Урок 26. Органы чувств.
Оценка 4.9

Урок 26. Органы чувств.

Оценка 4.9
doc
27.10.2023
Урок 26. Органы чувств.
Урок 26. Органы чувств.doc

Урок 26. Органы чувств

Цели деятельности учителя:

образовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением для человека.

развивающая: способствовать развитию речи, мышления и внимания.

воспитательная: прививать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; содействовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.

Оборудование: таблички с названиями органов чувств; макет мозга человека; баночки с веществами (соль, сахар, кислота лимонная); лимон (мандарин); вата, щетка, лед, зеркало; аудиозапись «Звуки природы», магнитофон.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

– Доброе утро! Настроимся на урок. Вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе. Посмотрите на соседа! Улыбнитесь! У вас самый хороший сосед! Посмотрите на учителя! Передайте мне ваше хорошее настроение!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую  тему  мы  начали  изучать  на  уроках  окружающего  мира?  («Мы и наше здоровье».)

На доске:

1) Наука, которая изучает строение человека.                                            Гигиена.

2) Наука, которая изучает работу органов  человеческого тела.               Анатомия.

3) Наука о сохранении и укреплении здоровья.                                          Физиология.

– Установите соответствие.

По макету учащиеся называют главные органы человека.

– Мы продолжаем изучать свой организм и учиться беречь свое здоровье.

– Почему не только учёным, но и каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? (чтобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу.)

– Во все времена человек заботился о своём здоровье. В народе сложено большое количество пословиц об этом. Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

Учащиеся читают пословицы, записанные в тетрадях.

III. Повторение изученного материала: фронтальный опрос.

– Из чего состоит организм человека? (из органов.)

– Какие органы человека вы знаете и какую работу они выполняют? 

1) желудок (переваривание пищи);

2) сердце (движение крови в организме);

3) лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом);

4) глаз (зрение);

5) печень (фильтр);

6) почки (удаляют из крови ненужные и вредные вещества);

7) зубы (пережёвывают, перетирают пищу);

8) мозг (распоряжается функциями всего тела, контролирует все другие органы).

– Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

– Какие системы органов вы знаете? (нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, опорно-двигательная.)

– Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

– Какая система управляет деятельностью всего организма? (нервная.)

IV. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок научного исследования, на котором мы, как настоящие ученые, будем проводить опыты, находить ответы на свои вопросы.

– Чтобы узнать тему наших исследований, послушайте стихотворение (одновременно тихо звучит музыка или слышны звуки природы):

На шаре нашем земном,

где мы родились и живем,

где в травах летняя роса

и голубые небеса,

где море, горы, степи, лес –

полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

большой, как дом, на волнах спит…

Умейте видеть этот мир,

Девчонки и мальчишки.

А как о нем мы узнаем?

Ответьте, ребятишки.

– О чем просят вас узнать в стихотворении? (как мы узнаем о природе, о мире?)

– А точнее: «Как мы воспринимаем окружающий мир?» – это тема нашего урока (открывает название темы на доске). А поскольку мы изучаем организм человека, нам нужно узнать, с помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир. Это наша цель (цель записана на доске). У человека пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире Сегодня на вас ложится большая ответственность – вам нужно изучить новую тему и так рассказать ее другим, чтобы в конце урока все без труда написали тест. А что ещё очень важно, чтобы никто в конце урока не ошибся? (Внимательно  слушать.)

– Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг». Как это понять?

– Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы «бегут» по нервам необыкновенно быстро. А мозг отправляет свои ответные «приказы». Вы дотрагиваетесь пальцами, например, до книги и сразу чувствуете её. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи ваших пальцев успел «добежать» до головного мозга. Головной мозг – главный командный и защитный пункт нашего организма. Без его помощи нельзя почувствовать боль, укол, холод, тепло, нельзя двигаться, видеть, слышать, говорить, думать, читать.

Глаза, нос, уши, кожа, язык – это органы чувств, они позволяют нам воспринимать окружающий мир, восхищаясь его красотой. Но контролирует эти органы мозг (показывает макет мозга). Весь головной мозг состоит из серого и белого вещества. Это нервные клетки. Мозг разделён на две части: левое и правое полушария. А также головной мозг имеет отделы:

1) затылочный, который связан с органом зрения;

2) височный, который связан с органом слуха;

3) центральный, который связан с осязанием, вкусом, обонянием.

V. Открытие новых знаний.

мини-викторина:

1. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (глаза.)

2. С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (уши.)

3. Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? (нос.)

4. С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык.)

5. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа.)

– Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? (чтобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его.)

Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир; это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.

