Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету
12 способов привлечения и удержания внимания ученика. Это не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включённость» психических функций ребёнка (мышления, всех видов памяти, воображения, внимания, пространственного восприятия и др.).
Представляем вам небольшую часть этого курса.
12 простых и эффективных упражнений, которые могут использовать учитель любого предмета и в любом классе.
Упражнения занимают от 1 до 5 минут, они помогут учителю полноценно включить в урок всех детей.
Почему необходимы упражнения для развития внимания?
| обеспечивают тренировку произвольного внимания;
| расширяют объём внимания;
| помогают концентрировать усилия, тренируют способность сосредоточиться на объекте;
| повышают самоконтроль;
| улучшают усидчивость, выносливость.
Попробуйте провести с Вашими учениками эти игры на внимательность:
1 Разминка
2 Муха
3 Расскажите о прошлом
4 Болгария
5 Закончи умозаключение
6 Что на обед?
7 Внимательно прослушай и правильно построй вопрос
8 Кодировщик
9 Тесты Струпа
10 Концентрируй внимание!
11 Блиц
12 Пишу - считаю
Разминка
Что нужно делать: в полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения. Задавая вопрос, показывает на того ученика, которого просит ответить.
Предложение: Тамара попросила мужа купить мясо, масло, мыло и спички.
Он пошёл в магазин и купил сало, мыло, мясо и спички.
Вопрос: Что он забыл купить? (Масло)
Предложение: Вас попросили пойти в комнату № 325 и в нижнем правом ящике письменного стола взять брошюру «Социализм и левое движение в Англии».
Вопрос: В какой комнате - 235, 355 или 325? В каком ящике? Как называется брошюра? Предложение: В перечне слов дот, мот, крот, плот, дзот вторым стоит слово крот.
Вопрос: Правильно?
Предложение: Даны 2 числа: 82 и 68. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа.
Вопрос: Сколько получилось? (46)
Муха
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Условия: в центре квадрата (5 х 5) рисуется муха. Квадрат может быть нарисован только на доске, а может быть повторён и в тетрадках.
Задаём координаты каждой клетке: слева буквы, вверху цифры (подобие игры «Морской бой»). Учитель начинает называть, куда перемещается муха из исходной точки, дети следят только глазами. Пример: муха полетела - две клетки влево, одна вверх, три вправо, одна вниз...
Когда учитель остановится, дети должны написать в тетрадях координаты клетки, в которой находится муха. Затем общая проверка и повтор в более быстром темпе, если все готовы перейти на более быстрый темп.
Усложняем:
а) увеличиваем размер квадрата: 7 х 7, 9 х 9;
б) увеличиваем темп;
в) вводим условие: если при перемещении мухи она вылетела за пределы квадрата, нужно хлопнуть в ладоши;
г) муху дети перемещают с закрытыми глазами, если вылетела - нужно хлопнуть в ладоши.
Рекомендации: для
условий «в» и «г» квадрат лучше делать небольшой - сначала 3 х 3, потом 5 х 5.
Расскажите о прошлом
Что нужно делать: рассказать о своём вчерашнем дне с конца - то есть что вы делали вечером, днём, как начался ваш вчерашний день. Заглядывая в ближайшее или более дальнее прошлое, вы активизируете внимание и память и не даёте мозгу возможности стереть эту информацию, как ненужную.
Болгария
Что нужно делать: в Болгарии принято, произнося слово «нет», кивать, а произнося слово «да» - качать головой, как мы, когда отрицаем.
Учитель договаривается с ребёнком, что на любые его вопросы надо отвечать, «как в Болгарии». За каждый правильный ответ ребёнок получает плюс, а за ошибку - минус. Условие-шутка: за каждый правильный ответ выдаётся конфетка, если ребёнок ошибся - все конфеты забираются обратно.
Самый последний вопрос: «Ты рад, что получил столько конфет?» Ребенок должен ответить «по-болгарски», иначе все конфеты учитель должен забрать.
Закончи умозаключение
Задача: Все поэты тонко чувствуют язык. Давид Самойлов - поэт. Значит, ...
Ответ: Давид Самойлов тонко чувствует язык.
Задача: Все ученики нашего класса будут участвовать в олимпиаде по математике. Антон учится в нашем классе. Значит, ...
Ответ: Антон будет участвовать в олимпиаде по математике.
Задача: Собаки не любят расставаться с хозяином. Барни - собака. Значит, ...
Ответ: Барни не любит расставаться с хозяином.
Задача: На концерт не допустят учеников 7А класса. Ваня не учится в 7А. Значит, ...
Задача: Митя уважает честных людей. Вова не всегда честен. Значит, ...
Задача: На конкурсе в вуз нужно представить танец и прочитать басню. Оксана не подготовила басню. Значит, ...
Задача: Весной день длиннее, чем зимой. Сейчас дни короче весенних. Значит, ...
Задача: У Алеши нет спортивного разряда, а у Коли есть. В секцию по теннису берут вне зависимости от наличия разряда. Значит, ...
Задача: В январе - 31 день. Декабрь совпадает с январем по этому критерию.
Значит, ...
Задача: Иван Тарасович - кандидат наук. Пользоваться читальным залом с 13 часов до 15 часов могут только кандидаты наук. Значит, ...
Что на обед?
Три подружки отправились в кафе. Прослушайте их заказ и запомните его. Даша: кофе с молоком, чизкейк.
Настя: апельсиновый сок, картошка фри.
Оля: горячий бутерброд с ветчиной и сыром, зелёный чай.
Ответьте на следующие вопросы:
Какой напиток заказала Настя?
Кто заказал чизкейк?
Даша попросила кофе или чай?
