урок

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ответы..doc

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе 5 класс.

Задание 1.

А) Пословица

Б) Сказка

В) Былина

Оценка: 3 балла.

 

     Задание 2. Мораль басни – это нравоучительный вывод.

     А) «Лебедь, Щука и Рак»

     Б) «Волк и Ягненок»

     В) «Свинья под Дубом»

     Г) «Ворона и Лисица»     

    Оценка: 1 балл за определение, по 0,5 балла за правильный ответ, всего 3 балла.

 

     Задание 3.

      А) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

      Б) В.А. Жуковский «Спящая царевна»

      В) А.С.  Пушкин  «Няне»

      Г) А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

   Оценка: 0,5  балла за правильный ответ, всего 2 балла.

 

    Задание 4.  

 А) Седое море  

  Оценка: 1 балл

 

 Задание 5.  «Словно бабочек легкая стая» 

Оценка: 1 балл.

 

Задание 6. Это рифма 

Оценка: 1 балл

 

Задание 7.  

А) Михаил Васильевич Ломоносов;

Б) Александр Сергеевич Пушкин;

В) Иван Андреевич Крылов.  

Оценка: 0,5 за правильный ответ, всего 4,5  балла.

 

Задание 8. Например: «Два великана» М.Ю.Лермонтова, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак, «Три толстяка» Ю. Олеша,  «Три мушкетера» А.Дюма, «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм.

Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов.

 

Задание 9.  1) Главная мысль текста заключается в том, что нужно уметь присматриваться к людям, не судить о них поверхностно. 2) По мнению автора, доброго человека можно распознать «в молчании, в добром взгляде, в улыбке».3) «Пробным камнем для всякого дела» автор считает только время. Не надо судить о человеке по первому впечатлению, подлинную доброту можно увидеть только  тогда, когда познаёшь его «длительно, на протяжении времени».4) Например:  Друзья познаются в беде. Лицом не красив, да сердцем  добр. Не ищи красоты, а ищи доброты.

5)Авторский вариант.

Оценка: по 2 балла за ответ на  вопрос, всего 10 баллов.

Максимальное количество 30,5 баллов.

Ключи к олимпиадным заданиям  по литературе

6 класс

Задание 1.

А) пропущенные слова: толстый и тонкий. А.П.Чехов «Толстый и тонкий».

Б) Дубровский. А.С.Пушкин «Дубровский».

В) Андрий. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Оценка: по  0,5  балла за каждое правильно указанное слово и по 0,5 балла за автора и название произведения, всего  6 баллов.

 

Задание 2.

А) В. Астафьев «Конь с розовой гривой»;

Б) В.Пришвин «Кладовая солнца»;

В) В Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

Оценка: по 0,5  балла за правильный ответ, всего 3 балла.

 

Задание 3.

А)

А.СПушкин

Б)

М.Ю.Лермонтов

В)

Л.Н.Толстой

Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 3 балла.

 

   Задание 4.  1- В, 2- Д, 3- Б, 4- Г,5- А, 6- Е

   Оценка: по 0,5 балла за правильно выполненное задание, всего 3 балла.

 

    Задание  5. Мифы – произведения народной фантазии, олицетворяющие действительность в образе богов, демонов, духов. Родились в глубокой древности, предшествуя религиозному и тем более научному осмыслению и объяснению мира. (Краткий словарь литературоведческих терминов).

Б – правильный ответ.

   Оценка:  1 балл за правильное определение,  1 балл за правильный ответ, всего 2 балла.

 

  Задание 6.

     А) Красна птица перьем, а человек –уменьем;

     Б) Где жить - там и слыть;

     В) Слово - серебро, а молчанье-золото;

     Г) Сто  человек - сто  мнений.

Оценка: 0,5 балла  за правильный ответ, всего 2 балла.

        

  Задание 7 . Правильный ответ: художники М. Васнецов, И. Билибин.

  Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла.

 

 

Задание 8. Басня – это  краткий стихотворный или прозаический рассказ  нравоучительного  характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это  старейший жанр  литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни  в русской литературе мы находим у М. Ломоносова, А.Сумарокова, В. Майкова, И.А.Крылова.

Оценка: по 1 баллу за правильно найденную ошибку,  всего  4 балла.

 

Задание 9. А) – олицетворением,  Б) – сравнением, В) – метафорой.

Оценка:  1 балл за правильный ответ, всего 3 балла.

