Упражнения для тренировки произвольного внимания
Оценка 4.9

Упражнения для тренировки произвольного внимания

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
другое
20.09.2020
Упражнения для тренировки произвольного внимания
12 способов привлечения и удержания внимания ученика. Это не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включённость» психических функций ребёнка (мышления, всех видов памяти, воображения, внимания, пространственного восприятия и др.). Представляем вам небольшую часть этого курса. 12 простых и эффективных упражнений, которые могут использовать учитель любого предмета и в любом классе
Упражнения.docx

Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету

 

    12 способов привлечения и удержания внимания ученика. Это не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включённость» психических функций ребёнка (мышления, всех видов памяти, воображения, внимания, пространственного восприятия и др.).

Представляем вам небольшую часть этого курса.

    12  простых и эффективных упражнений, которые могут использовать учитель любого предмета и в любом классе.

 

Упражнения занимают от 1 до 5 минут, они помогут учителю полноценно включить в урок всех детей.

 

Почему необходимы упражнения для развития внимания?

| обеспечивают тренировку произвольного внимания;

| расширяют объём внимания;

| помогают концентрировать усилия, тренируют способность сосредоточиться на объекте;

| повышают самоконтроль;

| улучшают усидчивость, выносливость.

Попробуйте провести с Вашими учениками эти игры на внимательность:


 


1        Разминка

2        Муха

3        Расскажите о прошлом

4        Болгария

5        Закончи умозаключение

6        Что на обед?

7        Внимательно прослушай и правильно построй вопрос

8        Кодировщик

9        Тесты Струпа

10      Концентрируй внимание!

11      Блиц

12      Пишу - считаю

 


Разминка

Что нужно делать: в полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения. Задавая вопрос, показывает на того ученика, которого просит ответить.

Предложение: Тамара попросила мужа купить мясо, масло, мыло и спички.

Он пошёл в магазин и купил сало, мыло, мясо и спички.

Вопрос: Что он забыл купить? (Масло)

Предложение: Вас попросили пойти в комнату № 325 и в нижнем правом ящике письменного стола взять брошюру «Социализм и левое движение в Англии».

Вопрос: В какой комнате - 235, 355 или 325? В каком ящике? Как называется брошюра? Предложение: В перечне слов дот, мот, крот, плот, дзот вторым стоит слово крот.

Вопрос: Правильно?

Предложение: Даны 2 числа: 82 и 68. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа.

Вопрос: Сколько получилось? (46)

Муха

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Условия: в центре квадрата (5 х 5) рисуется муха. Квадрат может быть нарисован только на доске, а может быть повторён и в тетрадках.

Задаём координаты каждой клетке: слева буквы, вверху цифры (подобие игры «Морской бой»). Учитель начинает называть, куда перемещается муха из исходной точки, дети следят только глазами. Пример: муха полетела - две клетки влево, одна вверх, три вправо, одна вниз...

Когда учитель остановится, дети должны написать в тетрадях координаты клетки, в которой находится муха. Затем общая проверка и повтор в более быстром темпе, если все готовы перейти на более быстрый темп.

Усложняем:

а) увеличиваем размер квадрата: 7 х 7, 9 х 9;

б) увеличиваем темп;

в) вводим условие: если при перемещении мухи она вылетела за пределы квадрата, нужно хлопнуть в ладоши;

г) муху дети перемещают с закрытыми глазами, если вылетела - нужно хлопнуть в ладоши.

Рекомендации: для условий «в» и «г» квадрат лучше делать небольшой - сначала 3 х 3, потом 5 х 5.

Расскажите о прошлом

Что нужно делать: рассказать о своём вчерашнем дне с конца - то есть что вы делали вечером, днём, как начался ваш вчерашний день. Заглядывая в ближайшее или более дальнее прошлое, вы активизируете внимание и память и не даёте мозгу возможности стереть эту информацию, как ненужную.

 

Болгария

Что нужно делать: в Болгарии принято, произнося слово «нет», кивать, а произнося слово «да» - качать головой, как мы, когда отрицаем.

Учитель договаривается с ребёнком, что на любые его вопросы надо отвечать, «как в Болгарии». За каждый правильный ответ ребёнок получает плюс, а за ошибку - минус. Условие-шутка: за каждый правильный ответ выдаётся конфетка, если ребёнок ошибся - все конфеты забираются обратно.

