Ключи к олимпиадным заданиям по литературе 5 класс.
Задание 1.
А) Пословица
Б) Сказка
В) Былина
Оценка: 3 балла.
Задание 2. Мораль басни – это нравоучительный вывод.
А) «Лебедь, Щука и Рак»
Б) «Волк и Ягненок»
В) «Свинья под Дубом»
Г) «Ворона и Лисица»
Оценка: 1 балл за определение, по 0,5 балла за правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 3.
А) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Б) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
В) А.С. Пушкин «Няне»
Г) А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 4.
А) Седое море
Оценка: 1 балл
Задание 5. «Словно бабочек легкая стая»
Оценка: 1 балл.
Задание 6. Это рифма
Оценка: 1 балл
Задание 7.
А) Михаил Васильевич Ломоносов;
Б) Александр Сергеевич Пушкин;
В) Иван Андреевич Крылов.
Оценка: 0,5 за правильный ответ, всего 4,5 балла.
Задание 8. Например: «Два великана» М.Ю.Лермонтова, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак, «Три толстяка» Ю. Олеша, «Три мушкетера» А.Дюма, «Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 9. 1) Главная мысль текста заключается в том, что нужно уметь присматриваться к людям, не судить о них поверхностно. 2) По мнению автора, доброго человека можно распознать «в молчании, в добром взгляде, в улыбке».3) «Пробным камнем для всякого дела» автор считает только время. Не надо судить о человеке по первому впечатлению, подлинную доброту можно увидеть только тогда, когда познаёшь его «длительно, на протяжении времени».4) Например: Друзья познаются в беде. Лицом не красив, да сердцем добр. Не ищи красоты, а ищи доброты.
5)Авторский вариант.
Оценка: по 2 балла за ответ на вопрос, всего 10 баллов.
Максимальное количество 30,5 баллов.
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
6 класс
Задание 1.
А) пропущенные слова: толстый и тонкий. А.П.Чехов «Толстый и тонкий».
Б) Дубровский. А.С.Пушкин «Дубровский».
В) Андрий. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово и по 0,5 балла за автора и название произведения, всего 6 баллов.
Задание 2.
А) В. Астафьев «Конь с розовой гривой»;
Б) В.Пришвин «Кладовая солнца»;
В) В Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»).
Оценка: по 0,5 балла за правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 3.
А) |
А.СПушкин |
Б) |
М.Ю.Лермонтов |
В) |
Л.Н.Толстой |
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 4. 1- В, 2- Д, 3- Б, 4- Г,5- А, 6- Е
Оценка: по 0,5 балла за правильно выполненное задание, всего 3 балла.
Задание 5. Мифы – произведения народной фантазии, олицетворяющие действительность в образе богов, демонов, духов. Родились в глубокой древности, предшествуя религиозному и тем более научному осмыслению и объяснению мира. (Краткий словарь литературоведческих терминов).
Б – правильный ответ.
Оценка: 1 балл за правильное определение, 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 6.
А) Красна птица перьем, а человек –уменьем;
Б) Где жить - там и слыть;
В) Слово - серебро, а молчанье-золото;
Г) Сто человек - сто мнений.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 7 . Правильный ответ: художники М. Васнецов, И. Билибин.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 8. Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у М. Ломоносова, А.Сумарокова, В. Майкова, И.А.Крылова.
Оценка: по 1 баллу за правильно найденную ошибку, всего 4 балла.
Задание 9. А) – олицетворением, Б) – сравнением, В) – метафорой.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 10. 1) Главная мысль текста заключается в том, что нужно уметь присматриваться к людям, не судить о них поверхностно. (2 балла)
2) По мнению автора, доброго человека можно распознать «в молчании, в добром взгляде, в улыбке».(2 балла)
3) «Пробным камнем для всякого дела» автор считает только время. Не надо судить о человеке по первому впечатлению, подлинную доброту можно увидеть только тогда, когда познаёшь его «длительно, на протяжении времени».(2 балла)
4) Например: Друзья познаются в беде. Лицом не красив, да сердцем добр. Не ищи красоты, а ищи доброты.(2 балла)
5)Авторский вариант.(2 балла)
Оценка: всего 10 баллов
Максимальное количество 38 баллов
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
7 класс
Задание 1.
