Урок 20. История одежды и текстильных материалов
Тип урока: постановка учебной задачи |
||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен; научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции |
Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения; регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе |
Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним |
Образовательные ресурсы: учебник
(с. 68–69); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; лоскутки тканей
натурального |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Формируемые |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Тема урока «История одежды и текстильных материалов». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде. – Почему нельзя прожить без одежды? – Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»? |
Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.
– Сегодня на уроке мы… |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно строить речевое высказывание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами |
Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Рассмотрите в учебнике иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда? – А почему делали одежду из шкур животных? – С какой целью люди заворачивались в шкуры? – Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды. – Шло время, и люди научились делать ткани. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань. Посмотрите на образцы ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это и так видно. У вас на партах – кусочки марли. Рассмотрите их. – А кто же переплел эти нити? Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. – Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? – Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу. – Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось? – А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные. Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы. Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. – Отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем? – Для чего люди всё это делали?
– Какую одежду носит современный человек? – Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?
– Для чего современному человеку нужна разная одежда? – Отличается ли одежда по временам года? – На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения?
– Что относится к «деловой одежде»?
– Что относится к «спортивной одежде»?
– Что относится к «рабочей одежде»?
– Что относится к «домашней одежде»?
– Что относится к «специальной одежде»? – Мы живем в России, в нашем стране проживают люди разных национальностей. И у каждой национальности есть своя отличительная национальная одежда. Например: казачья одежда, одежда адыгов. – Что вы можете рассказать о материалах, из которых одежда шилась? О ее конструктивных особенностях? |
Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию об одежде в разные времена. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.
– Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. – Спустя какое-то время люди научились связывать и переплетать шкуры. На доске начинают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ». – Первое назначение одежды – защита.
– Ткань состоит из нитей.
– Ткач. Нити переплетены на ткацком станке.
– Ткать!
Выполняют практическую работу.
– У нас получилась нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда мы сжали их пальцами, да еще и скрутили, они сплелись своими ворсинками. – Мы занимались прядением!
– Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в XVIII веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами. На доске продолжают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ». – Второе назначение одежды – украшение. – Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность». На доске заканчивают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ». Третье назначение одежды – функциональность. – К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка. – К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки. – К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка. – К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта. – Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде |
Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж |
Проверка готовности
обучающихся к работе
– Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок. Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим. Никому сейчас не под силу перечислить все необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды. Химические волокна делятся на две группы – искусственные и синтетические волокна (в зависимости от вида исходного сырья). – Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми? – Какие текстильные материалы используют для отделки одежды? Есть ли на вашей одежде (в классе, дома) такая отделка? |
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Работают в парах, выполняют практическую работу, определяют свойства хлопка и льна, заполняют таблицу:
Работают в парах, выполняют практическую работу, определяют свойства шелка и шерсти, заполняют таблицу:
– У натуральных тканей лучше гигиенические свойства. Они лучше впитывают влагу (пот), лучше сохраняют тепло. Выполняют тест «Натуральные и синтетические ткани». – Выберите правильный ответ. 1. Ткань, сырьем для получения которой является растительное волокно.
2. Ткань, сырьем для получения которой является волокно животного происхождения.
3. У льна, крапивы волокна вырабатывают:
4. Отметьте соответствующей буквой, из каких волокон получают ткани (натуральные – Н, химические – Х):
|
Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Строить рабочие отношения, работая в коллективе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест |
Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Как появилась одежда? – Из каких тканей шьют одежду? – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. |
Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы.
–
Появление одежды связано с возникновением человека и с его потребностями в
ней. По мере развития цивилизации происходили изменения стиля |
Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными |
Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской |
Оценивать качество
уборки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание |
Подготовить сообщение о видах ткани |
Планировать самостоятельную работу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.