Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 5. Редактирование текстов)
Оценка 4.9

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 5. Редактирование текстов)

Оценка 4.9
docx
11.07.2023
Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 5. Редактирование текстов)
упражнения для развития речи. часть 5.docx

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка.

(часть 5. Редактирование текстов)

 

Восстановление логических связей и разнообразных синтаксических конструкций

Упражнение 1. Устраните ненужные повторы, употребив предложения с однородными сказуемыми. Объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: и, и, которого, но, и, чтобы  (5-й класс).

В этот вечер путешественники шли долго. Путешественники остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров. Железный Дровосек развел большой костер. Около костра Элли почувствовала себя очень уютно. Элли и друзей пригласила разделить это удовольствие. Страшила решительно отказался. Страшила ушел от костра подальше. Страшила внимательно следил. Ни одна искорка не попала на его костюм.

(Ответ. В этот вечер путешественники шли долго и остановились ночевать под развесистым деревом. Железный Дровосек нарубил дров и развел большой костер, около которого Элли почувствовала себя очень уютно. Она и друзей пригласила разделить это удовольствие, но Страшила решительно отказался, ушел от костра подальше и внимательно следил, чтобы ни одна искорка не попала на его костюм.)

(А.Волков)

Упражнение 2. Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями; употребите предложения с однородными сказуемыми и деепричастным оборотом; объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы и, и, затем, а, и, который  (6-й класс).

Жевуны ушли. Элли осталась одна. Элли нашла в домике кусок хлеба. Элли съела его на берегу ручья. Запивала прозрачной холодной водой. Элли стала собираться в далекий путь. Тотошка бегал под деревом. Тотошка старался схватить крикливого пестрого попугая. Попугай все время дразнил его.

(Ответ. Жевуны ушли, и Элли осталась одна. Она нашла в доме кусок хлеба и съела его на берегу ручья, запивая прозрачной холодной водой. Затем она стала собираться в далекий путь, а Тотошка бегал под деревом и старался схватить крикливого пестрого попугая, который все время дразнил его.)

Упражнение 3. Устраните ненужные повторы: простые предложения переделайте в сложные с деепричастным оборотом; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы чтобы, и, а (6-й класс).

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Цезарь и Ганнибал предупреждали седоков. Седоки крепко держались в седлах. Цезарь и Ганнибал спускались с горы. Цезарь и Ганнибал подгибали задние ноги. Цезарь и Ганнибал почти ползли на брюхе. Цезарь и Ганнибал поднимались. Цезарь и Ганнибал цеплялись за скалы передними копытами.

(Ответ. Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам, предупреждая седоков, чтобы те крепко держались в седлах. Спускаясь с горы, они подгибали задние ноги и почти ползли на брюхе, а поднимаясь, цеплялись за скалы передними копытами. (А.Волков)).

Упражнение 4. Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций (9-й класс).

Карась вышел на двор. Карась отыскал большую лужу. Карась уселся около нее. Карась стал снимать сапоги. Остался в одних чулках. Принялся бродить по воде. В самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок. Он долго ходил по двору. Уже весенний лед прошел. Время стояло довольно теплое. На дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем. Чулки на Карасе просохли. Карась стал плавать в луже. Карась повторил свою проделку. Все это было очень дико.

(Ответ. Карась вышел на двор, отыскал большую лужу, уселся около нее и стал снимать сапоги. Потом, оставшись в одних чулках, принялся бродить по воде, как будто и в самом деле превратился в большую рыбу. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулок и долго ходил по двору. Хотя уже весенний лед прошел и время стоя-ло довольно теплое, но на дворе по вечерам стояла легкая изморозь. Карась рисковал поплатиться здоровьем, но когда чулки на нем просохли, он опять стал плавать в луже и снова повторил свою проделку. Все это было очень дико. (По Н.Помяловскому).

 

Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей

  1. Мартышка и попугай ждали слоненка с большим нет...рпением. Наконец они услыш...ли. Слоненок бежит. Слышно было хорошо. Слоненок т...р...пился. Слоненок бежал очень громко.

Задание.

Объедините, где нужно, простые предложения в сложные, в предложение с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: потому что, и, что.