 

Задание 10. 1) Главная мысль текста заключается в том, что нужно уметь присматриваться к людям, не судить о них поверхностно. (2 балла)

2) По мнению автора, доброго человека можно распознать «в молчании, в добром взгляде, в улыбке».(2 балла)

3) «Пробным камнем для всякого дела» автор считает только время. Не надо судить о человеке по первому впечатлению, подлинную доброту можно увидеть только  тогда, когда познаёшь его «длительно, на протяжении времени».(2 балла)

4) Например:  Друзья познаются в беде. Лицом не красив, да сердцем  добр. Не ищи красоты, а ищи доброты.(2 балла)

5)Авторский вариант.(2 балла)

Оценка: всего 10 баллов

 

Максимальное количество 38 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

7 класс

Задание 1.

       А) Феврония – «Повесть о Петре и Февронии», произведение древнерусской литературы;

Б) Федя – И.С.Тургенев «Записки охотника»;

В) Петр – А.С.Пушкин «Полтава».

Оценка: 0,5 балла  за правильный ответ, всего 4,5 балла.

 

Задание 2.

А) – 2

Б) – 3

В) – 1

Г) – 5

Д) – 4

Оценка: 0,5  балла  за правильный ответ, всего 2,5 балла.

 

Задание 3.

А) – 8

Б) – 5

В) – 1

Г) – 3

Д) – 10

Е) – 9

Ж) – 6

З) – 7

И) – 4

К) – 2

Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно выполненное задание, всего 5 баллов.

 

Задание 4.

 А) «Барышня -  крестьянка»  - Лиза - Акулина

        Б) «Дубровский»  - Владимир Дубровский - разбойник

Оценка:  0,5 балла  за правильный ответ, всего 2 балла.

 

       Задание 5.  «Полковник наш рожден был хватом…»

 ХВАТ (разг.) - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Оценка: 1 балл за правильно найденное слово и 1 балл за его толкование, всего 2 балла.

Задание 6.

А). 1) Константинополя;       

Б).  3) основанию Петербурга.

Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла.

 

Задание 7.     

           А) нет

Б) да

В) да

Г) нет

Д) да

Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ,  всего 5 баллов

 

Задание 8. Например: М.Ю.Лермонтов «Бородино» - стихотворение, И.А.Крылов «Волк на псарне» - басня.

Оценка: 0,5  балла за правильный ответ, всего 3 балла.

 

Задание 9. Творческое задание:  содержание работы полностью соответству­ет теме (1 балл); фактические ошибки отсутствуют (1 балл);  содержание излагается последовательно (1 балл);   работа отличается богатством словаря, раз­нообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления (3 балла);   достигнуто стилевое единство и вырази­тельность текста (2 балла), грубых орфографические, пунктуационные и грамматические  ошибки  отсутствуют (2 балла). Всего 10 баллов.

 

Максимальное количество 36  баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ключи к олимпиадным заданиям  по литературе

                                   8  класс

Задание 1.    А)  Н.М. Карамзин  «Наталья, дочь боярская»;

       Б)  И.С. Тургенев  «Бежин луг»; 

       В)  А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;  

       Г)  В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»;  

       Д) В.Г.Распутин «Уроки французского».                                                          

 Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего 5 баллов.

 

Задание 2. Жанры (рассказ, роман, пословица, басня, баллада, поэма),  тропы

 (гипербола,  метафора,  аллегория, антитеза, инверсия), стихотворные размеры (дактиль, хорей, ямб, анапест).   

Оценка:   0,5 балла за каждый правильный ответ, в том числе правильное распределение слов по группам, всего 9  баллов.

Задание 3. Гипербола ( от греческого «преувеличение») – это стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли. Примеры: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.» (Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») или «Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь…» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

 

Оценка: 1 балл  за определение, 2 балла за примеры, всего 3 балла.

                                                                                             

Задание 4.   А) - 3;   Б)  - 6;   В) - 8;  Г) - 4;   Д) – 7 ;  Е) – 1 ;  Ж) – 5 ;  З) – 2

Оценка: за каждый правильный ответ 0,5  балла, всего   4  балла. 

                                    

Задание 5.    А) ямб, перекрёстная – Ф.И. Тютчев  «Весенние воды»

      Б) ямб, перекрёстная  - Г. Державин  

      В) ямб, парная     -   М. Ломоносов  

      Г) амфибрахий, перекрёстная – Н.Некрасов    

 Оценка: 0,5 балла  за каждый правильный ответ, всего 6 баллов.                                                                                                                                    

Задание 6.  Правильный ответ В)

Оценка: 1 балл.