А) Феврония – «Повесть о Петре и Февронии», произведение древнерусской литературы;
Б) Федя – И.С.Тургенев «Записки охотника»;
В) Петр – А.С.Пушкин «Полтава».
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла.
Задание 2.
А) – 2
Б) – 3
В) – 1
Г) – 5
Д) – 4
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2,5 балла.
Задание 3.
А) – 8
Б) – 5
В) – 1
Г) – 3
Д) – 10
Е) – 9
Ж) – 6
З) – 7
И) – 4
К) – 2
Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно выполненное задание, всего 5 баллов.
Задание 4.
А) «Барышня - крестьянка» - Лиза - Акулина
Б) «Дубровский» - Владимир Дубровский - разбойник
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 5. «Полковник наш рожден был хватом…»
ХВАТ (разг.) - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.
Оценка: 1 балл за правильно найденное слово и 1 балл за его толкование, всего 2 балла.
Задание 6.
А). 1) Константинополя;
Б). 3) основанию Петербурга.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 7.
А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да
Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов
Задание 8. Например: М.Ю.Лермонтов «Бородино» - стихотворение, И.А.Крылов «Волк на псарне» - басня.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 9. Творческое задание: содержание работы полностью соответствует теме (1 балл); фактические ошибки отсутствуют (1 балл); содержание излагается последовательно (1 балл); работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления (3 балла); достигнуто стилевое единство и выразительность текста (2 балла), грубых орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки отсутствуют (2 балла). Всего 10 баллов.
Максимальное количество 36 баллов
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
8 класс
Задание 1. А) Н.М. Карамзин «Наталья, дочь боярская»;
Б) И.С. Тургенев «Бежин луг»;
В) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;
Г) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»;
Д) В.Г.Распутин «Уроки французского».
Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 2. Жанры (рассказ, роман, пословица, басня, баллада, поэма), тропы
(гипербола, метафора, аллегория, антитеза, инверсия), стихотворные размеры (дактиль, хорей, ямб, анапест).
Оценка: 0,5 балла за каждый правильный ответ, в том числе правильное распределение слов по группам, всего 9 баллов.
Задание 3. Гипербола ( от греческого «преувеличение») – это стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения с целью усиления выразительности и подчеркивания сказанной мысли. Примеры: «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.» (Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») или «Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь…» (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Оценка: 1 балл за определение, 2 балла за примеры, всего 3 балла.
Задание 4. А) - 3; Б) - 6; В) - 8; Г) - 4; Д) – 7 ; Е) – 1 ; Ж) – 5 ; З) – 2
Оценка: за каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 4 балла.
Задание 5. А) ямб, перекрёстная – Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Б) ямб, перекрёстная - Г. Державин
В) ямб, парная - М. Ломоносов
Г) амфибрахий, перекрёстная – Н.Некрасов
Оценка: 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего 6 баллов.
Задание 6. Правильный ответ В)
Оценка: 1 балл.
Задание 7. Правильный ответ Б)
Оценка: 1 балл
Задание 8. «Функции» древнегреческих богов:
А) Гелиос – бог солнца
Б) Аид – бог царства мертвых
В) Гермес – бог торговли, вестник богов
Г) Арес – бог войны
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 9. А) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» - Лиза Муромская
Б) А.С.Пушкин « Дубровский» - Марья Кирилловна Троекурова
В) М.Горький «Детство» - бабушка Акулина Ивановна
Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 10. Учащийся обнаруживает понимание смысла цитаты (1 балл), формулирует свое мнение с учетом позиции автора (1балл); выдвигает необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы (2 балла); демонстрирует умение обосновывать свои суждения (1 балл); обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины (2 балла);
Обоснованно и разносторонне привлекает тексты литературных произведений (1 балл).