 

  1. Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схв...тил Мартина обеими руками за шею. Нильс пот...щил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раск...рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дот...щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.

Задание.

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и все-таки, и, и, и.

 

  1. Лис Смирре был не из тех, кто забывает обиды. Смирре поклялся. Смирре отомстит Нильсу и его крылатым товарищам. Смирре был верен своей клятве. Смирре приходилось несладко. Смирре не ел и не спал. Бока у Смирре ввалились. Рыжий пушистый хвост стал похож на жалкую мочалку. Хвостом Смирре всегда так гордился. Смирре не сдавался. На острове однажды заночевали гуси. Выследив остров, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям ≈ воронам.

Задание.

Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями он и который; используйте предложение с однородными членами; объедините, где нужно, простые предложения в сложные; употребите для связи союзы: что, и, а, но.

Оригинал.

Лис Смирре был не из тех, кто забывает обиды. Он поклялся, что отомстит Нильсу и его крылатым товарищам, и был верен своей клятве.

Смирре приходилось несладко. Он не ел и не спал, бока у него ввалились, а рыжий пушистый хвост,которым он всегда так гордился, стал похож на жалкую мочалку. Но он не сдавался. Выследив остров, на котором однажды заночевали гуси, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям ≈ воронам.  (С.Лагерлеф)

  1. Две самые сильные обезьяны подхв...тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон...слись (в)месте (с)ним по вершинам деревьев. (Без)него они могли бы двига...ся вдвое ск...рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Он все же насл...ждался бешеной скачкой. М...лькавшая далеко внизу земля пугала его. Сердце зам...рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл...тали (в)месте (с)ним на вершину дерева так высоко. Тонкие ветки тр...щали и гнулись (под)ними. Потом двое стражей с кашлем и уханьем бр...сались в воздух, вперед и вниз. Они пов...сали на соседн...м дереве, ц...пляясь за нижние сучья руками и ногами.

Задание.

Восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что.

Какими словами названы в этом отрывке главный герой и его похитители?

Оригинал.

Две самые сильные обезьяны подхватили Маугли под мышки и понеслись вместе с ним по вершинам деревьев. Без него они могли бы двигаться вдвое скорее, но мальчик своей тяжестью задерживал их. Как ни кружилась у Маугли голова, он все же наслаждался бешеной скачкой, хотя мелькавшая далеко внизу земля пугала его и сердце замирало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взлетали вместе с ним на вершину дерева так высоко, что тонкие ветви трещали и гнулись под ними, а потом с кашлем и уханьем бросались в воздух, вперед и вниз, и повисали на соседнем дереве, цепляясь за нижние сучья руками и ногами.

5. а) Усатый сразу проявил такую щедрость. Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом господин потребовал не больше, не меньше, как целую большую бутылку воды Ф...алка за восемь копеек. Вода с сиропом стоила две копейки. (2 пр.)

Мальчик даже не поверил своим глазам. Будочник достал белую бутылку с ф...олетовой наклейкой. Он ра...крутил тоненькую проволоку. Проволокой была пр..круч...на пробочка. (1 пр.)

Бутылка выстр...л...ла, но (не)грубо, а тоненько, упруго, деликатно. Грубо стр...лял квас. (Тот)час прозрачная вода зак...пела. Из горлышка пош...л легкий дымок. Дымок действительно распр...стр...нил нежнейший аромат наст...ящ...й ф...алк... (2 пр.)

б) Гаврик ост...рожно взял об...ими руками, как др...гоце...ость, холодный к...пучий стакан. Гаврик стал пить. Гаврик чу...твовал, как п...хучий газ бьет через горло в нос. (1 пр.)

Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей. Ему к...зал...сь, что на его триумф смотр...т весь мир. Смотрят солнце, обл...ка, море, люди, собаки, в...л...с...педисты, деревя...ые лошадки к...русели, к...сирша городской купальн...

Все они говорят: «Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду «Ф...алка!» ⌠(2 пр.)

Маленькая б...рюзовая ящер...чка в...села и смотрела на мальчика пр...щур...ными глазами. Ящер...чка выск...чила из бурьяна погреть на солнце бисерную спину. Ящер...чка схв...тилась лапкой за камень. Она как бы говорила тоже: «Смотрите на этого сча...ливого мальчика, он пьет воду «Ф...алка»!» (1 пр.)