       

Задание 7.  Правильный ответ  Б)

Оценка: 1 балл

 

Задание 8. «Функции» древнегреческих богов:

А) Гелиосбог солнца

Б) Аид – бог царства мертвых

В) Гермесбог торговли, вестник богов
Г) Аресбог войны

     Оценка: 0,5  балла за правильный ответ, всего   2 балла.  

     

     Задание 9.  А)  А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» - Лиза Муромская                      

          Б) А.С.Пушкин « Дубровский» - Марья Кирилловна Троекурова                          

    В) М.Горький   «Детство» - бабушка Акулина Ивановна  

   Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла.

 

Задание 10.    Учащийся обнаруживает понимание смысла цитаты (1 балл),  формулирует свое мнение с учетом позиции автора (1балл); выдвигает необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы (2 балла); демонстрирует умение обосновывать свои суждения (1 балл); обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины (2 балла);

 Обоснованно и разносторонне привлекает  тексты литературных  произведений (1 балл).

 Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов (1 балл); работа отличается языковой грамотностью (1 балл).

Оценка: 10 баллов

                  

  Максимальное количество  44 балла                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

9 класс

Задание  1.        

               А) Чацкий

Б) Печорин

В) Хлестаков

Оценка:  за каждый правильный ответ по 1 баллу, всего 3  балла.

Задание 2.

А) М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Б) Н.А.Некрасов «Железная дорога»

В) Н.В.Гоголь «Ревизор»

Г) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Оценка:  за каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 4  балла.

 

Задание 3.  А - 3, Б - 1, В - 2.

Оценка:  1 балл за каждый правильный ответ, всего 3 балла.

 

Задание 4. Правильный ответ Б.

Оценка:  1 балл

 

Задание 5. Правильный ответ В.

Оценка:  1 балл

 

Задание 6.  «Алеко» (по поэме «Цыганы»), «Дубровский», «Станционный смотритель», «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Метель» и другие.

Оценка:  1 балл, всего 5 баллов.

 

Задание 7.

А) гипербола

Б) эпиграф

В) лирика

Г) гротеск.

Оценка:  0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла.

Задание 8.    Холмогоры – М.В. Ломоносов

  Полтавщина – Н.В. Гоголь

 Ясная Поляна – Л.Н. Толстой

 Нижний Новгород – Максим Горький

 Таганрог – А.П. Чехов

Ярославль – Н.А.Некрасов

Тарханы – М.Ю.Лермонтов

Оценка: за каждый правильный ответ  0,5 балла, всего 3,5 балла         

 

Задание 9.

А – 5, Б – 6, В – 7, Г – 2,  Д – 3, Е – 4, Ж – 1.

Оценка: за каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 3,5 балла.

 

Задание 10. Примерный текст ответа

            Тема Родины, России – одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В.Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия… в первой строке и Россия! – в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение «матерь моя, Россия!» позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.

            Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека – с образом матери (Мать-земля, Родина-мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира – не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту, - а живой, реальный образ русской женщины – матери, с её нелегкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.

            Метонимический образ-обобщение «руки» (не вообще, а «твои») вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:

           Вот говорят: Россия…

Реченьки да берёзки…

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Сторонне-неопределённому «говорят» противопоставлено конкретно-личное «вижу», многоточиям первых строк противопоставлена твердая точка в пятой строке.

            Ключевой образ «Руки» проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально-личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика «твои». Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В.Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив еще раз глагол «вижу» в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь – синие, хочешь – красные?

Монолог-оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

            Это подготавливается той характеристикой, которую поэт дает ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений-эпитетов рук матери. Их употребление культурно-исторически и причинно-следственно обусловлено.  При всей номинативной значимости – «узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные» - они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери-Родины.

            Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В.Тушновой руки матери – самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.

            Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В.Тушновой – гимн в честь рук человека-созидателя, человека-труженика.

            Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

Оценка: за ответ на каждый вопрос –  1 балл, всего 10 баллов.

 

Максимальное количество 36 баллов.

 

 

Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

10 класс

 

Задание 1. А) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»;

Б) А.С.Пушкин « Евгений Онегин»;

В) Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;

Г) Н.В.Гоголь «Мертвые души»;

Д) А.Н.Островский « Гроза».

Оценка:  0,5 балла  за правильный ответ, всего 5 баллов.

 

Задание 2.

А) М.Ю.Лермонтову;

Б) М.В.Ломоносову;

В) А.С.Пушкину;

Г) В.А.Жуковский.

Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 4 балла.