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов (1 балл); работа отличается языковой грамотностью (1 балл).
Оценка: 10 баллов
Максимальное количество 44 балла
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
9 класс
Задание 1.
А) Чацкий
Б) Печорин
В) Хлестаков
Оценка: за каждый правильный ответ по 1 баллу, всего 3 балла.
Задание 2.
А) М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Б) Н.А.Некрасов «Железная дорога»
В) Н.В.Гоголь «Ревизор»
Г) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Оценка: за каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 4 балла.
Задание 3. А - 3, Б - 1, В - 2.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ, всего 3 балла.
Задание 4. Правильный ответ Б.
Оценка: 1 балл
Задание 5. Правильный ответ В.
Оценка: 1 балл
Задание 6. «Алеко» (по поэме «Цыганы»), «Дубровский», «Станционный смотритель», «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Метель» и другие.
Оценка: 1 балл, всего 5 баллов.
Задание 7.
А) гипербола
Б) эпиграф
В) лирика
Г) гротеск.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2 балла.
Задание 8. Холмогоры – М.В. Ломоносов
Полтавщина – Н.В. Гоголь
Ясная Поляна – Л.Н. Толстой
Нижний Новгород – Максим Горький
Таганрог – А.П. Чехов
Ярославль – Н.А.Некрасов
Тарханы – М.Ю.Лермонтов
Оценка: за каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 3,5 балла
Задание 9.
А – 5, Б – 6, В – 7, Г – 2, Д – 3, Е – 4, Ж – 1.
Оценка: за каждый правильный ответ 0,5 балла, всего 3,5 балла.
Задание 10. Примерный текст ответа
Тема Родины, России – одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В.Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия… в первой строке и Россия! – в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение «матерь моя, Россия!» позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.
Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека – с образом матери (Мать-земля, Родина-мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира – не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту, - а живой, реальный образ русской женщины – матери, с её нелегкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.
Метонимический образ-обобщение «руки» (не вообще, а «твои») вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:
Вот говорят: Россия…
Реченьки да берёзки…
А я твои руки вижу,
узловатые руки,
жёсткие.
Сторонне-неопределённому «говорят» противопоставлено конкретно-личное «вижу», многоточиям первых строк противопоставлена твердая точка в пятой строке.
Ключевой образ «Руки» проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально-личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика «твои». Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В.Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив еще раз глагол «вижу» в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Монолог-оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:
Я на сердце согреть бы рада
натруженные твои руки.
Как спасенье своё держу их,
волнения не осиля.
Это подготавливается той характеристикой, которую поэт дает ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений-эпитетов рук матери. Их употребление культурно-исторически и причинно-следственно обусловлено. При всей номинативной значимости – «узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные» - они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери-Родины.
Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В.Тушновой руки матери – самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.
Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В.Тушновой – гимн в честь рук человека-созидателя, человека-труженика.
Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:
Добрые твои руки,
прекрасные твои руки,
матерь моя, Россия!
Оценка: за ответ на каждый вопрос – 1 балл, всего 10 баллов.
Максимальное количество 36 баллов.
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
10 класс
Задание 1. А) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»;
Б) А.С.Пушкин « Евгений Онегин»;
В) Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;
Г) Н.В.Гоголь «Мертвые души»;
Д) А.Н.Островский « Гроза».
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 2.
А) М.Ю.Лермонтову;
Б) М.В.Ломоносову;
В) А.С.Пушкину;
Г) В.А.Жуковский.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 3. А) Сказ Б) Баллада В) Романтизм Г) Реализм Д) Аллегория
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 4. А) Л.Н.Толстой;
Б) И.А.Гончаров;
В) М.Е.Салтыков - Щедрин;
Г)Н.А.Некрасов;
Д) Н.А.Островский;
Е) Ф.И.Тютчев;
Ж) И.С.Тургенев;
З) А.С.Пушкин.
