Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.
Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.
· Частная собственность
· Свобода предпринимательства
· Личный интерес участников рынка
· Конкуренция
· Активный учёт спроса и предложения.
· Нерегулируемая цена, спрос, предложение
· Свободное ценообразование.
· Посредническая – связывает продавцов и покупателей
· Ценообразовательная – цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
· Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
· Регулирующая – благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
· Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
· Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.
Типы рынков по отношению к закону
· Легальный (то есть оформленный официально)
· Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)
Типы рынков по степени регулируемости:
· Регулируемый (контролируется государством)
· Нерегулируемый (государство не вмешивается).
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам(примеры найдут сами)
· Потребительские товары и услуги (одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр.)
· Продажа факторов производства (земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр.)
· Рынок труда (места для трудоустройства, вакансии)
· Рынок научно-технических разработок, инноваций
· Рынок средств производства (машины, оборудование)
· Рынок валюты
· Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)
· Рынок интеллектуальных продуктов( продукты духовной деятельности)
· Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
Типы рынков по территориальному признаку
· Местный (городской, сельский)
· Национальный (российский)
· Региональный (европейский)
· Мировой
Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Спрос зависит
· От денежных доходов покупателей
· От размеров рынка (чем больше размер рынка, тем меньше будет спрос на ваш товар).
Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Предложение зависит
· От цен на ресурсы (например, повысили цены на электроэнергию, снизилось предложение, так как увеличились расходы предпринимателя)
· От налогов
Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.
Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)
Свободная (совершенная, чистая) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.
Несовершенная конкуренция.
· Монополистическая (от греч. один + продаю) – рынок, на котором многочисленные продавцы продают схожие, но не идентичные товары.
· Олигополия (от греч. несколько + продаю) – рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм.
· Чистая монополия – рынок, на котором есть только один продавец
Достоинства.
· Наличие больших прав у производителей и потребителей.
· Наличие конкуренции, приводящей к повышению качества продукции и услуг.
· Появление новых продуктов на рынке
· Широкое использование новых технологий производства
Недостатки.
· частые кризисы, инфляция, безработица.
· Безжалостное, потребительское отношение к природе.
· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.
· снижение конкуренции
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.