– Уши, глаза, нос, язык, кожа так и называются – органы чувств. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением для человека.

1. Орган зрения.

Беседа учителя. Выступления учащихся.

– Я загадаю загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор:

•  Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. (глаза.)

учащиеся делают сообщения.

– Глаза это сложные живые оптические приборы. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаз воспринимает световые волны. Информация поступает в мозг, который сообщает, что мы видим.

– Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? (веками.)

– Проследите за движением моей руки. У глаз есть мускулы, благодаря которым они могут двигаться вверх и вниз, влево и вправо.

Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он-то и принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы.

Врачи-окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза. Чаще давайте им отдых. Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:

– Встаньте.

1) Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4–5 раз.

2) В среднем темпе проделайте 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

– Садитесь.

– Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его помощью.

Вывод: глаза – орган зрения. Зрение помогает различать цвета предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой природы.

– Какую роль выполняют органы зрения? (ответы учащихся.)

Вывод: помогают воспринимать явления и предметы – различать их размеры, формы, цвета. Узнавать расстояния: движения и действия предметов. Читать, рассматривать картинки. Смотреть телевизор. Любоваться красотой природы. Глаза – окна в мир. Берегите зрение!

– Вот вы сделали первое открытие. Глаза – самые уникальные и самые загадочные органы в нашем организме. Через них мы больше всего узнаем окружающий нас мир. зрение нужно беречь! Как вы думаете, что для этого нужно делать?

Работа с учебником (с. 126, читать советы).

Учащиеся читают, что нужно делать, чтобы сберечь зрение:

1. Читать, писать только при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30–35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20–30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2–3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

– Что мы различаем зрением?

– Какое значение имеют веки и ресницы?

– Какое значение имеют слезы?

– Какое строение имеет глаз?

– Как нужно охранять зрение?

– Итак, повторим, какое первое открытие вы сделали? Глаза – орган зрения.

2. Орган слуха.

Рассказ учителя с элементами беседы.

 

– Для следующего открытия закройте глаза (включает музыку).

– Что изменилось? (Звучала музыка.)

– Какой орган вам помог это понять? (ухо.)

на доске: Ухо – орган слуха.

О каком органе чувств эта загадка?

•  У зверушки – на макушке.

   А у нас – ниже глаз.    (уши.)

– Второй по важности орган чувств у человека очень тонкий и сложный – это ухо. Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки  природы, музыку.)

– Мы видим только наружную часть уха – ушную раковину и барабанную перепонку. Остальная его часть находится внутри головы – среднее ухо и внутреннее ухо.

Слух способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться с помощью мимики и жестов. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте на природе – среди тишины, вдали от шума цивилизации.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к врачу.

Вывод: с помощью какого органа человек слышит все звуки, которыми наполнен мир? (с помощью органа слуха – ушей.)

– Как надо ухаживать за ушами?

– Какие меры предосторожности следует предпринимать, чтобы не потерять слух?

физкультминутка
(выполняется стоя на одной ноге)

Цапля

Очень трудно так стоять:                                       И не падать, не качаться,

Ножку на пол не спускать                                     За соседа не держаться.

– Какой орган помог нам удержать равновесие и не упасть? (предположения учащихся.)

– Я помогу вам. орган равновесия расположен во внутреннем ухе. Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Сделаем вывод, господа ученые, что же такое ухо? Ухо – орган слуха и равновесия.

– Какую роль выполняет орган слуха? (Помогает воспринимать речь, слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире.)

– Какое значение имеет орган слуха?

– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?

– Строение уха?

– Куда идет возбуждение?

– Скажите, а как надо беречь уши?

– Почему в городах борются с шумом?

– Молодцы! Вы сделали второе открытие.

– Как вы думаете, как нужно беречь орган слуха?

Учащийся сообщает:

1. Уши надо содержать в чистоте – мыть и чистить.

2. Не ковырять  в ушах разными острыми предметами.

3. Не включать громко музыку, не кричать – сильный шум, громкие резкие звуки портят слух, плохо влияют на весь организм.

4. Если почувствовал боль в ушах или попала соринка в ухо, или плохо ты стал слышать, обратись к врачу.

3. Орган обоняния.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Уважаемые ученые, для следующего открытия прошу вас опять закрыть глаза.

Разрезает лимон (или мандарин) на несколько частей, проносит перед учениками.

– Что изменилось? С помощью какого органа вы определили эти изменения? Правильно, носа.

– А сейчас следующая загадка:

•  Между двух светил в середине я один.  (нос.)