 

Задание 3. А) Сказ                  Б) Баллада      В) Романтизм      Г) Реализм     Д) Аллегория

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов.

 

Задание 4. А) Л.Н.Толстой;

        Б) И.А.Гончаров;

        В) М.Е.Салтыков - Щедрин;   

        Г)Н.А.Некрасов;   

        Д) Н.А.Островский;

        Е) Ф.И.Тютчев;

        Ж) И.С.Тургенев;

        З) А.С.Пушкин.

Оценка: по 0,5  балла  за правильный ответ, всего 4 балла.

 

Задание 5. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».

Вергилий  Публий Мирон – римский поэт, автор поэмы «Энеида»; Жан Расин – драматург, глава французского классицизма, автор трагедии «Федра»; Вальтер Скотт – английский писатель, автор исторических романов «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.; Джордж  Байрон – поэт, глава английского романтизма, автор поэм, элегий, лирических циклов; Сенека – римский философ, драматург; Мартын Задека – вымышленное лицо, якобы живший в 6 веке прорицатель, по книгам которого пытались разгадывать сны.

Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 4 балла.

Задание 6. «Чайка»

Оценка: 1 балл

Задание 7. Александринский театр, в Петербурге.

Оценка: 2 балла.

Задание 8.С.П.Дягилев.

Оценка: 1 балл.

Задание 9. Инверсия.

Оценка: 1 балл.

Задание 10.  Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

 

- Обнаружить понимание проблематики стихотворения, в котором автор размышляет о юности.(2 балла)

 

- Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Для юного человека весь мир нов и молод. Пробуждение души и чувства в юном человеке обновляет и весь мир вокруг него.(2 балла)

 

- Отметить характерные поэтические средства стихотворения. В стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и юного. Голый сад, слово «холод» навевают мысль о старости, вечности. Лунная ночь, цветущие яблони, соловей - стандартные поэтические образы. Но старый мир обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна, молодая птица (которая только «пробует» петь) и, конечно, девочка в открытом окне.(3 балла)

Бунин словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.(3 балла). Всего 10 баллов.

 

Максимальное количество 37  баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ключи к олимпиадным заданиям по литературе

11 класс

 

I. Знание текстов художественных произведений

Задание 1.

А) Обломову (И.А.Гончаров «Обломов»);

 Б) Базарову (И.С.Тургенев «Отцы и дети»);

 В) Мармеладову (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»);

      Г) Николаю Ивановичу Чимше – Гималайскому (А.П.Чехов «Крыжовник»);

  Д) Раневской (А.П.Чехов «Вишневый сад»).

Оценка: по 0,5 за каждый правильный ответ, всего 7,5 баллов.

 

Задание 2

     А) «Палата №6»;

     Б) «Студент»;

     В) «Человек в футляре»;

     Г) «Дама с собачкой»;

     Д) «Душечка».

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ, всего 5 баллов.

 

Задание 3.   О В.Г.Белинском.

Оценка: 1 балл

 

Задание 4.

 Символизм – Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, А.Белый, А.А.Блок, М.А.Врубель, В.Э. Борисов – Мусатов, А.Н.Скрябин.

  Футуризм – К.С.Малевич, В.В.Кандинский, П.П.Кончаловский, А.Е.Крученых,           В.Хлебников, В.В.Маяковский.

   Акмеизм – Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам.

Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего 9 баллов.

         Задание 5. «Свои люди – сочтемся!»  А.Н.Островского.

         Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 1 балл.

 

          Задание 6.

         А)  синекдоха;

         Б) утопия.

         Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла

 

         Задание 7.   «Брат нежный мой! Сестра моя».

         Оценка: 1 балл.

 

        Задание 8. А – 4, Б – 3, В – 1, Г – 2, Д – 5

         Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2,5 балла.

 

        Задание 9.  А) И.А. Крылов; Б) В.А. Жуковский; В) Д.И. Фонвизин; Г) А. Грибоедов.

        Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 4 балла.

 

        Задание 10. Творческое задание.

Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, формулирует свое мнение с учетом позиции автора (1балл); выдвигает необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы (2 балла); демонстрирует знание проблематики произведения, умение обосновывать свои суждения (1 балл); обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины (2 балла);

 Обоснованно и разносторонне привлекает  текст литературного произведения (цитаты, краткий пересказ  содержания, микротем  текста и их интерпретация и др.)(1 балл).

 Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов (2 балла); работа отличается языковой грамотностью(1 балл).

Оценка: 10 баллов

 

Максимальное количество 43 балла