Упражнения при подготовке к логопедическому занятию.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Подбор эпитетов к предмету. Назы¬вается слово, допустим собака. Какие бывают со¬баки? Узнавание по эпитетам предмета. Вос¬питатель предлагает детям отгадать, что это: зе¬леная, кудрявая, ,стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают - береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные уп¬ражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям пред-ставлениями.
Иконка файла материала Упражнения при подготовке к логопедическому занятию.doc
Упражнения при подготовке к логопедическому занятию. 1. Подбор эпитетов к предмету.  Называется слово, допустим собака. Какие бывают собаки?          Узнавание по эпитетам предмета.  Воспитатель   предлагает   детям   отгадать,   что   это:  зеленая,   кудрявая, ,стройная,   белоствольная,   душистая.  Дети   отгадывают   ­   береза.   В составлении таких загадок  должны участвовать и сами дети. Подобные уп­ ражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное   нанизывание   слов.   Слова   должны   связываться   со   знакомыми детям представлениями.                  2. Подбор к предмету действий (глаголов).  Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные   колеса   вертит,   освежает,   тучи   гоняет.   Лошадь   что   делает? Собака? Курица? и т. п.           Подбор к действиям предмета.  На   небе   сверкает,   землю   согревает,   тьму   разгоняет,  освещает.  Что   это?  ­ Солнце.          Подбор объектов к действию.   Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.                     3. Подбор обстоятельств.  Заниматься  можно как? ­ хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.                         4. Вставление детьми пропущенных слов.   Воспитатель   читает   предложения,  дети   вставляют   подлежащее,   сказуемое, пояснительные слова и т. д. (Например: «На пороге сидела и жалобно мя­укала ... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно ... (что делала?). Кошка поймала в саду ... (кого?). Шерсть у кошки ... (какая?), когти ... :rкакие?). Кошка лежала с котятами ... (где?). Котята играли мячико:л   ...   (как?).   Или:   Дворник   взял   метлу;   он   будет   ....   Пришел почтальон; он принес .... ). Затем   предложения   составляли   сами   дети,   а   доканчивает   воспитатель. («Мы   сейчас   будем  лепить,     надо   принести   ....  Я  дежурная;   мне   надо вытереть пыль; где наша ... ?  Дровосеки поехали  в лес и взяли с собой ... »).  5.  Распространение предложений.  Воспитатель говорит: «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?).  Дети идут ... (куда? зачем?) и т. д.  Надо обращать внимание на правильность построения предложений.  6. Добавление   придаточных   предложений   (подведение   к   будущим упражнениям по грамматике).  Воспитатель читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.  Предложения детей: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно,   сильный   мороз.   Город   украшают   флагами,   потому   что   завтра праздник.  Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».               7. Составные части целого.   Называется предмет, определяются его составные части, (например:  поезд  ­ паровоз , тендер, платформы, вагоны; дерево  ­  ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п.). Или дается задание: по частям определить целое, (например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?)8. Упражнение на точность номенклатуры.  Главным образом в отношении к словам, оттенки, смысла которых особенно часто  не  улавливаются  и  обуславливают   распространенные  ошибки: (одеть платье  вместо  надеть  и т. п.).   Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.  Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них   назвать   соответствующее   животное.   Или   называются   животные;     дети должны подобрать соответствующие глаголы.                  9. Составление предложений с определённым словом.  Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово (например: кошка, собака, ворона, мячик, яблоко и т.д.)                 10.  Составление предложения с несколькими данными словами. Даются   три­четыре   слова,   например:  собака,   старик,   испугаться.   Дети должны вставить их в предложение.                  11. Объяснение слов.  Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей?  Объясняя   какое   бы   то   ни   было   слово,   хотя,   например,   слово впечатление.             12. Отгадывание и составление загадок.  Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это  дается с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок  нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть»,­ означает  тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку», означает иголку. Нопостепенно они научаются классифицировать предметы, правильно  выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже самого  воспитателя.                13. Классификация предметов.  К  классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале  эти игры ведутся с   главным   образом   с   картинками. иллюстративным   материалом, Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов.  С детьми 6­7 лет, получившими соответствующую подготовку занятия по классификации возможными без иллюстрации.                                  14. Заучивание и произношение скороговорок.  Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого   поощрения,   помногу   раз   повторяют   какое­нибудь   трудно произносимое   слово,   стремясь   преодолеть   трудности   и   овладеть   про­ изношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные,   вроде:   («Коси,   коса,   пока   роса).  Дети   произносят   их медленно.   В   дальнейшем   скороговорки   подбираются   с   нарастающими трудностями: («На дворе ­ трава, на траве ­ дрова» и т. п.).  Дети   приобретают   навык   произносить   их   быстрее,   отчетливее,   порою доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к та­ ким упражнениям, конечно, нельзя.