УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
«Пространство листа». Педагог показывает на пространстве альбомного листа, как надо размещать рисунки, сканировать строчки: работу следует начинать с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки (чтобы работа выполнялась строго внутри) и показать стрелками направления движения глаз.
«Карточки». Подготавливаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик). Задания:
• написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии;
• положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку;
• нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок;
• нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку;
• определить правую и левую стороны предмета. Взять книгу обеими руками и показать ее правую и левую стороны; определить правую и левую стороны предмета, который лежит на столе.
«Мое место». Отработать понятия по вертикальной оси: «право», «лево», «правее, чем...», «левее, чем...», «справа от...», «слева от...», «впереди», «сзади»; определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Коли и т.д.»; поменяться местами и продолжить игру.
«Холодно-горячо». С помощью речевых инструкций педагог подводит игрока к искомому предмету. Инструкция: «шаг направо, два шага вперед, три налево» и т.д. Если ребенок хорошо владеет ориентацией в пространстве, можно использовать план-схему.
«Лабиринт». Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом. Обязательное условие - проговаривание вслух своих пространственных действий.
«Осьминожки». Группа располагается определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.). Каждый игрок должен запомнить свое место. Под музыкальный фрагмент свободный бег по залу. Во время паузы как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: занять место, на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке.
«Моя рука, твоя рука». Составить пары и, сидя лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
«Тень». Составить пары, стать лицом друг к другу. Один из играющих, «оригинал», выполняет движения замедленно, другой в точности, как тень, копирует его. В начале проработки задания педагог на действия «оригинала» вводит некоторые ограничения: не делать сложных или нескольких движений.
«Пространство моего тела». Прикоснуться левой рукой к своему правому колену, затем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пятке и т.д.
«Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой пяточке соседа справа, затем правой рукой к правому уху соседа справа и т.д.
«Пространство за спиной». Выполнить определенные действия за своей спиной: завязать шнурки, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы, лепить что-либо из пластилина и т.д.
«Формирование квазипространственных представлений». Провести отработку понятий: «до», «после», «раньше», «позже», «между»; предложить проструктурировать последовательность времени суток, времен года, дней недели, месяцев в году; формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.