Упражнения на развитие речевого внимания играют важную роль на пути формирования правильной и красивой речи.Чем чаще вы будете уделять внимание подобным играм и упражнениям (цель: развитие внимания, координации движений, памяти), тем легче и быстрее ребенок научится хорошо и осознанно говорить.Упражнения на развитие речевого внимания играют важную роль на пути формирования правильной и красивой речи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт.Смирных
МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области
Упражнения
на развитие речевого внимания
Материал подготовила
учительлогопед:
Ушакова Людмила Михайловна
пгт. Смирных2018
Упражнения на развитие речевого внимания
1) Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,
Мама нам испекла очень вкусные клюшки.
Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,
И вручили ему за победу педали.
2) Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду
произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем
по моей команде повторите".
Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее
одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет
хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит:
"Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста,
повторите звуки еще раз".
Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней
идет по тому же алгоритму.
Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.
Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы
убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением.
3) Ведущий: "Ребята, вы уже знаете все звуки и буквы, хорошо их
проговариваете, быстро находите в книге. Сейчас я назову, как и в прошлой
игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде
повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его
домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами
рисуем на листе белой бумаги".4) Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму.
Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего.
Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них
поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей
работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) –
упражнение "Галактическое собрание".
5) «Летает – не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы.
Если предмет летает дети поднимают руки. Если не летает руки у детей
опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки
непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо
своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий
предмет;
6) «Съедобное – несъедобное»
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет
предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик
ловится, если нет отбрасывается.
7) «Наблюдательность»
В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям
предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в
школу то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники
делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали;
8) «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти. Участники
должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течениенескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков.
Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят
товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит
наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;
9) Где, что было?
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он
отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка
требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого
количества предметов, постепенно его увеличивая.
10) Обезьянки
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и
ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или
набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня
"превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать,
повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает
конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится
игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию,
но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом
бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом
результат сравнивается с образцом).