Урок 15. Берегите воду!.doc
Оценка 4.8

Урок 15. Берегите воду!.doc

Оценка 4.8
doc
27.10.2023
Урок 15. Берегите воду!.doc
Урок 15. Берегите воду!.doc

25. 10. 19 г                    3 класс               окружающий мир

Урок 12. Берегите воду!

Цели деятельности учителя:

Обучающие: способствовать формированию и обобщению знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой; формированию понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе; создать условия для приобретения учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.

Развивающие: способствовать развитию познавательных психических процессов.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к пресной воде; преодолению потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней.

Оборудование: карточки для опроса; картинки с изображениями реки, деревьев, цветов, солнца, животных.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Тестирование.

Тест

Подчеркни правильный ответ:

1. Прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

а) воздух;                        б) огонь;             в) лед.

2. Что имеется в виду, когда мы говорим «тепло», «холодно»?

а) Вода, налитая в стакан;           б) температура;           в) одежда.

3. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом…

а) тел;                               б) камней;           в) частиц.

4. Сколько состояний имеет вода?

а) 3 состояния;                б) 4 состояния;   в) 2 состояния.

5. Прозрачная, бесцветная жидкость…

а) лимонад;                      б) нефть;             в) вода.

2. опрос по карточкам (предлагается нескольким учащимся).

Карточка № 1

Впиши вместо точек пропущенные слова:

Вода при нагревании… (расширяется), а при охлаждении… (сжимается). В воде растворяются… (некоторые) вещества, поэтому вода хороший… (растворитель). Воду можно очистить с помощью… (фильтра).

Карточка № 2

Какие свойства имеют вода и воздух? Выбери из таблицы эти свойства и запиши ответ нужной цифрой.

Вещество

Ответы

Свойства

Воздух

1, 2, 3, 4, 6

1. без цвета.

2. без запаха.

3. расширяется при нагревании.

4. сжимается при охлаждении.

5. растворитель.

6. плохо проводит тепло

Вода

1, 2, 3, 4, 5

3. Фронтальный опрос.

– дома вам надо было сочинить сказку о путешествии капельки. (Учащейся рассказывает сказку.)

– Что произошло бы на Земле, если бы вода прекратила свое путешествие?

– Почему воду называют «вечной путешественницей»?

– В каких состояниях находится вода в природе? (Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном.)

– Как выглядит вода в природе в твердом состоянии? (Лед, снег.)

– Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Пар, туман.)

– Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т. д.)

– Какие свойства воды вы знаете? (без запаха, без вкуса, бесцветная, вода – растворитель, имеет свойство фильтрование, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.)

– Где в быту используются свойства воды – растворитель? (На кухне, при готовке еды; когда умываемся.)

– Как связана жизнь людей с мировым океаном? Докажите примерами.

– Почему говорят, что вода – богатство планеты?

Физкультминутка

Льется чистая водица,                                                  Крепко щеткой зубы трем.

Мы умеем сами мыться.                                               Моем шею, моем уши,

Порошок зубной берем,                                                После вытремся посуше.

II. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока.

– Итак, мы уже многое узнали о воде. какую часть нашей планеты занимает вода? (Три четверти планеты.) Действительно, воды очень много на Земле. Почему же постоянно говорят о том, что надо беречь воду, что она наше богатство? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Картинка с изображением реки.)

Учитель, рассказывая, на доске моделирует картинку: деревья, цветы, солнце, животные.

Течет река. Бежит река.                                                Растут деревья и цветы,

Бежит река издалека.                                                    И солнце светит с высоты.

Как хорошо, когда река                                                И на рассвете звери

И широка, и глубока.                                                    Идут к реке попить воды.

– Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться.)

– Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему, спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше, и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешься в квартире, не постираешь. На уборку городских улиц, мытье машин тоже требуется вода. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно использовать 250 тонн воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. И поэтому ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.

А происходит это примерно так: приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.

– Что происходит? (Река загрязняется.)

– Проходит время, и на берегу реки люди строят завод для изготовления бумаги. Он использует чистую воду и потом грязную сливает обратно в реку.

– Что может случиться с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет.)

– Значит, нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей.)

– Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе? (Ответы учащихся.) Вот и возникло противоречие между людьми (обществом) и природой.

– Как вы понимаете значение этого выражения «противоречие между обществом и природой»?

– Возникает вопрос: что же делать?

– Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает ответы 2–3 человек.)

