Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №2»
Урок по обществознанию
9 класс
Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»
Разработал: Казьмиров Вадим Григорьевич
Учитель истории и обществознания.
Второй квалификационной категории.
2019 г.
Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»
Цели урока: повторить и обобщить изученный материал , выявить и устранить пробелы в знаниях учащихся по разделу «Право»; развивать память, логическое и конструктивное мышление; воспитывать юридически грамотную личность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Учебные пособия: учебник, плакаты с высказываниями великих людей о праве.
Ход урока
I. Оргмомент
Здравствуйте ребята. Сегодня мы подводим итог изученному блоку тем, которые объединяет понятие ПРАВО. Вы обратили внимание что изучению этого вопроса в курсе обществознания 9 класса отводится большая часть времени. Как вы думаете почему?
В жизни любого государства, общества и каждого человека важную роль играет право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.
И вот сегодня мы с вами вернёмся к тем темам, которые мы проходили ранее.
II. Повторение изученного.
Перед вами лежат бланки которые вы будете заполнять входе нашего урока.
1. Блицопрос:
1. Кто является главой государства (Президент)
2. В каком документе прописаны права и свободы человека и гражданина? (Конституция)
3. Уголовная ответственность наступает с… лет (14)
4. В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)
5. Президент может приказать судье принять «нужное» решение? (Нет)
6. Гражданские Неотъемлемые Личные права, это…. (Право на жизнь, свободу, имя, родителей и др.)
7. Нецензурная брань в школе – это издержки культуры или противоправное деяние? ( мелкое хулиганство)
8. Что в переводе обозначает слово «демократия»? (Власть народа»)
9. Что обозначает понятие «презумпция невиновности»? (Человек не считается преступником до оглашения приговора судом)
10. Источником «Гражданского права» Является ( «Гражданский кодекс»).
2.Задание «Ты – мне, я – тебе»
В процессе своей жизни человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. Заболев, мы вступаем в отношения с врачом, в качестве покупателей – с продавцом магазина, и многие из этих отношений, регулируются нормами права, то есть являются правоотношениями и одним из их признаков является наличие субъектов и объектов. Пожалуйста скажите, что мы относим к субъектам правоотношений, а что к объектам.
Субъекты правоотношения – это участники правоотношений;
Объектом правоотношения - являются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в данное правоотношение.
Содержания правоотношения, под которым понимается права и обязанности участников правоотношения.
Ваше задание придумать по 3 правовые ситуации желательно из разных областей жизни друг другу, ответить, кто в этих ситуациях является субъектом, а что объектом права.
Пример: Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив месяц, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду .
«Сбой» в правовых отношениях ведёт к правонарушениям, проступкам и преступлениям. Чем они отличаются? Степенью тяжести, наказанием)
3.Задание «Закончи предложение»
Пример: Водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок), но однажды он сбил пешехода (преступление).
- Любил пошутить над малышами: толкал, бил, ставил подножки, но однажды…
- Нарушал правила эксплуатации технических приборов, находящихся в лаборатории, но однажды…
- Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках, но однажды…
Сделайте вывод (преступление от проступка отделяет тонкая грань, чаще проступок становится причиной преступления)
Минутка отдыха.
Что регулирует правовое поведение в обществе? (Закон). Сейчас я зачитаю вам самые нелепые законы, собранные со всего мира (Д. Кромби «Самые глупые законы мира):
Англия:
Запрещается свешивать кровати с окон.
- Женщинам запрещается есть шоколад в общественных местах
- Противозаконным считается бить жену после 9 вечера.
Франция:
Запрещается парковать летающие тарелки в виноградниках.
Канада: Запрещается подниматься на борт летящего самолёта.
США:
штат Аризона - Ослам запрещается спать в ванной.
г. Литл-Рок - Собакам не разрешается лаять после 6 ч. вечера.
штат Коннектикут – Пешеходам запрещается переходить дорогу на руках.
г. Девон – После захода солнца запрещается ходить спиной вперёд.
штат Колорадо – В ходе свадебной церемонии запрещается бросать туфли в жениха и невесту.
4 Задание «Знаете ли вы закон?».
Ученик разбил стекло (административная).
Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).
Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).
Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).
Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (уголовная).
Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).
5. Задание Имею права и не только
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)
9. Выбор формы образования. (Право)
10. Носить школьную форму. (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе. (Право)
12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
14. Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.
6. задание «Отрасли права»
Сейчас ребята мы с вами сыграем фрагмент игры викторины своя игра. За каждый правильный ответ вы записываете себе баллы.
И в заключении нашего урока хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
III. Подведение итога урока
1.Выставление оценок
2.Рефлексия:
Я (доволен/не доволен) своей работой на уроке
Сегодня на уроке мне не хватало…
Урок для меня был…
IV. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.