Дата: 15. 11. 19 3 класс окружающий мир
Урок 19. Размножение и развитие растений
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для формирования представлений о размножении и развитии растений из семени; установления последовательности развития растения из семени; определения, из чего образовалась каждая часть взрослого растения.
Развивающая: способствовать развитию наблюдательности и логического мышления.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, стремления охранять её.
Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2 см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени»; кроссворд «Цветок»; аудиозапись звуков жужжания пчёл, шмелей; магнитофон.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– послушайте загадку:
• Дышит, растёт, а ходить не может. (растение.)
– Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях.
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
1. Признаки жизни растений.
– Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме (на доске):
Ученик должен заполнить схему недостающими сведениями.
– Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце (свет, тепло), вода.)
2. Части (органы) растения.
На доске: рисунки с изображением дерева, кустарника, травянистого растения. – Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений. На доске: рисунок с изображением растения – фасоли. – Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их. (Корень, стебель, листья, цветок, плод – стручок с семенами.) |
|
– Вспомните, что вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд:
1. Группа растений, которые имеют все органы: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами. (Цветковые.) 2. Лист хвойного дерева. (Хвоя.) |
|
3. Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень.)
4. Стебель деревьев. (Ствол.)
5. Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод.)
6. Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал.)
– Прочитайте получившееся слово. (Цветок.)
– Что образуется на месте цветков?
– Какую часть растения используют для размножения? (семена.)
Спор органов растения. (Сценка, в роли органов растений – заранее подготовленные учащиеся.)
Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.
Стебель (с обидой). Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.
Лист (с возмущением). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас, корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.
Учитель вмешивается в спор.
– Что могут сказать эксперты об этой удивительной «кухне» с научной точки зрения?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение.
Вопросы для обсуждения:
– Для чего цветет цветок?
– Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?
III. Изучение нового материала.
1. Опыление растений.
Научная лаборатория (исследование).
– Итак, объектом исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов…
Звучит аудиозапись.
– Что услышали? (Жужжание пчёл, шмелей.)
– Почему их так много? (питаются цветочным соком – нектаром.)
– Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Как вы думаете, почему так произошло?
– Оказывается, насекомые не только кормятся, но и выполняют важную работу – опыление.
– Что же такое опыление? Разобраться в этом нам поможет модель цветка. У цветков есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки – пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на какой-нибудь части тела – на спинке, крыльях или брюшке – прилипает. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения, и пыльца попадает на это растение. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Такой цветок называют пустоцветом. Таким образом, пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микроптички и переносится ею с цветка на цветок.
– После опыления из цветков появляются плоды, а в них – семена. В нашу научную лабораторию попали семена нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить, как же путешествуют, то есть распространяются эти семена. Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать!
1-я группа – клён; 3-я группа – одуванчик;
2-я группа – череда; 4-я группа – репейник.
– Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (вправо-влево.)
Больше спать не захотел. (вперёд-назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и улетел. (руками – вправо-влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся. (Покружиться.)
2. Распространение семян.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Плоды и семена растений – настоящие путешественники. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)
– Похож на него козлобородник. Семена одуванчика, козлобородника распространяются ветром.
– Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики.)
– Найдите в гербарии семена, которые тоже распространяются с помощью ветра. Как догадались? (плоды клёна имеют крылышки.)
– У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.
– Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений.
Выступления учащихся.
Сообщение о перекати-поле.
– Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати-поле» (джузгун).
– Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»?
Сообщение о подорожнике.
– Есть растения-«зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека».
Сценка (разыгрывают заранее подготовленные ученики).
– Иди, куманёк, по этой дорожке и придёшь в деревню. Там и курятник найдёшь. Одну-две курицы утащишь, вот тебе и ужин.
– А если с дороги собьюсь?
– Видишь листья подорожника?
– Ну и что?
– Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше.
– К человеку, значит, поближе захотел.
– Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова?
– Да как, кума, не понять?
Вопросы для обсуждения:
– Почему подорожник так назвали?
– Как распространяются его семена? (с помощью человека и животных.)
– Так же поступают семена некоторых водных растений.
Работа по карточкам.
– прочитайте текст:
Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.
Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… (По Н. Сладкову.)
– Как переносятся семена некоторых водных растений? Назовите их.
Работа по учебнику.
– Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, цепляясь к ним, называются «наездники». Найдите семена-«наездники» в учебнике (с. 79) (череда, репейник), в гербарии (дурнишник).
– Какие приспособления есть у этих семян?
– Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогает» расселению дуба. Как?
– Кто ещё помогает расселению дуба? (белка, кабан, мышь.)
Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов.
Выступление учащегося.
Сообщение о том, что растения путешествуют не только по суше, но и по воде.
– Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.
Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадают в воду, не тонут. (Показ опыта.)
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? Да, у них самостоятельное разбрасывание. К ним относятся водосбор, герань, дрёма, бешеный огурец.
В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение – бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто «бешеный» огурец стреляет своими семенами.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа по карточкам.
– Сделайте вывод о том, как распространяются семена.
– На карточке напишите названия растений, которым принадлежат семена. Соедините стрелкой названия растений и способ их распространения.
Беседа о связи между человеком и окружающей средой.
– Какое значение имеет распространение семян?
– Почему нельзя срывать цветы, цветущие ветки деревьев?
Послушайте стихотворение:
На Земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. |
В нас молчало безумное «стой!», Нам казалось всё мало, всё мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели. |
(Евгений Карасёв.)
– Сохраним цветам жизнь. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям.
V. Итог урока. Рефлексия.
– А теперь каждая группа подводит итоги своей работы при помощи уже знакомых нам фраз: «теперь я знаю…», «теперь я умею…».
Домашнее задание: учебник, с. 78–81 (читать); рабочая тетрадь, с. 27–28.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.