УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ, направлены на исследования позиции взрослых (педагогов и родителей) о применении методов физического воздействия. Формирование осознанной позиции при выборе формы наказания и возвращение ответственности за выбор метода наказания, на формирование осознанной позиции при выборе формы наказания и возвращение ответственности за выбор метода наказания.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ, направлены на исследования позиции взрослых (педагогов и родителей) о применении методов физического воздействия. Формирование осознанной позиции при выборе формы наказания и возвращение ответственности за выбор метода наказания, на формирование осознанной позиции при выборе формы наказания и возвращение ответственности за выбор метода наказания.
Материал подготовлен:
педагогомпсихологом МБДОУ д/с «Одуванчик» Федосеевой Н.А.
17.02.2012г.
Семинарпрактикум
«Психологическая помощь жертвам домашнего
насилия»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Упражнение «Физическое наказание».
1.
Цель: исследование позиции взрослых (педагогов и родителей) о применении
методов физического воздействия. Формирование осознанной позиции при выборе
формы наказания и возвращение ответственности за выбор метода наказания.
Материалы: табличка с инструкцией, четыре таблички с надписями:
«Совершенно согласен», «Согласен с оговорками», «Не согласен», «Затрудняюсь
ответить».
Ход упражнения:
ведущий предлагает подумать над следующим
утверждением – «В некоторых случаях физическое наказание оправданно». И в
соответствии со своей позицией встать возле одной из четырёх табличек с
надписями: «Совершенно согласен», «Согласен с оговорками», «Не согласен»,
«Затрудняюсь ответить». Далее ведущий акцентирует внимание на интроэктах
участников, помогает им осознать степень своего выбора по отношению к
физическому наказанию. Обязательно отмечает момент об использовании
других методов наказания и напоминает об ответственности за физическое
причинение вреда здоровью.
2. Упражнение «Виды поощрения».
Цель: формирование осознанной позиции при выборе формы наказания и
возвращение ответственности за выбор метода наказания.
Материалы: дока, мел или маркеры для доски.Ход упражнения: ведущий просит перечислить виды поощрений, которые
использую родители (воспитатели), и те, которые могут заинтересовать их детей.
(Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение
оставить друга ночевать у себя дома и т. д.).
(После обсуждения принимаются некоторые идеи.)
3. Упражнение «Правильно ли?»
Цель: расширение педагогического кругозора родителей о способах
поощрения.
Материалы: карточки с ситуациями.
Ход упражнения: Психолог предлагает послушать описание ситуаций, и
решить, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, предлагается построить фразу
как нужно.
1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!»
(Преувеличенная похвала.
Лучше сказать: «Сегодня ты играла
действительно хорошо!»)
2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки
сложены».
(Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают
одобрения.)
3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты
сегодня молодец!»
(Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты
помыл посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)
4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!»
(Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё
сделал, как было надо»).УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Индивидуальная форма.
1. Упражнение «Расскажи историю на бумаге».
Материалы: Лист бумаги, фломастер
Ход упражнения: Ребёнку предлагают сыграть в игру, которая называется
«Расскажи историю на бумаге». Если даже ребёнок не получает согласие, психолог
может начинать рассказывать и ребёнок присоединится.
На листе бумаге рисуется домик с крышей двумя окнами, дверью и двумя
трубами.
Всё сопровождается рассказом: «Жилбыл на свете мальчик (девочка) и звали
его … (имя которое предложит ребёнок) – Петя. Он жил в этом доме и вместе с ним
жили его родители и собака, которую звали … как мы её назовём? (кличку
предлагает ребёнок) Дружок. Однажды когда Петя пришёл из детского сада и не
нашёл своего Дружка. Он побежал искать его и позвал с собой… кого он позвал?
(предлагает ребёнок) маму».
Рисуется следующая картина:Сопровождается словами: «Они пошли прямо от дома, потом свернули на
право, потом прошли немного вверх и ещё раз направо. Они громко звали дружка,
но его не было».
Следующий рисунок:
Слова: « Петя с мамой перешли на другую улицу. И тоже пошли сначала вниз,
потом направо, потом вверх. Вдруг Петя вспомнил, что Дружок любил играть в
парке около пруда и побежал туда».
Следующий рисунок:Слова: « Петя кружился вокруг пруда и звал Дружка, но его не нашёл. Они с
мамой решили вернуться домой. И когда они пришли то увидели…»
Рисунок отодвигается подальше, чтобы воспринять образ который возник.
Дети чаще отвечают: «Дружка!!!». Психолог спрашивает «Что чувствовал Петя
когда Дружок потерялся? А что чувствовал Петя когда дружок нашёлся?»
Это опыт переживания утраты, который может быть схожим с опытом утраты
доверия к родителям и другим близким при домашнем насилии. С помощью таких
рассказов ребёнку будет легче рассказать о своём травматическом опыте.
Групповая форма
Упражнение «Мой мир».
1.
Цель: оптимизация психологической атмосферы, отработка травматического
опыта детей 36 лет, «отыгрывание» значимых ситуаций из прошлого ребёнка,
диагностика и коррекция внутригрупповых отношений между ребёнком
сверстниками и взрослыми.
Лист ватмана делится пополам. Детям предлагают «поселиться» на одном или
другой половине листа: в «деревне, среди других домов» либо «в глухом лесу».
Каждый ребёнок рисует собственный домик и подписывает своё имя. После того
как все домики построены, каждый участник проводит от своего домика две
тропинки к домикам тех детей, к кому он хотел бы ходить в гости. Этот процесс
обычно сопровождается у детей бурными эмоциональными проявлениями и
выяснением отношений. Здесь важно активное участие ведущего, помогающего
детям находить продуктивные способы взаимодействия.
Для коррекции негативных отношений и разрешения актуализирующихся
внутриличностных и внутригрупповых конфликтов детям предлагается различные
индивидуальные варианты продолжения рисунка: построить или разобрать заборвокруг своего дома, с согласия «хозяина» украсить его двор клумбой или цветами и
т.д.