Самый последний вопрос: «Ты рад, что получил столько конфет?» Ребенок должен ответить «по-болгарски», иначе все конфеты учитель должен забрать.

Закончи умозаключение

Задача: Все поэты тонко чувствуют язык. Давид Самойлов - поэт. Значит, ...

Ответ: Давид Самойлов тонко чувствует язык.

Задача: Все ученики нашего класса будут участвовать в олимпиаде по математике. Антон учится в нашем классе. Значит, ...

Ответ: Антон будет участвовать в олимпиаде по математике.

Задача: Собаки не любят расставаться с хозяином. Барни - собака. Значит, ...

Ответ: Барни не любит расставаться с хозяином.

Задача: На концерт не допустят учеников 7А класса. Ваня не учится в 7А. Значит, ...

Задача: Митя уважает честных людей. Вова не всегда честен. Значит, ...

Задача: На конкурсе в вуз нужно представить танец и прочитать басню. Оксана не подготовила басню. Значит, ...

Задача: Весной день длиннее, чем зимой. Сейчас дни короче весенних. Значит, ...

Задача: У Алеши нет спортивного разряда, а у Коли есть. В секцию по теннису берут вне зависимости от наличия разряда. Значит, ...

Задача: В январе - 31 день. Декабрь совпадает с январем по этому критерию.

Значит, ...

Задача: Иван Тарасович - кандидат наук. Пользоваться читальным залом с 13 часов до 15 часов могут только кандидаты наук. Значит, ...

Что на обед?

Три подружки отправились в кафе. Прослушайте их заказ и запомните его. Даша: кофе с молоком, чизкейк.

Настя: апельсиновый сок, картошка фри.

Оля: горячий бутерброд с ветчиной и сыром, зелёный чай.

Ответьте на следующие вопросы:

Какой напиток заказала Настя?

Кто заказал чизкейк?

Даша попросила кофе или чай?

Бутерброд с чем принесут для Оли?

Кто из подружек любит картошку фри?

Кто заказал рыбу?

Внимательно прослушай и правильно построй вопрос

Что нужно делать: учитель дает короткую информацию.

Например: киты могут жить дольше 80 лет, а дельфины могут улавливать ультразвук.

Задача учеников - задать вопросы к этому информационному отрывку, соблюдая следующие установки:

а) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «да»;

б) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «возможно»;

в) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «дельфины и киты»;

г) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «нет»;

д) задайте вопрос, чтобы можно было ответить «в этом отрывке нет ответа на ваш вопрос». Рекомендации: текст учитель может подготовить любой. Важно, чтобы дети задавали вопрос, на который можно найти ответ в представленном предложении.

Примеры вопросов, которые должны сформулировать дети:

а) Киты - долгожители? Правда, что киты могут жить дольше 80 лет? Способность дельфинов улавливать ультразвук вас впечатлила?

б) Могут киты прожить более 90 лет? Дельфины - единственные животные существа, которые улавливают ультразвук?

в) Какие млекопитающие упоминаются в этом предложении? Кто заставил вас удивиться? Какие животные стали темой нашего разговора?

г) Здесь идет речь о возрасте дельфинов? Мы узнали что-либо новое о размере китов и дельфинов?

д) Меняется ли со временем способность дельфинов улавливать ультразвук? Влияет ли вес китов на их возраст?

Кодировщик

Что нужно делать: вставить в каждую маленькую фигуру условный знак, который показан в большой фигуре. Задание выполняется на время.


 

О

А

А

 

 

О

 

А

О

 

 

О

А

 

А

 

О

 

 

А

о

А

О

 

О

 

 

О

А

О

А

 

 

О

 

О

О

А

А

 

 

 

 

О

О

А

А

 

О

 

 

 

А

о

 

 

А

 

О

А

А

 

О

А

 

 

О

А

 

О

А

 

 

А

А

О

О

 

 

 

О

А

 

 

А

 

О

 

 

 

О

А

 

О

 

А

О

 

 

 

 

Тесты Струпа

Что нужно делать: называть вслух ЦВЕТ, а не слово.

ЖЁЛТЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЁЛТЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЗЕЛЁНЫЙ СИНИЙ ОРАНЖЕВЫЙ

Концентрируй внимание!

Что нужно делать: каждому ребёнку выдается карточка с заданием. Задача - максимально быстро выполнять задание учителя в каждом пронумерованном поле.

