УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Зашумленный текст»
В текст через два-три слова вставляются слова и нарушают стройность этого текста, заставляют читающего концентрировать внимание на важной информации. Например:
У этого улица учёного чародея зонт был ученик – преглупый почта малый. Он дом прислуживал своему готовился великому учителю, но краса не смел и одним рука глазом заглянуть визит в огромную материал чёрную книгу. Его год даже в покои чародея горка не допускали.
«Мудрые деревья» - запись в виде пирамиды.
«Найди слово»
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
«Первый — последний»
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Прием «Молния»
Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.
Прием «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно . Для этого можно предлагать такие задания:
· слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
· слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
Прием «Скороговорка»
Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.
Прием «День — ночь»
В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.
Прием «Губы»
При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.
«Шторка»
Начинают читать текст, в котором строчки прикрыты снизу обычным белым листом бумаги, догадываясь о смысле прочитанного. Например:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.