Носорган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи, исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма). Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Чувство обоняния – самое древнее из всех чувств. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги. И наоборот, аромат цветов, древесной смолы, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, улучшается кровообращение, успокаиваются нервы. Запахи вкусной пищи повышают аппетит. Обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запах.

Вывод.

– Что такое обоняние? Как его сохранить?

– Итак, какое значение имеет орган обоняния – нос? (помогает нам узнавать запахи окружающего мира.)

– Вот вы и сделали третье открытие. Нос – орган обоняния, и его надо беречь.

– Чем мы различаем запахи?

– Как по-другому называется нос?

– Куда попадают пахучие вещества?

– Куда передается возбуждение (сигналы)?

– Как нужно оберегать органы обоняния?

Учащийся сообщает:

1. Надо беречься от простуды, закаляться.

2. Вести здоровый образ жизни.

3. Не курить.

4. Орган вкуса.

Опыт.

– Чтобы узнать о следующем органе чувств, предлагаю провести опыт. У меня разные вещества, нужно определить на вкус, какие они. (Сахарная пудра. Соль. Лимонная кислота.) Как будем определять? (попробуем языком.)

– Пробуйте самым кончиком.

Наблюдения:

•  У вещества № 1 соленый вкус.

•  У вещества № 2 сладкий вкус.

•  У вещества № 3 кислый вкус.

– С помощью какого органа мы узнавали вещества на вкус? (Органа вкуса – языка.)

на доске: Орган вкуса – язык.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое, вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Таким образом, язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом в мозг. Тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи,

– Что мы должны делать, чтоб сохранить орган вкуса? (Не есть горячую пищу.)

– Что мы можем различать органом вкуса?

– Чем покрыт язык?

– Почему мы ощущаем вкус пищи?

– Что помогает языку определить качество пищи?

– Какое четвертое открытие вы сделали?

Орган вкуса – язык помогает узнать разнообразие вкусов.

Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся,

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

5. Орган осязания.

Рассказ учителя с демонстрацией эксперимента.

– Для следующего открытия проведем эксперимент. Закройте глаза. Я буду подавать вам предметы. А вы с закрытыми глазами на ощупь определите, что это за предмет (на каждую парту – по одному предмету: вата, лед, щетка, зеркало).

– Как вы поняли, что это именно данный предмет?

– Какой орган чувств помог вам определить предмет по его качеству? (ответы учащихся.)

Кожа – орган осязания. Органом осязания служит вся кожа человека.

– Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость одежды, тепло своего тела? Это чувство называется осязанием. Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Вывод: о чём может человеку «рассказать» кожа? Как нужно ухаживать за кожей?

– Что мы ощущаем при помощи кожи? (Тепло, боль, холод.)

– Вот еще одно открытие – пятое. От кожи все сигналы о холоде, тепле, боли, растяжении передаются по нервам в головной мозг.

Более подробно с этим органом мы познакомимся на следующем уроке.

6. Мозг.

– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?

– Куда поступают сигналы от всех органов чувств? (в мозг.)

– Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов?

– Важно то, в какую часть головного мозга попадают сигналы. От органов зрения, например, сигналы идут к затылочной части. А от слухового – к вискам. Мозг все сигналы обрабатывает и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

Эксперимент с фруктом: лимон.

– Опишите этот фрукт. (Округлый, желтый.)

– Какой орган помог это определить? (орган зрения – глаза.)

•  Ароматный. (орган обоняния – нос.)

•  Шероховатый, прохладный. (Орган осязания – кожа.)

•  Кислый. (Орган вкуса – язык.)

– А как вы узнали, что он кислый, ведь сейчас вы его не пробовали? (память и органы чувств.)

– Правильно, вы уже видели его раньше, пробовали на вкус, чувствовали запах и всю эту информацию запомнили. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Вот почему вы помните его название и какой он на вкус.

Обобщение.

– Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Для того чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться.

Физкультминутка

Игра «Саймон говорит».

– Саймон говорит, покажите орган зрения. (дети показывают глаза.)

– Саймон говорит, покажите орган слуха. (дети показывают уши.)

– Саймон говорит, покажите орган вкуса. (дети показывают язык.)

– Саймон говорит, покажите орган обоняния. (дети показывают  нос.)

– Саймон говорит, покажите орган осязания. (дети показывают кожу.)

– Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли мы цели урока?

– Ответьте, с помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир. (Органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)

– Сколько их? (5.)

– Вот сколько открытий мы с вами сделали!

VIII. Решение   познавательных задач.

1. У северных народностей есть такая пословица: «Наш природный прищур от снежной белизны и бурь», объясните ее значение.

2. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится? Почему ее называют самой быстрой улиткой в мире?

3. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем»?

4. Почему так говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг?

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Сколько органов чувств есть у человека?

Что вы узнали нового об органах чувств человека?

– Какую роль они играют в нашей жизни?

– Как нужно беречь органы чувств?

– Какое открытие мы с вами сегодня сделали? (Окружающий мир мы познаем с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Их нужно беречь.)

– Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове, поблагодарите своих товарищей за сотрудничество – пожмите друг другу руки). Всем спасибо за урок!

Оценки за работу на уроке:_________. Оценки за тест:__________ .

Домашнее задание: учебник, с 126–129; составить памятки: «Как нужно беречь органы чувств – зрение, слух».

 

 

 

 

 

Приложение

копилка интересных фактов

1. глаз.

«хранить как зеницу ока!» – эта поговорка возникла не случайно, не на пустом месте. Знаете, что такое «зеница ока»? Это глазной зрачок, а глаз необходимо хранить как... как зеницу ока, как же иначе? Глаз – это зрение, а зрение – самый важный для нас способ восприятия мира.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Глаза хорошо защищены, они спрятаны в глазницах – глубоких ямках в черепе; чтобы в глаза не попадали пыль, грязь, сор, мы можем опустить на них «шторы», то есть веки. Кроме того, на веках предусмотрены природой густые частоколы ресниц. Брови тоже защищают глаза – не дают поту, стекающему со лба, их заливать. Пот слепил бы глаза и раздражал. Глаз расположен в углублении, поэтому мы не можем увидеть его целиком. Мы видим только часть белка, окутывающего глазное яблоко. Яблоком его называют потому, что глаз имеет почти круглую форму. Глаза бывают разного цвета: карие, чёрные, синие, зелёные, серые. Зависит это от цвета радужной оболочки или радужки (цветного колечка в глазу). Все мы видим посередине радужной оболочки чёрную точку, и это не просто точка. Это маленькое окошечко, и именно сквозь него мы смотрим на мир. Потому что в тыльной части глаза имеется очень сложное устройство, что-то вроде кинокамеры. Наша «глазная кинокамера» снимает то, на что мы нацеливаем чёрную точку. Эта чёрная точка тоже имеет своё название – зрачок, та самая зеница ока. А вся информация о том, что мы видим, поступает в мозг по глазному нерву.

Глаза – самые совершенные органы в нашем теле. Благодаря им мы узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку или пластинку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Лучи света попадают в фотоаппарат, пройдя через выпуклые стёкла объектива. В глаз лучи света попадают, пройдя через такой же выпуклый и прозрачный хрусталик. Он, как объектив, собирает лучи в узкий яркий пучок. Но есть и разница. Фотоаппарат – квадратный. А глаз круглый, как яблоко, потому его так и называют – глазное яблоко. В фотоаппарате внутри пусто. А глазное яблоко наполнено прозрачным стекловидным телом, вроде желе, так как на 90 % состоит из воды. Строение глаза очень сложное. Световые волны проходят через отверстие – зрачок, потом через маленькую лупу – хрусталик, попадают на заднюю пленку глазного яблока, на которой 130 миллионов крохотных палочек, чувствительных к свету, и 7 миллионов колбочек, различающих цвета. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой прозрачной оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется «роговица».

Глаз заботливо оберегается организмом. Потечет пот со лба, его остановит густая изгородь из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас стряхнет непрерывно мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» – стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки. Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь. Моргая, мы регулярно смачиваем глаза. Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница «живёт» примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая.

Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребенок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще всего развивается от длительного напряжения при плохой освещенности помещения.

2. Ухо.

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Ухо – это орган чувств. Ухо разделяется на наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем «ушами», – это только так называемые наружные уши или ушные раковины.

Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является колебанием воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее, и далее в мозг.

Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определенный участок мозга и перерабатываются там особым образом: мы слышим и понимаем слова.

При отсутствии слуха мир человека становится значительно беднее, меньше возможности общения.

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два – видимых, а четыре – невидимых, спрятанных внутри.

Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук.

Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Отсюда начинается  слуховой  проход, идущий  внутрь  головы. В конце этого прохода – тупик. Дальше путь звуку преграждает тоненькая и гибкая барабанная перепонка.

По другую сторону перепонки лежит второе, среднее ухо. В нём расположены три крохотные косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Они соединены между собой так, что вздрагивают от любого, самого ничтожного колебания перепонки.

И наконец, за средним ухом находится третье ухо – внутреннее, оно закручено, там раковина «улитки», и наполнено особой жидкостью.

