Тема : Что такое деньги?
Цель: создать условия для осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей создания денег, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Ход урока:
Организационный момент
Все расселись по местам,
никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
1.Вводная часть.
Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Экономика)
Главная задача экономики ?(Удовлетворение разнообразных потребностей людей.)
Что такое потребности?
(Все что нужно человеку для жизни называются потребностям)
Сегодня мы продолжаем открывать тайны экономики. А вот какое экономическое понятие будем сегодня исследовать, вы узнаете,
Кто , это на экране?
- Как называется это произведение? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха»)
- Вспомните первые строки этого произведения.
( Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар.)
- Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)
- Как купила? ( Заплатила деньги.)
- О чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)
*Узнаем… (что такое деньги?….для чего они нужны?...их историю возникновения.)
*Познакомимся… со способами обмена.
*Пополним…словарный запас.
3. Открытие нового знания.
Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги? Каково их значение? (ответы детей)
А Юля найдет в словаре Ожегова определение деньги
А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читает
« Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества.
Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей?
Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они
просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры,
земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и
кожу.
Инсценирование . Мальчик и девочка оказались у вождя древнего племени. Давайте послушаем их разговор.
Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходится выменивать у соседних племён то, чего у нас нет.
Мальчик. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.
Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.
Девочка. А это почему?
Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружится.
Мальчик. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на наушники. А наушники – на рыбок!
Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.
Девочка. Да уж, эти мальчишки, всё, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё все выменивать.
Вождь. Вот здорово! Решено! Пусть будет так!
(артисты уходят)
5.Первобытные люди осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)
- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?
-Такой вид обмена называется бартер
- Найдите на стр. 66 3 абзац определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие
- Кажется, все просто и удобно. Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:
У Иры есть груша, а она хочет апельсин.
У Максима есть апельсин, а хочет он банан.
У Миши есть банан, а хочет он грушу.
- Как быть? (Решение экономической задачи)
- Согласитесь, это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей. А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно. Очень сложен бартер и для предприятий. Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа.
- На стр. 67 1 абзац найдите определение, что такое купля – продажа. ( Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)
- Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.
- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа).
(
_________________________________________
- С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок . РАБОТА в группах
- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается.
"Сказка о петушке и бобовом зернышке".
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.(бартер)
"Сказка о мужике-бедняке".
"Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на эти деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…" (Купля – продажа)
- Что значит купить товар? (Купить товар - обменять его на определенное количество денег).
- Так что же такое деньги? Найдите определение этого слова на стр. 67 во втором абзаце.
Вывод. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
8.Из истории денег
Послушаем сообщение ребят «Из истории денег».
Ученик1.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Но обменивать товары очень сложно. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы, например морские раковины, шкурки зверей и даже сушёная рыба.
Ученик 2 .
Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди. Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.
Ученик 1: И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты - все, во что вложен труд.
Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем люди придумали деньги разного достоинства.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было
В разных странах сейчас используют разные денежные единицы
В России это рубль . в США – доллар, а во многих Европейских странах ЕВРО
Рассмотрите денежные единицы России ( показ)
11. В качестве чего получают деньги большинство людей?
В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).
Что покупает человек на заработанные деньги?
Товары и услуги.
Но все ли деньги человек расходует? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?
Ученики: Сбережения
12.Работа над пройденным материалом.
Определите, какую функцию выполняют деньги в каждой задаче. По одной задаче у ряда
Задача 1
Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец Муравей сдал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:
- средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).)
Задача 2.
Цена телевизора - 15000 рублей. Цена плеера - 1600 рублей. Какой товар дороже? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).)
Задача 3.
Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Выберите один из вариантов:
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара).
14.Проверка усвоения материала.
- А теперь сосредоточьтесь и ответим на вопросы
Каждый товар должен попасть к тому, кто в нём нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: _____(бартер и купля – продажа). (Деньги)____-это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги . В качестве оплаты за работу получают ____(зарплату). Часть денег откладывают на будущее – это __(сбережения).
15.Заключение.
ь:
А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. (На доске карточки со словами: книга, яблоко, карандаш, рубашка, колбаса, браслет, дружба, ….) Все ли можно купить за деньги? Нет. Чего нельзя купить? Приведите свои примеры.
16.Итог урока.
Ответили ли мы в ходе урока на поставленные вопросы?
Что такое деньги?
Какие виды обменов вы знаете?
Сегодня на уроке:
· Я узнал…
· Я научился…
· Мне понравилось…
· Я бы хотел…
17. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.