Задание.

Исправьте текст, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя указанные средства связи и конструкции: а) сложные предложения (что, когда, который, как, а), однородные члены, причастные обороты;

б) сложные предложения, однородные члены с обобщающим словом; причастный и деепричастный обороты; союзы, частицу даже.

В скобках указано, сколько предложений должно получиться в каждом абзаце.

Ответ.

...Усатый сразу проявил такую щедрость, что Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом, стоившей две копейки, господин потребовал не больше, не меньше, как целую большую бутылку воды «Фиалка» за восемь копеек.

Мальчик даже не поверил своим глазам, когда будочник достал белую бутылку с фиолетовой наклейкой и раскрутил тоненькую проволоку, которой была прикручена пробочка.

Бутылка выстрелила, но не грубо, как стрелял квас, а тоненько, упруго, деликатно. И тотчас прозрачная вода закипела, а из горлышка пошел легкий дымок, действительно распространивший нежнейший аромат настоящей фиалки.

Гаврик осторожно взял обеими руками, как драгоценность, холодный кипучий стакан и стал пить, чувствуя, как пахучий газ бьет через горло в нос.

Мальчик глотал этот волшебный напиток богачей, и ему казалось, что на его триумф смотрит весь мир: солнце, облака, море, люди, собаки, велосипедисты, деревянные лошадки карусели, кассирша городской купальни... И все они говорят: «Смотрите, смотрите, этот мальчик пьет воду «Фиалка»!»

Даже маленькая бирюзовая ящеричка, выскочившая из бурьяна погреть на солнце бисерную спину, висела, схватившись лапкой за камень, и смотрела на мальчика прищуренными глазами, как бы говоря тоже: «Смотрите на этого счастливого мальчика, он пьет воду «Фиалка»!..»

(В.Катаев)

 

Упражнения   для закрепления лексической нормы:

  1. Упражнения на обогащение словарного запаса.

- Правильно ли понимаете значения приведенных ниже слов?
- Сформулируйте значение слов самостоятельно и сравните с определением в словаре.
- Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения.

  1. Упражнения на лексическую сочетаемость двух типов: составление словосочетаний и задания на нахождение ошибки и правки текста.
  2. Упражнения на использование омонимов, антонимов, синонимов, паронимов также двух типов: на сочетаемость и нахождение и исправление ошибки.
  3. Упражнения на объяснение значения, восстановление фразы  по опорным словам, использование в речи фразеологической синонимии, антонимии, вариативности и исправление ошибок, связанных с неверным употреблением фразеологизмов.
  4. Упражнения на устранение ошибок, связанных с употреблением плеоназмов, тавтологии, неоправданных повторов.
  5. Следующий этап – тренировочные упражнения, в которых даются предложения с разными ошибками. Требуется назвать тип ошибки и произвести правку.
  6. Далее учащимся предлагаются упражнения более сложные: найти среди данных предложений предложение с ошибкой, классифицировать ее и произвести правку.
  7. Наконец, теперь учащиеся готовы к самому сложному – редактированию текста, чужого и своего собственного.

 

 


 

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Ганнибал подгибали задние ноги

Ганнибал подгибали задние ноги

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное

Двое стражей взлетали вместе с ним на вершину дерева так высоко, что тонкие ветви трещали и гнулись под ними, а потом с кашлем и уханьем…

Двое стражей взлетали вместе с ним на вершину дерева так высоко, что тонкие ветви трещали и гнулись под ними, а потом с кашлем и уханьем…

Мальчик даже не поверил своим глазам, когда будочник достал белую бутылку с фиолетовой наклейкой и раскрутил тоненькую проволоку, которой была прикручена пробочка

Мальчик даже не поверил своим глазам, когда будочник достал белую бутылку с фиолетовой наклейкой и раскрутил тоненькую проволоку, которой была прикручена пробочка

Наконец, теперь учащиеся готовы к самому сложному – редактированию текста, чужого и своего собственного

Наконец, теперь учащиеся готовы к самому сложному – редактированию текста, чужого и своего собственного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023