5 упражнений по сценической речи
Упражнение №1. Разминка языка
Теория
Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется из-за слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.
Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не заставят себя ждать.
Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на публике, где важна четкая и внятная речь.
Описание упражнения
1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это время четко представляйте вкус сока этих ягод.
Зубы при этом разомкнуты.
2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать максимальную.
3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных уколов.
4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот. Делаем 5 повторений.
5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз пройтись по всей длине языка.
Упражнение №2. Разминка лица
Теория
Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 20-30 этих самых выражений лица.
Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.
Описание упражнения
Упражнения лучше выполнять перед зеркалом
1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.
2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов, потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие мышцы лица.
3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.
Упражнение №3. БАО ВАО ГАО
Теория
Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью, головным болям и нервозности.
Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение длится всего 3-4 минуты.
Описание упражнения
1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО». При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается только нижняя челюсть.
Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кем-то здороваетесь кивком. Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО», наклон влево «ГАО».
Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО, САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.
Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами, затем с кивком головы.
2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это упражнение с небольшим изменением.
Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок. Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак. Как будто вы кому-то показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.
Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.
Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой части упражнения. Буквосочетания те же самые.
Упражнение №4. Правильное дыхание
Теория
Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.
Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.
Описание упражнения
Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения.
Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.
Упражнение №5. На мели мы лениво…
Теория
Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но и для голоса.
Упражнение
Выучите данную трудноговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4. Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение.
На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.
Успехов Вам и творческих успехов!
8.doc
5 упражнений по сценической речи
Упражнение №1. Разминка языка
Теория
Многие проблемы с речью – дефекты, нечеткость, неполнота звуков, появляется изза
слабого языка. Язык – одна из сильнейших мышц в теле человека. Как и любая мышца, для
четкой и хорошей работы, язык требует внимания и специальных упражнений для развития.
Делать упражнения нужно до характерной сильной усталости на корне языка (у
основания). Если появляется усталость – значит все делаете правильно, и результаты не
заставят себя ждать.
Обязательно делайте разминку языка перед спектаклем и любым другим выступлением на
публике, где важна четкая и внятная речь.
Описание упражнения
1. Представьте, что у вас во рту ваша любимая ягода. И начинайте эту ягоду давать о
верхнее небо. С силой нажимайте языком на небо, потом расслабляйте. И так 10 раз. в это
время четко представляйте вкус сока этих ягод.
Зубы при этом разомкнуты.
2. Оближите зубы с внешней стороны. Губы сомкнуты. Языком оближите зубы по часовой
стрелки 5 раз, и 5 раз против часовой стрелки. При этом амплитуду старайтесь делать
максимальную.
3. Уколы в щеки. Зубы разомкнуты. Делайте акцентированные сильные уколы языком в
щеки. Надавили – подержали пол секунды – отпустили. Затем двойные уколы в щеки. То
же самое, но делаем два акцентированных укола в щеки. Всего 20 одиночных и 20 двойных
уколов.
4. Открываем рот; зацепляем язык за основание нижних передних зубов; с силой
выдавливаем основание языка вперед, держа кончик языка у основания нижних передних
зубов; держим так язык 2 секунды; кладем язык на свое место внизу рта; закрываем рот.
Делаем 5 повторений.
5. Открываем рот и осторожно покусываем язык по всей его длине. Несколько раз
пройтись по всей длине языка.
Упражнение №2. Разминка лица
Теория Человеческий глаз способен различить огромное количество выражений лица, оттенков
изменения настроения и т.д. Но нетренированное лицо способно выдавать не более 2030
этих самых выражений лица.
Слабые мышцы лица являются причиной дряблой кожи и появления «мешков» под
глазами и большого количества морщин. Это связано с тем, что многие мышцы на лице
соединяются непосредственно с кожей. Так что хорошие мышцы лица дают не только
лучшую выразительность и эмоциональность, но и красивое здоровое лицо.
