1. Подбор эпитетов к предмету.
Назы¬вается слово, допустим собака. Какие бывают со¬баки?
Узнавание по эпитетам предмета.
Вос¬питатель предлагает детям отгадать, что это: зе¬леная, кудрявая, ,стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают - береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные уп¬ражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям пред-ставлениями.
Упражнения при подготовке к логопедическому занятию.
1. Подбор эпитетов к предмету.
Называется слово, допустим собака. Какие бывают собаки?
Узнавание по эпитетам предмета.
Воспитатель предлагает детям отгадать, что это:
зеленая, кудрявая,
,стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают береза. В
составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные уп
ражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в
формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми
детям представлениями.
2. Подбор к предмету действий (глаголов).
Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает,
мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает?
Собака? Курица? и т. п.
Подбор к действиям предмета.
На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?
Солнце.
Подбор объектов к действию.
Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п.
3. Подбор обстоятельств.
Заниматься можно как? хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много
и т. п.
4. Вставление детьми пропущенных слов.
Воспитатель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое,
пояснительные слова и т. д. (Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно ... (что
делала?). Кошка поймала в саду ... (кого?). Шерсть у кошки ... (какая?),
когти ... :rкакие?). Кошка лежала с котятами ... (где?). Котята играли
мячико:л ... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет .... Пришел
почтальон; он принес .... ).
Затем предложения составляли сами дети, а доканчивает воспитатель.
(«Мы сейчас будем лепить, надо принести .... Я дежурная; мне надо
вытереть пыль; где наша ... ? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой ...
»).
5.
Распространение предложений.
Воспитатель говорит: «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?).
Дети идут ... (куда? зачем?) и т. д.
Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
6. Добавление придаточных предложений
(подведение к будущим
упражнениям по грамматике).
Воспитатель читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.
Предложения детей: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень
холодно, сильный мороз. Город украшают флагами, потому что завтра
праздник. Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».
7. Составные части целого. Называется предмет, определяются его
составные части, (например: поезд паровоз , тендер, платформы, вагоны;
дерево ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п.). Или дается задание: по
частям определить целое, (например: циферблат, стрелки, маятник. Что это?
Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?)8. Упражнение на точность номенклатуры.
Главным образом в отношении к словам, оттенки, смысла которых особенно
часто не улавливаются и обуславливают распространенные ошибки: (одеть
платье вместо надеть и т. п.). Детям предлагаются подобные слова, а они
должны вставлять их в фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет,
лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из
них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети
должны подобрать соответствующие глаголы.
9. Составление предложений с определённым словом.
Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него
это слово (например: кошка, собака, ворона, мячик, яблоко и т.д.)
10. Составление предложения с несколькими данными словами.
Даются тричетыре слова, например: собака, старик, испугаться. Дети
должны вставить их в предложение.
11. Объяснение слов.
Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих
детей? Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово
впечатление.
12. Отгадывание и составление загадок.
Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. Вначале это
дается с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок
нескладно, например: «Такое, на что кладут, чтобы есть», означает
тарелку; или: «Такое, чтобы шить, продевать нитку», означает иголку. Нопостепенно они научаются классифицировать предметы, правильно
выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже самого
воспитателя.
13. Классификация предметов.
К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям,
видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ведутся с
главным образом с картинками.
иллюстративным материалом,
Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов.
С детьми 67 лет, получившими соответствующую подготовку занятия по
классификации возможными без иллюстрации.
14. Заучивание и произношение скороговорок.
Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без
всякого поощрения, помногу раз повторяют какоенибудь трудно
произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть про
изношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку
они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие,
нетрудные, вроде: («Коси, коса, пока роса). Дети произносят их
медленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими
трудностями: («На дворе трава, на траве дрова» и т. п.).
Дети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее, порою
доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к та
ким упражнениям, конечно, нельзя.