Важно это и в школе, и дома! Забыл, что ответственен, – будет беда! Ты помни все время, дружочек, об этом! С другим поделись этим важным секретом! 113) – Мы! – Звонче слова в мире нет! – Мы! – Это песня и рассвет! – Мы! – Это значит ты и я! – Мы! – Значит встретились друзья! Звучит   песня   «Если   с   другом   вышел   в   путь»   (сл.   М.Танича,   муз. В.Шаинского).      Слайд 28   ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ При   достойной   организации   занятий   уже   через   2­3   недели   дети   более спокойно   реагируют   на   ситуации,   возникающие   в   классе,   ведут   себя   более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом, в детях   воспитывается   толерантность,   которая   является   необходимой   основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни. Стало ясно, что самопознание дает положительные результаты не только в духовно – нравственном воспитании школьников, но и в УВП. По результатам анкетирования «Самопознание» единогласно стал самым любимым предметом. Повысился уровень воспитанности в классе.   Самопознание   вышло   за   рамки   одного   предмета   и   стало   постепенно переходить   на   учебные   предметы   и   внеурочную   деятельность.   Проводились открытые внеклассные занятия для коллег по познанию мира, на которых дети были   открытыми   для   общения,  свободными   в   высказываниях   и   мыслях.   Это были не просто занятия, а совместная деятельность и творчество, где учителю было   необходимо   активно   слушать,   слышать,   искать   возможные   варианты 12решения и разрешения проблемных ситуаций. Коллеги единогласно признавали занятия   лучшими,   удивлялись   умению   детей   выражать   свои   мысли,   свободе, активности, творчеству, воображению. Они получили моральное удовлетворение от   проведенных   занятий   и   рефлексии   учащихся.   После   этого   возникла   идея ознакомления с предметом «Самопознание».  Слайд 29     Проведя   исследование  «Отношение   к   учению»,   мы   увидели 100% интерес к изучаемому предмету, высокий процент активного отношения к учению и  высокий процент качества знаний  Качество знаний за 2 триместр в 3 классе  Математика  80% Русский язык Литература100%  80% Окружающий мир 100% Слайд 30   Отследить духовно­нравственные качества личности нелегко, а личностный   рост   ученика   наглядно   виден   в   учебной   оценке   и   участием   в интеллектуальных марафонах. Первые результаты мы увидели в 3 классе, когда независимо от качества знаний дети принимали активное участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Английский бульдог».  Слайд 31      Целью моей работы было формирование активной личности, способной   к   взаимодействию   с   окружающими,   проявляющей   о   них   заботу   и внимание, ведущей здоровый образ жизни и понимающий важность сохранения природной среды. Мы приняли участие в конкурсе «Методическая копилка» с игровой программой «В стране дорожных знаков», в агитбригаде «Неотложка» в конкурсе «Мы за здоровый образ жизни», в районном конкурсе шоу – программ «Творчество  юных за безопасность дорожного движения», участвуем  во всех школьных мероприятиях.  13Не у всех есть призовые места, но все не боятся пробовать свои силы, искать свой путь развития и самосовершенствования ­ и это главное! Слайд 32   РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА А в заключение  мастер­класса, я бы хотела провести рефлексию.   Прием « Все в ваших руках»    Поднимите правую руку ­ для меня было важным и интересным;  Левую руку ­ по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию;  Похлопайте ­ если данный мастер класс был для вас познавателен;  Пальцы в «Замочек» ­ мне было трудно (мне не понравилось): Слайд 33   Ну а закончить свое выступление я бы хотела такими строками: Учись у времени, в котором ты живешь! Тебе откроются познания вершины. Ты много интересного найдешь. Для грусти пусть не будет никогда причины.   14