Бутерброд с чем принесут для Оли?
Кто из подружек любит картошку фри?
Кто заказал рыбу?
Внимательно прослушай и правильно построй вопрос
Что нужно делать: учитель дает короткую информацию.
Например: киты могут жить дольше 80 лет, а дельфины могут улавливать ультразвук.
Задача учеников - задать вопросы к этому информационному отрывку, соблюдая следующие установки:
а) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «да»;
б) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно»;
в) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «дельфины и киты»;
г) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет»;
д) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «в этом отрывке нет ответа на ваш вопрос». Рекомендации: текст учитель может подготовить любой. Важно, чтобы дети задавали вопрос, на который можно найти ответ в представленном предложении.
Примеры вопросов, которые должны сформулировать дети:
а) Киты - долгожители? Правда, что киты могут жить дольше 80 лет? Способность дельфинов улавливать ультразвук вас впечатлила?
б) Могут киты прожить более 90 лет? Дельфины - единственные животные существа, которые улавливают ультразвук?
в) Какие млекопитающие упоминаются в этом предложении? Кто заставил вас удивиться? Какие животные стали темой нашего разговора?
г) Здесь идет речь о возрасте дельфинов? Мы узнали что-либо новое о размере китов и дельфинов?
д) Меняется ли со временем способность дельфинов улавливать ультразвук? Влияет ли вес китов на их возраст?
Кодировщик
Что нужно делать: вставить в каждую маленькую фигуру условный знак, который показан в большой фигуре. Задание выполняется на время.
О |
А |
А |
|
|
О |
|
А |
О |
|
|
О |
А |
|
А |
|
О |
|
|
А |
о |
А |
О |
|
О |
|
|
О |
А |
О |
А |
|
|
О |
|
О |
О |
А |
А |
|
|
|
|
О |
О |
А |
А |
|
О |
|
|
|
А |
о |
|
|
А |
|
О |
А |
А |
|
О |
А |
|
|
О |
А |
|
О |
А |
|
|
А |
А |
О |
О |
|
|
|
О |
А |
|
|
А |
|
О |
|
|
|
— |
О |
— |
А |
|
О |
|
А |
О |
|
Тесты Струпа
Что нужно делать: называть вслух ЦВЕТ, а не слово.
ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ
Концентрируй внимание!
Что нужно делать: каждому ребёнку выдается карточка с заданием. Задача - максимально быстро выполнять задание учителя в каждом пронумерованном поле.
Учитель читает размеренно, но не останавливаясь. Повторы и вопросы запрещены.
1 В первом поле внутри знаменателя поставьте точку, внутри числителя — галочку.
2 Во втором поле впишите круг в треугольник.
3 В третьем поле в маленькой фигуре напишите, сколько углов в треугольнике, а в большой
фигуре напишите, сколько углов в квадрате.
4 В поле номер 4 правую вершину ромба обозначьте буквой А, верхнюю — цифрой 5, левую — буквой Ю, нижнюю — цифрой, на три меньше пятерки.
5 В поле номер 5 поставьте крестик в фигуре, третьей сверху, а в фигуре, третьей снизу,
поставьте минус.
6 В поле 6 в горизонтальной фигуре напишите слово ПАР задом-наперед.
7 В поле 7 в правом нижнем луче поставьте цифру 6, в верхнем луче цифру на 2 меньше, в
центре — местоимение 2 лица ед. числа.
8 В поле 8 поставьте точки в координатах В3, Б2, А3, В1.
9 В поле 9 в пересечении фигур поставьте стрелку, смотрящую влево.
10 В поле 10 под рядом цифр напишите их сумму.
11 В поле 11 зачеркните все глухие согласные.
12 В поле 12 соедините в квадрате северо-восточную и юго-западную вершины.
Ответ:
Блиц
Что нужно делать: к доске выходят два человека. Они должны быстро отвечать на вопросы учителя.
Учитель фиксирует, кто первым ответил, кто дал правильный ответ, тут же комментирует ответы и на доске отмечает набранные очки.
Вопросы для блица:
Правда ли, что воскресенье может быть раньше субботы?
Сказку «Колобок» написал Пушкин?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько минут надо варить крутое яйцо?
Все звуки делятся на две группы, это .
Место, где скрещиваются улицы, называется.
Лестница, которая движется, называется.
Яркая вспышка в небе - это.
Часть речи, обозначающая предмет, - это .
Часть слова без окончания?
У существительных склонение, а у глаголов?
Головной убор с козырьком?
Главные члены предложения?
Второстепенные члены предложения?
Как называются слова, противоположные по смыслу?
Если папа Егор, то отчество сына?
Она доходит быстрее, чем письмо?
Мы изучаем предмет .
Пишу - считаю
Что нужно делать: детям даётся задание писать буквы русского алфавита, пропуская каждую третью букву: а, б, г, д, ё, ж, и, к, м .
В это же время, когда дети выполняют это задание, учитель ходит по классу и в разное время делает хлопки (по одному, два или три хлопка). Дети должны, не делая нигде пометок, считать в уме, сколько раз хлопнул учитель.
Длительность упражнения - 2-3 минуты. По команде «Стоп!» каждый пишет в тетради результат (число хлопков). Выигрывает тот, кто не ошибся ни в написании алфавита, ни в подсчёте хлопков.
Варианты задания в тетради:
а) пишем две буквы алфавита, две цифры, две следующие буквы, две следующие цифры: а, б, 1, 2, в, г, 3, 4 .
б) пишем две цифры, две пропускаем: 1, 2, 5, 6, 9, 10 .
в) пишем цифры, пропуская все, где есть 3, и те, которые делятся на 3: 1, 2, 4, 5, 7, 8 .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.