УРОК – мудрости. Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева»
Оценка 4.9

УРОК – мудрости. Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева»

Оценка 4.9
Библиография
doc
русская литература
8 кл
14.09.2020
УРОК – мудрости. Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева»
Методика изучения «Капитанской дочки» в школе имеет давнюю традицию, поскольку это произведение всегда входило в школьные программы. Прошли десятилетия, многое изменилось, в том числе и отношение молодого поколения к героям пушкинского романа, иначе строятся характеристики персонажей и сочинения учащихся. Работа над этим произведением активного участия восьмиклассников, поскольку ориентировано на реализацию творческого подхода. Особое внимание уделяется решению воспитательных задач.
открытый урок - исследование по Тургеневу.doc

 

Справка об авторе

Муравлёва Елена Валентиновна

Ученую степень не имеет

Ученого звания нет

Должность – учитель русского языка и литературы

Место работы – ТОГБОУ «Жердевская школа-интернат «

Город Жердевка, Тамбовской области

 

УРОК – мудрости.

Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева»                                                                                                                                               Цель урока: создать в сознании учащихся образ Герасима как типичного представителя русского национального характера, показать сложность и богатство его внутреннего мира.                                                                                             Задачи:                                                                                                                                                                            обучающие: 1) окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.                                                                                                                                        2).провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.                                                                                                                                         развивающие:                                                                                                                                                                                1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.                                                                                                                                  2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.                                                                                                              3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.                                                                                                                                                                                        4) учить сжато излагать повествовательный текст.                                                                                                     5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.    воспитательные:                                       1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;                                                                                                                    2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.                                                                                                                                                             Тип урока: комбинированный.                                                                                                                               Формы работы учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.                                                                                                               Необходимое техническое оборудование: проектор, ПЭВМ по количеству учащихся.                                   ХОД УРОКА.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        I. Организационный момент.   Перед нами стоит цель: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Основное внимание уделим исследованию характера главного героя, его духовных и нравственных качеств, на примере текста проследим за его  поступками, его отношением ко всем окружающим и, самое главное, узнаем отношение автора к своему герою, и что особенно важно, отношение каждого из вас к главному герою. Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Я надеюсь, что вы после нашего урока будете лучше разбираться в людях, т.есть приобретете мудрость в общении. Но прежде чем приступить к этой работе, обратите внимание на толкование слов. (на экране)                                                                                                                                                                                  1I. Словарная работа.                                                                                                                       Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.                                                                                                                                Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.                                                                                                                                   Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.                                                                                                                                                                         Вы, наверное, не впервые задумываетесь над значением этих слов, я уверена, не раз слышали. Если сказать коротко, нравственность - это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это то, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами. Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.                                                                                                                                  111. Работа с эпиграфомОбратите внимание на эпиграф к уроку. Какова основная мысль его?  Как он связан с нашим уроком?                                                                                                        - Что ты хочешь? Ответь, -      жизнь спросила меня.                                                                               Или что-то иметь, или что-то понять?                                                                                                                                   - Обойдусь без богатств,                                                                                                                                                  но судьба мне пошли                                                                                                                                           Щедрый дар любоваться                                                                                                                                       Всем богатством земли.                                                                                                                                                 И людское участье ощутить мне позволь                                                                                                                  Мне понять бы, постичь бы                                                                                                                                                    И в грозу и в тиши                                                                                                                                            Красоту и величье человечьей души!  Вероника Частикова                                                        (главное богатство человека — его душа).                                                                                                       -Кто из героев рассказа И.С.Тургенева обладал красивой душой?                                                                       Значит, основная задача урока - выяснить, какими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке. Но прежде проведем разминку, нам необходимо вспомнить основных героев рассказа «Муму».                                                                                                                                                                                1V. Разминка. Ученики выполняют интерактивное задание, подбирая к иллюстрациям соответствующие цитаты из текста рассказа.                                                                                              V. Работать сегодня будем по группам. Каждая группа проводила исследования, чтобы постичь красоту души Герасима. Состав групп остается прежним, консультанты и исследователи: 1 группа 2 группа 3 группа                                                                                                      Но перед тем, как приступить к серьезной работе, давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.                                                                                                                                        - Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?(на глаза, выражение лица, настроение).                                                                                                                              1.Да, многое сообщает о человеке портрет. 1 группа проводила исследование портретных зарисовок в произведении.    Задание: выбрать описания портрета Герасима. При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (слайд 4). Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление. Подобрать иллюстрации любого автора. Исследователям сделать вывод о главных чертах характера героя, показанных автором.

