УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.docx

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

«Пространство листа». Педагог показывает на пространстве альбомного листа, как надо раз­мещать рисунки, сканировать строчки: работу следует начинать с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки (чтобы работа выполнялась строго внутри) и по­казать стрелками направления движения глаз.

«Карточки». Подготавливаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик). Задания:

• написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии;

положить кружок, справа от него - крес­тик, слева от крестика поставить точку;

нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок;

нарисовать квадрат, справа от него - кре­стик, выше крестика поставить точку;

определить правую и левую стороны предме­та. Взять книгу обеими руками и показать ее пра­вую и левую стороны; определить правую и ле­вую стороны предмета, который лежит на столе.

«Мое место». Отработать понятия по вер­тикальной оси: «право», «лево», «правее, чем...», «левее, чем...», «справа от...», «слева от...», «впереди», «сзади»; определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Коли и т.д.»; поме­няться местами и продолжить игру.

«Холодно-горячо». С помощью речевых инструкций педагог подводит игрока к иско­мому предмету. Инструкция: «шаг направо, два шага вперед, три налево» и т.д. Если ребенок хорошо владеет ориентацией в простран­стве, можно использовать план-схему.

«Лабиринт». Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом. Обяза­тельное условие - проговаривание вслух сво­их пространственных действий.

«Осьминожки». Группа располагается оп­ределенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и т.д.). Каждый игрок должен запомнить свое место. Под музыкаль­ный фрагмент свободный бег по залу. Во вре­мя паузы как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: занять место, на одну позицию вперед при движении по ча­совой стрелке.

«Моя рука, твоя рука». Составить пары и, сидя лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое пле­чо, правое колено и т.д.

«Тень». Составить пары, стать лицом друг к другу. Один из играющих, «оригинал», выпол­няет движения замедленно, другой в точности, как тень, копирует его. В начале проработки задания педагог на действия «оригинала» вводит некоторые ограничения: не делать сложных или нескольких движений.

«Пространство моего тела». Прикоснуть­ся левой рукой к своему правому колену, за­тем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пятке и т.д.

«Пространство тела соседа». Прикоснуть­ся левой рукой к правому уху соседа слева, за­тем правой рукой к левой пяточке соседа справа, затем правой рукой к правому уху со­седа справа и т.д.

«Пространство за спиной». Выполнить оп­ределенные действия за своей спиной: завязать шнурки, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы, лепить что-либо из пластилина и т.д.

«Формирование квазипространственных представлений». Провести отработку поня­тий: «до», «после», «раньше», «позже», «меж­ду»; предложить проструктурировать последо­вательность времени суток, времен года, дней недели, месяцев в году; формировать навыки ориентировки и анализа времени на цифер­блате стрелочных часов.