Описание упражнения
Упражнения лучше выполнять перед зеркалом
1. Вытянуть губы вперед трубочкой, потом растянуть в улыбке до ушей. Зубы сомкнуты и
челюсть не двигается. Вперед как можно дальше вытягиваем губы. И тянем улыбку как
можно дальше к ушам. Вперед – в сторону. 30 повторений.
2. Вытянуть губы вперед трубочкой. Зубы сомкнуты и челюсть не двигается. По
максимальной амплитуда вращаем вытянутыми губами по часовой стрелки 10 кругов,
потом против часовой стрелки 10 кругов. Стараемся, чтобы не напрягалась шея и другие
мышцы лица.
3. Разделяем лицо вертикально на 2 половины. Получается левая и правая половина. И
начинаем двигать мышцами только одной половины лица. Упражнение выполняется до
усталости мышц одной половины. Затем переходим к другой половине лица.
Упражнение №3. БАО ВАО ГАО
Теория
Очень часто при выступлении на связках образуются зажимы. Это выражается в
писклявости голоса, неуверенности и прочих отклонениях от желаемого голоса. Также
очень много напряжения скапливается в шее, что приводит к проблемам с памятью,
головным болям и нервозности.
Данное упражнение снимает зажимы со связок и со всей шеи. Выполняя данное
упражнение раз в два дня, вы придадите голосу мягкость и бархатность. Упражнение
длится всего 34 минуты.
Описание упражнения
1. Поднять максимально высоко плечи зажимая шею. Голову не запрокидывать наверх, она
должна быть прямо. В таком положении произносите 2 буквосочетания: «БАО ВАО ГАО».
При произношении челюсть максимально открывается. Голова не двигается. Двигается
только нижняя челюсть.
Затем опускаем плечи и произносим эти же буквосочетания с наклонами головы. Т.е. идет
поворот головы в сторону, а потом кивок. Как будто с кемто здороваетесь кивком.
Сначала наклон головы направо и произносим «БАО», затем наклон вперед: «ВАО»,
наклон влево «ГАО». Таким образом нужно пройти все согласные буквы алфавита. Т.е. буквосочетания у вас
будут следующие: БАО ВАО ГАО, ДАО ЖАО ЗАО, КАО ЛАО МАО, НАО ПАО РАО,
САО ТАО ФАО, ХАО ЦАО ЧАО, ШАО ЩАО ЯЯ.
Получается каждое буквосочетание произносится 2 раза. Сначала с поднятыми плечами,
затем с кивком головы.
2. После того, как закончили с поднятыми плечами и с кивками, нужно будет сделать это
упражнение с небольшим изменением.
Теперь у нас должна не двигаться нижняя челюсть. Нужно зафиксировать подбородок.
Для этого зажимаем подбородок рукой. Сверху прижимаем большой палец, снизу – кулак.
Как будто вы комуто показывали «все отлично», выставив большой палец вверх, затем
руку повернули е себе и зажали подбородок между кулаком и большим пальцем.
Зажали подбородок и опускаем голову вниз до момента, когда нижняя часть кулака
упрется в грудь. Из этого положения надо произносить буквосочетания, поднимая всю
голову, но зафиксировав нижнюю челюсть.
Снова произносим по 3 буквосочетания и затем произносим их же с кивками, как в первой
части упражнения. Буквосочетания те же самые.
Упражнение №4. Правильное дыхание
Теория
Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете –
надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в
живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма
остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими
связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым.
Также при брюшном дыхании вы сможете произносить длинные речи, не добирая воздух.
Описание упражнения
Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по
трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь
не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите
одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения
упражнения.
Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать
правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по
комнате, следя за правильным дыханием.
Упражнение №5. На мели мы лениво…
Теория
Одна из самых распространенных трудноговорок. Очень полезна не только для дикции, но
и для голоса. Упражнение
Выучите данную трудноговорку. Ее можно использовать для выполнения Упражнения 4.
Если встретите незнакомое слово – обязательно узнайте его значение.
На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.
Успехов Вам и творческих успехов!
Упражнения по сценической речи
Упражнения по сценической речи
Упражнения по сценической речи
Упражнения по сценической речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.