Учитель читает размеренно, но не останавливаясь. Повторы и вопросы запрещены.


 

1       В первом поле внутри знаменателя поставьте точку, внутри числителя — галочку.

2       Во втором поле впишите круг в треугольник.

3       В третьем поле в маленькой фигуре напишите, сколько углов в треугольнике, а в большой

фигуре напишите, сколько углов в квадрате.

4        В поле номер 4 правую вершину ромба обозначьте буквой А, верхнюю — цифрой 5, левую — буквой Ю, нижнюю — цифрой, на три меньше пятерки.

5       В поле номер 5 поставьте крестик в фигуре, третьей сверху, а в фигуре, третьей снизу,

поставьте минус.

6       В поле 6 в горизонтальной фигуре напишите слово ПАР задом-наперед.

7       В поле 7 в правом нижнем луче поставьте цифру 6, в верхнем луче цифру на       2 меньше, в

центре — местоимение 2 лица ед. числа.

8       В поле 8 поставьте точки в координатах В3, Б2, А3, В1.

9       В поле 9 в пересечении фигур поставьте стрелку, смотрящую влево.

10     В поле 10 под рядом цифр напишите их сумму.

11     В поле 11 зачеркните все глухие согласные.

12     В поле 12 соедините в квадрате северо-восточную и юго-западную вершины.

Ответ:


 

 

Блиц

Что нужно делать: к доске выходят два человека. Они должны быстро отвечать на вопросы учителя.

Учитель фиксирует, кто первым ответил, кто дал правильный ответ, тут же комментирует ответы и на доске отмечает набранные очки.

Вопросы для блица:

Правда ли, что воскресенье может быть раньше субботы?

Сказку «Колобок» написал Пушкин?

Сколько орехов в пустом стакане?

Сколько минут надо варить крутое яйцо?

Все звуки делятся на две группы, это .

Место, где скрещиваются улицы, называется.

Лестница, которая движется, называется.

Яркая вспышка в небе - это.

Часть речи, обозначающая предмет, - это .

Часть слова без окончания?

У существительных склонение, а у глаголов?

Головной убор с козырьком?

Главные члены предложения?

Второстепенные члены предложения?

Как называются слова, противоположные по смыслу?

Если папа Егор, то отчество сына?

Она доходит быстрее, чем письмо?

Мы изучаем предмет .

 

Пишу - считаю

Что нужно делать: детям даётся задание писать буквы русского алфавита, пропуская каждую третью букву: а, б, г, д, ё, ж, и, к, м .

В это же время, когда дети выполняют это задание, учитель ходит по классу и в разное время делает хлопки (по одному, два или три хлопка). Дети должны, не делая нигде пометок, считать в уме, сколько раз хлопнул учитель.

Длительность упражнения - 2-3 минуты. По команде «Стоп!» каждый пишет в тетради результат (число хлопков). Выигрывает тот, кто не ошибся ни в написании алфавита, ни в подсчёте хлопков.

Варианты задания в тетради:

а) пишем две буквы алфавита, две цифры, две следующие буквы, две следующие цифры: а, б, 1, 2, в, г, 3, 4 .

б) пишем две цифры, две пропускаем: 1, 2, 5, 6, 9, 10 .

в) пишем цифры, пропуская все, где есть 3, и те, которые делятся на 3: 1, 2, 4, 5, 7, 8 .


 

Скачано с www.znanio.ru

Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету 12 способов привлечения и удержания внимания ученика

Упражнения для тренировки произвольного внимания детей на уроке по любому предмету 12 способов привлечения и удержания внимания ученика

Разминка Что нужно делать: в полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения

Разминка Что нужно делать: в полной тишине учитель чётко и быстро читает предложения

Расскажите о прошлом Что нужно делать: рассказать о своём вчерашнем дне с конца - то есть что вы делали вечером, днём, как начался ваш вчерашний…

Расскажите о прошлом Что нужно делать: рассказать о своём вчерашнем дне с конца - то есть что вы делали вечером, днём, как начался ваш вчерашний…

Рекомендации: текст учитель может подготовить любой

Рекомендации: текст учитель может подготовить любой

Концентрируй внимание! Что нужно делать: каждому ребёнку выдается карточка с заданием

Концентрируй внимание! Что нужно делать: каждому ребёнку выдается карточка с заданием

Сколько орехов в пустом стакане?

Сколько орехов в пустом стакане?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020