Урок № 28. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства.
Задачи обучения
1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Райнт.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (8 25-27), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.
Формируемые УУД: познавательные.
Ход урока
1. Изложение нового материала («Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства»)
спросим у обучающихся, знают ли они, что означает понятие композиция, откуда оно пришло в нашу речь. Обратим внимание детей на то, что композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того что- бы произведение приобрело наибольшую выразительность.
Объясним ученикам правила, приёмы и средства композиции, приводя примеры. Рассмотрим вместе с ними рисунки в учебнике, продемонстрируем реальные объекты — салфетки, платки с росписью, кружева.
Для объяснения значения понятий фактура, текстура, колорит также необходимо иметь реальные объекты, чтобы на их примере обучающиеся смогли не только запомнить значение этих понятий, но и рассмотреть и понять через осязание, что они означают.
Поясним обучающимся, что для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их. Сформируем умение стилизовать, в нем поможет задание в рабочей тетради.
2. Самостоятельная работа
Предложим обучающимся выполнить п. 1 задания 24 из рабочей тетради.
3. Продолжение изложения нового материала («Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте»)
Ознакомим обучающихся с понятием орнамент, рассмотрим рисунки в учебнике с изображениями орнамента в народной вышивке. Расскажем школьникам о значении различных символов в орнаменте.
Используя межпредметные связи с изобразительным искусством, побеседуем о многообразии цвета: ахроматических и хроматических, основных и дополнительных цветах, смешнии цветов, получении цветового круга из шести и двенадцати цветов.
Используя рис. 111, 112 из учебника, поговорим о сочетании различных цветов в композиции, правилах создания гармонических цветовых композиций. Объясним, что цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо- ния, если квадрат, — четырёхцветная. Рассмотрим рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». Побеседуем о видах цветовых композиций, геометрических формах, применяемых при их создании. Покажем цветовые композиции, созданные на листах бумаги в клетку.
Расскажем о возможности создания гармоничных цветовых композиций в графическом редакторе Райнт. Продемонстрирем основные возможности редактора. Рассмотрим пример создания графической композиции на рис. 114 из учебника.
4. Самостоятельная работа
Предложим обучающимся выполнить в рабочей тетради п. 1 задания 25, п. 1-3 задания 26.
5. Практическая работа
№ 15. Создание композиции в графическом редак- торе
С помощью компьютера и графического редактора Райнт в соответствии с заданием практической работы № 15 обучающиеся должны выполнить монохромную чёрно-белую, монохромную цветную и хроматическую цветовую композиции из двух, трёх и четырёх цветов. Для облегчения и ускорения работы мы должны предложить ученикам готовый рисунок, созданный в графическом редакторе, — сетку из клеток. Обучающимся нужно сделать заливку цветом этих клеток, а при необходимости предварительно провести в них диагонали.
Если нет возможности создать композицию с помощью графического редактора, предложим ученикам выполнить задание фломастерами в рабочей тетради или на листах бумаги в клетку.
Вводный инструктаж. объявляем тему, цели и задачи практической работы.
Критерии оценки практической работы. Выработаем и обсудим с обучающимися критерии оценки качества работы, например:
® в ахроматической (бесцветной) композиции элементы белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого цвета;
® для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;
® для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов вписанного треугольника.
Текущий инструктаж. следим за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даём индивидуальный инструктаж.
Предложим обучающимся выполнить работу в такой последовательности:
1) сделать эскиз на листе бумаги в клетку;
2) загрузить в Райнт изображение сетки (учитель заранее составляет такую сетку);
3) в соответствии с эскизом нанести диагональные линии;
4) выполнить заливку элементов различными цветами в соответствии с эскизом;
5) сохранить изображение.
Заключительный инструктаж. Объявляем об окончании работы.
6. Контроль формирования знаний
Контроль формирования знаний по темам может осуществляем с помощью заданий «Проверь себя> в рабочей тетради в начале следующего урока. Обучающиеся могут про читать дома материал параграфов, поупражняться в составлении гармоничных цветовых композиций и лучше усвоить материал.
7. Домашнее задание
· Прочитать $8 25-27. Ответить на вопросы параграфов.
· Выполнить задание «Используй компьютер» из рабочей тетради.
· Принести на следующий урок цветные лоскуты хлопчатобумажной ткани, при необходимости — ткань для основы или картон для шаблонов, инструменты для раскройных и швейных работ.
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.