Справка об авторе
Муравлёва Елена Валентиновна
Ученую степень не имеет
Ученого звания нет
Должность – учитель русского языка и литературы
Место работы – ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат «
Город Жердевка, Тамбовской области
УРОК – мудрости.
Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева» Цель урока: создать в сознании учащихся образ Герасима как типичного представителя русского национального характера, показать сложность и богатство его внутреннего мира. Задачи: обучающие: 1) окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству. 2).провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя. развивающие: 1) формировать умение анализировать текст художественного произведения. 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы. 3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов. 4) учить сжато излагать повествовательный текст. 5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; 2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки. Тип урока: комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные. Необходимое техническое оборудование: проектор, ПЭВМ по количеству учащихся. ХОД УРОКА. I. Организационный момент. Перед нами стоит цель: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Основное внимание уделим исследованию характера главного героя, его духовных и нравственных качеств, на примере текста проследим за его поступками, его отношением ко всем окружающим и, самое главное, узнаем отношение автора к своему герою, и что особенно важно, отношение каждого из вас к главному герою. Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Я надеюсь, что вы после нашего урока будете лучше разбираться в людях, т.есть приобретете мудрость в общении. Но прежде чем приступить к этой работе, обратите внимание на толкование слов. (на экране) 1I. Словарная работа. Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика. Вы, наверное, не впервые задумываетесь над значением этих слов, я уверена, не раз слышали. Если сказать коротко, нравственность - это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это то, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами. Достоинство-это положительные моральные качества в человеке. 111. Работа с эпиграфом. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Какова основная мысль его? Как он связан с нашим уроком? - Что ты хочешь? Ответь, - жизнь спросила меня. Или что-то иметь, или что-то понять? - Обойдусь без богатств, но судьба мне пошли Щедрый дар любоваться Всем богатством земли. И людское участье ощутить мне позволь Мне понять бы, постичь бы И в грозу и в тиши Красоту и величье человечьей души! Вероника Частикова (главное богатство человека — его душа). -Кто из героев рассказа И.С.Тургенева обладал красивой душой? Значит, основная задача урока - выяснить, какими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке. Но прежде проведем разминку, нам необходимо вспомнить основных героев рассказа «Муму». 1V. Разминка. Ученики выполняют интерактивное задание, подбирая к иллюстрациям соответствующие цитаты из текста рассказа. V. Работать сегодня будем по группам. Каждая группа проводила исследования, чтобы постичь красоту души Герасима. Состав групп остается прежним, консультанты и исследователи: 1 группа 2 группа 3 группа Но перед тем, как приступить к серьезной работе, давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. - Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?(на глаза, выражение лица, настроение). 1.Да, многое сообщает о человеке портрет. 1 группа проводила исследование портретных зарисовок в произведении. Задание: выбрать описания портрета Герасима. При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (слайд 4). Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление. Подобрать иллюстрации любого автора. Исследователям сделать вывод о главных чертах характера героя, показанных автором.
2. 2 группа проведет экскурсию по местам жизни Герасима. Интерьер (обстановка каморки Герасима) (консультанты проведут экскурсию, а исследователи сделают вывод о влиянии природы на человека) - ЗАДАНИЕ природа в произведении «Муму», липовая аллея, парк в имении Спасское-Лутовиново, Интерьер (обстановка каморки Герасима) Вывод: все гармонично в природе, она благотворно влияет на человека. Каким становится человек, окруженный благоухающими аллеями?
3. 3 группа. Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам? Задание: Поступки Герасима, отношение к другим героям. (консультанты зачитывают важные эпизоды, раскрывающие характер Герасима. Исследователи называют основные черты героя, отношение автора к нему). –Вы, грамотно опираясь на мнение автора, доказали, что Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий. Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. –Как должен жить такой человек? А счастлив ли тургеневский герой? - В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжается барыня) ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом. Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...» индивидуальное задание Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души не чаяли друг в друге.. . Рефлексия: Ребята, закройте глаза, представьте темную каморку Герасима, он склонился над маленьким мягким, беззащитным комочком и только звуки сверчков нарушали их молчание. Музыка КТО же вмешался в их жизнь на этот раз? (Барыня велела прогнать собаку со двора). V11/ Физкультминутка.
Раз, два, три - посмотри
Мне в глаза по-доброму. (повернуться друг к другу)
Улыбнись, плечом прижмись
И давай похлопаем! (3 раза хлопки в ладоши друг с другом)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили . – Какой была барыня? (слайд 6) (фильм о поведении барыни слайды фотографий) индив.з. А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и насладиться силой театрального искусства. Сядьте поудобнее, смотрите внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня. Слайды с изображением барыни. – Что отличает барыню, изображенную художниками от барыни, изображенной вашими одноклассницами – Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) - Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? Чтение по ролям эпизода «Осада каморки» (автор –Пантелеева, Гаврила - , ……..- Чижов – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни не исполнить нельзя. – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. -Какое решение принимает Герасим? Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла -Кто оказался победителем в этом нравственном поединке? – Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? -Барыня не смогла отнять у него право быть человеком. В последнем эпизоде с кем сравнивает автор Герасима? . Чтение заключительного эпизода. (Есикова Ирина) или Пересказ сжатый - индивидуальное – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?
Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался VII. Заключительный этап урока. Составьте связное высказывание из выводов урока. Еще раз обратимся к эпиграфу -Скажите можно ли считать главного героя Тургенева обладателем красивой души? - Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. (Бредихина - связное высказывание). Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь. Вы приобрели хороший опыт – это мудрость, которая поможет вам в жизни ценить хороших людей и обходить стороной жестокость. - На прощание, пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. - Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. - Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».
· «Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым? А кто разгадал эту загадку? Учитель Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему? «Я рада была с вами сегодня …... Урок окончен. Всем спасибо.
Домашнее задание: написать притчу, сказку или стихотворение на тему «Красота человеческой души».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.