2. 2 группа проведет экскурсию по местам жизни Герасима. Интерьер (обстановка каморки Герасима) (консультанты проведут экскурсию, а исследователи сделают вывод о влиянии природы на человека) - ЗАДАНИЕ природа в произведении «Муму», липовая аллея, парк в имении Спасское-Лутовиново, Интерьер (обстановка каморки Герасима)                                                                                     Вывод:  все гармонично в природе, она благотворно влияет на человека. Каким становится человек, окруженный благоухающими аллеями?

3. 3 группа. Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам? Задание: Поступки Герасима, отношение к другим героям. (консультанты зачитывают важные эпизоды, раскрывающие характер Герасима. Исследователи называют основные черты героя, отношение автора к нему).                                                              –Вы, грамотно опираясь на мнение автора, доказали, что                                                                                                                                      Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий. Он резко выделяется среди других дворовых своими     человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой.                                       –Как должен жить такой человек? А счастлив ли тургеневский герой?                                                                                 - В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжается барыня)                                                                                                                        ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.                                                                                                                                            Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...» индивидуальное задание                          Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души не чаяли друг в друге.. .                                                                                                                      Рефлексия: Ребята, закройте глаза, представьте темную каморку Герасима, он склонился над маленьким мягким, беззащитным комочком и только звуки сверчков нарушали их молчание. Музыка                                                                                                                 КТО же вмешался в их жизнь на этот раз? (Барыня велела прогнать собаку со двора). V11/ Физкультминутка.

Раз, два, три -  посмотри

Мне в глаза по-доброму. (повернуться друг к другу)

Улыбнись, плечом прижмись

И давай похлопаем! (3 раза хлопки в ладоши друг с другом)

 

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили .                                                                                                                                          – Какой была барыня? (слайд 6) (фильм о поведении барыни слайды фотографий)     индив.з.             А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и насладиться силой театрального искусства. Сядьте поудобнее, смотрите  внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня. Слайды с изображением барыни.                                                                                                                                                                               – Что отличает барыню, изображенную художниками от барыни, изображенной вашими одноклассницами                                                                                                                                                                    – Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)                                                                                                                                   - Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? Чтение по ролям эпизода «Осада каморки» (автор –Пантелеева, Гаврила -                 ,    ……..- Чижов                                                                                                                                               – Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?                                                                      Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни не исполнить нельзя.                                                                                                                                                                     – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.                                                                                                                                                                          -Какое решение принимает Герасим?                                                                                                       Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла                                                                                                                                 -Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?                                                                               – Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?                                                                              -Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.  В последнем эпизоде с кем сравнивает автор Герасима? .   Чтение заключительного эпизода. (Есикова Ирина) или            Пересказ сжатый - индивидуальное                                                                                                                                – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался                                                                                                      VII. Заключительный этап урока. Составьте связное высказывание из выводов урока.  Еще раз обратимся к эпиграфу                                                                                                                    -Скажите можно ли считать  главного героя Тургенева обладателем красивой души?                                                                                                                                                         - Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни.  (Бредихина -  связное высказывание).                                                                                                                Читая Тургенева в наши дни , мы не только узнаём, как жили и боролись за свободу его современники, но и проникаемся любовью к героям за их душевную красоту, смелость, умение самостоятельно строить свою жизнь.  Вы приобрели хороший опыт – это мудрость, которая поможет вам в жизни ценить хороших людей и обходить стороной жестокость.                                                                                                       - На прощание, пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.                                                                 Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.                                                                                            - Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.                                                                                                                                                            - Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

·         «Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым? А кто разгадал эту загадку?                                                                                                       Учитель Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?                                                                            «Я рада была с вами сегодня …... Урок окончен. Всем спасибо.          

Домашнее задание: написать притчу, сказку или стихотворение на тему «Красота человеческой души».                                                                                                                                 

 

 

 

 


Справка об авторе Муравлёва Елена

Справка об авторе Муравлёва Елена

Работа с эпиграфом . Обратите внимание на эпиграф к уроку

Работа с эпиграфом . Обратите внимание на эпиграф к уроку

Как должен жить такой человек?

Как должен жить такой человек?

Герасима? . Чтение заключительного эпизода

Герасима? . Чтение заключительного эпизода

УРОК – мудрости. Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева»

УРОК – мудрости. Тема урока: «Красота и величье человечьей души в произведении И.С.Тургенева»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020