Оценка: по 0,5 балла за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 5. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
Вергилий Публий Мирон – римский поэт, автор поэмы «Энеида»; Жан Расин – драматург, глава французского классицизма, автор трагедии «Федра»; Вальтер Скотт – английский писатель, автор исторических романов «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.; Джордж Байрон – поэт, глава английского романтизма, автор поэм, элегий, лирических циклов; Сенека – римский философ, драматург; Мартын Задека – вымышленное лицо, якобы живший в 6 веке прорицатель, по книгам которого пытались разгадывать сны.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 6. «Чайка»
Оценка: 1 балл
Задание 7. Александринский театр, в Петербурге.
Оценка: 2 балла.
Задание 8.С.П.Дягилев.
Оценка: 1 балл.
Задание 9. Инверсия.
Оценка: 1 балл.
Задание 10. Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
- Обнаружить понимание проблематики стихотворения, в котором автор размышляет о юности.(2 балла)
- Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Для юного человека весь мир нов и молод. Пробуждение души и чувства в юном человеке обновляет и весь мир вокруг него.(2 балла)
- Отметить характерные поэтические средства стихотворения. В стихотворении сопоставляются образы вечного и нового, старого и юного. Голый сад, слово «холод» навевают мысль о старости, вечности. Лунная ночь, цветущие яблони, соловей - стандартные поэтические образы. Но старый мир обновляется от встречи с юностью, образами которой служат весна, молодая птица (которая только «пробует» петь) и, конечно, девочка в открытом окне.(3 балла)
Бунин словно со стороны смотрит на мечтающую девочку и любуется вечной новизной и красотой первых волнений души, первых человеческих переживаний.(3 балла). Всего 10 баллов.
Максимальное количество 37 баллов.
Ключи к олимпиадным заданиям по литературе
11 класс
I. Знание текстов художественных произведений
Задание 1.
А) Обломову (И.А.Гончаров «Обломов»);
Б) Базарову (И.С.Тургенев «Отцы и дети»);
В) Мармеладову (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»);
Г) Николаю Ивановичу Чимше – Гималайскому (А.П.Чехов «Крыжовник»);
Д) Раневской (А.П.Чехов «Вишневый сад»).
Оценка: по 0,5 за каждый правильный ответ, всего 7,5 баллов.
Задание 2.
А) «Палата №6»;
Б) «Студент»;
В) «Человек в футляре»;
Г) «Дама с собачкой»;
Д) «Душечка».
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ, всего 5 баллов.
Задание 3. О В.Г.Белинском.
Оценка: 1 балл
Задание 4.
Символизм – Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, А.Белый, А.А.Блок, М.А.Врубель, В.Э. Борисов – Мусатов, А.Н.Скрябин.
Футуризм – К.С.Малевич, В.В.Кандинский, П.П.Кончаловский, А.Е.Крученых, В.Хлебников, В.В.Маяковский.
Акмеизм – Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам.
Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего 9 баллов.
Задание 5. «Свои люди – сочтемся!» А.Н.Островского.
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 1 балл.
Задание 6.
А) синекдоха;
Б) утопия.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 2 балла
Задание 7. «Брат нежный мой! Сестра моя».
Оценка: 1 балл.
Задание 8. А – 4, Б – 3, В – 1, Г – 2, Д – 5
Оценка: 0,5 балла за правильный ответ, всего 2,5 балла.
Задание 9. А) И.А. Крылов; Б) В.А. Жуковский; В) Д.И. Фонвизин; Г) А. Грибоедов.
Оценка: 1 балл за правильный ответ, всего 4 балла.
Задание 10. Творческое задание.
Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, формулирует свое мнение с учетом позиции автора (1балл); выдвигает необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы (2 балла); демонстрирует знание проблематики произведения, умение обосновывать свои суждения (1 балл); обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины (2 балла);
Обоснованно и разносторонне привлекает текст литературного произведения (цитаты, краткий пересказ содержания, микротем текста и их интерпретация и др.)(1 балл).
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов (2 балла); работа отличается языковой грамотностью(1 балл).
Оценка: 10 баллов
Максимальное количество 43 балла
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.