Работа над зрительным восприятием
Для развития зрительного внимания , при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы
1. Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы
2. Напиши буквы, в которых содержится данный момент (показывая элемент строчной буквы) например о – этот элемент при письме есть в строчных буквах Б В Д А Ф О Я
3. Подчеркни те слоги или слова, которые написаны до черты
СЕ: СЕЕОССЕЕООЕССЕЕОСЕССЕЕЕОЕСОССЕЕСЕЕО
КОТ: ТОК НОТ КОТ БОТ КТО КОТ НОК КОТ
4. Найди спрятанное слово
Ткарандашвщийстолавконструктортенотплитавтеа
5. Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, а вместо буквы Б стрелку вверх ДРУГ, БАБУШКА, ВОДА, БОРОДА, ДЕНЬ
6. Перепиши без ошибок следующие строки ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРА
· «Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
· «Цепочка слов».
Цель: упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
· «Найди слова в слове».
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».
Скороговорки
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого ( например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.).
Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении; развивается его слуховое внимание, фонематический слух, формируется его способность к восприятию темпа и ритма речи.
Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.
Игры со словами
· Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)
· Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!
МБОУ «Лицей 121»
подготовила учитель-логопед
высшей кв. кат.
усова светлана олеговна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.