Работа с учебником (с. 59–60).

– Давайте узнаем, что предлагает автор учебника. (учащиеся читают статью на странице 59.)

– Нам осталось найти ответ ещё на один вопрос, поставленный в начале урока: почему воду надо беречь, ведь её так много на Земле? (Выслушиваются мнения учащихся по данному вопросу.)

давайте обратимся к учебнику и узнаем, правильны ли ваши предположения (с. 59–60, первая статья).

Вопросы по прочитанному:

– Какую воду употребляют для своей жизнедеятельности растения, животные и человек? (Пресную, несолёную.)

– Почему морская вода имеет вкус, мы ведь говорили, что чистая вода без вкуса? (Потому что морская вода солёная.)

Опыт: получение морской воды.

– Давайте получим морскую воду опытным путём. В ней растворено много различных солей, примерно спичечный коробок соли на 1 литр воды.

– Пригодна ли морская вода для питья? Почему? Докажите словами из текста. (Солёная вода вызовет гибель клеток крови, а значит, приведёт к смерти организма.)

– Кто из вас знает, какое самое соленое море?

Сообщение ученика о Мертвом море (работа с картой).

– Собственно говоря, это даже не море, а озеро, но с очень соленой водой, почти в восемь раз более соленой, чем в океане.

Если хлебнуть глоток воды из Мертвого моря, она жжет, как едкая жидкость. Если войти в него по колени, то очень трудно передвигать ногами – так тяжела его вода. В воду нельзя нырнуть или плыть по воде в обычном положении, по поверхности моря плывешь, как пробковый буек.

В давние времена римский император из любопытства приказал бросить в его воды рабов, скованных железными цепями, но они не утонули.

Своей исключительной соленостью Мертвое озеро обязано засушливому климату и сильному испарению. Осадков выпадает мало, а горячее солнце круглый год обжигает своими лучами теплые воды этого соленого бассейна.

Беседа:

– Почему же к воде надо относиться очень бережно? (Хотя на Земле много воды, но большая её часть – это морская вода, непригодная для питья. Пресной воды на Земле мало.)

– Как же надо расходовать воду? (Экономно.)

– Как вы, дети, можете  помочь  в  экономном  расходовании  воды?  (Выслушиваются мнения детей.)

Работа с учебником (с. 60–61).

– Давайте узнаем, какие ещё способы предлагает нам учебник. Познакомьтесь со второй статьей (с. 60–61).

– Какие меры надо принимать, чтобы вода оставалась чистой? Почему?

– Оказывается,  воду  можно  очищать.  Как  можно  воду  очищать?  троить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ; загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.)

– Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы, дети, можете принимать участие в охране воды? Как? (не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода.)

– Из одного водопроводного крана, если из него будет течь струйка толщиной со спичку, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу доверху. (экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь.)

– Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника «Не расходуй воду напрасно!» (c. 62), которую вы прочитаете дома.

Беседа.

– А еще хочу сказать, что многие ребята, живущие в поселках и городах, которые расположены недалеко или на берегах рек, вместе со взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой патруль». Собирают мусор у водоемов. Существует и всемирно известная организация «Гринпис».

– Кто знает, как переводится слово «Гринпис»? может, кто-нибудь слышал? («Зеленый мир».)

– Эта организация тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютеры и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции, например, защита озера Байкал от загрязнения после строительства нефтепровода и других.

– А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.

III. Закрепление изученного материала: просмотр фрагмента видеофильма.

– Понравился вам фильм? Что вы запомнили? (Вода – это богатство, которое нужно беречь. Она источник жизни на Земле.)

IV. Итог урока.

– Чему вы научились на уроке? (Мы получили новые знания о воде и сделали вывод, почему ее необходимо беречь. Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.)

– А также мы попытались разобраться, как можно разрешить противоречия между обществом и природой по охране воды.

Домашнее задание: учебник, с. 59–63 (читать), с. 63 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 25–26.


Урок 12. Берегите воду! Цели деятельности учителя :

Урок 12. Берегите воду! Цели деятельности учителя :

В каких состояниях находится вода в природе? (Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном

В каких состояниях находится вода в природе? (Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном

Вопросы по прочитанному: – Какую воду употребляют для своей жизнедеятельности растения, животные и человек? (Пресную, несолёную

Вопросы по прочитанному: – Какую воду употребляют для своей жизнедеятельности растения, животные и человек? (Пресную, несолёную

А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов

А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023