Упражнения по русскому языку для 2 класса на тему "Многозначные слова", "Омонимы, синонимы"
Оценка 4.7
Домашняя работа
docx
русский язык
2 кл
06.08.2018
Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами составлена с целью:
• Познакомить детей с богатством омонимов и многозначных слов.
• Научить различать значения слов- омонимов.
• Научить детей видеть многозначное слово, понимать его значения.
• Обеспечивать формирование умений и навыков, необходимых для практического владения языком как средством общения.Практические методы обучения русскому языку (упражнения)
омонимы синонимы многозначные слова.docx
ОМОНИМЫ
Разные по значению, но
одинаковые по звучанию и
написанию
Омонимы, синонимы, антонимы.
СЛОВА
СИНОНИМЫ
Произносятся и пишутся по –
разному, но имеют одинаковое
или близкое значение
АНТОНИМЫ
Имеют противоположное
значение
Родина – Отечество
Чудесный – сказочный
Храбрый – смелый –
мужественный
Кушать – есть – лопать – жрать
Лук1 (растение) лук2 (оружие)
Киви1 (птица) киви2 (фрукт)
Мир1 (вселенная) мир2
(согласие)
Долг1 (обязанность)
долг2 (взятие взаймы)
1. К данным словам подобрать и записать синонимы. Поставить в словах ударение.
Товарищ ________________________ Большой ___________________________
Безмолвие _______________________ Храбрый ____________________________
Неправда _______________________ Худой ______________________________
Команда ________________________ Смеяться ____________________________
Солдат __________________________ Колотить ___________________________
Добро – зло
Молодость – старость
Встречать – провожать
Ласковый – строгий
Глубоко – мелко
2. Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Придумай название. Запиши текст
в исправленном виде.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети
загорали под его жаркими лучами.
Слова для
справок: знойные, палящее, жгучими.
3. К данным словам подобрать и записать слова антонимы.
Друг _____________________ Весёлый ____________________________
Богатство _________________ Добрый ____________________________
Богач _____________________ Тёмный _____________________________
Встреча ___________________ Стоять _____________________________
Храбрец __________________ Плакать ____________________________
4. Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А
как она поёт
5. Спишите слова, выбрав нужную букву. Запишите проверочное слово. Подчеркните орфограмму.
Образец: столб – столбы.
Утю( г , к ), гер( б , п ), бере( г , к ), ено( д , т ), парово( з , с ), пар( г , к ), сугро( б , п ), су( б , п ),
Мар( г , к ), ястре( б , п ), лоша( д , т )ь, зву( г , к ), голу( б , п )ь, шка( в , ф ). Кие( в , ф ). Оле( г ,
к ).
5. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Спишите.
Образец: Задирать нос зазнаваться, важничать
Сидеть как на иголках
Водой не разольёшь
Бить баклуши
Кот наплакал
Засучив рукава
не работает
волноваться, нервничать
коекак
бездельничать
очень спешить, торопиться Взяться за ум
Спустя рукава
Бежать сломя голову
Валится из рук
усердно, старательно
очень мало
неразлучные, очень дружные
стать умнее, рассудительнее, благоразумнее
Многозначные слова
СЛОВА
ОДНОЗНАЧНЫЕ
МНОГОЗНАЧНЫЕ
Имеют одно лексическое значение
Имеют два и более лексических значений
Ландыш, берёза
Звезда, язык, коса
1. Раздели слова на 2 группы, и запиши в два столбика
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис, грач, коса, гитара, колокольчик, каток,
парта, лук.
2. Выпишите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении,
а затем – в переносном.
Железная решетка, железная дисциплина; глубокая река, глубокое чувство; черный день, черный
карандаш; кислое яблоко, кислый вид; малиновый цвет, малиновый звон.
3. Спиши, заменяя глаголы близкими по значению.
1. Достать тетрадь из портфеля, достать билеты в театр.
2. Завести мотор, завести собаку.
3. Идет автобус, идти на работу.
4. Открыть дверь, открыть собрание.
5. Передать письмо, передать содержание рассказа.
Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается, перемещается;
отправляться. 4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.
4. Замените данные фразеологизмы синонимами.
Образец: руки не доходят – некогда.
1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к стене. 3. Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело. 6. Мое дело
сторона.
Ключи: 1. Бездельничать. 2. Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В действительности. 5. Беспрерывно. 6.
Меня это не касается.
5. Запиши буквами слова.
[й’ а м а] _______________________
[й’ о ж ы к] _____________________
[м’ э л’ н’ и ц а] ___________________
[д’ а т’ и э л] _______________________
[л’ и л’ и й’ а] _____________________
[п’ и с’ м о] _______________________
6. Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак ( . ? ! ). Умеешь ли ты собирать грибы Учись Это серьёзное и интересное дело Где отыскать
красные шапочки подосиновиков Как найти белый гриб Прочитай об этом в книгах
( По А. Ферсману.)
Упражнения по русскому языку для 2 класса на тему "Многозначные слова", "Омонимы, синонимы"
Упражнения по русскому языку для 2 класса на тему "Многозначные слова", "Омонимы, синонимы"
Упражнения по русскому языку для 2 класса на тему "Многозначные слова", "Омонимы, синонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.