Упражнения для развития артикуляционной моторики.
Упражнения для развития артикуляционного праксиса (моторики) нужны для формирования правильных укладов речевых звуков, а также для тренировки переключаемости движений с одной позы на другую. От навыков овладения артикуляционными упражнениями напрямую зависит успешность постановки звуков и их автоматизации в свободной речи. Особенно важно следить за выполнением гимнастики, чтобы достигался нужный эффект расслабления или напряжения мышц артикуляционного аппарата.
Статические упражнения (хомячок, улыбка и др.) необходимо выполнять под счет от 5-10.
Динамические на переключение (часики, качели, улыбка-хоботок и др.) выполняем по 3-5 раз.
Надуваем щеки вместе, чтобы чувствовалось напряжение, держим 5-10 сек. Сдуваем. Повторяем 3-5 раз.
Попеременно надуваем щеки, сначала одну, потом другую. Если на первых этапах у ребенка не получается, то надуваем две и одну пальчиком сдуваем. Повторяем 3-5 раз.
Попеременно надуваем щеки, затем втягиваем щеки, создаем вакуум как рыбка. Повторяем 3-5 раз.
Упираемся языком попеременно, то в одну, то в другую щеку. Также это упражнение называется спрячь конфетку. Повторяем 3-5 раз.
1. Заборчик и улыбочка.
Заборчик – Улыбнуться, чтобы видны были верхние и нижние зубы. Держим под счет от 5-10, повторяем 3-5 раз.
Улыбка - Улыбнуться с напряжением, но не обнажая зубы.
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Держим под счет от 5-10, повторяем 3-5 раз.
Чередуем упражнение открытая улыбка (с зубами) – хоботок. Повторяем 3-5 раз.
Чередуем упражнение закрытая улыбка (зубы не оголяем)– хоботок. Повторяем 3-5 раз.
Произносим звуки И-У-И-У-И-У. Тренируем переключаемость движений с голосом. Следим, чтобы песенка была плавная, не прерывалась.
Тренируем держать рот открытым, закрытым, прикрытым.
Открыть рот. Язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Держим под счет до 10.
Открыть рот. Положить расслабленный язык на нижнюю губу, губу не поджимать! Держим под счет от 5-10, повторяем 3-5 раз. Если язык напрягается, то необходимо слегка постукивать по языку кончиком чайной ложки для расслабления.
– Месим тесто – постучать расслабленными губами по языку со словами «Пя-пя-пя» без голоса.
– Покусали язычок – покусываем язычок по всей плоскости от корня до кончика.
Открываем рот, губы слегка в улыбке. Вытягиваем напряженный язык по средней линии. Язык тонкий, с выраженным кончиком. Держим под счет от 5-10, повторяем 3-5 раз. Язык не должен гулять, он должен удерживать позу. Если не получается по 5 сек, то начинаем с 1-2 сек. И постепенно увеличиваем время.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язык как на упражнение «Иголочка» похож на стрелочку, тонкий, напряженный. Ходит из края к краю четко.
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз (можно намазать ее вареньем или конфетой типа чупа-чупс). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет
«раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Если немного щекочет в носу, то упражнение выполняется правильно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.