Всякий звук – это колебания воздуха. Как от камня брошенного в пруд, разбегаются по воде волны, так и от любого звука бегут во все стороны воздушные волны.

Когда звуковая волна добегает до барабанных перепонок и ударяется о них, перепонки тоже начинают колебаться. От этих чуть заметных движений раскалываются косточки среднего уха. Они начинают вздрагивать и передают свои колебания жидкости, которая наполняет спираль внутреннего уха. Таким сложным путём звуковые волны добегают до окончаний слуховых нервов, летающих во внутреннем ухе. А уже ниточки нервов мгновенно доносят сообщение о звуковых волнах до мозга, а его клетки воспринимают тот или иной звук. Но внутренние уши не только слушают, они ещё и помогают нам сохранять равновесие. закрыв глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, благодаря крохотным органам равновесия, заложенным во внутренних ушах.

Если их удалить, мы не будем ощущать своего положения и не сможем ни стоять, ни ходить, ни сидеть. Будем всё время падать.

3. Нос.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Орган обоняния – нос. В носовой полости находятся обонятельные клетки. Прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, они как бы решают, допускать его или нет.

Так, например, если в воздухе присутствуют вредные пахучие вещества, в мозг посылается сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, приятные запахи цветов, древесной смолы, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, улучшается кровообращение, успокаиваются нервы.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

– Ишь ты, нос задрал?

– Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка. На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела. Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Попробуй вытереть нос внутри платком, после того, как пройдёшь по пыльной дороге. Тёмное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым всё время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по их извилинам даже в морозный день, воздух успевает согреться и становится тёплым. Вот почему надо дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться и простудиться.

Ну а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит, что где загорелось. Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки – и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар принесённое из кладовой мясо – услышит неприятный запах и узнает: мясо начало портиться.

А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши. Именно запах предупредит иной раз об опасности взрыва или поможет точнее определить качество продукции.

И, конечно, не стоит огорчаться, если весной на твоём носу появляются жёлтые пятнышки веснушек. Ведь они не мешают ему выполнять его важные обязанности. В одном польском городе дети даже празднуют «день веснушек» и выбирают «королём веснушек» того, у кого нос расцвёл ярче.

4. Язык.

Язык – немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера. О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова.

Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Язык – наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт множеством крохотных сосочков, в которых заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое.

Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Таким образом, язык помогает тебе не ошибиться; если ненароком ты возьмёшь в рот что-нибудь несъедобное, несвежее или невкусное, язык тотчас сообщит об этом мозгу, а тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что не нужно твоему организму.

5. Кожа.

Хорошо бы обрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы  носить 100 лет.

А ведь такая одежда существует. Это – твоя кожа. Наша кожа не пропускает воду, как лучший непромокаемый плащ. Окунись с головой – вода покроет всё тело, а внутрь не попадёт. Вылезешь, оботрёшься полотенцем и снова будешь сухим.

Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело: от пяток до затылка. Она надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа бережёт тебя и от жары и от холода.  Под  горячими  лучами  солнца  «она  загорает» – делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам. От холодного ветра она покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не даёт холоду проникать внутрь тела.

Но это ещё далеко не всё. Кожа помогает тебе дышать. Через твои поры она впитывает воздух, который необходим каждой клеточке.

Кожа всё время сообщает тебе, что происходит с твоим телом: жарко ему или холодно, давит на него что-нибудь, царапает или жжёт. Скажем, сядет на лоб муха – и кожа тотчас об этом тебе доложит.

Кожа помогает органам освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и множество вредных отходов. А другие крохотные железки – сальные – выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой плёнкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь разным микробам.

Но это, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь – кожа – постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

 


Урок 26. Органы чувств Цели деятельности учителя : о бразовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением для человека

Урок 26. Органы чувств Цели деятельности учителя : о бразовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением для человека

Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое

Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое

Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? ( ч тобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его

Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? ( ч тобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его

Вот вы сделали первое открытие

Вот вы сделали первое открытие

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире

Чем покрыт язык? – Почему мы ощущаем вкус пищи? –

Чем покрыт язык? – Почему мы ощущаем вкус пищи? –

Кислый. (Орган вкуса – язык.) –

Кислый. (Орган вкуса – язык.) –

Приложение к опилка интересных фактов 1

Приложение к опилка интересных фактов 1

Близорукость чаще всего развивается от длительного напряжения при плохой освещенности помещения

Близорукость чаще всего развивается от длительного напряжения при плохой освещенности помещения

С запахами у человека связаны многие ассоциации

С запахами у человека связаны многие ассоциации

А ведь такая одежда существует

А ведь такая одежда существует
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023